Grueber BMCRR II East 232 (Pl. CXVI. 20) Babelon MRR Proculeia 1 RPC I 1359 JIAN 1908, 222—223, 1a—c Winterthur 2185
Сохранность: VF * Дата чеканки: ок. 31 г. до н. э. (MRR, BMCRR); 30—28 гг. до н. э. (RRC). ** Место чеканки: Коркира (MRR); Итака (FITA); Кефалления (BMCRR, RPC). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. Leu Numismatik AG — Аукцион 86, лот 733 (5 мая 2003 г.). Оценка: 900 CHF.
MRR (Babelon), т. II, с. 387, к Proculeia 1—2 (1885 г.):
CXXXV. ПРОКУЛЕИ
Единственный известный персонаж по имени Прокулей чеканил монеты, описанные ниже; он был сыном Луция. Это был римский всадник, близкий друг Октавия, которого тот отправил послом к Антонию и Клеопатре после битвы при Акции; он прибыл слишком поздно, Антоний только что скончался. Его разговор с роскошной царицей Египта пространно пересказывает Плутарх1. Именно о нём говорит Гораций в следующих стихах:
Vivet extento Proculeius aevo
Notus in fratres animi paternii2.
В комментарии к этому пассажу Порфирион рассказывает, что Прокулей действительно отдал своё имущество двум своим братьям Цепиону и Мурене, разорившимся вследствие гражданской войны. Все источники этого времени сообщают о дружбе Августа и Прокулея; император хотел отдать ему в жёны свою дочь Юлию; но Прокулей умер слишком рано.
Он чеканил бронзовые монеты на Востоке во время гражданской войны, непосредственно предшествовавшей битве при Акции, которая состоялась в 723 г. от основания Города (31 г. до н. э.); и эти экземпляры никак не связаны по своим типам и весам с монетами римской чеканки. Описывая их среди монет Республики, мы всего лишь следуем общепринятому обычаю. На этих бронзовых экземплярах стоит греческая монограмма ΚΟ, которая доказывает, что они вышли из мастерской Коркиры. Такая же монограмма встречается на автономных монетах этого острова; мы также указывали на неё на серебряных монетах, отчеканенных на Коркире с римскими типами, изображающими Капитолий3.
1 Plut. Ant. 77—79. Ср. Dio Cass. LI. 11.
2 Hor. Carm. II. 1.
2 Ср. выше, т. 1, стр. 54.
Примечание переводчицы:
i Будет Прокулей жить в веках грядущих,
Нежного отца заменив для братьев.
(Перевод Г. Ф. Церетели)
BMC RR (Grueber), т. II, с. 533, прим. 1 (к №№ 232—235) (1910 г.):
C PROCVLEI L F
(CAIUS PROCULEIUS LUCI FILIUS)
Гай Прокулей, сын Луция, римский всадник, был близким другом Октавия. Его имя впервые упоминается в связи с неудачной попыткой Октавия захватить Сицилию в начале 36 г. до н. э., когда Секст Помпей напал на него на суше и на море (App. BC. V. 109, 110). В отчаянии Октавий просил Прокулея помочь ему расстаться с жизнью (Plin. HN. VII. 45). После битвы при Акции Октавий отправил Прокулея к Антонию и Клеопатре, но он прибыл, когда Антоний только что испустил дух. Плутарх (Ant. 77—79) приводит длинный рассказ о разговоре Прокулея с Клеопатрой. Именно этого Прокулея упоминает Гораций (Carm. II. 2):
Vivet extento Proculeius aevo,
Notus in fratres animi paternii.
В комментарии к этому пассажу Порфирий сообщает, что Прокулей разделил своё имущество между братьями Цепионом и Муреной, утратившими свою собственность в гражданских войнах. Античные авторы сообщают о близкой дружбе между Прокулеем и Октавием, а Тацит (Ann. IV. 40) сообщает, что он был одним из римлян, которых Август рассматривал как возможных мужей для своей дочери Юлии. Прокулей покончил с собой, выпив гипс, так как страдал от болезни желудка (Plin. HN. XXVI. 24).
Существует некоторая неясность в вопросе о месте чеканки этих монет вследствие разных расшифровок монограммы на аверсе. Морелли и Эккель предполагают, что она состоит из букв ΚΟΡ ΚΥΡΑΙ или ΚΟ, поэтому первый из авторов относит эти монеты к Коркире (Morelli A. Familiarum romanarum numismata omnia. Vol. 2. Amsterdam, 1734. P. 361; Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 289). Бабелон принял эту атрибуцию: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 387. Гарднер предложил ΚΡΑ и идентифицировал эти буквы как начало названия города Краний на острове Кефалления, где иногда обнаруживаются эти монеты (Gardner P., Poole R. S. A catalogue of the Greek coins in the British Museum. Vol. 10, Peloponnesus (excluding Corinth). L., 1887. P. xlii, 83). И Вудхаус, и полковник де Боссе получили их на Кефаллении (см. № 232, 234, 235). Однако Барфельдт видит в монограмме буквы ΚΦΑΛΟ и поэтому связывает её с городом Кефалления, строить который начал Гай Антоний, когда в 59—55 гг. жил на острове после изгнания из Италии (Bahrfeldt M. Provinziale Kupferprägung aus dem Ende der Römischen Republik. Sosius, Proculeius, Crassus // Journal international d’archéologie numismatique. T. 9. 1907. P. 225). Птолемей (III. 14. 12) идентифицирует Кефаллению как столицу острова. Поскольку форма монограммы на более крупных и более мелких экземплярах немного различается, монеты с разными аверсами и реверсами могли быть отчеканены в разных двух местах, в Кефаллении и Крании. В любом случае, их следует относить к острову Кефалления, а не к Коркире. Вероятно, они были выпущены вскоре после битвы при Акции, когда Октавий мог поручить Прокулею командование частью своего флота. Кефалления расположена очень недалеко от Акция, и её гавани давали бы удобное укрытие некоторым из повреждённых судов. Эти монеты не могли быть выпущены ранее 31 г. до н. э., так как Прокулей был другом Октавия и не мог занимать никаких должностей у Антония, который до этого времени управлял восточной частью Римской империи.
Изображение ската указывает на то, что монеты чеканились в приморском городе или на острове. Обоюдоострая секира (bipennis) может быть намёком на недавнее сражение при Акции или иметь особую связь с островом, так как можно предположить, что колонна или обелиск — это какое-то местное строение. Клейма не поддаются объяснению (см. монеты Сосия, с. 504).
Веса этих монет соответствуют монетам Гая Сосия, выпущенным примерно в это же время на Закинфе, поэтому они могут представлять асс и семисс четвертьунциального стандарта.
Прим. переводчицы:
1 Будет Прокулей жить в веках грядущих,
Нежного отца заменив для братьев.
(Перевод Г. Ф. Церетели)
RPC (Burnett, Amandry, Ripolles), т. I, с. 271—272, к №№ 1359—1362 (1998 г.):
Кефалления
Существует некоторая неясность в вопросе о месте чеканки монет Прокулея в связи с разными расшифровками монограммы на аверсе его монет. Морелли и Эккель предположили, что она состоит из букв ΚΟΡ ΚΥΡΑΙ или ΚΟ, поэтому отнесли эти монеты к Коркире (Morelli A. Familiarum romanarum numismata omnia. Vol. 2. Amsterdam, 1734. P. 361; Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 289). Бабелон принял эту атрибуцию: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 387. Гарднер предложил ΚΡΑ и идентифицировал эти буквы как начало названия города Краний на острове Кефалления (Gardner P., Poole R. S. A catalogue of the Greek coins in the British Museum. Vol. 10, Peloponnesus (excluding Corinth). L., 1887. P. xlii, 83). Барфельдт видит в монограмме буквы ΚΦΑΛΟ и связывает её с городом Кефалления (Bahrfeldt M. Provinziale Kupferprägung aus dem Ende der Römischen Republik. Sosius, Proculeius, Crassus // Journal international d’archéologie numismatique. T. 9. 1907. P. 225). Грубер относит серию 1359 к Кефаллении, а серии 1360—1361 к Кранию, так как утверждает, что монограмма серии 1359 отличается от монограммы серий 1360 и 1361 (Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. II. L., 1910. P. 553, n. 1), и это действительно так. Грант не принял это различие, считая его недоказуемым (Grant M. From Imperium to Auctoritas: A Historical Study of Aes Coinage in the Roman Empire, 49 B. C. — A. D. 14. L., 1969. P. 66). Он предложил интерпретацию ΙΘΑΚ(η), которую считает «исключительно хорошо соответствующей находкам этих монет на другом берегу узкого пролива возле Крания» (но в другой работе он занимает более гибкую позицию и колеблется между Итакой и Кефалленией, см.: Grant M. Roman Imperial Money. L.; N. Y., 1954. P. 19—20).
Действительно, сведения о происхождении монет указывают на остров Кефалления: три экземпляра, ныне хранящиеся в Лондоне, получены Вудхаусом и полковником де Боссе на Кефаллении, а четыре экземпляра в коллекции А. Постолака тоже происходят с Кефаллении — три из города Кефалления, один из Крания (Ποστολάκας Α. Κατάλογος των αρχαίων νομισμάτων των νησιών Κέρκυρας, Λευκάδος, Ιθάκης Κεφαλληνίας, Ζακύνθου και Κυθήρων. Ἀθῆναι, 1858. P. 94, № 925—928). Поскольку монограмма на сериях 1360—1361 очень похожа на ту, что встречается на некоторых монетах, отчеканенных в Крании в IV в. до н. э. (BMC Pelop. P. 80, nos. 42—43, pl. XVII, 1), здесь принята позиция Грубера. Отречение Барфельдта в пользу Коркиры (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // NZ. Bd. 50. 1918. S. 160) основано на клеймах и не имеет реального веса.
Четвёртую серию (1362), которая отличается от 1359—1361 более грубым стилем и отсутствием монограммы, трудно атрибутировать; она может относиться к третьему монетному двору на Кефаллении (стиль головы Аполлона (?) похож на голову Зевса, найденную в Проннах: BMC Pelop. P. 89, nos. 5—6, pl. XVIII, 7).
Гай Прокулей, сын Луция, был римским всадником и близким другом Октавиана. После битвы при Акции Октавиан отправил Прокулея к Антонию и Клеопатре. Поэтому его чеканка, вероятно, относится к 30—28 гг. до н. э. Возможно, войска и корабли, после сражения сконцентрированные возле Акция в преддверии демобилизации, находились под командованием Прокулея.
Трудно объяснить изображения ската, обоюдоострой секиры и колонны на базе. Скат может быть намёком на приморский город (Грубер) или на подчинённого Прокулея из вольского рода Райев, который мог отвечать за чеканку (Grant M. From Imperium… P. 67).
Эта чеканка представляет по меньшей мере три деноминации:
1359
21—22 мм, 6,46 г (35)
1360
15—16 мм, 2,71 г (13)
1361
12—13 мм, 1,8 г (3)
Трудно судить, представляют ли серия 1362 ту же деноминацию, что и 1360, но это представляется вероятным. Сопоставление с коринфскими деноминациями предполагает, что эти три деноминации могут быть ассами, квадрантами и секстантами (см. также с. 246).