монетарий 51 г., квестор 50 г. до н. э.
Гай Целий Кальд, монетарий 104 г. до н. э., консул 94 г. до н. э.
Луций Целий Кальд, септемвир эпулон ок. 81—60 гг. до н. э.
Гай Целий Кальд, претор (?) ок. 70—60 гг. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 51 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.80 г
диаметр: 16.5 мм
АВЕРС:C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обна­жен­ная голо­ва кон­су­ла Гая Целия Каль­да, обра­щен­ная впра­во; сза­ди голо­вы зна­мя (vexillum) с над­пи­сью HIS. (Hispania); спе­ре­ди зна­мя в виде каба­на. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Поза­ди сто­ла фигу­ра Л. Каль­да, при­готав­ли­ваю­ще­го пир­ше­ство (epulum) для Юпи­те­ра1; на сто­ле над­пись в две стро­ки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — моно­грам­мой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой сто­ро­ны тро­фей с круг­лым македон­ским щитом, с пра­вой — тро­фей с тру­бой (carnyx) и оваль­ным щитом, укра­шен­ным пуч­ком мол­ний. Сле­ва и спра­ва вер­ти­каль­ная над­пись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), вни­зу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — моно­грам­мой) (Caldus triumvir).

1 Опи­са­ние ревер­са дает­ся по RCTV, CRR. Дру­гие вари­ан­ты для сце­ны: Babelon: фигу­ра, при­готав­ли­ваю­щая лек­ти­стер­ний; BMCRR: высо­кий лек­ти­стер­ний, увен­чан­ный сидя­щей фигу­рой; CRR: сидя­щая фигу­ра на лек­ти­стер­нии; RSC: фигу­ра, сидя­щая на высо­ком лек­ти­стер­нии.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 3837 p. 475, Type II (Pl. XLVII. 23)
Crawford RRC 437/2a (Pl. LII)
Sydenham CRR 894 Series 40 (Pl. 25) (степень редкости: 4 — Scarce)
Babelon MRR Coelia 7 (8 Fr.)
RSC Coelia 7 (VF £100)
Sear RCTV (2000) I 404 (VF $360, EF $880)
Catalli 2001, 625
RRM 26.2
Online: CRRO
Сохранность: about FDC
* Дата чеканки: 54 г. до н. э. (MRR); ок. 61 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 62 г. до н. э., Рим (CRR); 51 г. до н. э., Рим (RRC, RSC, RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по RRC, RCTV, BMCRR.
ArtCoins Roma s.r.l. — Аукцион 3, лот 238 (31.05.2011). Цена реализации (без аукционной комиссии): 900 EUR (1286 USD).
Источник: http://acsearch.info
MRR (Babelon), т. I, с. 367, к Coelia (1885 г.):

XL. ЦЕЛИИ (COELIA или COILIA)

Антич­ные авто­ры пишут это родо­вое имя по-раз­но­му: встре­ча­ет­ся вари­ант Coilius (самая древ­няя фор­ма), а так­же Coelius или Caelius. Основ­ные ког­но­ме­ны рес­пуб­ли­кан­ских Цели­ев — это Кальд и Руф. Моне­та­ри­я­ми в этой семье были Луций Целий (Coilius), Гай Целий (Coilius) Кальд и Гай Целий (Caelius) Кальд.

MRR (Babelon), т. I, с. 370—372, к Coelia 4—12 (1885 г.):

3. Гай Целий Кальд
Моне­та­рий око­ло 700 г. (54 г. до н. э.)

Гай Целий Кальд, по рас­по­ря­же­нию кото­ро­го была отче­ка­не­на любо­пыт­ная серия, при­веден­ная ниже, был сыном Луция Целия Каль­да и вну­ком Гая Целия Каль­да, моне­та­рия, о кото­ром гово­ри­лось выше. Новый маги­ст­рат не оста­вил в исто­рии сколь­ко-нибудь зна­чи­тель­ных сле­дов. Впро­чем, извест­но, что в 704 г. (50 г. до н. э.) он был назна­чен кве­сто­ром Кили­кии, когда Цице­рон управ­лял этой про­вин­ци­ей в долж­но­сти про­кон­су­ла; име­ют­ся пись­ма Цице­ро­на, адре­со­ван­ные ему1. На всех дена­ри­ях, отче­ка­нен­ных Каль­дом при испол­не­нии обя­зан­но­стей монет­но­го маги­ст­ра­та, мы видим голо­ву его деда, пле­бей­ско­го три­бу­на и глав­ной зна­ме­ни­то­сти этой семьи. Преж­де все­го, на это ука­зы­ва­ет сло­во COS (кон­сул), кото­рое ее сопро­вож­да­ет: дан­ный пер­со­наж был един­ст­вен­ным чле­ном рода Цели­ев, удо­сто­ен­ным кон­суль­ства. Его мож­но узнать так­же бла­го­да­ря бук­вам L D, кото­рые изо­бра­же­ны на таб­лич­ке ниже голо­вы и рас­шиф­ро­вы­ва­ют­ся как Libero, Damno («осво­бож­даю», «осуж­даю»), напо­ми­на­ние о тай­ном голо­со­ва­нии, уста­нов­лен­ном lege tabellaria, в суде по делам о государ­ст­вен­ной измене (perduellio). На него наме­ка­ет так­же воен­ный зна­чок, на кото­ром напи­са­но HISpania; он увен­чан каба­ном, сим­во­лом горо­да Клу­ния, или испан­ским дро­ти­ком: это напо­ми­на­ет о воен­ных подви­гах пред­ка моне­та­рия, Гая Целия Каль­да, кото­рый в 562 г. (102 г. до н. э.) поко­рил Даль­нюю Испа­нию и одер­жал победы, о кото­рых рас­ска­зы­ва­ет Юлий Обсе­квент2. На двух послед­них дена­ри­ях (№№ 11 и 12) поза­ди голо­вы кон­су­ля­ра мы видим воен­ный литу­ус и испан­ское копье, кото­рые напо­ми­на­ют о тех же самых воен­ных свер­ше­ни­ях; кро­ме того, два щита — один оваль­ный, вто­рой круг­лый и мень­ше­го раз­ме­ра — исполь­зо­ва­лись в кельт­ибер­ских или испан­ских вой­сках3.

с.371 На экзем­пля­рах № 4 и 5 изо­бра­же­на голо­ва юно­ши в луче­вой короне, а в поле — оваль­ный щит, на кото­ром ино­гда напи­са­на бук­ва S. Бор­ге­зи4 тол­ку­ет эту бук­ву как сло­во Sol; голо­ву в луче­вом вен­ке он счи­та­ет голо­вой Солн­ца и пред­по­ла­га­ет, что здесь содер­жит­ся намек на победу, одер­жан­ную на Восто­ке; но ничто в жиз­ни кон­су­ла 660 г. (94 г. до н. э.), пред­ка моне­та­рия, не дока­зы­ва­ет, что он вел какие-то воен­ные дей­ст­вия на Восто­ке. Вай­ян пола­гал, что на дан­ных меда­льо­нах голо­ва Солн­ца слу­жит наме­ком на ког­но­мен Кальд из-за жара, кото­рый излу­ча­ет это све­ти­ло, и Эккель, цити­руя это ост­ро­ум­ное тол­ко­ва­ние, под­твер­жда­ет его пас­са­жем Варро­на: Comitiis cum SOLE CALDO ego et Q. Ascius senator tribulis suffragium tulissemus, etc.[1]5.

На ревер­се экзем­пля­ра № 7 и сле­дую­щих мы видим пер­со­на­жа, кото­рый гото­вит лек­ти­стер­ний, а ниже чита­ем Lucius Caldus septemvir epulo. Этот Луций — отец моне­та­рия; у нас нет боль­ше ника­ких сведе­ний о дан­ном чело­ве­ке, и толь­ко моне­ты его сына сооб­ща­ют нам, что он был сеп­тем­ви­ром эпу­ло­ном. Эпу­ло­нов сна­ча­ла было трое (triumviri epulones), Сул­ла уве­ли­чил их чис­ло до семи и они соста­ви­ли кол­ле­гию сеп­тем­ви­ров эпу­ло­нов (septemviri epulones); Юлий Цезарь довел их чис­ло до деся­ти, а Август — сокра­тил до исход­ных тро­их; эти жре­цы пер­во­на­чаль­но назна­ча­лись на долж­ность для того, чтобы устра­и­вать празд­ник Юпи­те­ра, epulum Jovis in Capitolio, и в целом помо­гать пон­ти­фи­кам гото­вить утварь, необ­хо­ди­мую для свя­щен­ных риту­а­лов6. Цере­мо­ния лек­ти­стер­ния состо­я­ла в том, что изо­бра­же­ние боже­ства поме­ща­лось на ложе, lectus, его левая рука опи­ра­лась на подуш­ку, pulvinus; и в тече­ние одно­го или несколь­ких дней ему пред­ла­га­ли иску­пи­тель­ное пир­ше­ство, чтобы смяг­чить его гнев и поло­жить конец како­му-то бед­ст­вию в государ­стве. Пер­вый лек­ти­стер­ний был про­веден в 355 г. (399 г. до н. э.), чтобы отвра­тить эпиде­мию, опу­сто­шав­шую Рим; эта цере­мо­ния была пред­пи­са­на сивил­ли­ны­ми кни­га­ми7. Леген­да гла­сит, что во вре­мя вой­ны меж­ду Локра­ми и Крото­ном локрий­цы отпра­ви­лись про­сить помо­щи у лакеде­мо­нян, а те посла­ли им Касто­ра и Пол­лук­са; тогда на кораб­ле, кото­рый при­вез двух этих богов в Ита­лию, устро­и­ли лек­ти­стер­ний и совер­ши­ли жерт­во­при­но­ше­ния богам-союз­ни­кам по гре­че­ско­му обы­чаю8.

с.372 На моне­тах Гая Целия Каль­да есть и еще одна леген­да, раз­ме­щен­ная пер­пен­ди­ку­ляр­но: она гла­сит: Caius Caldus imperator, augur, decemvir (sacris faciundis). Об этом новом пер­со­на­же нет ника­ких исто­ри­че­ских свиде­тельств9. По всей види­мо­сти, он при­хо­дил­ся дядей моне­та­рию и был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром на Восто­ке, судя по рас­по­ло­же­нию тро­фе­ев. В этом слу­чае мож­но пред­по­ло­жить, что реверс экзем­пля­ра № 4 с голо­вой Солн­ца и сло­вом Sol содер­жит намек на победу это­го пер­со­на­жа на Восто­ке, и изло­жен­ное выше тол­ко­ва­ние Бор­ге­зи будет пра­во­мер­но, если отне­сти его к это­му неиз­вест­но­му герою.

Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Cic. Fam. II. 19; Att. VI. 4—6; VII. 1.

2De Prodig. c. 104.

3Lagoy R. de M. (Mis de). Recherches numismatiques sur l’armement et les instruments de guerre des Gaulois. Aix, 1849. P. 31 f.; Cavedoni C. Compt. rend. de Cohen H. Description générale des monnaies de la république romaine, communément appellées médailles consulaires // Revue Numismatique. N. S. T. 2. 1857. P. 351.

4Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1962. P. 319, 320.

5Varr. De Ling. Lat., ср. Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 176.

6Marquardt J. Rœmische Staatsverwaltung. Bd. 3. Leipzig, 1878. S. 333.

7Marquardt J. Op. cit. S. 45.

8Albert M. Le culte de Castor et Pollux en Italie. P., 1883. P. 10—11.

9Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine. / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 507.


При­ме­ча­ние пере­вод­чи­цы:


[1]Я и Квинт Аксий, член моей три­бы, подав в самый солн­це­пек свой голос… (пер. М. Е. Сер­ге­ен­ко). Пра­виль­ная ссыл­ка на Варро­на: Varr. RR. III. 2.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 474—475, прим. 1 (к №№ 3833—3840) (1910 г.):

КАЛЬД
(ГАЙ ЦЕЛИЙ КАЛЬД)

На про­ис­хож­де­ние моне­та­рия Гая Целия Каль­да ука­зы­ва­ют типы и леген­ды его монет. Он был сыном Луция Целия Каль­да, одно­го из сеп­тем­ви­ров эпу­ло­нов, пле­мян­ни­ком Гая Целия Каль­да, кото­рый был импе­ра­то­ром, авгу­ром и децем­ви­ром свя­щен­но­дей­ст­вий (sacris faciundis) и тоже выпус­кал моне­ты (см. выше, с. 212), и вну­ком Гая Целия Каль­да, кото­рый был кон­су­лом в 94 г. до н. э. и самым вли­я­тель­ным чле­ном семьи в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки. Об офи­ци­аль­ной карье­ре моне­та­рия извест­но лишь то, что в 50 г. до н. э. он был назна­чен кве­сто­ром в Кили­кию, кото­рая тогда нахо­ди­лась под управ­ле­ни­ем Цице­ро­на, и что в отсут­ст­вие послед­не­го он был остав­лен во гла­ве про­вин­ции, хотя и не под­хо­дил для тако­го назна­че­ния ни по воз­рас­ту, ни по харак­те­ру. Судя по тех­ни­ке его монет и осо­бен­но­стям их типов, кото­рые отра­жа­ют недав­ние собы­тия, свя­зан­ные с карье­ра­ми его отца, дяди и деда, очень веро­ят­но, что он зани­мал долж­ность моне­та­рия око­ло 61 г. до н. э.

На авер­се всех монет Каль­да пре­вос­ход­но изо­бра­же­на голо­ва его деда, кото­рый пер­вым из сво­ей семьи достиг высо­ких долж­но­стей в государ­стве. Во вре­мя сво­его три­бу­на­та в 107 г. до н. э. он про­вел закон о таб­лич­ках (lex tabellaria), соглас­но кото­ро­му голо­са в судах по делам о государ­ст­вен­ной измене долж­ны были пода­вать­ся с помо­щью таб­ли­чек. Одна из таких таб­ли­чек с бук­ва­ми L. D. (Libero: Damno, «Оправ­ды­ваю: Осуж­даю») изо­бра­же­на поза­ди его голо­вы. Зна­ме­на, тру­ба и копье ука­зы­ва­ют на его воен­ные дости­же­ния в про­вин­ции Испа­ния, кото­рую он полу­чил после кон­суль­ства в 94 г. до н. э. Фигу­ра быка сим­во­ли­зи­ру­ет испан­ский город Клу­ния, где Кальд, веро­ят­но, одер­жал какие-то победы (Heiss A. Description Generale des Monnaies Antiques de L’Espagne. P., 1870. Pl. xxix, №№ 7—8). Типы ревер­са объ­яс­нить несколь­ко слож­нее. Бор­ге­зи истол­ко­вал S как началь­ную бук­ву в сло­ве Sol (Солн­це) и счел голо­ву Солн­ца ука­за­ни­ем на какую-то победу на Восто­ке (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1962. P. 319—322), одна­ко нет ника­ких исто­ри­че­ских свиде­тельств о том, что кон­сул 94 г. до н. э. когда-либо слу­жил на Восто­ке. Вай­ян пола­гал, что это может быть намек на ког­но­мен с.475 Кальд, т. е. Calidus, «горя­чий», «Quod Sol in coelo videatur et caldus sit»[1] (Vaillant J.-F. Nummi antiqui familiarum romanarum. München, 1703. Vol. 1. P. 292), и Эккель попы­тал­ся под­кре­пить его тол­ко­ва­ние сле­дую­щим пас­са­жем Варро­на (de Ling. Lat.): Comitiis cum sole caldo ego et Q. Ascius senator tribulis suffragium tulissemus[2] (Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 176). Лек­ти­стер­ний типа II ука­зы­ва­ет на долж­ность эпу­ло­на Юпи­те­ра (Epulo Jovis), кото­рую зани­мал отец моне­та­рия. Долж­ность эпу­ло­нов была учреж­де­на в 196 г. до н. э. для про­веде­ния пира Юпи­те­ра (epulum Jovis) и пир­шеств в честь дру­гих богов; пер­во­на­чаль­но эту обя­зан­ность испол­ня­ли пон­ти­фи­ки. Эпу­ло­ны состав­ля­ли кол­ле­гию, кото­рая была одной из четы­рех важ­ней­ших рели­ги­оз­ных кор­по­ра­ций в Риме. Пер­во­на­чаль­но эпу­ло­нов было трое; Сул­ла уве­ли­чил их чис­ло до семи, так что они ста­ли назы­вать­ся сеп­тем­ви­ра­ми эпу­ло­на­ми, а Юлий Цезарь — до деся­ти, но назва­ние кол­ле­гии не изме­ни­лось. Август сокра­тил их чис­ло до исход­ных тро­их. Цере­мо­ния лек­ти­стер­ния, кото­рая пред­став­ля­ла собой рос­кош­ное пир­ше­ство, пред­ла­гав­ше­е­ся богам, чьи ста­туи раз­ме­ща­лись на ложах, впер­вые была про­веде­на в Риме в 399 г. до н. э., когда в горо­де про­ис­хо­ди­ла эпиде­мия (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. P., 1885. T. 1. P. 371). Пир Юпи­те­ра на Капи­то­лии (epulum Jovis in Capitolio) про­во­дил­ся 13 сен­тяб­ря. Момм­зен иден­ти­фи­ци­ру­ет фигу­ру на лек­ти­стер­нии как одно­го из эпу­ло­нов, заня­то­го под­готов­кой пира (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine. / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 506), но более веро­ят­но, что это ста­туя одно­го из богов, в честь кото­рых устра­и­вал­ся лек­ти­стер­ний. Лишь из легенд типа II извест­но, что дядя моне­та­рия, Гай Целий Кальд, был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром и зани­мал долж­но­сти авгу­ра и децем­ви­ра свя­щен­но­дей­ст­вий.


При­ме­ча­ния пере­вод­чи­цы:

[1]Ибо солн­це вид­но в небе (coelo) и явля­ет­ся горя­чим (caldus).

[2]Я и Квинт Аксий, член моей три­бы, подав в самый солн­це­пек свой голос… (пер. М. Е. Сер­ге­ен­ко). Пра­виль­ная ссыл­ка на Варро­на: Varr. RR. III. 2.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 474, прим. 1 (к №№ 3833—3850) (1910 г.):

Око­ло 61 г. до н. э., 693 г. от осно­ва­ния Горо­да

К это­му году отно­сит­ся два выпус­ка: пер­вый — орди­нар­ный выпуск Гая Целия Каль­да, кото­рый назы­ва­ет себя три­ум­ви­ром (т. е., три­ум­ви­ром для монет­ной чекан­ки); вто­рой — осо­бый выпуск Пуб­лия Плав­тия Гип­сея, на что ука­зы­ва­ют бук­вы S. C. (Senatus consulto, «по поста­нов­ле­нию сена­та»).

RRC (Crawford), с. 459, к № 437 (1974 г.):

Моне­та­рий, веро­ят­но, — Гай Целий Кальд, кве­стор 50 г.

Основ­ная тема дан­но­го выпус­ка — это дости­же­ния Гая Целия Каль­да, кон­су­ла 94 г.: таб­лич­ка на авер­се типа 1 напо­ми­на­ет о Цели­е­вом законе о таб­лич­ках (Lex Coelia Tabellaria), кото­рый он про­вел в 107 г. в долж­но­сти пле­бей­ско­го три­бу­на; век­силл с над­пи­сью HIS наме­ка­ет на его победы во вре­мя намест­ни­че­ства в Ближ­ней Испа­нии; зна­мя в фор­ме быка (о его галль­ском харак­те­ре см.: la Saussaye L. de Le véritable symbole de la nation Gauloise démontré par les médailles // Revue Numismatique. 1840. Num. 1. P. 249; idem. Numismatique de la Gaule Narbonnaise. Blois; P., 1842. P. 1731; ср. № 281/1) отно­сит­ся к пора­же­нию, кото­рое он нанес в Гал­лии сал­лю­ви­ям (Badian E. Studies in Greek and Roman History. N. Y., 1964. P. 90; idem. Notes on the Provincia Gallia in the Late Republic // Mélanges d’archéologie et d’histoire offerts à André Piganiol. P., 1966. T. 3. P. 907), как и кар­никс и копье на авер­се № 4, тро­фей с кар­ник­сом и оваль­ным щитом на ревер­се №№ 2—4 и оваль­ный щит на ревер­се № 1. Мож­но отме­тить, что поло­же­ние тро­фе­ев и вер­ти­каль­ных легенд изме­ня­ет­ся все­гда так, чтобы галль­ский тро­фей был свя­зан с леген­дой IMP. A. X.; веро­ят­но, Кальд был про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром толь­ко за победу над сал­лю­ви­я­ми2. Вер­ти­каль­ные леген­ды, види­мо, сооб­ща­ют о том, что Кальд был авгу­ром (Augur) и децем­ви­ром свя­щен­но­дей­ст­вий (Xvir sacris faciundis); голо­ва Солн­ца, македон­ский щит на ревер­се № 1 и тро­фей с македон­ским щитом на ревер­се №№ 2—4 долж­ны ука­зы­вать на неиз­вест­ную из дру­гих источ­ни­ков победу на Восто­ке. Изо­бра­же­ние пира (epulum)3 пред­став­ля­ет нам нигде более не упо­мя­ну­то­го Луция Целия Каль­да, сеп­тем­ви­ра эпу­ло­на. О порт­ре­те Гая Целия Каль­да см.: Schweitzer B., Die Bildniskunst der Römischen Republik. Leipzig, 1948. Ill. 77—78 + S. 70.


1Мож­но отме­тить, что бык укра­ша­ет наполь­ное покры­тие дома Луция Целия Каль­да в Пом­пе­ях (Corte M. della, Case ed abitanti di Pompei. 2 Ed. Pompei, 1954. P. 190).

2О при­ме­ча­тель­ной свя­зи меж­ду титу­ла­ми «кон­сул» и «импе­ра­тор» (не засвиде­тель­ст­во­ван­ной более ни у кого, кро­ме Цеза­ря) см.: Kienast D. Imperator // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Bd. 78. 1961. S. 416, Anm. 63; S. 414, Anm. 50.

3Epulum и тро­феи никак не свя­за­ны друг с дру­гом (иное мне­ние см.: Picard G. Ch. Les trophées romains. P., 1957. P. 135).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА