АВЕРС: | ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном. |
РЕВЕРС: | ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу. |
Ссылки: |
GC XV (Mysia, Pergamum) 324 p. 155, pl. XXXI. 5 Von Fritze Pergamon pl. VIII, 8 SNG France 2230 (этот штемпель) |
Сохранность: about EF Редкий. Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 54, лот 504 (24 марта 2010). Оценочная стоимость: 18000 CHF. Цена реализации: 15000 CHF (13995 USD). |
Источник: http://www.acsearch.info |
Когда император, его окружение и армия отправлялись в провинции, это вызывало двойственные чувства: волнение по поводу его визита и беспокойство относительно того, как решить все церемониальные и практические вопросы. Монеты, выпущенные Пергамом к визиту Каракаллы в 214 г., представляют собой идеализированное отражение того, как — при самых благоприятных условиях, — проходил императорский визит.
Монетные выпуски включают несколько типов медальонов, подписанных тремя магистратами, Юлием Антимом (Ioulios Anthimos), М. Аврелием Александром (M. Aurelious Alexander) и М. Кереллием Атталом (M. Kairellious Attalos). Надпись на данном экземпляре не только сохранила имена магистрата и города, но и донесла претензии Пергама на роль «первого города» Азии и его гордость по поводу того, что он трижды был неокором или хранителем трех храмов. Не приходится сомневаться, что Аттал был в числе главных уполномоченных, встречавших Каракаллу и обеспечивавших его отдых и развлечение.
Эти выпуски, в каком-то смысле, — документальная информация о событиях, в которых принимал участие Каракалла, с момента его въезда в город: посещения храмов, присутствие на играх в его честь и особенно его жертвоприношения Эскулапу, богу врачевания и патрону города. Здесь мы видим Каракаллу стоящим перед храмом Эскулапа и совершающим возлияние на голову быка, за момент до заклания жрецом, который уже занес свой топор. Похожая сцена изображена на аурее, отчеканенном в 215 г. на римском монетном дворе.
Визит императора в Пергам не был случайным совпадением. На заключительном своей жизни, когда Каракалла готовил вторжение в Парфию, его здоровье пошатнулось, и было важно, чтобы он посетил пергамский храм Эскулапа, одно из главных лечебных святилищ греческого мира.