Дистатер, серебро Дата чеканки: 325—309 гг. до н. э.* Монетный двор: Пафос
вес:
21.29 г
диаметр:
26 мм
ось:
12 ч.
АВЕРС:
Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ.
РЕВЕРС:
ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь.
BMC pl. XXII, 11 = Traité II, 1326 (Флоренция, этот штемпель) A.-P. C. Weiss, “The Persic Distaters of Nikokles Revisited”, Studies BCD, O2/R2 b (эта монета)
Сохранность: EF * Дата чеканки: конец 320-х гг., или позже, возможно, ок. 310 г. до н. э. Персидский стандарт. Редчайшая монета, самая прекрасная из всего четырех известных подлинных образцов. Приобретено в частном порядке на аукционе Classical Numismatic Group в 2004 г.; из коллекции Лейквью (Lakeview). Classical Numismatic Group, Inc — Аукцион Triton XV, лот 1007 (03.01.2012). Оценочная стоимость: 400000 USD. Цена реализации (без аукционной комиссии): 600000 USD.
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (2012 г.):
Перед нами захватывающая монета редкой красоты и большого исторического значения. Никокл был одним из наиболее значимых последних царей Кипра, но и он, подобно всем остальным, был свергнут Птолемеем I (Никокл и его семья покончили с собой). Эта монета входит в серию пафосских монет, которую начал отец Никокла, Тимарх, выпустивший очень редкий персидский статер (половина веса этой монеты) с весьма похожей головой Афродиты, вместе с ее спутником, голубем. В Пафосе Афродиту почитали больше всех богов (ее святилище было знаменито), и ее значимость подчеркнута буквами на аверсе: Παφου] ΒΑσιλισσα] (Царица Пафоса). Ее стенной венец подчеркивает это, а также символизирует прочность стен Старого Пафоса (Новый Пафос был почти наверняка основан Птолемеем I), защитницей которого она была. На реверсе мы видим Аполлона, синкретизированную версию Гилата, схожего бога, изначально почитавшегося на Кипре (город Курион, который находился неподалеку на западном побережье, был известен своим святилищем Аполлона-Гилата). Высказывалось предположение, что фигура на реверсе этой монеты изображает статую, установленную в Пафосе, возможно Никоклом, и впоследствии вывезенную в Антиохию, где она послужила прототипом для сидящей фигуры Аполлона, появившейся на монетах Селевкидов. Номинал этой монеты, персидский двойной статер, — весьма редкий, и, должно быть, был выпущен в целях престижа в ответ более легким аттическим весовым тетрадрахмам, которые распространились на востоке — что, несомненно, вполне в духе местной системы.
Известно всего четыре образца этой монеты, считая ее: два находятся в музеях Турина и Флоренции и два в частных коллекциях (см. Weiss, ук. соч.). Тот факт, что известно только о двух штемпелях аверса и двух штемпелях реверса, совершенно ясно указывает на то, что монета была специальным выпуском (или, возможно, первоначальный большой выпуск был неожиданно сокращен). Должно быть, она была отчеканена после менее показного выпуска тетрадрахм с изображением Александра, где имя Никокла было написано крошечными буквами вдоль линии шкуры льва на аверсе (Price, с. 388 и монеты 3118—3123). Эти экземпляры, должно быть, чеканились в конце 320-х гг. (они появляются в кладе, датируемом ок. 317 г.) и, возможно, дистатеры, на которых имя Никокла было заметнее, чеканились вскоре после этого. Но, быть может, отнесение их к последним годам жизни Никокла даже лучше согласуется со свидетельствами. В это время он явно был раздражен птолемеевским господством (он вел переговоры с Антигоном Одноглазым) и мог произвести такую яркую чеканку с целью подчеркнуть свою значимость. Если дело было так, то это привело к его падению, и совершенно очевидно, что наместники Птолемея на Кипре сознательно прилагали усилия, чтобы изъять как можно больше монет этого типа из обращения и переплавить их; этим может объясняться их огромная редкость сегодня.