монетарий 129 г., городской претор 123 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 129 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.94 г
АВЕРС:Голо­ва Ромы в кры­ла­том шле­ме впра­во, в горе­лье­фе, шлем укра­шен голо­вой гри­фо­на; забра­ло из трех частей и под­ня­то козырь­ком; серь­га с тре­мя под­вес­ка­ми и оже­ре­лье; под под­бо­род­ком X; поза­ди голо­вы якорь. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Вене­ра Родо­на­чаль­ни­ца (Venus Genetrix), кото­рую амур увен­чи­ва­ет вен­ком, ска­чет в биге впра­во, кони в гало­пе; дер­жит пово­дья обе­и­ми рука­ми; ввер­ху: ROMA, под коня­ми: SEX. IVLI, в обре­зе: CAISAR. По краю линия.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 1140—1142 (Pl. XXIX. 17)
Crawford RRC 258/1 (Pl. XXXVII) (штемпелей аверса: <10, реверса: <12)
Sydenham CRR 476 (степень редкости: 2 — Very Common)
Babelon MRR Julia 2 (3 Fr.)
RSC Julia 2 (VF £140)
Sear RCTV (2000) I 134 (VF $104, EF $296)
Online: CRRO
Сохранность: VF / EF
* Дата чеканки: 134 г. до н. э., Рим (Babelon); ок. 99—94 гг. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 125—120 гг. до н. э., Рим (CRR); 129 г. до н. э. (RRC); ок. 129 г. до н. э. (RSC); 129 г. до н. э. (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Gerhard Hirsch Nachfolger — аукцион 284, лот 2566 (26.09.2012).
Оценочная стоимость: 350 EUR. Лот не продан.
Источник: http://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, c. 1—2, к Julia (1885 г.):

LXXXII. ЮЛИИ

Семью Юли­ев мож­но счи­тать самой зна­ме­ни­той из пат­ри­ци­ан­ских семей Рима. Эта семья была в чис­ле тех, кого Тулл Гости­лий пере­вёз в Рим после раз­ру­ше­ния Аль­бы Лон­ги и немед­лен­но воз­вёл в пат­ри­ции1. Из древ­ней­шей над­пи­си нам извест­но, что Юлии жили в Бовил­лах и что при обсто­я­тель­ствах, точ­но нам не извест­ных, при­нес­ли жерт­ву в соот­вет­ст­вии с обы­ча­я­ми Аль­бы, где была их пер­во­на­чаль­ная роди­на, lege Albana2. Намно­го поз­же мы видим, что тра­ди­ции дей­ст­ви­тель­но свя­зы­ва­ют их с Бовил­ла­ми, так как импе­ра­тор Тибе­рий велел вос­ста­но­вить в этом горо­де алтарь (sacrarium), уста­нов­лен­ный в честь рода Юли­ев, и при­ка­зал поста­вить там ста­тую Авгу­ста3. В то же вре­мя, чле­ны этой семьи пре­тен­до­ва­ли на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние: от Юла или Аска­ния, кото­рый был сыном Вене­ры и Анхи­за: он при­шёл осно­вать город Аль­бу после раз­ру­ше­ния Трои. Дик­та­то­ру Юлию Цеза­рю нра­ви­лось в сво­их пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях наме­кать на это небес­ное про­ис­хож­де­ние; это объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы на мно­гих его моне­тах; имя этой боги­ни дик­та­тор дал сво­им сол­да­там в каче­стве паро­ля в бит­вах при с.2 Фар­са­ле и Мун­де. В соот­вет­ст­вии с обе­том, дан­ным перед Фар­са­лом, Цезарь воз­вёл в её честь храм, кото­рый был с необы­чай­ны­ми тор­же­ства­ми открыт 25 сен­тяб­ря 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август под­хва­тил при­тя­за­ния сво­ей при­ём­ной семьи, и Вене­ра и в импе­рии тоже про­воз­гла­ша­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей Цеза­рей. Чле­ны рода Юли­ев носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Бур­си­он, Цезарь, Юл, Мен­тон и Либон. На моне­тах мы видим сле­дую­щих пер­со­на­жей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бур­си­он; 6. Луций Юлий Сали­на­тор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dion. Hal. III. 29; Tac. Ann. XI. 24.

2Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. II. Berlin, 1836. Anm. 421, 1240.

3Tac. Ann. II. 41.

4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.

MRR (Babelon), т. II, с. 3, к Julia 2 (1885 г.):

2. Секст Юлий Цезарь.
Моне­та­рий око­ло 620 г. (134 г. до н. э.)

Дена­рий дан­но­го моне­та­рия отно­сит­ся, судя по сти­лю, при­мер­но к 620 г. (134 г. до н. э.). Изо­бра­же­ние Вене­ры, кото­рое мож­но видеть на ревер­се, отче­ка­не­но в честь боги­ни-покро­ви­тель­ни­цы рода Юли­ев. Секст Юлий Цезарь, сын Секс­та и внук Луция, был кон­су­лом в 597 г. (157 г. до н. э.). Моне­та­рий — сын это­го чело­ве­ка; он носил то же имя, что и отец и дед и был город­ским пре­то­ром в 631 г. (123 г. до н. э.)1. Он мог быть бра­том преды­ду­ще­го моне­та­рия, но род­ство меж­ду эти­ми мало­из­вест­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми рода Юли­ев точ­но не уста­нов­ле­но. Дена­рий Секс­та Юлия Цеза­ря име­ет доволь­но боль­шое сход­ство в тех­ни­ке с дена­ри­я­ми Луция Опи­мия и Мар­ка Опи­мия, кото­рые, несо­мнен­но, были его кол­ле­га­ми по монет­ной маги­ст­ра­ту­ре.


1Cic. pro Dom. 53; ad Her. II. 13.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 171, прим. 1 (к №№ 1129—1171) (1910 г.):

СЕРИЯ II
Око­ло 99—95 гг. до н. э.; 655—659 гг. от осно­ва­ния Горо­да

Поми­мо раз­ли­чий в сти­ле и фор­ме голо­вы Ромы, кото­рые харак­тер­ны для дена­ри­ев этой серии и уже упо­ми­на­лись (см. с. 160), серь­ги Ромы все­гда пред­став­ля­ют собой трой­ную кап­лю. Этот стиль испол­не­ния голо­вы и фор­ма серё­жек, види­мо, сохра­ня­лись несколь­ко лет, так как встре­ча­ют­ся в чекан­ке несколь­ких моне­та­ри­ев, что, по мень­шей мере, пред­по­ла­га­ет ряд выпус­ков.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 174, прим. 1 (к №№ 1140—1142) (1910 г.):

SEX. IVLI. CAISAR
(СЕКСТ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ)

Бабе­лон, дати­ро­вав­ший эти моне­ты при­мер­но 134 г. до н. э., иден­ти­фи­ци­ру­ет моне­та­рия с Секс­том Юли­ем Цеза­рем, город­ским пре­то­ром 123 г. до н. э. (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. P., 1885. T. 2. P. 3), но соглас­но клас­си­фи­ка­ции гра­фа де Сали­са такая иден­ти­фи­ка­ция невоз­мож­на; моне­та­рий не может быть и одно­имен­ным кон­су­лом 91 г. до н. э. Напи­са­ние CAISAR вме­сто CAESAR встре­ча­ет­ся, види­мо, толь­ко на моне­тах, но в над­пи­сях AI вме­сто AE в име­нах соб­ст­вен­ных употреб­ля­ет­ся неред­ко (см.: CIL. I. P. 600, Index grammaticus).

На сход­ство тех­ни­ки и дру­гих харак­те­ри­стик монет Секс­та Юлия Цеза­ря и монет Луция Посту­мия Аль­би­на и Луция и Мар­ка Опи­ми­ев уже было ука­за­но (см. выше, с. 172), но мы не можем при­знать отме­чен­ное Цобе­лем (Mommsen T. Sopra alcuni ripostigli di denari Romani scoperti nella Spagna // Annali dell’ Institute di corrispondenza archeologica. Vol. 35. 1863. P. 48) «вели­чай­шее сход­ство» меж­ду моне­та­ми Секс­та Юлия Цеза­ря и моне­та­ми Пуб­лия Нер­вы и Мар­ка Ципия, кото­рые граф де Салис отнёс к мест­ным монет­ным дво­рам (см. Ита­лия, 99—94 гг. до н. э.). Бла­ка под­твер­жда­ет наше мне­ние и при­бав­ля­ет: «Cependant je dois faire remarquer que si l’analogie est frappante entre les deniers de P. Nerva et de M. Cipius, je ne trouve pas qu’on puisse en dire autant du denier de Sex. Julius, qui me paraît bien différent pour le style et pour la fabrique; de plus il est frappé sur un flan très-large et le flan des deux autres deniers est remarquablement petit et épais»[1]. (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine. / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 349, n. 3.)


[1]Одна­ко я дол­жен отме­тить, что если сход­ство меж­ду дена­ри­я­ми Пуб­лия Нер­вы и Мар­ка Ципия явля­ет­ся рази­тель­ным, то я не нахо­жу воз­мож­ным ска­зать это о дена­рии Секс­та Юлия, кото­рый, как мне кажет­ся, силь­но отли­ча­ет­ся по сти­лю и тех­ни­ке; кро­ме того, он отче­ка­нен на доволь­но круп­ной заготов­ке, а заготов­ки двух дру­гих дена­ри­ев необы­чай­но малы и тол­сты (Прим. перев.).

CRR (Sydenham), с. 55, к №№ 472—486 (1952 г.):

СЕРИЯ 19
Ок. 125—120 гг. до н. э. Рим

Харак­те­ри­сти­ки. Заготов­ки ком­пакт­ные и доста­точ­но плот­ные. Голо­вы в горе­лье­фе, чер­ты «Ромы» жест­кие и угло­ва­тые. Шлем (кро­ме монет Г. Цеци­лия Метел­ла) типа H.1, фор­ма, про­ис­хо­дя­щая от E.3, как на дена­ри­ях Л. Анти­стия Гра­гу­ла, послед­них из серии 17. Малень­кая звезда, поме­щен­ная на наза­тыль­ни­ке шле­ма (см. Кв. Мар­ций Филипп, Кв. Фабий Мак­сим, М. Цеци­лий Метелл, Г. Сер­ви­лий и Г. Цеци­лий Метелл), харак­тер­на для этой серии.

Отли­чи­тель­ная фор­ма серь­ги (k) не встре­ча­ет­ся боль­ше ни на одной рес­пуб­ли­кан­ской серии.

Самым ран­ним выпус­ком этой серии, несо­мнен­но, явля­ет­ся выпуск Л. Посту­мия Аль­би­на, так как он исполь­зу­ет чуть более круп­ные заготов­ки, такие же, как в серии 17. Самый позд­ний — выпуск Г. Цеци­лия Метел­ла, кото­рый изме­ня­ет фор­му шле­ма и вво­дит стиль серь­ги (f), созда­вая таким обра­зом свя­зу­ю­щее зве­но с сери­ей 20.

Ввиду их отли­чи­тель­ных черт, оче­вид­но, что все эти девять выпус­ков отно­сят­ся к огра­ни­чен­но­му пери­о­ду. Поэто­му невоз­мож­но разде­лить их, как пред­ла­гал Бабе­лон. Кро­ме того, их дата зна­чи­тель­но рань­ше, чем уста­нов­лен­ная Гру­бе­ром, 99—94 гг. до н. э.

Знак номи­на­ла X пока­зы­ва­ет, что серия 19 не может дати­ро­вать­ся рань­ше 130 г. до н. э. Подоб­ным обра­зом, если при­нять в рас­чет всю серию 20 и частич­но серии 23 и 24, выпу­щен­ные до 110 г., так как все они пред­став­ле­ны в кла­дах I, II и III, то отсюда сле­ду­ет, что серию 19 нель­зя обос­но­ван­но поме­стить позд­нее 120 г. до н. э. Поэто­му мож­но счи­тать прак­ти­че­ски несо­мнен­ны­ми вре­мен­ные рам­ки серии 19 меж­ду 125 и 120 гг. до н. э.1 То есть, эта серия или, во вся­ком слу­чае, ее часть — это моне­ты, выпу­щен­ные под вли­я­ни­ем Гая Грак­ха. Далее, суще­ст­ву­ет опре­де­лен­ная веро­ят­ность, что эмис­сии Кв. Фабия Мак­си­ма, М. Цеци­лия Метел­ла и Г. Сер­ви­лия при­над­ле­жат к году его три­бу­на­та. (См. при­ме­ча­ние к «Рестав­ра­ци­он­но­му выпус­ку» Кв. Фабия Мак­си­ма и пр., с. XXXV)


1Мэт­тингли счи­та­ет, что серия 19 была выпу­ще­на груп­пой, враж­деб­ной Гаю Грак­ху, меж­ду 122 и 119 гг. до н. э.

CRR (Sydenham), с. 56 (к № 476) (1952 г.):

Секст Юлий Цезарь, веро­ят­но, — кон­сул 90 г. до н. э.[1] Изо­бра­же­ния Вене­ры и Купидо­на посто­ян­но встре­ча­ют­ся на моне­тах рода Юли­ев в свя­зи с его леген­дар­ным про­ис­хож­де­ни­ем от Юла, вну­ка Вене­ры и Анхи­за.


[1]Секст Юлий Цезарь был кон­су­лом 91 г. до н. э. — Прим. ред. сай­та.

RRC (Crawford), с. 284, к № 258 (1974 г.):

Моне­та­рий, веро­ят­но, — Секст Юлий Цезарь, пре­тор 123 г. до н. э.

Изо­бра­же­ние на ревер­се ука­зы­ва­ет на про­ис­хож­де­ние Юли­ев от Вене­ры через Энея и Аска­ния-Юла (см. с. 727). Якорь на авер­се иссле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ли с мор­ской победой кого-то из пред­ков; одна­ко якорь, кото­рый не исполь­зу­ет­ся во вре­мя дви­же­ния суд­на, пред­став­ля­ет­ся мне непо­д­хо­дя­щим сим­во­лом для мор­ской бит­вы; ско­рее его сле­ду­ет счи­тать наме­ком на при­бы­тие Энея в Ита­лию из-за моря (Cavedoni C. Appendice al Saggio di Osservazioni sulle Medaglie di Famiglie Romane // Memorie di religione, di morale e di letteratura. Ser. 2. Vol. I. 1832. P. 112; ср. якорь на № 290/2).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА