Grueber BMCRR II Italy 529 p. 276 (Pl. XCIII. 16) Crawford RRC 292/4a p. 306 (экземпляров в Париже (обе разновидности): 20) Sydenham CRR 549b p. 73 (степень редкости: 5 — Very scarce) Babelon MRR Licinia 10 p. 130 Sear RCTV (2000) I 1183 (VF $64, EF $176)
Сохранность: About EF Дата и место чеканки: около 110 г. до н. э., Рим (MRR); около 99—94 гг. до н. э., Италия (BMCRR); около 106 г. до н. э., Рим (CRR); 113 или 112 гг. до н. э., Рим (RRC, RCTV). Описание аверса и реверса приводится по MRR, BMCRR, RRC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Аукцион 61, лот 1123 (05.10.2011 г.).
MRR (Babelon), т. II, с. 125—126, к Licinia (1885 г.):
LXXXV. ЛИЦИНИИ
Род Лициниев в эпоху Республики прославили Крассы и Лукуллы — две его главные ветви. Несмотря на плебейское происхождение, он восходил к глубокой древности. Имя Licinius усматривали в слове Lecne, которое встречается на некоторых этрусских надгробных памятниках1. Согласно Титу Ливию, Гай Лициний был первым народным трибуном в 261 г. (493 г. до н. э.); немного позднее, в 273 г. (481 г. до н. э.) мы встречаем другого трибуна по имени Спурий Лициний. Первым из Лициниев достиг консульства Гай Лициний Кальв Столон, консул 390 г. (364 г. до н. э.). С этого времени и до падения республики Лицинии неизменно занимали высшие должности в государстве. Вот, в хронологическом порядке, те Лицинии, чьи имена обнаруживаются на медалях: 1. Лициний Мурена; 2. Публий Лициний Нерва; 3. Луций Лициний Красс; 4. Гай Лициний Макр; 5. Публий Лициний Красс Дивит; 6. Публий Лициний Красс Юниан; 7. Авл Лициний Нерва; 8. Публий Лициний Столон; 9. Авл Лициний Нерва Силиан.
Описывая монеты Суллы2, мы говорили о монетах, известных в античности под названием Лукулловых монет. Это с.126 экземпляры, которые квестор Луций Лициний Лукулл чеканил сперва в Греции, затем в Малой Азии, чтобы платить войскам Суллы. Эти медали, имеющие вес греческих номиналов и не содержащие имени квестора Лукулла, не отражены в данном сборнике; их относят к Востоку, где они и были отчеканены. Луций Лициний Лукулл служил под командованием Суллы и Мурены, а затем был консулом в 680 г. (74 г. до н. э.) и получил в управление провинции Азия и Киликия.
MRR (Babelon), т. II, с. 128—129, к Licinia 7—10 (1885 г.):
с.128
Публий Лициний Нерва
Монетарий около 644 г. от основания Рима (110 г. до н. э.)
Приведённые ниже экземпляры с легендой P. Nerva Коэн относит к роду Силиев. Силии действительно носили когномен Нерва, но гораздо позже того времени, к которому относятся рассматриваемые здесь монеты. Первый из Силиев, упоминающийся в источниках с этим когноменом, — Публий Силий Нерва, сын Публия, консул 734 г. от основания Рим (20 г. до н. э.). Таким образом, атрибуция, предложенная Коэном и старыми нумизматами, не имеет под собой никаких оснований. Моммзен первым признал, что данные экземпляры следует отнести к роду Лициниев2. Он считает, что их отчеканил Публий Лициний Нерва, претор Сицилии в 651 г. от основания Рима (103 г. до н. э.). С этого времени изображение на денарии, прежде весьма плохо поддававшееся объяснению, становится вполне понятным: один из предков монетария, Гай Лициний Красс, плебейский трибун 609 г. от основания Рима (145 г. до н. э.)3, первым созвал народ в закрытой ограде (saeptum) для голосования в комициях, а немного позднее, в 614 г. от основания Рима (140 г. до н. э.) начал использовать таблички для голосования. На монете № 7 изображен помост, поднятый на некоторую высоту от земли и ведущий к урне для голосования; по нему одновременно может пройти только один человек. «Гражданин, который находится ещё на ступенях, ведущих на помост, и виден лишь наполовину, получает из рук сборщика голосов (rogator) свою табличку для голосования, тогда как другой гражданин, уже поднявшийся на помост, опускает свою табличку в урну, стоящую на пьедестале. Параллельные линии, виднеющиеся сзади, и сиденье, от которого видна лишь нижняя часть, — это, согласно остроумному объяснению Каведони4, натянутые канаты, с.129 отделяющие трибы друг от друга, и сиденье или скамья трибунов»1. Изображение того же рода, не менее любопытное, можно видеть на денарии Луция Гостилия Сазерны2. Символы на реверсах бронзовых монет пока не объяснены.
2Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 350, note, ff.; Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 230.
4Cavedoni C. Ragguaglio storico archeologico dei precipui ripostigli antichi di medaglie consolari e di famiglie romane d’argento. Modena, 1854. P. 133.
BMC RR (Grueber), т. II (Italy), с. 274—275, прим. 2 (к №№ 526—529) (1910 г.):
с.274 Этот монетарий был идентифицирован с Публием Лицинием Нервой, пропретором Сицилии во время второго восстания рабов в 103 г. до н. э. (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 350). с.275 Если датировка этого выпуска, предложенная графом де Салисом, верна, то монетарий, скорее всего, — сын пропретора. Тип реверса денария свидетельствует, как отмечают Моммзен и Бабелон, о том, что он принадлежал к роду Лициниев, а не Силиев, как считалось ранее (Cohen H. Description générale des monnaies de la république Romaine, communément appelées médailles consulaires. P.; L., 1857. P. 301, no. 1). Более того, род Силиев, видимо, приобрёл известность только в конце I в. до н. э., когда Публий Силий Нерва, сын Публия, был консулом 20 г. до н. э. Но именно трибун Гай Лициний Красс в 145 г. до н. э. впервые собрал трибы в особые ограждения (saepta) для голосования в комициях (Varr. RR. I. 2. 9), а несколько лет спустя, в 139 г. до н. э., было учреждено тайное голосование на выборах магистратов. Поэтому очевидно, что на реверсе денария монетарий изображает голосование в комициях. Справа избиратель опускает в ящик или корзину для голосования свою табличку (tabella), где он написал имя кандидата, которого он поддерживает. Позади него узкий проход, обозначенный перекрещивающимися линиями и называвшийся мостками (pons), по которому за один раз мог пройти только один человек. Слева изображён второй избиратель, который только что вышел из ограждения, устроенного для его трибы, и получает свою табличку у служителя, ответственного за проведение голосования (rogator). На некотором расстоянии параллельные линии отмечают границы ограждения, где собирались трибы, а рядом помещена скамья трибунов (scabellum; Cavedoni C. Ragguaglio storico archeologico dei precipui ripostigli antichi di medaglie consolari e di famiglie romane d’argento. Modena, 1854. P. 133). Предмет, находящийся на этой скамье, может быть табличкой с P, первой буквой слова Provoco, которое использовалось в соответствии с законами об апелляции к народу (de provocatione). Эти установления учреждали право апелляции к народу в уголовных делах. Такую же табличку можно увидеть на монетах Гая Поблиция Маллеола, отчеканенных несколько лет спустя (см. ниже, с. 308, № 703); право provocatio иллюстрируют также монеты Публия Порция Леки (см. ниже, с. 301).
На аверсе денария Публия Лициния Нервы наблюдаются некоторые отличия от обычного исполнения. Если обычно голова Ромы изображается в крылатом шлеме, то здесь её шлем с обоих боков украшен перьями; она вооружена копьём и щитом, как нередко изображали Палладу, которая состояла в тех же отношениях с афинянами, в каких Рома — с римлянами. Техника исполнения этих денариев весьма аккуратная, а рисунки выполнены качественно; этим данный выпуск напоминает описанные выше денарии Марка Сергия Сила, Луция Манлия Торквата и Марка Ципия, сына Марка. Барфельдт также отмечает сходство техники исполнения монет Марка Ципия, сына Марка, и Публия Лициния Нервы, обращая особое внимание на форму «заготовки», маленькой и толстой, и на положение имён монетариев на аверсах бронзовых монет: Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1900. Bd. 32 S. 61. На основании этого сходства он делает вывод, что данные выпуски отчеканены одновременно, а монетарии, вероятно, были коллегами.
BMC RR (Grueber), т. II (Italy), с. 276, прим. 2 (к № 529) (1910 г.):
Барфельдт (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Bd. 28. Taf. VII, № 170; 1897. Bd. 29. S. 3) описывает и приводит изображение варианта этого квадранта из коллекции Биньями, который сегодня находится в Капитолийском музее: там над носом корабля изображена птица (см. ниже, квадрант Луция Марция Филиппа, с. 277 № 535). Смысл или значение этих особых символов на семисе и квадранте не объяснены.
с.306 Монетарий, вероятно, — Публий Лициний Нерва, претор 104 г. до н. э.
Бюст на аверсе денария — художественный вариант обычной головы Ромы (о полумесяце и форме шлема см. с. 723); легенда аверса, несомненно, служит для её идентификации; идентификация ещё очевиднее на гемме, опубликованной с.307 А. Фуртвенглером (Furtwängler A. Die antiken Gemmen: Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Leipzig, 1900. Taf. 25, 34), где имеется надпись AVE ROMA (знак, истолкованный Фуртванглером как H, — на самом деле полумесяц над головой Ромы). Монетный портрет не имеет сходства с головой Беллоны на RRC 385/4 (вопреки мнению А. Альфёльди: Alföldi A. Die trojanischen Urahnen der Römer. Basel, 1957. S. 6); изображение Ромы как богини-воительницы вряд ли может вызвать удивление. О сцене голосования на реверсе см.: Taylor L. R. Roman Voting Assemblies from the Hannibalic War to the Dictatorship of Caesar. Ann Arbor, 1966. P. 39, которая, однако, меняет ролями фигуру в левой части мостков (pons) и фигуру под ними; первая фигура явно идёт по мосткам, чтобы проголосовать; вторая фигура меньше обеих фигур на мостках, следовательно — это просто служитель; в любом случае неясно, для чего ещё могли служить мостки, если не для изоляции голосующих1. Две линии за сценой голосования и брус, на котором находится табличка2 с первой буквой названия голосующей трибы (Taylor L. R. Loc. cit. N. 23; см. также комм. к RRC. 335), вероятно, отмечает место голосования. Причины выбора именно этого типа не вполне ясны: пожалуй, его следует связывать не с Гаем Лицинием Крассом, плебейским трибуном 145 г. до н. э. (Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 1860. S. 545), а с Гаем Марием (Carney T. F. Coins Bearing on the Age and Career of Marius // Numismatic Chronicle. Vol. 19. 1959. P. 87), который, будучи трибуном несколькими годами ранее, «сделал… мостки узкими» (pontes… fecit angustos; Cic. Leg. III. 38). Значение символов на бронзовых монетах неясно.
1Г. Фукс ошибочно считает, что боковые стороны мостков были приподняты (Fuchs G. Fragmenta saeptorum. Untersuchungen am sogenannten Comitium in Pompei // MDAI(R). Bd. 64. 1957. S. 183—185
2Мнение Ч. Каведони (Cavedoni C. Ragguaglio storico archeologico dei precipui ripostigli antichi di medaglie consolari e di famiglie romane d’argento. Modena, 1854. P. 133 n. 118) о том, что это часть скамьи (subsellium), несомненно, ошибочно.