римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
М. Помпей Макр, прокуратор Азии
AE 12, медь
Дата чеканки: 27 г. до н. э.—14 г. н. э.
Монетный двор: Приена
вес: 1.71 г
диаметр: 12 мм
ось: 12 ч.
АВЕРС:ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обна­жен­ная голо­ва Пом­пея Мак­ра впра­во.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант сто­ит фрон­таль­но, обра­тив­шись вле­во, спра­ва тре­нож­ник.
Ссылки: RPC I 2687 (тот же штемпель)
Stumpf 161
Regling 186
FITA 388
Waddington 1928
Сохранность: VF
Описание аверса и реверса приводится по RPC, CNG.
Чрезвычайно редкий, один экземпляр указан в RPC и второй в дополнении (соответственно, в Париже и Оксфорде). По-видимому, это третий известный экземпляр и единственный в частных руках.
Classical Numismatic Group, Inc — Triton XXI, Lot 475 (8 Jan 2018).
Оценочная стоимость: 1000 USD.
Источник: https://www.cngcoins.com
RPC (Burnett, Amandry, Ripolles), т. I, с. 446—447, к №№ 2687—2689 (1998 г.):

При­е­на

При­ен­скую чекан­ку систе­ма­ти­зи­ро­вал К. Реглинг (Regling K. Die Münzen von Priene. Berlin, 1927); здесь мы сле­ду­ем его ката­ло­гу для импе­ра­тор­ско­го пери­о­да (с. 101—106).

Самая ран­няя из инте­ре­су­ю­щих нас монет — это уни­каль­ный экзем­пляр из Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки в Пари­же, кото­рый ранее при­пи­сы­ва­ли Кло­дию Мак­ру (Clodius Macer), пока Дрес­сель не выдви­нул бле­стя­щее пред­по­ло­же­ние, что она отче­ка­не­на Пом­пе­ем Мак­ром (Pompeius Macer), лега­том Авгу­ста в Азии (ссыл­ку см. у Реглин­га); Реглинг так­же оспа­ри­ва­ет атри­бу­цию этой моне­ты лега­ту III в., пред­ло­жен­ную позд­нее Бабе­ло­ном. К тем же выво­дам при­шёл позд­нее Грант (Grant M. From Imperium to Auctoritas. Campridge, 1946. P. 388—389), види­мо, неза­ви­си­мо от с.447 дис­кус­сии Дрес­се­ля и Реглин­га, о кото­рой он не осве­дом­лён; Грант дати­ру­ет эту моне­ту кон­цом прин­ци­па­та Авгу­ста. К сожа­ле­нию, моне­та до сих пор оста­ёт­ся уни­каль­ной, поэто­му чте­ние леген­ды по-преж­не­му нахо­дит­ся под вопро­сом, и хотя Реглинг утвер­ждал, что раз­глядел следы букв Π и Ο, вполне воз­мож­но, что это сло­во — не ΠΟΜ­ΠΗΙΟϹ. Сле­ду­ет пом­нить и об аль­тер­на­тив­ном пред­по­ло­же­нии Дрес­се­ля, — об Эми­лии Мак­ре, кото­рый умер в Азии в 16 г. до н. э. (Wellmann M. Aemilius (86) // RE. Bd. 1. 1894. Sp. 567). Очень жаль, что над­пись из При­е­ны (I. von Priene 247), в кото­рой, види­мо, упо­ми­на­ет­ся жив­ший в то вре­мя Пом­пей, сохра­ни­лась недо­ста­точ­но хоро­шо, чтобы про­честь его ког­но­мен. Одна­ко адре­сат посвя­ще­ния был бла­го­де­те­лем горо­да, и Дрес­сель пред­по­ло­жил, что фигу­ра Биан­та на ревер­се моне­ты может озна­чать «рестав­ра­цию или укра­ше­ние свя­ти­ли­ща Биан­та».

Реглинг ука­зал, что в даль­ней­шем При­е­на осу­ществля­ла чекан­ку толь­ко для Авгу­ста и Кали­гу­лы, а все пред­по­ла­гае­мые моне­ты Тибе­рия, Клав­дия и Неро­на невер­но атри­бу­ти­ро­ва­ны (хотя моне­ту BMC 54 по-преж­не­му отно­сят к Неро­ну соста­ви­те­ли ука­за­те­ля Franke P.A., Leschhorn W., Stylow A.U. Sammlung v. Aulock index. Berlin, 1981).

Моне­та с совой на ревер­се, кото­рая сего­дня хра­нит­ся в Кем­бри­дже, в музее Фицу­и­лья­ма, отне­се­на к При­ене Гран­том (Grant M. Op. cit. pl. XI. 48) и Хай­хель­хай­мом (SNG Fitzwilliam 4574), но на самом деле отче­ка­не­на в Кла­зо­ме­нах (2494).

Дено­ми­на­ции тако­вы:


Макр 12 мм, 1,50 г (1)
Август 16 мм, 2,52 г (8)
Кали­гу­ла 19 мм, 6.21 г (2)

Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (2017 г.):

Иден­ти­фи­ка­ция фигу­ры на авер­се вызва­ла дис­кус­сию, так как левая часть леген­ды на париж­ском и окс­форд­ском экзем­пля­ре нечи­тае­ма (пред­ла­га­лись так­же кан­дида­ту­ры Кло­дия Мак­ра и Эми­лия Мак­ра). На дан­ном экзем­пля­ре леген­да авер­са явно начи­на­ет­ся бук­ва­ми ΠΟΜ…, так что не оста­ёт­ся сомне­ний, что перед нами порт­рет Пом­пея Мак­ра.

Стра­бон (XIII. 2. 3) упо­ми­на­ет неко­е­го Мар­ка Пом­пея, сына мили­тен­ско­го ари­сто­кра­та по име­ни Тео­фан: Август назна­чил его про­ку­ра­то­ром Азии, а затем он счи­тал­ся «одним из самых близ­ких дру­зей Тибе­рия». Хотя пол­ной ясно­сти здесь нет, это­го чело­ве­ка тра­ди­ци­он­но иден­ти­фи­ци­ру­ют с Пом­пе­ем Мак­ром, близ­ким дру­гом поэта Овидия (Pont. II. 10), кото­ро­му Август пору­чил устрой­ство сво­их биб­лио­тек (Suet. Iul. 56. 7).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА