Этот замечательный сестерций является частью знаменитой «серии путешествий», отчеканенной в конце правления Адриана. Датируемая 134—138 гг., она делится на четыре партии: 1) персонификации провинций; 2) обращение Адриана к различным провинциальным армиям (adlocutio); 3) прибытие Адриана в провинции (adventus); 4) подъем провинций при Адриане (restitutor). Обширная серия посвящена далеким путешествиям и делам Адриана по всей империи, представляющая, возможно, — с учетом глубоких литературных и исторических познаний императора, — преднамеренное нумизматическое подражание знаменитым «Деяниям» (Res gestae) Августа, в которых первый император дал письменный отчет о своей жизни и делах. Сильно отличаясь от своего преемника Антонина Пия, который, как известно, во время своего правления никогда не покидал пределов Италии, Адриан любил путешествовать и провел значительную часть своего правления, посещая и реорганизуя различные провинции империи. Хотя эти путешествия, несомненно, отражали личные интересы Адриана, исторически они также ознаменовали этап консолидации в расширении Римской империи, завершивший, по большому счету, ее последнюю фазу великой экспансии, приведшей к присоединению Британии, Дакии, Армении и частей Аравии и Месопотамии. После бурной наступательной политики Траяна Адриан отказался от некоторых из наиболее удаленных и находящихся под угрозой приобретений своего предшественника, наиболее заметным из которых была бо́льшая часть его завоеваний на Востоке, где силы Рима истощались растущим парфянским сопротивлением и вспыхнувшим широкомасштабным восстанием еврейских общин в Киренаике, Египте, Кипре и Месопотамии. Римская армия, достигшая Персидского залива в 116 г., в следующем году отошла к Евфрату, и Адриан задал тон своему будущему правлению, посвятив реорганизации Востока первый год после своего прихода к власти, и лишь после этого отправился в дунайские провинции. Здесь наследие Траяна будет более продолжительным, поскольку недавно завоеванная Дакия была богата природными ресурсами и оплачивала значительное количество войск, необходимых для защиты своего стратегического положения. Помимо этого, полное разрушение политической организации местного населения в ходе дакийских войн Траяна привело к опасности вторжения более отдаленных и более диких варварских племен в случае поспешного ухода римлян — опасность, с которой римская администрация сталкивалась прежде и потому, несомненно, знала о ней.
К счастью, Адриан знал этот регион по личному опыту, поскольку служил легатом Legio I Minerva во вторую Дакийскую войну Траяна в 105—106 гг. и был наместником провинции Нижняя Паннония в 106—108 гг. Его продуманная реорганизация включала уход с территории роксоланов на нижнем Дунае для высвобождения сил, а также укрепление и строительство сети новых форпостов, а также гражданских поселений по всей провинции Дакия. Об успешности этих мер говорит последовавший после этого 50-летний период стабильности — замечательное достижением в регионе, который впоследствии станет самой опасной границей империи. Во второй раз Адриан посетил дунайские провинции в 120-х годах, перед тем как отправиться в Британию, где самым его известным наследием станет названная его именем 117,5-километровая каменная стена, построенная для защиты северной границы провинции. Дакия оставалась римской провинцией более века, но постепенно ослабла из-за своего удаленного стратегического положения и усиления варварского давления в разгар Кризиса третьего века, и в конце концов была оставлена Аврелианом в 270-х годах.
Персонификация недавно приобретенной Траяном провинции, которую мы видим на реверсе этой великолепной монеты, является, пожалуй, самым красивым и подробным изображением Дакии из всех сохранившихся римских монет. Как и у всех персонификаций, ее атрибуты связаны с ее особенностями: аквила означает ее недавнее завоевание римской армией, тогда как изогнутый меч или серп (falx) являлся характерным оружием дакийских племен — это было режущее оружие, предназначенное для разрубания щитов и пробивания доспехов противника, настолько опасное, что в ходе Дакийских войн Траяна привело к усилению шлемов римских легионеров дополнительными поперечными металлическими полосами. Скала же, на которой сидит Дакия, явно указывает на Карпатские горы и их богатство такими природными ресурсами, как соль, железо, медь, серебро и, главное, золото.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского