Сохранность: about EF * Дата чеканки: ок. 36 г. до н. э. (RPC); неопределенный монетный двор (BMC). Описание аверса и реверса приводится по BMC, RPC. From the Guy Weill Goudchaux Collection. Classical Numismatic Group, Inc. — Triton XIII, lot 304 (05.01.2010). Оценочная стоимость: 30000 USD. Цена реализации: 45000 USD (сумма не включает комиссию аукциона).
RPC (Burnett, Amandry, Ripollès), т. I, с. 601—602 (к №№ 4094—4096) (1998 г.):
Клеопатра и Антоний
На этих хорошо известных монетах Клеопатра изображена на аверсе, а Антоний — на реверсе, как указывает закономерность сочетания штемпелей. Обычно монеты в плохой сохранности и слабо отчеканены штемпелями с неглубокой гравировкой. На них нет прямого указания на монетный двор, а их дата лишь в общем определяется ссылкой на третью императорскую аккламацию Антония (о проблемах ее датировки см. с. 284).
Один экземпляр (Allotte de la Fuye, Florange et Ciani 1925, № 1281 = RN, 1904, илл. VI. 3) был надчеканен парфянской тетрадрахмой Фраата IV в месяце гиперберетае 279 г., т. е., в сентябре 33 г. до н. э. Такой же terminus ante предполагается кладом из Сарнакунка (H. A. Mushegyan, Monetnie Kladi Armenii), смешанным кладом, включающим различные монеты, в том числе несколько тетрадрахм Клеопатры и Антония, но ни одного денария, более позднего, чем аналогичный выпуск Клеопатры и Антония (RRC 543), который Кроуфорд датирует 34 г. до н. э. Кроме того, Г. Р. Бальдус (H. R. Baldus, CRWLR, с. 129) считает, что чеканка тетрадрахм должна была начаться к 276 г. эры Селевкидов (= 37/36 гг. до н. э.), чтобы портрет Клеопатры мог быть скопирован в этом году в Дамаске (4781). Таким образом, 36 г. как дата чеканки представляется вероятным, хотя производство могло продолжаться более одного года.
Вопрос о монетном дворе еще менее ясен. Традиционно эти монеты относили к Антиохии, и эта атрибуция была снова предложена А. Серигом (H. Seyrig, Trésors du Levant, с. 210), и недавно Г. Р. Бальдусом (указ. соч.) и А. Хоутоном и С. Бендэллом (A. Houghton, S. Bendall, ANSMN, 1988, с. 82—83) оба автора основывались преимущественно на том, что тетрадрахмы прекрасно вписались бы в зазор между датированными тетрадрахмами Антиохии между 12 г. (= 38/37 гг. до н. э.) и 19 г. (= 31/30 г. до н. э.). Несомненно, это верно, но такая атрибуция вызывает проблемы. Т. В. Баттри (T. V. Buttrey, ANSMN, 1954, с. 95—109) отверг ее и предположил, что монеты были произведены в другом месте, где-то в Финикии. Его аргументы против отнесения этих монет к Антиохии были основаны на метрологии и на наших сведениях о владениях Клеопатры. Однако метрологический аргумент Баттри неоснователен, так как монеты произведены по тому же весовому стандарту (и даже в том же качестве: см. с. 609), что и тетрадрахмы Антиохии этого же времени:
Габиний
4124
15,35 г (33)
Антиохия, 4—12 гг.
4128—4134
14,78 г (12)
Клеопатра
4094—4096
14,80 г (36)
Антиохия, 19—24 гг.
4136—4149
14,62 г (39)
Тем не менее, второй аргумент, приведенный Баттри, о том, что Клеопатра никогда не правила Антиохией, справедлив и даже усиливается тем соображением, что Клеопатра изображена на аверсе; в других случаях, насколько нам известно, ее портрет появляется только в ее новом царстве (хотя см. Патры 1245, Дамаск 4781, 4783 и Аскалон 4866—4868, с анализом). Баттри также полагает, что стиль портрета Антония достаточно сильно отличается от стиля его портрета на уникальной драхме из Антиохии, чтобы сделать эту атрибуцию маловероятной. Бальдус оспорил это (указ. соч.), но, какой бы вывод ни сделать относительно портретов, нет сомнений в том, что форма букв на двух разновидностях монет различна: на драхмах употреблена форма букв Ε, Σ и Ω, а на тетрадрахмах всегда — Є, C и ω. Характер гравировки тоже кажется различным; штемпели, как уже отмечалось, имеют неглубокую гравировку и слабо отчеканены, в противоположность той продукции, которая несомненно относится к Антиохии и которая глубоко выгравирована и отчеканена.
Еще одну трудность вызывает редкая подгруппа этих монет с лошадиной головой позади Антония (4095, ср. 4096); Своронос счел ее указанием на чеканку в Кирене, но это невозможно, так как Клеопатра на этих монетах изображена как царица Сирии, а не Египта (см. ниже). Предлагалось также отнести эти монеты к Антиохии-на-Гиппии (если отнести сюда монету О из коллекции музея Ашмола). Но лошадиную голову следует также рассматривать в свете уникальной монеты из клада из Сарнакунка с символами R∙ позади Антония. Значение этих дополнительных символов неясно, хотя заманчиво предположить, что они как-то указывают на место чеканки.
Из-за этих проблем отнесение монет к Антиохии представляется сомнительным. Можно согласиться с тем, что перерыв в антиохийской чеканке по крайней мере предполагает, что серебряные слитки, использовавшиеся в Антиохии, были употреблены на эти монеты, хотя это не обязательно означает, что они были отчеканены там. Портреты могут указывать на то, что монетный двор следует искать южнее, в «финикийском» царстве Клеопатры; альтернативное объяснение может состоять в том, что они были отчеканены с.602 Антонием в походе, после зимовки в Антиохии в 37/36 гг. Во всяком случае, это объяснило бы их достаточно грубую технику изготовления.
Эти монеты имеют интересную взаимосвязь с денариями того же типа (RRC 543), хотя следует заметить, что они имеют иную ориентацию штемпеля (тетрадрахмы фиксированы на 12 часах, денарии различаются).
О титулах Клеопатры см. Баттри, указ. соч., который показал, что она названа младшей Клеопатрой Теей, чтобы отличить ее от одноименной царицы из династии Селевкидов, правившей во II в. до н. э.; следовательно, она представляет себя на этих монетах как царицу Сирии, а не Египта, что, возможно, и неудивительно.
RPC (Burnett, Amandry, Ripollès), т. I, с. 602 (к № 4094) (1998 г.):
1. Лондон, Британский музей = BMC 56. Полное исследование штемпеля находится в процессе подготовки. Тот факт, что Клеопатра находится на аверсе, подтверждается тем, что встречаются монеты, на которых сторона Клеопатры отчеканена одним штемпелем, а сторона Антония — разными, но никогда наоборот. В Сирии гораздо чаще встречаются монеты с одинаковыми штемпелями аверса и разными — реверса.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=56347) (2008 г.):
По мере того, как в 30-х гг. до н. э. тянулась борьба между Марком Антонием и Октавианом, географические и политические границы становились еще более четкими. Антоний окопался в Восточном Средиземноморье и при этом вступил в союз с Клеопатрой VII, царицей Египта, первоначальный покровитель которой в Риме, Юлий Цезарь, был убит несколькими годами ранее. На ее стороне был его сын, Цезарион, но ей требовался такой союзник, как Антоний, чтобы она могла надеяться защитить Египет от постоянно расширяющегося контроля Рима. Важно отметить, что манипулировать Антонием было проще, чем Октавианом, который не питал симпатии к мотивам Клеопатры.
Хотя эта женщина ослепительного ума могла считать свой брак с Антонием унизительным в личном плане, она была достаточно коварна, чтобы понимать, что это ее единственный шанс на выживание. Поэтому она, вероятно, охотно чеканила монеты с двойными портретами, такие, как приведенная здесь биллоновая тетрадрахма. Масштаб уступок особенно заметен на данном экземпляре: портрет Клеопатры в очень значительной мере заимствовал черты лица Антония, однако она сохраняет за собой доминирующее положение, поместив свой портрет на аверсе. Вряд ли нужны другие доказательства, чтобы признать, что Клеопатра фактически господствовала над своим супругом, римским полководцем Антонием.
Дата и монетный двор, на котором были отчеканены эти монеты, точно не известны, так как сами монеты не дают о них существенной информации. Обычно их называют отчеканенными в Антиохии, хотя есть серьезные основания считать, что они были выпущены южнее, в финикийских владениях Клеопатры. Предполагалась дата около 36 г. до н. э., и в целом она считается правдоподобной. Если так, то следует считать, что эта чеканка обеспечивала вторжение Антония в Парфию — грандиозный провал, стоивший жизни многим тысячам римских солдат.
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (2010 г.):
Эти тетрадрахмы, отчеканенные после расставания Антония и Октавии, возвещали политический союз между триумвиром и египетской царицей. В отсутствие более определенной альтернативы, этот выпуск можно отнести к Антиохии. В это время Антоний постоянно перемещался по восточным провинциям, а также выступил против Парфии. Поэтому данные монеты могли быть отчеканены где угодно, чтобы облегчить ситуативные выплаты солдатам. Р. Мак-Али (R. McAlee) в книге о римской Антиохии, которая скоро будет опубликована, указывает, что форма букв — C вместо Σ и ω вместо Ω — не соответствует форме букв на антиохийских выпусках этого времени. Эти выпуски с контрольной меткой в форме лошадиной головы слева от головы Антония могут указывать на более восточный монетный двор, связывая его со вторжением Антония в Армению в 34 г., или, более предпочтительно, с походом против Парфии в 36 г. (ср. Shore 92, парфянские бронзовые выпуски с очень похожим образцом лошадиной головы), — события, которые позднее были увековечены в тщательно разработанном политическом шоу в Александрии в 34 г. до н. э. Такие демонстрации ясно показывали политические планы Антония отделить восточные римские провинции, объединить их с царством Птолемеев и создать свою собственную новую империю.