Денарий, серебро Дата чеканки: 82 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.52 г
диаметр:
18 мм
ось:
6 ч.
АВЕРС:
Голова Аполлона в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
L. CENSOR.(Lucius Censorinus) — сатир, Марсий, идет влево и несет бурдюк на плече; правая рука поднята; он обнажен, не считая котурнов на ногах; позади него колонна, увенчанная драпированной фигурой (BMCRR, RSC: Минерва (?); Babelon, CRR: драпированная фигура; RRC: Виктория)1. Кайма из точек.
Сохранность: good EF * Дата чеканки: 82 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 83 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 82—81 гг. до н. э., Рим, монетный двор A (CRR); ок. 82 г. до н. э. (RSC); 82 г. до н. э. (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. From the Dr. Nicholas Lowe Collection; Ex Numismatica Ars Classica, Auction 15, lot 104 (18.05.1999, цена реализации: 560 CHF). Roma Numismatics Limited — Auction 18, lot 857 (29.09.2019). Цена реализации: 380 GBP.
Род Марциев был патрицианским. Члены этого рода гордились тем, что среди их предков числились цари Нума Помпилий и Анк Марций, чьи головы они изображали на монетах. Ветвь Марциев, взявших себе имя Рексов, считала, что они происходят от Мамерка, сына Нумы1. Кориолан, герой войны с вольсками, также является одним из известных предков этого рода. Гай Марций Рутил Цензорин получил консульство в 444 г. (310 г. до н. э.). На монетах имеются следующие имена: 1. Квинт Марций Либон; 2. Марк Марций, сын Марка; 3. Квинт Марций Филипп; 4. Луций Марций Филипп; 5. Квинт Марций; 6. Гай Марций Цензорин; 7. Луций Марций Цензорин; 8. Марций Филипп.
MRR (Babelon), т. II, с. 194—195, к Marcia 24—27 (1885 г.):
7. Луций Марций Цензорин
Монетарий 670 г. (84 г. до н. э.).
Этот персонаж был монетным триумвиром с Публием Крепусием и Гаем Мамилием Лиметаном1. Дата денариев, которые они чеканили, была определена путем исследования находок, на которых обозначены их имена; но нам известно очень мало о каждом из монетариев. Моммзен2 полагает, что Луций Цензорин, вероятно, брат монетария Гая Марция Цензорина, чьи монеты мы только что рассматривали. Он считает его отцом Луция Марция Цензорина, сына Луция, одного из самых горячих сторонников Марка Антония, бывшего претором в 711 г. (43 г. до н. э.) и консулом 715 г. (39 г. до н. э.). На денарии № 24 сатир Марсий напоминает об имени «Марций»3; Эккель (Eckhel) полагает, и не без оснований, что это статуя Марсия, возведенная на форуме4; Марсий, сын Либера, был символом свободы в колониях италийского права, и его изображение на монетах символизировало с.195 обладание колонией латинского права5. Статуя стояла не только в Риме на форуме, как символ Свободы, но и в нескольких городах Малой Азии и Африки6. Что касается колонны, виднеющейся за статуей Марсия на денарии Луция Цензорина, то Каведони предполагает, что это упоминаемая Фестом статуя комедийного актера, воздвигнутая на Вулканале7.
1V. Fr. Lenormant. La Monnaie dans l’antiquité, т. III, с. 519.
5Servius. Ad Aeneid., 3, 20; Cf., Gazette archéologique, 1878, с. 19.
6H. Jordan. Marsyas auf dem Forum in Rom. in-4, Berlin, 1883.
7Cavedoni. Ripostigli, c. 105; Mommsen. Monn. rom. т. II, c. 431, прим. 3.
MRR (Babelon), т. II, с. 194—195, прим. к Marcia 24 (1885 г.):
Разновидности: Мы отметили следующие символы: ветвь, венец, краб, лебедь, лист плюща, топор, лира, пальмовая ветвь, трезубец. Эти символы помещены или перед или позади головы. На реверсе мы отметили буквы латинского алфавита, прямые или наклонные; также там встречаются цифры II и VI.
Существуют образцы этого денария варварской чеканки: изображение и легенда там почти неузнаваемы.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 338, прим. 1 (к №№ 2657—2663) (1910 г.):
Выше упоминалось, что этот монетарий был одним из членов триумвирата по чеканке монеты, а его коллегами были Публий Крепусий и Гай Мамилий Лиметан (см. с. 336); приводились и некоторые подробности его жизни.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 338, прим. 2 (к №№ 2657—2663) (1910 г.):
Изображение на монетах Цензорина явно указывает на музыкальное состязание между Аполлоном и Марсием, сопровождавшееся для последнего столь пагубными последствиями. Трудно объяснить, почему монетарий выбрал это изображение, если только не предположить, вслед за Каведони (Cavedoni, Saggio, с. 54), существование какой-то связи между именем «Марсий» и «Марции» (род, к которому принадлежал монетарий), но это предположение, наверное, слишком оригинально. Эккель (Eckhel, Doct. num. vet., т. IV, с. 493) идентифицировал эту фигуру Марсия как аналогичную статуе, стоявшей на форуме в Риме возле ростр, трибуны и путеала Либона. Статуи Марсия с поднятой рукой часто устанавливались на форумах античных городов, которым было предоставлено италийское право, согласно Сервию (in Aeneid, IV. 58) — в знак свободы государства, ибо он был служителем Вакха, бога свободы. Так, Марциал (II. 64, 7) упоминает о нем в этой роли:
…делами кишит каждый форум:
Даже сам Марсий бы мог стряпчим заделаться тут.
Однако вполне возможно, что статуя, стоявшая на месте отправления правосудия, должна была напоминать о состязании между Марсием и Аполлоном и демонстрировать суровое наказание за надменную самонадеянность. Фигура на колонне позади Марсия вызывает сомнения. Она задрапирована и, видимо, держит копье и щит и, как таковая, может быть Минервой, или Афиной, чью флейту украл Марсий; но другие авторы (Cavedoni, Ripostigli, с. 105) склонны видеть в ней статую комедийного актера, воздвигнутую на Вулканале и упомянутую Фестом (s. v. Statua).
Судя по знакам монетного двора, самостоятельная чеканка Цензорина была невелика. Бабелон (т. II, с. 195) утверждает, что буквы, использовавшиеся в качестве знаков монетного двора, помещены вертикально или сбоку. Однако несколько экземпляров в Британском музее, по-видимому, имеют буквы только сбоку.
CRR (Sydenham), с. 89 (к №№ 617—767) (1952 г.):
ПЕРИОД VI. 90—79 гг. до н. э.
СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА, «СЕМУНЦИАЛЬНЫЙ» СТАНДАРТ, СЕРРАТЫ И ВОЕННАЯ ЧЕКАНКА
Ок. 90—88 гг. до н. э.. Союзническая война. Чеканка Марсийской конфедерации (Серия 31).
Ок. 90—85 гг. до н. э. Союзническая война. Рим (монетный двор А) и вспомогательный монетный двор B. «Семунциальный» стандарт (Серия 32).
Ок. 85—83 гг. до н. э. Рим (монетный двор A), вспомогательный монетный двор B (Серия 33).
Ок. 82—80 гг. до н. э. Рим (Монетный двор A). (Серия 34).
Ок. 82—79 гг. до н. э. Серраты, Вспомогательный монетный двор B. (Серия 35).
Ок. 85—74 гг. до н. э. Монетная чеканка в Галлии, Испании и на Востоке (Серия 36).
О контрмарках на типах 1a—c см. табл. XXIX на с. 378; каждая контрмарка имеет не более одного штемпеля. Я более не считаю, что этот выпуск необычайно редко встречается (вопреки мнению, высказанному в PBSR 1966, 21—22).
Монетарий, вероятно, — отец Луция Марция Цензорина, консула 39 г.; если монетарий не был проскрибирован, то его можно идентифицировать с тем Цензорином, который засвидетельствован как легат в 70 г.
с.378 Тип реверса, вероятно, изображает Марсия просто в качестве намека на номен монетария (ср. № 410 и др.). Представляется невероятно натянутым предположение, что этот тип демонстрирует либо сочувствие притязаниям марсов на свободу (G. Tibiletti, Festschrift Betti IV, 352, особ. 358 прим. 37; B. Kapossy, SM 1965, 78) или даже общее одобрение идеологии популяров (прежде — мое собственное мнение, NC 1964, 148 прим. 2). Последующее использование Марсия для обозначения требования свободы вообще (Сервий к Verg., Aen. III, 20; IV, 58 с комментариями P. Veyne, Rev. Phil. 1961, 87) не имеет к этому отношения. Статую Виктории ср. с № 346/3—4.
ТАБЛИЦА XXIX. Контрмарки на денариях Луция Цензорина
1
Лист слева
/I
Париж, A 12430
2
Пальмовая ветвь слева
/I
Париж, A 12432
3
Колос пшеницы справа
/II
Париж, A 12440
4
Лира справа
/II
Бонацци 869
Нет метки
/V
Париж, A 12445
5
Муравей справа
/VI
Хеберлин 1511 = Берлин
6
Ветвь слева
/A
Хеберлин 1508 = Берлин
7
Трезубец справа
/A
Хеберлин 1509 = Берлин
8
Краб слева
/C
Париж, A 12424
9
Лотос справа
/C
Турин, Sop. 8843
10
Венок слева
/D
Париж, A 12425
5
Муравей справа
/D
Глазго
11
Фасции слева
/E
Париж, A 12431
10
Венок слева
/F
Париж, A 12426
12
?справа
/F
Ватикан 4086
13
Щит слева
/K
Ватикан 4089
6
Ветвь слева
/L
Париж, A 12427
14
Крыло справа
/L
Париж, A 12437
15
?справа
/L
Ватикан 4088
16
?справа
/N
Париж, A 12443
3
Колос пшеницы справа
/O
Хеберлин 1510 = Берлин
17
Стрела справа
/O
Британский музей
18
?справа
/S
Париж, A 12444
19
Факел справа
/
Париж, A 12439
4
Лира справа
/
Париж, A 12441
20
Цветок справа
/
Prix 173
Контрольные цифры и буквы на реверсе всегда на той же стороне.
Монета из Неаполя, F 1995, опубликованная в качестве образца с пальмовой ветвью на аверсе и без контрмарки на реверсе, на самом деле является образцом с пальмовой ветвью и буквой I. Что касается двух образцов с необычными комбинациями контрмарок, опубликованных Риччио (Riccio), Catalogo, 137, то экземпляр с венком и буквой I на самом деле имеет венок и букву F, а экземпляр с насекомым и буквой X плакирован.
RRC (Crawford), с. 377, прим. 1 к № 363 (1974 г.):
Не носит на голове pileus (вопреки мнению, например, A. Reinach, Klio 1915, 337; G. Tibiletti, Festschrift Betti IV, 353—354).
RSC (Seaby), т. I, с. 64, прим. к Marcia 24 (1978 г.):
Этот тип указывает на музыкальное состязание между Аполлоном и Марсием, которое имело столь пагубные последствия для последнего.