Конь стоит вправо (RRC: парфянский конь), с уздечкой и седлом, к которому прикреплен мешок (BMCRR: [чехол для лука?], CRR: чехол для лука; RRC, RCTV: чехол для лука и колчан).
Сохранность: about EF * Дата чеканки: ок. 40—39 гг. до н. э., Восток (BMCRR, CRR); 40 г. до н. э., монетный двор, следующий с Кв. Лабиеном (RRC); 40 г. до н. э., Сирия или юго-восток Малой Азии (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC RR, RRC. Ex Magnaguti Collection, Auction P. & P. Santamaria, Rome, 14 October 1949, lot 2348. Ex Evans Coll., Auction Naville Ars Classica XVII, Geneva, 3. October 1934, lot 1117. UBS Gold & Numismatics — Auction 78 Lot 1181 (9 Sep 2008). Estimation: 15000 CHF ($13287). Price realized (do not include buyer’s fees): 72000 CHF ($63779 — 9 Sep 2008).
MRR (Babelon), т. I, с. 222—223, к Atia (1885 г.):
XVII. АТИИ
Имя рода Атиев иногда пишется как Accia, Actia, Ateia. Происхождение Атиев туманно, они становятся известными только в I в. до н. э.; они выдумали себе поэтическую генеалогию, связывая себя с божественным пастухом Атисом:
Атис — ведут от него латиняне Атии род свой (перевод С. А. Ошерова).
Среди членов этого рода следует назвать трагического поэта Луция Атия, который родился в 584 г. (170 г. до н. э.) и которого знал Цицерон2. Атеи Капитоны, среди которых числится юрисконсульт Гай Атей Капитон, процветавший в начале нашей эры, вероятно, из того же рода. с.223 На монетах фигурируют два имени рода Атиев: Марк Атий Бальб и Квинт Лабиен Парфянский.
MRR (Babelon), т. I, с. 224—225, к Atia 2—3 (1885 г.):
2. Квинт Атий Лабиен Парфянский, император.
714 г. (40 г. до н. э.)
Мы следуем за всеми историками, относя Лабиенов к роду Атиев; но следует признать, что это основано лишь на предположениях и если точно известно, что имя Лабиена носили в роду Атиев, то ничего не доказывает, что этот когномен использовался исключительно в этом роду. Следовательно, нам точно не известно, к какому роду принадлежали Лабиены, сыгравшие важную роль в смутах конца Республики1. Ваддингтон (Waddington) полагает, что Лабиены такая же ветвь рода как Ветулены, Требеллены и некоторые другие, так что следует допустить и существование рода Лабиенов2. Известно об одном Квинте Лабиене, убитом в 654 г. (100 г. до н. э.) при мятеже Сатурнина. Он был дядей Лабиена, народного трибуна 691 г. (63 г. до н. э.). Последний же был знаменитым легатом Юлия Цезаря в Галлии; известно, что в гражданской войне он перешел на сторону Помпея и сражался в Испании, где погиб в сражении при Мунде3. Он отец Лабиена, который чеканил свое имя на монетах, описываемых ниже. Квинта Лабиена, присоединившегося после убийства Цезаря к Бруту и Кассию, республиканцы отправили просить с.225 помощи Орода I, Арсака XV, царя парфян в 710 г. (44 г. до н. э.). Именно он убедил принца Аршакида захватить азиатские провинции римской империи. Лабиен и Пакор, сын Орода, вторглись в Сирию в 714 г. (40 г. до н. э.); они вошли в Антиохию и последовательно завоевали Палестину, Финикию, Киликию, Карию. В это время Квинт Лабиен получил когномен «Парфянский», который он указывал на монетах, которые чеканил в честь своих успехов, чтобы сымитировать благородное римское происхождение; так же как представители благородных родов он чеканил на монетах титул «император» и свое изображение. Но в 715 г. (39 г. до н. э.), сразившись с Публием Вентидием Бассом, полководцем Антония, он вынужден был скрываться, чтобы спастись в Киликии. Обычно считается, что лошадь, которая в одиночестве изображена на реверсе монет, символизирует великолепную парфянскую конницу. Монеты Квинта Лабиена чеканились на Востоке в 714 г. (40 г. до н. э.) и очень редки.
2Waddington. Faste des provinces asiatiques, с. 80.
3M. J. Cumano опубликовал в Revue numismatique за 1867 г., с. 314, неопубликованный ранее денарий Лабиена, вот надпись с него:
«T. LABIENVS (Тит Лабиен). Голова Тита Лабиена в шлеме, вправо. Реверс: CINGVLM (Цингул). Вид города, окруженного зубцами стен. Денарий. Вес 2,21 г».
Эта монета была бы важна исторически, если бы была доказана ее аутентичность. Она действительно дала бы нам нового монетария, Тита Лабиена, отца Квинта Лабиена; в то же время она посвящена основанию города Цингула в Пицене, города, основанного Титом Лабиеном после того, как он ушел из партии Цезаря. Но этот денарий, как заподозрил в своей публикации А. Лонгперье, является произведением современного фальшивомонетчика. Ср. Œuvres de A. de Longpérier, publiées par G. Schlumberger, том III, с. 155.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 500, прим. 1 (к №№ 131—132) (1910 г.):
Большинство современных авторов утверждает, что имя Лабиен было когноменом рода Атиев, но подтверждений этому нет ни в одном античном источнике (Pauly-Wissowa, в статье Attius, т. II, с. 2254). Ваддингтон (Waddington, Fastes des Prov. Asiat., с. 80) справедливо считает это имя родовым, наподобие имен Ветулен, Требеллен и т. д. Квинт Лабиен был сыном Тита Лабиена, который занимал должность народного трибуна в 63 г., командовал частью армии Цезаря в Галлии, но позднее, присоединившись к партии Помпея, участвовал в битвах при Фарсале, Тапсе и Мунде, встретив в последней свою смерть. Его сын Квинт после убийства Цезаря присоединился к Бруту и Кассию в Македонии и был направлен в Парфию, чтобы получить помощь от Орода, но прежде, чем соглашение с парфянским царем было достигнуто, пришли вести о битвах при Филиппах. Поскольку Лабиен едва ли мог надеяться на прощение от Антония, он убедил парфян напасть на римские провинции в Азии и вместе с Пакором, сыном Орода, захватил Сирию, взял Антиохию и затем Палестину, Финикию, Киликию и Карию, убедив ветеранов Кассия и Брута, занимавших города в этих областях, вступить в его ряды. В следующем году Лабиен встретил сопротивление Публия Вентидия, легата Антония (см. выше, с. 403) и, не сумев объединить свои силы с Пакором, потерпевшим поражение, бежал в Киликию, где некоторое время скрывался, но затем был схвачен Деметрием, вольноотпущенником Октавия, и казнен (Dion Cassius, XLVIII. 24—26).
Золотые и серебряные монеты с именем Лабиена, вероятно, были отчеканены в Антиохии в Сирии после того, как он принял титулы «Парфянский» и «Император». Это должно было произойти либо в конце 40 г., либо в начале 39 г. Монеты, несомненно, были предназначены для римских легионов в его армии, остатков тех легионов, которые сражались за Брута и Кассия. На аверсе изображен портрет самого Лабиена, который таким образом следовал примеру не только триумвиров, но и Брута, своего бывшего командира. В связи с тем, что он принял титулы «Парфянский» и «Император», Дион Кассий (XLVIII. 26) отмечает, что Лабиен отступил от обычая римских полководцев, которые брали такие имена от названий побежденных ими народов, — а он, напротив, взял свое имя в честь народа-победителя. Именно с намеком на этот титул Гибрей, защитник Миласы, направил Лабиену язвительное послание о том, что будет называть себя «Карийским императором» (ἐκείνου γὰρ ἀνειπόντος ἑαυτὸν Παρθικὸν αὐτοκράτορα «οὐκοῦν» ἔφη [Ὑβρέας] «κἀγὼ λέγω ἐμαυτὸν Καρικὸν αὐτοκράτορα» — Strabo, XIV. 2, 24). Однако Лабиен принял имя «Парфянский», чтобы показать, что является союзником парфян. Оно не является определением имени «император».
Конь на реверсе — это указание на легкую конницу, которой столь прославилась Парфия и которая так часто оказывалась губительной для римских легионов. Юстин (XLI. 3) сообщает о парфянах и их конях: «Они все время передвигаются на конях; на них являются на войну, на пиры, по частным и государственным делам; на них ездят, стоят, торгуются, беседуют» (Equis omni tempore vectantur; illis bella, illis convivia, illis publica ac privata officia obeunt; super illos ire, consistere, mercari, colloqui). Фигура коня изображена мастерски. Его маленькая голова, довольно толстая шея, короткие ноги и длинный хвост, вероятно, реалистичны. Он составляет очень благоприятный контраст с аналогичными изображениями на республиканских монетах, особенно на монетах, отчеканенных примерно в это же время в Галлии (см. илл. CIV, №№ 13, 14; CV, № 3). Это живое существо, а не просто статуя. Предмет, свисающий с седла, — по-видимому, скорее чехол для лука, чем стремя.
Известно только два экземпляра этого аурея: экземпляр в Британском музее, ранее находившийся в коллекции Блака, и экземпляр в Парижском кабинете, поступивший в 1889 г. (Rev. Num., 1899, с. 177).
RRC (Crawford), с. 529, к № 524 (1974 г.):
Квинт Лабиен Парфянский чеканит монеты для республиканских войск, находившихся под его командованием после его первых успехов, достигнутых при помощи парфян (хорошее изложение событий на английском языке см. в работе R. K. Sherk, Documents, 159—160); его когномен (о котором см. Dio, XLVIII, 26, 5) неправильно понят Страбоном (XIV, 2, 24; а также Тарном (W. W. Tarn, CAH X, 47) и Грантом (M. Grant, FITA, 411) как определение титула «император».
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2010 г.):
Век императоров изобиловал честолюбивыми полководцами, поскольку высоко ценился каждый, кто мог вести людей в бой. Верность же в этом окружении не всегда была самым ценным качеством, ибо во многих случаях с изменами не только мирились, но к ним склоняли и их поощряли. Историческая традиция обычно принижает изменников, но часто мы не посвящены во множество факторов, с которыми столкнулись эти люди: от скрытых личностных конфликтов до неожиданных политических или военных событий. Вероятно, в таком благоприятном свете и следует судить Лабиена, одного из решительных командиров в этой беспорядочной главе римской истории.
Первоначально Брут и Кассий направили Лабиена в Парфию, чтобы просить помощи у царя Орода II, но он еще не успел достичь своей цели, как его командиры потерпели поражение при Филиппах в октябре 42 г. до н. э. Таким образом, Лабиен оказался в затруднении, не имея возможности вернуться на Запад. Вместо того, чтобы подвергнуться каре со стороны Антония и Октавиана, Лабиен изменил стратегию и убедил Орода II вторгнуться в Сирию, причем сам разделил командование с сыном царя Пакором I.
Вторжение, вероятно, началось в начале 40 г. до н. э., когда Антоний разрывался между эти бедствием и столь же острым кризисом на Западе, где его брат Луций потерпел поражение от Октавиана в Перузийской войне. Антоний решил отплыть на Запад, чтобы встретиться с Октавианом, а тем временем многие города и легионы перешли на сторону Лабиена, который представлял себя последним осколком дела республиканцев. Лабиен и Пакор сначала нанесли поражение назначенному Антонием наместнику Луцию Децидию Саксе, а затем разделили силы: Лабиен вторгся в Малую Азию, а Пакор двинулся на Палестину и Финикию. В начале 39 г. Антоний отреагировал на это, отправив своего легата Вентидия для восстановления порядка, что он и выполнил весьма эффективно. Он в этом же году взял в плен и казнил Лабиена у Киликийских ворот, а вскоре после этого вытеснил Пакора и его армию за Евфрат.
На этом знаменитом аурее изображен портрет злосчастного Лабиена, который идентифицирован по имени, по титулу «император» и по когномену Парфянский, который принял в честь успешного привлечения парфянской помощи на свою сторону. На реверсе нет никакой надписи, но изображен взнузданный конь, снаряженный седлом и чехлом для лука; несомненно, он представляет конный контингент армии вторжения численностью около 20 тысяч. В сущности, он прославляет знаменитую парфянскую конницу, и таким образом эту монету можно считать принадлежащей двум культурам: ее аверс посвящен римлянам, а реверс — парфянам.