Regling, Terina 78 (штемпели MM/οοο) Holloway & Jenkins 84 (тот же штемпель аверса) HN Italy 2629 SNG ANS 852 (те же штемпели) SNG Lloyd 761-2 (тот же штемпель аверса) BMC 41 = GPCG p. 46, 25 (те же штемпели) Basel 242 Gulbenkian 154 (тот же штемпель аверса) Kraay-Hirmer pl. 97, 280
Сохранность: Good EF Редкий. Один из лучших известных экземпляров. Roma Numismatics Ltd, аукцион 5, лот 34 (23.03.2013). Ex Dr. Busso Peus Nachfolger, 22.04.2010, Auction 400, lot 24. Ex Leu 22, 9 May 1979, lot 12. Ex Hess-Leu 31, 7 Dec. 1966, lot 88.
О Терине мало что известно — даже ее местоположение забыто, хотя, как полагают, она находилась в непосредственной близости от городка Санта-Эуфемия-Ламеция. Город был основан до 460 г. до н. э. поселенцами из Кротона, возможно, после победы кротонцев над Сибаридой ок. 510 г. до н. э. Он считался местом погребения сирены Лигеи, что предполагает существование на этом месте более древнего поселения до появления кротонской колонии. В истории Древней Греции город кажется незначительным, хотя из краткого сообщения в «Стратегемах» Полиэна (2, 10, 1) мы узнаём, что через несколько лет после 444/3 г., при Клеандриде, город вступил в войну с Фуриями — свидетельство того, что Терина была значительна как по размеру, так и по силе. То, что город был важным центром торговли, культуры и богатства, также подтверждается качеством, разнообразием и количеством его монет, и кроме того — фактом одержанной его гражданином победы в Олимпии в 392 г. (Olympionikai 376). Диодор (16, 15, 2) сообщает, что Терина была завоевана бруттийцами в 356 г., отметив, что это был первый греческий город, павший под растущей силой этого народа. И хотя он был отобран у бруттийцев Александром Эпирским, вероятно, вскоре после смерти царя снова подпал под их владычество.
Настоящая монета происходит из эпохи процветания и могущества Терины, и создана под непосредственным влиянием монет Олимпии и Сиракуз. Форма нимфы Терины, по-видимому, вдохновлена Аретусой Эвенета, тогда как реверс является непосредственным развитием штемпеля, подписанного буквой «Π» и датируемого ок. 410—405 гг. (Regling 43), и который Харлан Берк (Harlan J. Berk) с определенной вероятностью предполагает работой мастера Поликрата. Этот штемпель, несомненно, был вдохновлен чеканкой Элиды для 87-й Олимпиады в 432 г. (Seltman 133), которая, в свою очередь, была празднованием искусной балюстрады Ники в храме Афины-Ники на афинском Акрополе. Штемпель реверса данного экземпляра, несмотря на то, что не имеет подписи, выполнен намного более опытной рукой, чем Regling 43, и его можно считать не только равным знаменитому выпуску 87-й Олимпиады, но даже и превзошедшим его. Дерзость творчества художника нельзя полностью осознать, пока эта монета не ляжет в руку — и в этот момент становится очевидной глубина изображения. Ципп и Ника, сидящая на нем, изображены в удивительно высоком рельефе; тонкие изгибы и складки хитона Ники передают ощущение изысканности и грации, что редко встречается в нумизматическом искусстве и больше всего похожи на изображенные у Ники Самофракийской. Предыдущий владелец этой монеты назвал ее «воплощением классического нумизматического искусства». И мы с ним согласны.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2015 г.):
Ex Sotheby’s 19-20 June 1991, Hunt part II, 53.If coinage can be taken as a yardstick of civic pride, the spirit of Terina remained intact despite a long history of its subjugation by more powerful neighbours. The city was founded by Croton late in the 6th Century B.C. on a site that has not certainly been identifed, but which likely is beneath the modern city of Sant’Eufemia Vetere on the south-western coast of the Italian peninsula.Terina probably remained under the infuence of Croton until 365 B.C., when it fell to the Lucanians. Nine years later it came under the rule of the Bruttians, and except for a brief inter- vention by Alexander the Molossian in about 330/325 B.C., it remained under the Bruttian yoke. Finally, in 203 B.C., it was razed by the armies of Hannibal, who were unable to hold it and thought it better to destroy Terina than to leave it intact for the Romans.The city’s ’independent’ silver coinage spans more than 150 years, and with few exceptions has on the obverse a female head presumed to be the local fountain nymph. The reverse shows a female fgure, usually winged, who stands, is seated, or is taking fight. Though limited to a narrow range of subject matter, the engravers at Terina demonstrated their creativity by producing a signifcant number of sub-types, and their skill by engraving some of the fnest dies in the Greek world.This coin was struck by one of the most accomplished sets of dies from Terina. The portrait is of a remarkable style that Hol- loway and Jenkins noted was clearly influenced by the works of Kimon and Euainetos at Syracuse. If possible, the reverse is even more astonishing, with the figure of Nike being perfectly engraved in the finest style of the Classical period. The delight of the viewer is only heightened by the angular perspective of the cippus upon which Nike rests, for it provides an extraordinary depth of field.