монетарий 103 г., консул 90 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 103 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 4.12 г
диаметр: 17 мм
ось: 6 ч.
АВЕРС:Голо­ва Мар­са, обра­щен­ная вле­во, в шле­ме с греб­нем, укра­шен­ном сбо­ку пером; забра­ло из одной части и под­ня­то козырь­ком; поза­ди CAESAR, ввер­ху бук­ва Γ ∙
РЕВЕРС: Вене­ра Родо­на­чаль­ни­ца едет вле­во в биге, запря­жен­ной эрота­ми, перед кото­ры­ми лира; Вене­ра дер­жит ски­петр в пра­вой руке и пово­дья в левой; ввер­ху бук­ва Γ ∙
В обре­зе: L. IVLI. L. F. (Lucius Julius Lucii filius).
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 1427 var. p. 211 (Pl. XXXI. 11)
Crawford RRC 320/1 (Pl. XLII) (штемпелей аверса: 92, реверса: 92)
Sydenham CRR 593 (степень редкости: 2 — Very Common)
Babelon MRR Julia 4 (1 Fr.)
RSC Julia 4 (VF £35)
Sear RCTV (2000) I 198 (VF $88, EF $256)
Online: CRRO
Сохранность: VF
* Дата чеканки: 90 г. до н. э. (Babelon); ок. 90 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 94 г. до н. э., Рим (CRR); 103 г. до н. э. (RRC); ок. 103 г. до н. э. (RSC); 103 г. до н. э. (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Roma Numismatics Ltd — аукцион V, лот 529 (23.03.2013).
Оценочная стоимость: 200 GBP. Цена реализации (без аукционной комиссии): 550 GBP.
Источник: http://coinarchives.com
MRR (Babelon), т. II, c. 1—2, к Julia (1885 г.):

LXXXII. ЮЛИИ

Семью Юли­ев мож­но счи­тать самой зна­ме­ни­той из пат­ри­ци­ан­ских семей Рима. Эта семья была в чис­ле тех, кого Тулл Гости­лий пере­вёз в Рим после раз­ру­ше­ния Аль­бы Лон­ги и немед­лен­но воз­вёл в пат­ри­ции1. Из древ­ней­шей над­пи­си нам извест­но, что Юлии жили в Бовил­лах и что при обсто­я­тель­ствах, точ­но нам не извест­ных, при­нес­ли жерт­ву в соот­вет­ст­вии с обы­ча­я­ми Аль­бы, где была их пер­во­на­чаль­ная роди­на, lege Albana2. Намно­го поз­же мы видим, что тра­ди­ции дей­ст­ви­тель­но свя­зы­ва­ют их с Бовил­ла­ми, так как импе­ра­тор Тибе­рий велел вос­ста­но­вить в этом горо­де алтарь (sacrarium), уста­нов­лен­ный в честь рода Юли­ев, и при­ка­зал поста­вить там ста­тую Авгу­ста3. В то же вре­мя, чле­ны этой семьи пре­тен­до­ва­ли на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние: от Юла или Аска­ния, кото­рый был сыном Вене­ры и Анхи­за: он при­шёл осно­вать город Аль­бу после раз­ру­ше­ния Трои. Дик­та­то­ру Юлию Цеза­рю нра­ви­лось в сво­их пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях наме­кать на это небес­ное про­ис­хож­де­ние; это объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы на мно­гих его моне­тах; имя этой боги­ни дик­та­тор дал сво­им сол­да­там в каче­стве паро­ля в бит­вах при с.2 Фар­са­ле и Мун­де. В соот­вет­ст­вии с обе­том, дан­ным перед Фар­са­лом, Цезарь воз­вёл в её честь храм, кото­рый был с необы­чай­ны­ми тор­же­ства­ми открыт 25 сен­тяб­ря 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август под­хва­тил при­тя­за­ния сво­ей при­ём­ной семьи, и Вене­ра и в импе­рии тоже про­воз­гла­ша­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей Цеза­рей. Чле­ны рода Юли­ев носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Бур­си­он, Цезарь, Юл, Мен­тон и Либон. На моне­тах мы видим сле­дую­щих пер­со­на­жей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бур­си­он; 6. Луций Юлий Сали­на­тор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dion. Hal. III. 29; Tac. Ann. XI. 24.

2Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. II. Berlin, 1836. Anm. 421, 1240.

3Tac. Ann. II. 41.

4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.

MRR (Babelon), т. II, с. 5, к Julia 4 (1885 г.):

4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь.
Моне­та­рий око­ло 664 г. (90 г. до н. э.)

Новый моне­та­рий — сын преды­ду­ще­го, носив­ший такое же имя, как и отец, — через свою сест­ру Юлию при­хо­дит­ся дядей три­ум­ви­ру Мар­ку Анто­нию. В 690 г. (64 г. до н. э.) он был кон­су­лом, а в сле­дую­щем году про­го­ло­со­вал за казнь Кати­ли­ны и его сообщ­ни­ков. В 702 г. (52 г. до н. э.) он нахо­дил­ся в Гал­лии в каче­стве лега­та Юлия Цеза­ря. После смер­ти дик­та­то­ра в 710 г. (44 г. до н. э.) Луций Цезарь попы­тал­ся сохра­нить ней­тра­ли­тет и уда­лил­ся в Неа­поль. Тем не менее, три­ум­ви­ры внес­ли его в про­скрип­ци­он­ный спи­сок, и он нашёл убе­жи­ще лишь в доме сво­ей сест­ры Юлии, кото­рая с боль­шим трудом доби­лась от сына мило­сти для бра­та1. Голо­ва Мар­са, обра­щён­ная впра­во, на дена­рии, несо­мнен­но, явля­ет­ся намё­ком на роль отца моне­та­рия в Союз­ни­че­ской войне; что же каса­ет­ся ревер­са, то Вене­ра в колес­ни­це, запря­жён­ной дву­мя аму­ра­ми, — это сим­вол домаш­не­го куль­та семьи Юли­ев. Луций Юлий Цезарь, веро­ят­но, был чле­ном той же кол­ле­гии, что и Гай Аллий Бала.


1Sall. Cat. 17; Dio Cass. XXXVII. 6. 10 и pass.; Caes. B. G. VII. 65; B. C. I. 8; Plut. Ant. 19; Cic. 46.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 209—210, прим. 1 (к №№ 1405—1434) (1910 г.):

Око­ло 90 г. до н. э.; 664 г. от осно­ва­ния Горо­да
L. IVLI. L. F. CAESAR
(ЛУЦИЙ ЮЛИЙ, СЫН ЛУЦИЯ, ЦЕЗАРЬ)

Чекан­ка, отне­сён­ная к это­му году, тоже обшир­на, что в боль­шой мере, если не пол­но­стью, объ­яс­ня­ет­ся нача­лом Мар­сий­ской или Союз­ни­че­ской вой­ны, кото­рая ста­ла вели­ким испы­та­ни­ем не толь­ко для Рима, но и для горо­дов, сохра­нив­ших ему вер­ность (см. Моне­ты Ита­лии это­го пери­о­да). Сре­ди этих выпус­ков по край­ней мере два име­ют осо­бый харак­тер: выпус­ки Мар­ка Луци­лия Руфа и Гая Фабия, име­ю­щие, соот­вет­ст­вен­но, леген­ды PV (Publice) и EX A. PV (Ex argento publico), кото­рые свиде­тель­ст­ву­ют о том, что моне­ты отче­ка­не­ны из слит­ков, взя­тых из государ­ст­вен­ной каз­ны, где хра­нил­ся боль­шой запас на слу­чай таких чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств. На осно­ва­нии монет мож­но разде­лить моне­та­ри­ев на две груп­пы. К пер­вой при­над­ле­жат Луций Юлий Цезарь, сын Луция, Гай Целий Кальд с.210 и Луций Аппу­лей Сатур­нин, кото­рые, судя по сход­ству их типов, мог­ли вхо­дить в один монет­ный три­ум­ви­рат; а ко вто­рой груп­пе — Пуб­лий Вет­тий Сабин, чека­нив­ший толь­ко кви­на­рии, Гай Фабий, сын Гая, Марк Луци­лий Руф и Луций Торий Бальб. На сход­ство выпус­ков этих групп будет ука­за­но в опи­са­нии монет. В послед­ний раз они встре­ча­ют­ся в кла­дах из Кас­ло­ны и Оли­вы (см. Таб­ли­цу кла­дов).

В обо­зна­че­ни­ях монет­но­го дво­ра вид­ны неболь­шие изме­не­ния, хотя они по-преж­не­му состо­ят толь­ко из букв. На неко­то­рых выпус­ках бук­вы обыч­но сопро­вож­да­ют­ся одной-четырь­мя точ­ка­ми, поме­щён­ны­ми вокруг них, т. е., en satellite, но на одной моне­те — моне­те Гая Фабия — наряду с латин­ским исполь­зу­ет­ся и гре­че­ский алфа­вит. На дена­ри­ях Луция Юлия Цеза­ря и кви­на­ри­ях Пуб­лия Саби­на сто­ит одна и та же латин­ская бук­ва на авер­се и ревер­се.

Типы дена­ри­ев, как обыч­но, раз­но­об­раз­ны, но на аверс ино­гда воз­вра­ща­ет­ся голо­ва Ромы.

Момм­зен был скло­нен иден­ти­фи­ци­ро­вать моне­та­рия Луция Юлия Цеза­ря, сына Луция, с одно­имён­ным кон­су­лом 90 г., коман­до­вав­шим одной из рим­ских армий в Мар­сий­ской войне, а не с его сыном, кон­су­лом 64 г. (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 393). Одна­ко Бабе­лон счи­тал, что моне­ты чека­нил этот послед­ний (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. 5), что гораздо более веро­ят­но, если согла­сить­ся с тем, что выпуск отно­сит­ся при­мер­но к 90 г. до н. э. Луций Юлий Цезарь, сын Луция, дядя три­ум­ви­ра Мар­ка Анто­ния через свою сест­ру Юлию, был кон­су­лом 64 г. до н. э., при­ни­мал актив­ное уча­стие в пре­сле­до­ва­нии сообщ­ни­ков Кати­ли­ны по заго­во­ру, слу­жил лега­том Юлия Цеза­ря в Гал­лии в 52 г. до н. э. и сопро­вож­дал его в Рим в 49 г. до н. э. После смер­ти дик­та­то­ра он не слиш­ком актив­но зани­мал­ся государ­ст­вен­ны­ми дела­ми из-за пре­клон­но­го воз­рас­та, но вос­про­ти­вил­ся наи­бо­лее насиль­ст­вен­ным дей­ст­ви­ям пар­тии Окта­ви­а­на. За это его вклю­чи­ли в спи­сок проскри­би­ро­ван­ных, но его сест­ра Юлия доби­лась для него поми­ло­ва­ния.

Тип ревер­са его моне­ты явля­ет­ся сим­во­лом куль­та семьи Юли­ев, кото­рая при­тя­за­ла на про­ис­хож­де­ние от Вене­ры, а голо­ва Мар­са на авер­се может ука­зы­вать на про­шлые победы пред­ста­ви­те­лей этой семьи, а так­же на мифи­че­скую связь это­го бога с Вене­рой. Бабе­лон пред­по­ла­га­ет, что тип авер­са явля­ет­ся намё­ком на отца моне­та­рия, кото­рый участ­во­вал в Мар­сий­ской войне (Babelon E. Loc. cit.), но про­тив это­го мож­но воз­ра­зить, что в дан­ное вре­мя моне­та­рии ещё не фик­си­ро­ва­ли теку­щие собы­тия. Этот тип с голо­вой Мар­са ими­ти­ру­ет­ся на осских моне­тах, отче­ка­нен­ных во вре­мя Союз­ни­че­ской вой­ны (см. Ита­лия).

Обо­зна­че­ния монет­но­го дво­ра, исполь­зу­е­мые Луци­ем Юли­ем Цеза­рем, состо­ят из оди­на­ко­вой бук­вы на авер­се и ревер­се, кото­рую обыч­но сопро­вож­да­ет одна-две точ­ки свер­ху, сни­зу или рядом. Сами бук­вы часто изо­бра­же­ны зер­каль­но. Хотя стиль монет Луция Юлия Цеза­ря немно­го отли­ча­ет­ся от сти­ля монет Гая Целия Каль­да и Луция Аппу­лея Сатур­ни­на, вполне воз­мож­но, что все трое были кол­ле­га­ми по монет­но­му три­ум­ви­ра­ту. Неболь­шие раз­ли­чия в сти­ле меж­ду отдель­ны­ми выпус­ка­ми могут объ­яс­нять­ся тем, что в раз­ных мастер­ских (officinae) работа­ли раз­ные рез­чи­ки штем­пе­лей.

Брон­зо­вых монет в этом выпус­ке нет.

RRC (Crawford), с. 325, к № 320 (1974 г.):

Кон­троль­ные мет­ки пред­став­ля­ют собой бук­вы латин­ско­го алфа­ви­та до S, в обыч­ном или зер­каль­ном изо­бра­же­нии, отдель­ные или с одной-дву­мя точ­ка­ми; кон­троль­ная мет­ка на ревер­се все­гда иден­тич­на той, что на авер­се, хотя точ­ки ино­гда теря­ют­ся на фоне осталь­но­го изо­бра­же­ния1. Одной паре кон­троль­ных меток все­гда соот­вет­ст­ву­ет одна пара штем­пе­лей.

Моне­та­рий, веро­ят­но, — Луций Юлий Цезарь, кон­сул 90 г.

Тип ревер­са явля­ет­ся намё­ком на про­ис­хож­де­ние Юли­ев от Вене­ры через Энея и Аска­ния-Юла (см. с. 727). Лира, веро­ят­но, объ­яс­ня­ет­ся свя­зью Юли­ев с Апол­ло­ном (Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. München, 1912. S. 296 + Anm. 3; Koch C. Der römische Jupiter. Frankfurt, 1937. S. 79).


1Встре­ча­ет­ся ком­би­на­ция S/Ƨ (Глаз­го). Бук­ва N ино­гда изо­бра­же­на зер­каль­но.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА