сатрап Вавилонии, царь в 305—281 гг. до н. э.
Тетрадрахма, серебро
Дата чеканки: 300—294 гг. до н. э.
Монетный двор: Сузы
вес: 17.19 г
диаметр: 26 мм
ось: 2 ч.
АВЕРС:Голо­ва героя (Селевк или Алек­сандр?) впра­во, в шле­ме из шку­ры пан­те­ры, укра­шен­ном бычьи­ми уша­ми и рога­ми, вокруг шеи — шку­ра пан­те­ры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, сто­я­щая впра­во, оде­тая в пеп­лос, воз­ла­га­ет обе­и­ми рука­ми венок на тро­фей из македон­ско­го ору­жия, наде­то­го на моло­дое дере­во, у осно­ва­ния кото­ро­го про­из­рас­та­ет ветвь; сни­зу сле­ва — ΑΡ; меж­ду Никой и тро­фе­ем — моно­грам­ма ΠΑ.
Ссылки: SC 173.15
ESMS Tr. 106 var. (A63/P— [неописанный штемпель реверса])
Marest-Caffey Group 1. 11, 178—180 (A25/P— [неописанный штемпель реверса])
HGC 9, 20
CNG 109, lot 203
Сохранность: Good EF
Редкий вариант.
Roma Numismatics Ltd — Auction XVII, Lot 562 (28.03.2019).
Цена реализации: 14000 GBP.
Источник: https://acsearch.info
Я подарю тебе ребенка (Маша Малиновская) купить книгу на сайте www.bookvoed.ru
Комментарий аукциона Roma Numismatics (2019 г.):

Тро­фей­ная серия Селев­ков в Сузах выпус­ка­лась в тече­ние про­дол­жи­тель­но­го пери­о­да при­бли­зи­тель­но с 305 по 295 гг. до н. э. и исполь­зо­ва­ла 67 штем­пе­лей авер­са и по край­ней мере 93 ревер­са, о кото­рых нам извест­но. Ранее пред­по­ла­га­лось, что этот тип про­слав­ля­ет победы Селев­ка, кото­рый, по мере его про­дви­же­ния на Восток в Индию, занял терри­то­рию до само­го Инда и в кон­це кон­цов всту­пил в вой­ну про­тив Импе­рии Мау­рьев (см. Kritt, The Early Seleukid Mint of Susa, 1997). Одна­ко эта кам­па­ния про­тив Чанд­ра­гуп­ты Мау­рьи про­ва­ли­лась, и хотя нет ника­ких сведе­ний о том, что поме­ша­ло Селев­ку достичь сво­их целей, два лиде­ра в конеч­ном сче­те достиг­ли согла­ше­ния, соглас­но кото­ро­му Селевк усту­пил часть сво­ей терри­то­рии в обмен на 500 бое­вых сло­нов. Эти огром­ные живот­ные сыг­ра­ют зна­чи­тель­ную роль в гряду­щих бит­вах диа­до­хов, в част­но­сти, в бит­ве при Ипсе в 301 г.

После недав­не­го ана­ли­за ико­но­гра­фии тро­фея ста­ла пред­по­чти­тель­ней более позд­няя дати­ров­ка нача­ла тро­фей­но­го выпус­ка — пред­по­ло­жи­тель­но, око­ло 300 г., после бит­вы при Ипсе и пора­же­ния Анти­го­на I Одно­гла­зо­го. Тро­фей соору­жен, несо­мнен­но, из македон­ско­го ору­жия, о чем свиде­тель­ст­ву­ет отчет­ли­во изо­бра­жен­ное на щите Вер­гин­ское солн­це, или Арге­ад­ская звезда (см. Panagiotis Iossif, “Les monnaies de Suse frappées par Séleucos Ier: Une nouvelle approche” in QT XXXIII [2004], pp. 249—271), и поэто­му не может пред­став­лять восточ­ную победу, осо­бен­но с уче­том неод­но­знач­но­го харак­те­ра кам­па­нии Селев­ка про­тив Чанд­ра­гуп­ты и ее обще­из­вест­но­го кон­ца.

Воз­ник­ла дис­кус­сия отно­си­тель­но иден­ти­фи­ка­ции порт­ре­та и были выдви­ну­ты три пред­по­ла­гае­мые фигу­ры: Дио­нис, Алек­сандр и Селевк. P. Iossif высту­па­ет за объ­еди­не­ние всех тро­их в еди­ный порт­рет и утвер­жда­ет, что порт­рет на авер­се может сим­во­ли­зи­ро­вать восточ­ные победы Селев­ка, тогда как реверс посвя­щен его запад­ной победе над Анти­го­ном. Объ­еди­не­ние черт Дио­ни­са и Алек­сандра вполне умест­но, посколь­ку Дио­нис был пер­вым (хотя и мифи­че­ским) заво­е­ва­те­лем Индии, а Алек­сандр — вто­рым. Таким обра­зом, тро­фей­ный выпуск отме­ча­ет как победу Селев­ка, поло­жив­шую конец Чет­вер­той войне диа­до­хов, так и успеш­ный захват им восточ­ных терри­то­рий.


(https://romanumismatics.com/208-lot-562-seleukid-empire-seleukos-i-nikator-ar-tetradrachm-?auction_id=62&view=lot_detail)
© 2020 г. Пере­вод С. И. Сос­нов­ско­го

Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (2020 г.):

Чекан­ка «тро­фей­но­го» выпус­ка нача­лась ок. 300 г. до н. э., после решаю­щей бит­вы при Ипсе, завер­шив­шей Чет­вер­тую вой­ну диа­до­хов, в кото­рой про­изо­шло окон­ча­тель­ное пора­же­ние само­го гроз­но­го вра­га Селев­ка — Анти­го­на I Одно­гла­зо­го, власть кото­ро­го в Малой Азии пред­став­ля­ла вели­чай­шую угро­зу зарож­дав­ше­му­ся Селев­кид­ско­му цар­ству. Тра­ди­ци­он­но счи­та­лось, что эта чекан­ка нача­лась немно­го рань­ше, в честь успеш­но­го окон­ча­ния индий­ской кам­па­нии Селев­ка в 305 г., одна­ко после недав­не­го ана­ли­за ико­но­гра­фии было при­зна­но, что дета­ли тро­фея ука­зы­ва­ют на то, что побеж­ден был македон­ский враг: звезда на щите была эмбле­мой Арге­а­дов, что опре­де­лен­но иден­ти­фи­ци­ру­ет побеж­ден­но­го про­тив­ни­ка как Анти­го­на, пав­ше­го при Ипсе (см. P. Iossif, “Les monnaies de Suse frappées par Séleucos Ier: Une nouvelle approche” in QT XXXIII [2004], pp. 249—271). Порт­рет на авер­се дол­гое вре­мя вызы­вал спо­ры и нумиз­ма­ты иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли его как Дио­ни­са, Алек­сандра или Селев­ка. Аргу­мен­ты для каж­дой иден­ти­фи­ка­ции име­ют свои обос­но­ва­ния и по всей види­мо­сти, все они вер­ны: как утвер­жда­ет P. Iossif, изо­бра­же­ние объ­еди­ня­ет всех тро­их в еди­ный порт­рет. В отли­чие от ревер­са, кото­рый отно­сит­ся к запад­ной победе Селев­ка, порт­рет на авер­се отно­сит­ся к его восточ­ной победе и свя­зы­ва­ет его мифо­ло­гию с мифо­ло­ги­ей и Дио­ни­са, пер­во­го заво­е­ва­те­ля Индии, и Алек­сандра, вто­ро­го заво­е­ва­те­ля Индии. Таким обра­зом, этот выпуск посвя­щен сово­куп­но­сти побед Селев­ка на восто­ке и на запа­де, укреп­ляя его новое цар­ство, и закла­ды­ва­ет дина­сти­че­ское наследие Селев­ка, свя­зы­вая его подви­ги с подви­га­ми вели­ко­го заво­е­ва­те­ля, Алек­сандра, чтобы уза­ко­нить пра­во Селев­ка пра­вить эти­ми обшир­ны­ми зем­ля­ми.


(https://auctions.cngcoins.com/lots/view/4-7NZM9/seleukid-empire-seleukos-i-nikator-312-281-bc-ar-tetradrachm-26mm-1718-g-9h-susa-mint-struck-circa-3054-295-bc)
© 2020 г. Пере­вод С. И. Сос­нов­ско­го

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА