авгур ок. 47—42 гг., претор 45 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 42 г. до н. э.*
Монетный двор: Карфаген (?)
вес: 3.65 г
ось: 8 ч.
АВЕРС:Голо­ва Цере­ры (Babelon, CRR, BMCRR, RSC: Цере­ра; RRC: Танит), в вен­ке из зер­но­вых коло­сьев и с серь­га­ми, вле­во. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Q. CORNVFICI. AVGVR IMP. (Quintus Cornuficius, augur, imperator) — Квинт Кор­ну­фи­ций, в авгур­ской одеж­де и дер­жа­щий литу­ус в пра­вой руке, сто­ит анфас, увен­чи­вае­мый вен­ком Юно­ной Соспи­той, сто­я­щей вле­во; она оде­та в козью шку­ру на голо­ве, длин­ное оде­я­ние и сан­да­лии, а в руке дер­жит копье и щит; на послед­нем нахо­дит­ся ворон. Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR II Africa 27 p. 578, Type II (Pl. CXXI. 16)
Crawford RRC 509/5 (Pl. LXI) (штемпелей аверса: <30, реверса: <33)
Sydenham CRR 1354 (Pl. 30) (степень редкости: 9 — Exceedingly rare)
Babelon MRR Cornuficia 3 (400 Fr.)
RSC I Cornuficia 3 (VF £1800)
Ghey, Leins & Crawford 2010509.5.1
Online: CRRO
* Дата чеканки: ок. 44—42 гг. до н. э., Африка (BMCRR); ок. 43—42 гг. до н. э., Африка (Карфаген?) (CRR); 42 г. до н. э., Африка (RRC); ок. 42 г. до н. э. (RSC).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Британский музей, инв. № 1843,0116.556.
Ex Sotheby’s (30.05.1842); from the Dr. Nott collection.
© The Trustees of the British Museum.
Источник: https://research.britishmuseum.org
MRR (Babelon), т. I, с. 433—434, к Cornuficia (1885 г.):

XLV. КОРНИФИЦИИ

Эта пле­бей­ская семья, по сло­вам Цице­ро­на, про­ис­хо­ди­ла из Регия1. Она не встре­ча­ет­ся в рес­пуб­ли­кан­ских фастах до I в. до н. э. Изве­стен Кор­ни­фи­ций, кото­рый был сек­ре­та­рем (scriba) Верре­са в его пре­ту­ру в 680 г. (74 г. до н. э.)2; Квинт Кор­ни­фи­ций был пре­то­ром в 688 г. (66 г. до н. э.) и доби­вал­ся кон­суль­ства одно­вре­мен­но с Цице­ро­ном, в 690 г. (64 г. до н. э.)3. Имен­но его сыну, само­му извест­но­му чле­ну этой семьи, при­над­ле­жат име­ю­щи­е­ся у нас моне­ты. Моне­та­рий Квинт Кор­ни­фи­ций сыг­рал важ­ную роль в граж­дан­ской войне, начав­шей­ся в 706 г. (48 г. до н. э.); тогда он был кве­сто­ром и был направ­лен Юли­ем Цеза­рем в Илли­рию в каче­стве про­пре­то­ра; когда он вер­нул­ся в Рим, поко­рив эту вос­став­шую про­вин­цию, то полу­чил авгур­ский сан, кото­рым име­ну­ет себя на сво­их моне­тах, и имен­но тогда подру­жил­ся с Цице­ро­ном4, кото­рый, сам будучи авгу­ром, обра­ща­ет­ся к Кор­ни­фи­цию как к кол­ле­ге, 708 г. (46 г. до н. э.); затем мы видим его в Сирии, намест­ни­ком кото­рой его назна­чил Цезарь5; два года спу­стя, после смер­ти дик­та­то­ра, он управ­лял Ста­рой Афри­кой в каче­стве про­пре­то­ра. Тогда он при­мкнул к рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии и сена­ту про­тив три­ум­ви­ров и под­дер­жи­вал Секс­та Пом­пея. Аппи­ан и Дион Кас­сий немно­го по-раз­но­му рас­ска­зы­ва­ют о пери­пе­ти­ях вой­ны, кото­рую он вел про­тив Тита Секс­тия, намест­ни­ка Новой Афри­ки, кото­ро­му было пору­че­но сра­жать­ся с ним; как бы то ни было, он, види­мо, погиб в стыч­ке око­ло 712 г. (42 г. до н. э.)6.

с.434 Голо­ва Юпи­те­ра Аммо­на, изо­бра­жен­ная на экзем­пля­рах № 1 и 2, явля­ясь одно­вре­мен­но сим­во­ли­че­ским наме­ком на имя Кор­ни­фи­ций, напо­ми­на­ет, что культ Юпи­те­ра Аммо­на очень почи­тал­ся в про­вин­ции Ста­рая Афри­ка, где в 710—712 гг. (44—42 гг. до н. э.) были отче­ка­не­ны меда­льо­ны Квин­та Кор­ни­фи­ция, тип антич­ных монет, авто­ном­ных для этой обла­сти. Голо­ва Цере­ры и голо­ва Афри­ки в сло­но­вьей шку­ре тоже соот­вет­ст­ву­ют этой про­вин­ции; поза­ди голо­вы Афри­ки виден жезл или прут, являв­ший­ся атри­бу­том пра­ви­те­лей Мавре­та­нии: Praefecti gentium Maurarum, cum fiunt, virgam accipiunt et gestant («Руко­во­ди­те­ли наро­да мав­ров, при­дя к вла­сти, полу­ча­ют и носят ветвь»)7. Реверс всех этих меда­льо­нов оди­на­ков и явля­ет­ся наме­ком на авгур­ский сан, кото­рый, как мы виде­ли, полу­чил Квинт Кор­ни­фи­ций; к тому же на леген­де на этих экзем­пля­рах он при­ни­ма­ет титул авгу­ра, как и титул импе­ра­то­ра, кото­рым он был про­воз­гла­шен во вре­мя вой­ны про­тив армии три­ум­ви­ров под коман­до­ва­ни­ем Тита Секс­тия в 711 и 712 гг. Юно­на Спа­си­тель­ни­ца, или Лану­вий­ская, увен­чи­ваю­щая авгу­ра, как все­гда, оде­та в козью шку­ру поверх пла­тья рим­ской мат­ро­ны; у нее изо­гну­тые сан­да­лии и щит с выре­зом; она воору­же­на охот­ни­чьей рога­ти­ной, на пле­че у нее сидит ворон. При­сут­ст­вие Юно­ны Лану­вий­ской мож­но объ­яс­нить толь­ко пред­по­ло­же­ни­ем, что Квинт Кор­ни­фи­ций родил­ся в Лану­вии, где нахо­ди­лось глав­ное свя­ти­ли­ще этой боги­ни8.


1Cic. ad. Fam., XII, 25.

2Cic. in Verr. 1, 57.

3Cic. in Verr. Act. I, 10; ad Att., I, 1 и 13.

4Hirt. Bell. Alex., 42; Cic. ad Famil., XII, 17—30.

5Cic. ad Famil., XII, 18, 19.

6Appian. Bell. civ., III, 85; IV, Dion Cass., XLVIII, 17, 21; Tit. Liv., Epit., 123.

7Serv. Ad Virg. Aen., IV, 242; Ср. Cavedoni. Rev. numism., 1857, с. 353.

8Nouvelle galerie mythologique, с. 85.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 577—578, прим. 1 к №№ 25a—28 (1910 г.):

Моне­ты, отне­сен­ные к это­му пери­о­ду, при­над­ле­жат Квин­ту Кор­ни­фи­цию, кото­рый при­ни­мал актив­ное уча­стие в граж­дан­ской войне меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем; в 48 г. он был кве­сто­ром, и Цезарь отпра­вил его в Илли­рик с титу­лом про­пре­то­ра. Бла­го­да­ря сво­ей даль­но­вид­но­сти и лов­ко­сти Кор­ни­фи­ций при­вел про­вин­цию к пови­но­ве­нию (Hirtius, Bell. Alex., 42), а на сле­дую­щий год, вер­нув­шись в Рим, полу­чил в награ­ду от Цеза­ря пре­ту­ру и авгу­рат (C. I. L., VI, 1300 a). Он так­же близ­ко подру­жил­ся с Цице­ро­ном, кото­рый обра­щал­ся к нему как к кол­ле­ге по авгу­ра­ту (ad Fam., XII, 17, 18). В 46 г. до н. э. мы видим Кор­ни­фи­ция в Кили­кии, намест­ни­ком кото­рой его назна­чил Цезарь. Эту долж­ность он зани­мал недол­го, ибо спу­стя два года, после смер­ти Цеза­ря, был назна­чен про­пре­то­ром с.578 Ста­рой Афри­ки и, при­над­ле­жа к сенат­ской пар­тии, не толь­ко давал убе­жи­ще тем, кто был проскри­би­ро­ван три­ум­ви­ра­ми, но и напра­вил кораб­ли в помощь Секс­ту Пом­пею. Когда Кор­ни­фи­ций отка­зал­ся пере­дать про­вин­цию Титу Секс­тию, намест­ни­ку Новой Афри­ки, кото­рый при­тя­зал на нее в инте­ре­сах три­ум­ви­ров, в 42 г. меж­ду ними нача­лась вой­на, дета­ли кото­рой Аппи­ан и Дион Кас­сий изла­га­ют по-раз­но­му (Appian, Bell. civ., IV. 53—56; Dio Cassius, XLVIII. 21). Сна­ча­ла Кор­ни­фи­ций одер­жи­вал победы и вынудил Секс­тия отсту­пить в его про­вин­цию. Чтобы завер­шить этот успех, Кор­ни­фи­ций затем вторг­ся на терри­то­рию сопер­ни­ка, но его армия была окру­же­на при Ути­ке, а сам он убит. Пол­ное иссле­до­ва­ние лич­но­сти Кор­ни­фи­ция, его карье­ры и отно­ше­ний с Цице­ро­ном см. L. Ganter, Philologus, vol. 53, pp. 132 f.

Моне­ты Кор­ни­фи­ция дают ему титул авгу­ра и импе­ра­то­ра. Дата назна­че­ния авгу­ром извест­на, и обыч­но счи­та­ет­ся, что он полу­чил титул импе­ра­то­ра толь­ко после сво­их побед над Секс­ти­ем в 42 г. до н. э. (Pauly-Wissowa, т. IV, ч. I, с. 1627; Babelon, т. I, с. 434; L. Ganter, указ. соч., с. 145), но посколь­ку интер­вал меж­ду его победой и пора­же­ни­ем был таким корот­ким, вряд ли у него име­лось доста­точ­но вре­ме­ни для чекан­ки монет, име­ю­щих столь раз­но­об­раз­ные типы авер­са. Поэто­му воз­мож­но, что он был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром на более ран­нем эта­пе карье­ры, не исклю­че­но, что за свои победы в Илли­ри­ке, где он взял несколь­ко важ­ных кре­по­стей, а так­же захва­тил пом­пе­ян­ский флот под коман­до­ва­ни­ем Мар­ка Окта­вия (Hirtius, Bell. Alex., 42, 44).

Типы авер­са с голо­ва­ми Юпи­те­ра Аммо­на, Цере­ры и Афри­ки часто встре­ча­ют­ся на моне­тах Мавре­та­нии и дру­гих обла­стей Афри­ки. Они ука­зы­ва­ют на мест­ный культ этих божеств. Вряд ли при­ем­ле­мо пред­по­ло­же­ние, что голо­ва Юпи­те­ра Аммо­на явля­ет­ся сим­во­ли­че­ским ука­за­ни­ем на имя Кор­ни­фи­ция (Babelon, т. I, с. 434). Пред­ме­ты поза­ди бюста Афри­ки — это явно два копья, а не virga (ветвь), как пред­по­ла­га­лось (Babelon, т. I, с. 435, № 4). На ревер­се Кор­ни­фи­ций изо­бра­жен как авгур, увен­чи­вае­мый Юно­ной Спа­си­тель­ни­цей, кото­рую сопро­вож­да­ет ворон (cornix), ее свя­щен­ная пти­ца (Liv., XXIV. 10: Lanuvii in aede intus Sospitae Junonis corvos nidum fecisse; «в Лану­вии, в хра­ме Юно­ны Спа­си­тель­ни­цы, воро­ны сви­ли гнезда»). В чис­ле пред­зна­ме­но­ва­ний, явив­ших­ся зимой 217 г. до н. э. при при­бли­же­нии Ган­ни­ба­ла, Ливий (XXI. 62) сооб­ща­ет, что копье Юно­ны в Лану­вии само по себе при­шло в дви­же­ние и что ворон опу­стил­ся в ее храм и сел in ipso pulvinario, т. е., на ложе, на кото­ром боги­ня долж­на была воз­ле­жать во вре­мя лек­ти­стер­ния. Изо­бра­же­ние боги­ни, по-види­мо­му, мож­но объ­яс­нить лишь тем, что Квинт Кор­ни­фи­ций был уро­жен­цем Лану­вия, где нахо­ди­лось глав­ное свя­ти­ли­ще боги­ни.

Извест­ны толь­ко два экзем­пля­ра аурея Кор­ни­фи­ция. Оба най­де­ны в кла­де из Бре­шел­ло и нахо­дят­ся в собра­ни­ях Пари­жа и Вены. Ука­зан вес париж­ско­го экзем­пля­ра. Его дена­рии тоже ред­ки, и ни один экзем­пляр не обна­ру­жен в тех кла­дах, ана­лиз кото­рых был при­веден (см. таб­ли­цы кла­дов). Суще­ст­ву­ет несколь­ко под­де­лок дена­рия типа II с голо­вой Цере­ры впра­во или вле­во (Num. Zeit., 1871, с. 111; Riv. Ital., 1900, с. 154). Один такой под­дель­ный экзем­пляр из Бри­тан­ско­го музея на авер­се име­ет жен­скую голо­ву в диа­де­ме впра­во. Тип с голо­вой Цере­ры был вос­ста­нов­лен Тра­я­ном (Babelon, т. II, с. 576, № 19).

CRR (Sydenham), с. 212, прим. к № 1352 (1952 г.):

Цезарь назна­чил Квин­та Кор­ни­фи­ция про­пре­то­ром Илли­ри­ка в 48 г. до н. э. и намест­ни­ком Кили­кии в 46 г. до н. э. После смер­ти Цеза­ря он был назна­чен намест­ни­ком про­вин­ции Ста­рая Афри­ка и отка­зал­ся при­знать три­ум­ви­рат. Он был убит в сра­же­нии про­тив Тита Секс­тия, намест­ни­ка Новой Афри­ки, под Ути­кой, в 42 г. до н. э.

RRC (Crawford), с. 519, к № 509 (1974 г.):

Хотя Квинт Кор­ни­фи­ций чека­нил моне­ты как пол­ко­во­дец рес­пуб­ли­кан­цев, его типы ука­зы­ва­ют толь­ко на про­вин­цию Афри­ка и на него само­го, его авгу­рат (ср. ILLRP 439) и его лану­вий­ское про­ис­хож­де­ние (так пра­виль­но у L. R. Taylor, VDRR, 208, про­тив D.-G. II, 530; о Юноне Спа­си­тель­ни­це см. прим. к № 316; о вороне см. Festus, в ста­тье Corniscarum; G. Wissowa, RuK, 189 прим. 1).

RSC (Seaby), т. I, с. 41, прим. к Cornuficia (1978 г.):

Кор­ни­фи­ций при­ни­мал актив­ное уча­стие в граж­дан­ской войне меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем, и Цезарь награ­дил его пре­ту­рой и авгу­ра­том. Так­же он близ­ко подру­жил­ся с Цице­ро­ном, кото­рый обра­щал­ся к нему как к кол­ле­ге. После смер­ти Цеза­ря он был назна­чен про­пре­то­ром Ста­рой Афри­ки. При­над­ле­жа к сена­тор­ской пар­тии, он всту­пил в кон­фликт с Титом Секс­ти­ем, намест­ни­ком Новой Афри­ки; сна­ча­ла он одер­жи­вал победы, но позд­нее потер­пел пора­же­ние при Ути­ке и был убит. Все типы авер­сов монет ука­зы­ва­ют на афри­кан­ские куль­ты этих божеств, тогда как на ревер­се Кор­ни­фи­ций изо­бра­жен как авгур.

Комментарий Andrew McCabe (2010 г.):

© 2009. Photo: Andrew McCabe.
Дена­рий.
Дата чекан­ки: 42 г. до н. э.
Монет­ный двор: Ути­ка.
Вес: 4.16 г.


Квинт Кор­ни­фи­ций был рес­пуб­ли­кан­ским намест­ни­ком Афри­ки Vetus («ста­рой» про­вин­ции) в 44—42 гг., во вре­мя граж­дан­ских войн. Он был весь­ма утон­чен­ным чело­ве­ком, поэтом и ора­то­ром, близ­ким дру­гом Цице­ро­на и Катул­ла. В 43 г. до н. э. Кор­ни­фи­ций отка­зал­ся пере­дать свою про­вин­цию намест­ни­ку, назна­чен­но­му Анто­ни­ем, и был проскри­би­ро­ван пра­ви­тель­ст­вом три­ум­ви­ров. В 42 г. на него напал Тит Секс­тий, намест­ник сосед­ней про­вин­ции Новая Афри­ка. Раз­ви­тие это­го локаль­но­го кон­флик­та отра­жа­ло раз­ви­тие всей граж­дан­ской вой­ны. Сна­ча­ла Кор­ни­фи­ций добил­ся неко­то­рых успе­хов и даже нена­дол­го вторг­ся в про­вин­цию Секс­тия, но в конеч­ном ито­ге был побеж­ден и убит при Ути­ке в 42 г. до н. э. Перед сво­им пора­же­ни­ем Кор­ни­фи­ций осу­ще­ст­вил заме­ча­тель­ную чекан­ку из золота и сереб­ра, изу­ми­тель­но­го худо­же­ст­вен­но­го каче­ства. Все три типа авер­са — голо­вы Афри­ки, Юпи­те­ра Аммо­на и Цере­ры-Танит, — ука­зы­ва­ют на его про­вин­цию Афри­ка. Они име­ют общий реверс, на кото­ром Кор­ни­фи­ций изо­бра­жен как авгур, увен­чи­вае­мый Юно­ной Спа­си­тель­ни­цей, кото­рая, по-види­мо­му, явля­ет­ся ука­за­ни­ем на его лану­вий­ское про­ис­хож­де­ние. Все эти моне­ты встре­ча­ют­ся сего­дня весь­ма ред­ко. В «Tresors Monetaires» XX, 2002, p. 1—4, Мишель Аманд­ри (Michel Amandry) опуб­ли­ко­вал пол­ное иссле­до­ва­ние штем­пе­лей и состав это­го оча­ро­ва­тель­но­го выпус­ка. Аманд­ри извест­но лишь 24 дена­рия всех типов, в том чис­ле 12 с голо­вой Цере­ры-Танит. Эти послед­ние отче­ка­не­ны все­го лишь тре­мя штем­пе­ля­ми авер­са и шестью штем­пе­ля­ми ревер­са; три из этих штем­пе­лей ревер­са так­же име­ют в паре аверс с Юпи­те­ром Аммо­ном. Автор дан­но­го ката­ло­га осве­дом­лен еще о двух экзем­пля­рах Цере­ры-Танит; таким обра­зом, пред­став­лен­ная здесь моне­та, веро­ят­но, явля­ет­ся пят­на­дца­тым извест­ным экзем­пля­ром. Соглас­но Кро­уфор­ду, «обще­при­ня­тое мне­ние» состо­ит в том, что все пла­ки­ро­ван­ные рес­пуб­ли­кан­ские сереб­ря­ные моне­ты явля­ют­ся антич­ны­ми под­дел­ка­ми. Моне­ты Кор­ни­фи­ция, по-види­мо­му, пред­став­ля­ют собой несо­мнен­ное исклю­че­ние из это­го обще­го пра­ви­ла. Три моне­ты из собра­ния Аманд­ри тоже явля­ют­ся пла­ки­ро­ван­ны­ми; таким обра­зом, счи­тая дан­ную моне­ту, из пят­на­дца­ти извест­ных экзем­пля­ров четы­ре пла­ки­ро­ва­ны. Если пла­ки­ро­ван­ные моне­ты дей­ст­ви­тель­но явля­ют­ся антич­ны­ми под­дел­ка­ми — это почти неве­ро­ят­ное соот­но­ше­ние. Они отче­ка­не­ны дву­мя штем­пе­ля­ми авер­са и дву­мя штем­пе­ля­ми ревер­са; так что гипо­те­ти­че­ский фаль­ши­во­мо­нет­чик дол­жен был слу­чай­но полу­чить как мини­мум два экзем­пля­ра чрез­вы­чай­но ред­кой моне­ты. Одна­ко есть серь­ез­ные осно­ва­ния счи­тать, что в дан­ном слу­чае пла­ки­ро­ван­ные моне­ты столь же «офи­ци­аль­ны», как и хоро­шие сереб­ря­ные экзем­пля­ры, тем более, что пла­ки­ро­ван­ные и сереб­ря­ные экзем­пля­ры име­ют общие штем­пе­ли. Мож­но рекон­струи­ро­вать гипо­те­ти­че­ский сце­на­рий для это­го пред­по­ло­же­ния, кото­рое не опро­вер­га­ет общее пра­ви­ло Кро­уфор­да. Хоро­шие сереб­ря­ные моне­ты — это день­ги, кото­рые Квинт Кор­ни­фи­ций чека­нил для упла­ты сол­да­там в пер­вые, успеш­ные дни его борь­бы за Север­ную Афри­ку. Когда ход вой­ны ока­зал­ся для него неудач­ным, лег­ко пред­ста­вить себе, что он стал все силь­нее нуж­дать­ся в дра­го­цен­ных метал­лах и посто­ян­но при­бе­гал к чекан­ке пла­ки­ро­ван­ных дена­ри­ев. Его сол­да­ты ожи­да­ли жало­ва­нья и, веро­ят­но, не ста­ли рас­смат­ри­вать эти день­ги черес­чур вни­ма­тель­но. В кон­це кон­цов, он был заперт в Ути­ке и ее окрест­но­стях; сколь­ко сереб­ра мог­ло там остать­ся после несколь­ких меся­цев вой­ны? Текст любез­но пре­до­став­лен Филом Дэви­сом и Гар­ла­ном Дж. Бер­ком, с раз­ре­ше­ния авто­ра. Допол­ни­тель­ное обсуж­де­ние этой моне­ты см. http://andrewmccabe.ancients.info/Studies.html, а так­же http://andrewmccabe.ancients.info/Auctions.html.

http://flickr.com/photos/ahala_rome/3594269011

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА