римский император с 13 окт. 54 г. по 9 июня 68 г.
Сестерций, орихалк
Дата чеканки: 65 г.*
Монетный двор: Лугдун
вес: 23.26 г
АВЕРС:NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голо­ва Неро­на в лав­ро­вом вен­ке вле­во; в точ­ке опо­ры бюста неболь­шой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид пор­та Остии с высоты пти­чье­го поле­та. Ввер­ху — маяк, увен­чан­ный ста­ту­ей Неп­ту­на со ски­пет­ром; вни­зу — воз­ле­жа­щая вле­во фигу­ра Тиб­ра, пра­вой рукой дер­жа­ще­го кора­бель­ный руль, левой — дель­фи­на; сле­ва — пирс в фор­ме полу­ме­ся­ца с пор­ти­ком раз­лич­ной дли­ны, окан­чи­ваю­щий­ся фигу­рой, совер­шаю­щей жерт­во­при­но­ше­ние у алта­ря и зда­ни­ем; спра­ва — ряд вол­но­ре­зов или эллин­гов в фор­ме полу­ме­ся­ца; в цен­траль­ной части пор­та восемь судов.
Ввер­ху, сле­ва и спра­ва: S. C.
Ссылки: RIC I Nero 441 var. (надпись на рев. слева направо) (R2)
BMCRE I Nero 323 var. (голова вправо) (этот штемпель реверса)
CBN 75 var.
Cohen I Nero 252 var. (девять судов) (30 Fr.)
WCN 427
Online: OCRE
Сохранность: good VF / about EF
* Дата чеканки: 64—66 гг., Лугдун (BMCRE); ок. 65 г., Лугдун (RIC).
Очень редкий.
Описание аверса и реверса приводится по BMCRE, RIC.
Ex NAC sale 27, 2004, 337.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 414, lot 616 (06.05.2019).
Цена реализации: 30000 CHF.
Источник: https://acsearch.info
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2005 г.):

Как уда­лен­ный от моря город, с насе­ле­ни­ем, во вре­мя прав­ле­ния Неро­на, более мил­ли­о­на чело­век, Рим силь­но зави­сел от Остии, сво­его пор­та на Тиррен­ском море. Антио­хия, круп­ный город в Сирии, нахо­дил­ся на таком же рас­сто­я­нии (ок. 15 миль) от сво­его сре­ди­зем­но­мор­ско­го пор­та, Селев­кии. Хотя жиз­нен­но необ­хо­ди­мые для боль­ших горо­дов, уда­лен­ных от моря, пор­ты и гава­ни были, воз­мож­но, наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми из всех тех­ни­че­ских про­ек­тов, но они были и очень доро­го­сто­я­щи­ми для стро­и­тель­ства и под­дер­жа­ния. И не вызы­ва­ет ника­ко­го удив­ле­ния, что окон­ча­ние стро­и­тель­ства круп­ных пор­тов было при­чи­ной для празд­но­ва­ния. Для рим­лян такие собы­тия слу­жи­ли не толь­ко под­твер­жде­ни­ем их миро­вой сла­вы, как инже­не­ров, но так­же пре­до­став­ля­ли новые воз­мож­но­сти для полу­че­ния при­бы­ли в гру­зо­пе­ре­воз­ках, тор­гов­ле, постав­ках зер­на и в воен­ных целях. Стро­и­тель­ство пор­та в Остии рас­смат­ри­ва­лось и Юли­ем Цеза­рем и Авгу­стом, но пред­по­ла­гае­мые рас­хо­ды так устра­ша­ли, что стро­и­тель­ство нача­лось толь­ко с при­хо­дом к вла­сти Клав­дия и закон­чи­лось при его при­ем­ном сыне Нероне. Есть несколь­ко вари­ан­тов это­го извест­но­го типа ревер­са, все из кото­рых изо­бра­жа­ют гавань с высоты пти­чье­го поле­та, но отли­ча­ют­ся по типу и рас­по­ло­же­нию судов, чис­ло кото­рых изме­ня­ет­ся от семи до две­на­дца­ти. Неко­то­рые неиз­мен­ные осо­бен­но­сти — вол­но­ре­зы и скла­ды, фор­ми­ру­ю­щие пери­метр, импер­ская ста­туя навер­ху, мор­ской бог Неп­тун, дер­жа­щий кора­бель­ный руль и полу­ле­жа­щий на дель­фине вни­зу, и над­пись PORT AVG. Как пока­за­ло вре­мя, Остия была нена­деж­ным пор­том. Тацит сооб­ща­ет, что в 62 г. во вре­мя штор­ма зато­ну­ло 200 судов, сто­яв­ших на яко­ре в пор­ту, — и в прав­ле­ние Тра­я­на порт был силь­но рас­ши­рен. На этой ред­кой моне­те изо­бра­же­но восемь кораб­лей, от боль­ших ком­мер­че­ских до малень­ких транс­порт­ных.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА