римский император с 4 февр. 211 г. по 8 апр. 217 г.
Сестерций, медь Дата чеканки: 213 г. Монетный двор: Рим
вес:
27.45 г
АВЕРС:
M. AVREL. ANTONINVS PIVS AVG. GERM. — драпированный бюст Каракаллы, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС:
Круговая легенда: P. M. TR. P. XVI IMP. II, в обрезе, в две линии: COS. IIII P. P. / S. C. Описание по Коэну: Цирк Каракаллы (см. прим. 2). Описание по BMCRE: Большой цирк; фронтальный фасад состоит из аркады из 14 арок и большой арки справа; сразу за аркадой, слева, возница в квадриге на арке вправо, неопределенные объекты слева и справа от спи́ны (spina), три движущиеся влево квадриги, зрители (?) в галерее; на заднем плане, слева, храм, колоннада из трех ярусов арок, в которых квадрига. Описание по RCTV: Вид Большого цирка со стороны Бычьего форума, представляющий длинный ряд арочных входов на переднем плане (Duodecim Portae), центральную спи́ну (неправильно сориентированную), с обелиском Рамзеса II в центре и метами с обоих концов, а также святилище Сола в дальнем конце цирка, возле которого мчатся квадриги.
RIC IV. 1 Caracalla 500a var. (аверс: AVG. BRIT.) p. 295 (Pl. 15, 3) BMCRE V Septimius and Caracalla 252 var. (аверс: AVG. BRIT.) p. 478 (Pl. 75. 4) Cohen IV 236 (аверс: AVG. BRIT.) p. 168
Сохранность: good EF Описание аверса и реверса приводится по BMCRE, RCTV. Очевидно, неописанный вариант очень редкого типа и несомненно, самый прекрасный его образец из всех известных. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 59 Lot 1053 (04.04.2011). Оценочная стоимость: 80000 CHF. Цена реализации: 190000 CHF (205770 USD).
Между цирком Каракаллы и тем, что изображено на реверсе Траяна, столько сходства, что, во избежание повторения, я отсылаю для подробного описания цирка к т. II, с. 73.
RCTV (Sear), т. II, с. 532, прим. к № 6929 (2002 г.):
Этот выпуск отмечает завершение реставрационных работ в знаменитом Цирке Рима, примыкающем к Палатину, который масштабно не реконструировался больше ста лет. Предыдущая реставрация была отмечена похожим представлением на монетах Траяна (см. № 3208). См. также № 6711.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2009 г.):
Сохранившиеся до нашего времени скелетоподобные очертания Большого Цирка, — это не более чем жалкий намек на грандиозное сооружение, бывшее центром развлечений в Риме. Этот ипподром, как считается, был старейшим стадионом Рима; он возник как простой скаковой круг между Авентинским и Палатинским холмами, безо всяких построек, затем был снабжен деревянными, а потом каменными скамьями и, наконец, стал грандиозным сооружением.
Со временем он был украшен памятниками, статуями, трофеями, галереями, башнями, портиками, триумфальными воротами и арками, и позолоченными метами с каждой стороны спи́ны (spina) песчаных беговых дорожек. Высокий обелиск Рамзеса II был доставлен в Рим в 10 г. до н. э. Августом, который поместил его в центре спины, и еще один был добавлен Констанцием II.
Плиний Старший сообщает, что Цирк мог вместить 250000 человек, но в это число, без сомнения, входят и зрители, располагавшиеся на склонах холмов по сторонам. Однако на пике своего расцвета в середине IV в. н. э. сидячих мест было более чем на 200000 человек.
Цирк был поврежден в результате многочисленных происшествий, в числе которых пожары во время правлений Августа и Нерона. Реконструкция этого сооружения, по-видимому, отмечалась Траяном, который выпустил сестерции с видом ипподрома; эти монеты, несомненно, были прототипом, на котором граверы Каракаллы основывали свою работу: и у тех и у других сооружение показано с одинаково поднятой перспективы, чтобы продемонстрировать внутреннюю и наружную части, а также многие декоративные детали.
Здесь проводились многие мероприятия, включая парады, театральные представления, бега, соревнования по кулачному бою и борьбе, состязания всадников и кровавые представления, такие как гладиаторские бои (ludi gladiatorii) и экзотические охоты на зверей (venationes). Траян выпустил монеты, изображающие речь, которую он произнес перед гражданами на ипподроме, в главном месте, откуда римляне могли смотреть на триумфальные процессии.
Скачки на колесницах (ludi circenses) были самым популярным зрелищем в Цирке. Во времена Траяна в один день было проведено две дюжины скачек, с восемью командами, участвовавшими в каждом заезде. Заезд состоял из семи кругов, разумеется, опасных, и мог закончиться быстрее чем за десять минут. В колесницу обычно запрягалось две, три или четыре лошади, хотя иногда бывало и шесть лошадей — конечно, скорее как приятный сюрприз для толпы, чем обычный случай. По-видимому, гонки на колесницах стали еще более популярными к концу IV в., когда были выпущены во многих вариантах конторниаты, изображающие возниц, их команды, и скачки на ипподроме.