RIC I Augustus 538 var. (телка идет влево) BMCRE I Augustus 660 var. (телка идет влево) Grueber BMCRR II East 281 var. (телка идет влево) Cohen I 26 var. (телка идет влево) Sear RCTV (2000) I 1577 var. (телка идет влево) Calicó 172 (эта монета) Biaggi 88 (эта монета)
Сохранность: about EF * Дата чеканки: после 27 г. до н. э., Пергам (BMCRR); после 27 г. до н. э., неизвестный монетный двор (RIC); 27—20 гг. до н. э., восточный монетный двор (BMCRE); после 27 г. до н. э., неизвестный восточный монетный двор (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRE. По всей видимости, уникальный вариант этого чрезвычайно редкого выпуска. Ex M&M XIII, 1954, 614; Leu 22, 1979, 188; NFA 22, 1989, Moretti collection, 29 and Sothebys 8.7. 1996, 84 sales. Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 41, лот 37 (20.11.2007). Оценочная стоимость: 150000 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 320000 CHF (288184 USD).
BMC RR (Grueber), т. II, с. 535, прим. 1 к №№ 236—255 (1910 г.):
ПЕРИОД VI.
около 29—27 гг. до н. э.; 725—727 гг. от основания Города. Октавий как Imperator Perpetuo.
Этим периодом датируются монеты, выпущенные на Востоке после того, как Октавий получил титул «Пожизненный император» (Imperator Perpetuo) и до того, как сенат постановил ему титул Августа 16 января 27 г. до н. э. Октавий здесь назван CAESAR DIVI F или просто CAESAR, что несколько отличается от того, как его называют на монетах, отчеканенных в Риме или в Галлии в это же время. Датировка этих монет подтверждается легендами, на которых указана либо седьмая императорская аккламация Октавия, которую он получил в 29 г. до н. э., либо его шестое консульство в 28 г. до н. э. Считается, что монеты выпущены на Востоке не только на основании изображений, но и на технике исполнения и по портрету Октавия, который несколько отличается от тех, что встречается на монетах римского или галльского монетных дворов. В группе этих монет 29—27 гг. до н. э. имеются два несколько различающихся портрета Октавия, которые повторяются и на монетах, датируемых 27 г., после того, как Октавий был провозглашен Августом. Более ранний портрет, который встречается на монетах, датируемых 29—28 гг. до н. э., выполнен аккуратно, ясно видна анатомия лица и шеи; бровь слегка нависает, что делает взгляд несколько грозным, он сильно отличается от портретов городской чеканки, где выражение лица мягче и невыразительнее. На следующем портрете лицо более круглое (см. №№ 246, 247, илл. cxvii, № 5). Изображение рельефнее, черты лица и шеи менее ясные и выражение лица не такое энергичное. Оба эти портрета встречаются на денарии, который датируется 28 г. до н. э., имеют одно и то же изображение на реверсе и запечатлевают одно и то же событие — подчинение Египта; и поскольку они же используются на монетах, которые датируются 27 г. до н. э., возможно, эти портреты представляют собой связующее звено между монетами, на которых Октавий назван «Цезарем» и теми, на которых он назван «Августом». Чередование портретов в одном и то же выпуске доказывает, что эти монеты вышли с одного монетного двора и в одно и то же время; а учитывая свидетельства, которые мы приведем в связи с монетами, датируемыми 27 г. до н. э., очень возможно, что монеты были отчеканены в Эфесе, где Антоний основал монетный двор в начале своего управления восточными провинциями.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 543, прим. 1 к №№ 281—297 (1910 г.):
Серия II
Выпущено в Пергаме
Монеты этой серии можно приписать Пергаму, об этом уже говорилось выше (с. 539, 540). Ауреи и денарии сделаны с особым изяществом и в этом плане схожи с пергамскими кистофорами. В эту монетную серию входили золотые, серебряные и бронзовые монеты, кистофоры же делались из серебра.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 543, прим. 2 к №№ 281—283 (1910 г.):
Сложно дать удовлетворительное объяснение, почему на этих ауреях и денариях помещено изображение коровы. Возможно, это намек на жертвоприношения, осуществленные азиатскими городами в честь присвоения Октавиану титула Август в 27 г. до н. э. Связь изображений коровы с императором слишком неочевидна. Доктор Габричи (Gabrici) (ук. соч., с. 167) приписывает эти монеты Афинам и отождествляет коров на реверсе с бронзовыми статуями, отлитыми скульптором Мироном, которые находились недалеко от Акрополя (Cicero, in Verr., Act II, IV. 60). Позже их перевезли в Борну и поместили на Форуме Мира, построенном Веспасианом после взятия Иерусалима (Dio Cassius, LXVI. 15). Они ещё оставались там во времена нашествия готов (Procopius, de Bell. Goth., IV. 21). Версия доктора Габричи исключает возможность датировать монеты ранее 27 г. до н. э. и варианты с какими-либо другими монетными дворами.
Данный денарий к монетному двору в Пергаме с определенностью отнести нельзя. Однако можно отметить, что голова в лавровом венке на кистофорах очень сильно напоминает портреты на ауреях (№ 283), схожи также и козероги на реверсах, изображения которых очень выразительны и изящны. Мифические животные также встречаются на монетах Эфеса того же периода (см. выше, с. 511).
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2007 г.):
С точки зрения художественной ценности, немногие римские монеты сравнимы с этим знаменитым монетным выпуском, где портрет Августа ничем не уступает шедеврам эллинистического искусства. Но его красота не пошла в ущерб портретной достоверности изображения, и, таким образом, если обратиться к мраморным бюстам и ранней чеканке Августа, то можно прийти к выводу, что это действительно так: маленький рот и подбородок, длинный нос, высокие скулы и широкий лоб. У портрета есть много общего с лучшими образцами монет, выпущенных в честь победы Августа над Марком Антонием и Клеопатрой (на их реверсах находится легенда «Aegypto Capta», что переводится как «завоеванный Египет»), чеканившихся на востоке Римской империи в 28—27 гг. до н. э. Более того, и эти ауреи, и вышеупомянутые монеты имеют две вариации — на одних, выделяющихся особенной красотой, под бюстом изображен козерог, на других, обычных, козерога нет. Реверсы представляют особый исторический интерес, так как отражают небезызвестный интерес Августа к греческим древностям. Как и большинство представителей римской сенаторской аристократии, Август увлекался греческой культурой, и после Акция он забрал из Афин четыре массивные статуи коров, созданные скульптором Мироном в V в. до н. э. Согласно Сексту Проперцию, Август воспользовался ими, чтобы украсить алтарь в построенном им на Палатине храме Аполлона: «…вокруг алтаря поставил четыре Мироновы коровы, эти статуи — будто живые» (Любовные элегии, II, 31). Согласно Хиллу (Hill), Август освятил этот храм в 28 г. до н. э., и с тех пор на ауреях появляется изображение этого животного, и, по-видимому, других объяснений тому нет, поэтому не стоит сомневаться, что на монете изображена одна из статуй Мирона. Более того, такие же животные встречаются на монетах Веспасиана, чеканившихся с 74 по 76 гг. н. э.; Веспасиан украсил коровами Мирона свой новый Храм Мира, строительство которого было завершено в 74 г., чем мы и объясняем то, что он стал делать монеты, схожие по типу с монетами Августа. Статуи продолжали находиться там ещё долгое время, по крайней мере, до VI в., о чем мы можем судить на основании сообщений Прокопия. Точная дата чеканки этого аурея и местоположение монетного двора до сих пор остается предметом споров, так как это нельзя установить ни по типам монетам, ни по надписям на них. Специалисты согласны в том, что он был отчеканен в одной из восточных провинций, возможно, в Пергаме или Эфесе. Однако мнения относительно датировки сильно расходятся: Сазерленд (Sutherland) указывает, что это произошло до 27 г. до н. э., Мэттингли (Mattingly) предлагает 27—20 гг. до н. э., Кент (Kent) пишет, что ок. 25 г. до н. э., Хилл — 20 г. до н. э., а у Калико (Calicó) — более поздний временной диапазон: в промежутке между 19 и 15 гг. до н. э.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=11299) (2007 г.):
Портрет Августа на этом аурее продолжает вызывать комментарии, и замечательное исполнение привело исследователей к выводу, что он был изготовлен на Востоке. Из пяти портретных штемпелей, которые указали для этих ауреев Бартфельдт и Калико, тот, который использовался для чеканки этого аурея, вероятно, наиболее привлекательный: видны резкие, четкие черты лица, предполагающие, что резчик приблизился к совершенству.
Следует допустить, что над портретными штемпелями этой чеканки работали, по меньшей мере, два художника, поскольку имеется ясное различие в стиле — большая голова на двух штемпелях, весьма сходных по манере исполнения, и три штемпеля с тонким портретом, которые также могли быть выполнены одним резчиком. Реверсы по стилю очень похожи, и неудивительно, если все они изготовлены одним художником.
На реверсе телка изображается в разных позах и под разными углами. Обычно она медленно идет влево или вправо, опустив голову, но в данном случае — она полностью остановилась, подняв голову. Поскольку поза телки сходна с той, что была обнаружена на ауреях и множестве денариев с таким же изображением, которые обычно приписываются Самосу или Пергаму (см. RIC 475), некоторые составители каталогов связывают эти два выпуска. Однако стиль исполнения очень сильно различается, и лучше включить эту монету в самую лучшую группу монет RIC 536—538, которые относят к неизвестному монетному двору на Востоке.
Обычно считается, что телка символизирует группу бронзовых статуй V в. до н. э. После победы при Акции Август забрал из Афин четыре массивные статуи коров, которые создал скульптор Мирон. Это — грандиозное достояние великой античности, но греки едва ли могли возражать и Август использовал эти статуи, чтобы украсить алтарь в храме Аполлона на Палатине. Интересно, что корова, которая также должна символизировать эти скульптуры, появляется на монетах Веспасиана, выпущенных в 74 и 76 гг., и поскольку этот император использовал коров Мирона, чтобы украсить свой новый храм Мира, завершенный в 74 г., можно легко объяснить возвращение этого привлекательного изображения Августа.
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (2008 г.):
Хотя весь выпуск можно разделить на четыре основных вида, Жиар в своем анализе показывает только четыре штемпеля аверса и пять штемпелей реверсов, которые тесно взаимосвязаны. Существует разновидность этого типа с таким же штемпелем реверса, а на аверсе у него изображен портрет в лавровом венке (Kent & Hirmer 127). Это свидетельство указывает на краткий выпуск, отчеканенный по какому-то особому случаю. Лавровый венок указывает на победу, а легенда AVGVSTVS датирует этот случай вскоре после 27 г.
Определение монетного двора вызывало споры. Портрет выполнен скорее в греческом, чем в римском стиле, и поэтому предполагалось, что это один из восточных дворов, в частности, Пергама или Апамеи. Габричи давно отнес эти монеты к Афинам, частично из-за того, что считал, будто на реверсе изображена знаменитая статуя Мирона, стоявшая там на агоре. А Мэттингли уверенно считал, что они были выпущены в Малой Азии и предполагал, что на Самосе, где Август был в 21—22 гг. до н. э. Недавно были выдвинуты предположения о Лаодикее Приморской.
О значении изображения на реверсе было много предположений. Первоначальная интерпретация Габричи была многими отвергнута на основании множества поз, в которых стоит телка (ср. Sotheby’s, 8 июля 1996 г., о четырех разных скульптурах Мирона). Творческой гипотезе Гранта (NC 1949, стр. 26—29) о том, что реверс означает этимологический каламбур на Победу и мифологический намек на урегулирование боспорских дел Агриппой в 14 г. до н. э., недостает прочных доказательств. Какое бы толкование ни было верным, вопрос все еще открыт для обсуждений.