римский император с 28 янв. 98 г. по 7 авг. 117 г.
Сестерций, медь
Дата чеканки: 103—111 гг.*
Монетный двор: Рим
вес: 25.32 г
АВЕРС:IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Тра­я­на, обра­щен­ный впра­во, в лав­ро­вом вен­ке, с дра­пи­ров­кой на левом пле­че.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — фрон­таль­ный вид хра­ма, изо­бра­жен­но­го вось­ми­ко­лон­ным, на поди­у­ме из пяти сту­пе­ней; в цен­тре меж­ду колонн сидя­щая фигу­ра на высо­ком поста­мен­те (BMCRE: фигу­ра; Cohen, RIC: Юпи­тер; RCTV: куль­то­вая ста­туя Юпи­те­ра Победи­те­ля); на фрон­тоне сидя­щая фигу­ра, сре­ди сидя­щих на зем­ле фигур; на кры­ше фигу­ра, дер­жа­щая копье (?) в цен­тре, по углам — Вик­то­рии, дер­жа­щие тро­феи; спра­ва и сле­ва от хра­ма — колон­на­да, изо­бра­жен­ная пяти­ко­лон­ной, с фрон­то­ном кры­ши свер­ху.
В обре­зе: S. C.
Ссылки: RIC II Traianus 577 p. 285, (R) (Pl. X, 186, rev.)
BMCRE III 863—865 p. 182 (Pl. 32. 8)
CBN 313
Cohen II 549 var. (бюст без драпировки) p. 75 (20 Fr.)
Sear RCTV (2002) II 3210 (F $475, VF $1200, EF $4250)
Strack 393
Bauten S. 58 f. mit Nr. 113
Hill, Monuments S. 33. ff. mit Abb. 49
Сохранность: EF
* Дата чеканки: 104—110 гг. (Cohen); 104—111 гг., Рим (BMCRE); 103—111 гг. (RIC); 106 г., Рим (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRE.
Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung — Auction 195, Lot 428 (07.03.2011).
Оценочная стоимость: 5000 EUR. Цена реализации (без аукционной комиссии): 6500 EUR (9093 USD).
Источник: http://www.coinarchives.com
BMC RE (Mattingly), т. II, с. 182, прим. № 863 (1930 г.):

Коэн (Coh. 549, «бюст, впра­во»), воз­мож­но, прав, опи­сы­вая сидя­щую меж­ду колон­на­ми фигу­ру как Юпи­те­ра. Вари­ант с алта­рем перед поди­у­мом и со ста­ту­я­ми сле­ва и спра­ва от сту­пе­ней лест­ни­цы в кол­лек­ции Уол­те­ра (ср. Coh. 549 — при­ме­ча­ние и конец опи­са­ния), ср. Strack, Pl. VI, 394 (Париж) — ста­туи едва раз­ли­чи­мы.

RCTV (Sear), т. II, с. 112, прим. к № 3210 (2002 г.):

В бле­стя­ще аргу­мен­ти­ро­ван­ной оцен­ке всех име­ю­щих­ся дан­ных, Хилл (ук. соч., с. 33—36) пред­по­ло­жи­тель­но иден­ти­фи­ци­ру­ет этот искус­ный тип как изо­бра­же­ние хра­ма Юпи­те­ра Победи­те­ля в севе­ро-восточ­ном углу Пала­ти­на. Отно­ся­щий­ся к нача­лу III в. до н. э., этот храм, кажет­ся, был силь­но повреж­ден при боль­шом пожа­ре во вре­мя прав­ле­ния Тита (80 г.) и вос­ста­нов­лен Доми­ци­а­ном, кото­рый поме­стил этот храм на боль­шую искус­ст­вен­ную плат­фор­му (см. прим. к № 2726 в I томе). Сол­дат­ский импе­ра­тор Тра­ян несо­мнен­но счи­тал победо­нос­но­го Юпи­те­ра достой­ной фигу­рой для сво­их выпус­ков архи­тек­тур­ных типов 106—107 гг., посвя­щен­ных деся­ти­лет­не­му юби­лею его прав­ле­ния. Более века спу­стя Эла­га­бал пере­по­свя­тил этот храм сво­е­му осо­бо почи­тае­мо­му боже­ству Солю-Эла­га­ба­лу, но его кузен и пре­ем­ник Алек­сандр Север совер­шил искуп­ле­ние, вер­нув храм глав­но­му богу гре­ко-рим­ско­го пан­тео­на.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА