Тетрадрахма, серебро
Дата чеканки: 425 г. до н. э.*
Монетный двор: Наксос
вес: 17.14 г
диаметр: 25 мм
ось: 5 ч.
АВЕРС:Боро­да­тая голо­ва Дио­ни­са, обра­щен­ная впра­во; на голо­ве бога обо­док для волос, укра­шен­ный плю­ще­вым вен­ком, его отно­си­тель­но корот­кие воло­сы сво­бод­но спа­да­ют вью­щи­ми­ся локо­на­ми.
РЕВЕРС: ΝΑΞΙΟΝ — обна­жен­ный и боро­да­тый Силен сидит на кор­точ­ках анфас, его пра­вое коле­но под­ня­то, левое на зем­ле, а хвост направ­лен вле­во; голо­ва обра­ще­на нале­во к дву­руч­ной чаше, кото­рую он дер­жит в пра­вой руке, дер­жа вер­ти­каль­но тирс в левой руке; сле­ва плю­ще­вая ветвь.
Ссылки: Cahn 100 (V66/R82)
Jameson 677 (тот же штемпель)
Kraay & Hirmer 8—9 (тот же штемпель аверса)
Ward 225 (тот же штемпель)
Сохранность: EF
* Дата чеканки: ок. 425 г. до н. э.
Очень редкая.
Приобретено неофициально в частной американской коллекции в 2010 г.; прежде — в коллекции Уильяма Конта (William Conte), купившего в частном порядке на аукционе Numismatica Ars Classica.
Classical Numismatic Group, Inc — Аукцион Triton XV, лот 1007 (03.01.2012).
Оценочная стоимость: 275000 USD. Цена реализации (без аукционной комиссии): 275000 USD.
Источник: http://www.cngcoins.com
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=199617) (2012 г.):

Эта голо­ва Дио­ни­са по сти­лю явля­ет­ся абсо­лют­но клас­си­че­ской: воло­сы корот­кие, но изящ­но рас­тре­пан­ные, боро­да состо­ит из мно­го­чис­лен­ных заост­рен­ных кон­чи­ков (но ни пыш­ная, ни излишне ухо­жен­ная), на голо­ве пре­крас­но выпол­нен­ный обо­док для волос (веро­ят­но, из золота), тща­тель­но укра­шен­ный его излюб­лен­ны­ми плю­ще­вы­ми листья­ми. Это в выс­шей сте­пе­ни изыс­кан­ная голо­ва — гра­вер даже изо­бра­зил три спи­рале­вид­ных локо­на, сви­саю­щих с волос бога, явно наме­каю­щие на вино­град­ные гроз­дья, — уди­ви­тель­но под­хо­дя­щий парик­махер для бога вино­де­лия! Что каса­ет­ся Силе­на, то у него явно чело­ве­че­ские, а не живот­ные части тела, как было у его ран­не­клас­си­че­ских прото­ти­пов. Это пре­об­ра­зо­ва­ние про­стей­ше­го, при­ми­тив­но­го суще­ства, напо­до­бие силе­нов или сати­ров, в более циви­ли­зо­ван­ные и оче­ло­ве­чен­ные фор­мы, было осо­бен­но­стью гре­че­ской куль­ту­ры в этот пери­од.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА