с.409 Предмет в левой руке фигуры на реверсе следует считать наручным ремнём (caestus) и рассматривать как намёк на когномен Cestianus (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 181— © 2020 г. Перевод О. В. Любимовой Луций Плеторий, сын Луция, (Цестиан), чья семья, вероятно, происходила из Тускула2, чеканил монеты в должности квестора. Кроуфорд датирует его чеканку и, следовательно, его городскую с.85 квестуру 74 г. до н. э., Хёрш и Уолкер — 71 г., что, как мы увидим ниже, более вероятно. Цицерон упоминает его как сенатора в 66 г. до н. э.3 Неизвестно, занимал ли он другие должности. Вероятно, он был отцом Луция Плетория Цестиана, чеканившего монеты в 43/42 г. до н. э. под командованием Марка Юния Брута4. Луция Плетория, сына Луция, из трибы Папирия, члена совета (consilium), упомянутого в постановлении сената о Пергамской земле (de agro Pergameno), следует считать отцом монетного магистрата, а не дедом, как полагает Кроуфорд5. Марк Плеторий Цестиан, который в должности курульного эдила чеканил денарии RRC. 409/1— Когномен Цестиан неоднократно засвидетельствован в роду Плеториев7, однако не указан в легенде денария RRC. 396/1. Но судя по предмету, который держит в руке фигура на реверсе, здесь мы, вероятно, имеем дело с Цестианом. Это, видимо, caestus — кожаный ремень кулачного бойца8. Б. Имгоф-Блумер9 считал объект в левой руке лентой, то есть повязкой атлета-победителя, однако его мнение не принято исследователями10. В античности ленты не носили в руках, но повязывали на голову. Таким образом, фигуру на реверсе можно рассматривать как кулачного бойца или боксёра11 — победоносного, ибо он несёт пальмовую ветвь. с.86 Грубер12 предположил, что реверс напоминает о великой победе кого-то из предком в состязаниях. Хотя он не смог привести никаких свидетельств в пользу своего тезиса, его, пожалуй, всё-таки можно поддержать. В фигуре с цестом на реверсе можно видеть первого из Плеториев, который вследствие своей победы в состязаниях стал носить когномен Цестиан. Напротив, с гипотезой Грубера о том, что денарии Плетория могли быть выпущены как специальная чеканка (SC) по случаю каких-то общественных игр, нельзя согласиться13. Также и предположение Мэттингли14 о том, что денарии Луция Плетория, так же, как и квесторская чеканка обоих Корнелиев Лентулов (RRC. 393/1, RRC. 397/1), были выпущены по случаю игр в честь Победы Суллы (ludi Victoriae Sullanae), представляется неубедительным15. На аверсе изображён бюст Юноны Монеты16, идентифицированный с помощью пояснительной легенды MONETA. Эту богиню лишь дважды помещали на аверсах республиканских денариев. В случае чеканки Тита Каризия (RRC. 464/2), пожалуй, имеется прямая связь с его должностью монетного магистрата17, ибо на реверсе изображены инструменты, использовавшиеся для чеканки. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что Юнона Монета присутствует на квесторской чеканке, ибо квестор был прямым начальником монетария18. Она является как бы персональной богиней-покровительницей монетария или квестора. Кроме того: «As quaestor, L. Plaetorius would have charge of the public treasury, including coins as well as bullion, which was kept in the temple of Saturn, and for that reason he may с.87 selected the head of Juno Moneta for the obverse type of his money»[3]19. Денарий Луция Плетория Цестиана, где Юнона Монета на аверсе указывает на его квестуру, а победивший в состязания предок на реверсе напоминает о его когномене, содержит прежде всего чисто родовую тематику. Вернёмся снова к денариям Каризия (RRC. 464/2). Здесь также бросается в глаза лавровый венок, обрамляющий изображение на реверсе. Он относится к триумфу Цезаря в 46 г. до н. э. — точнее говоря, триумфов было четыре: за Галлию, Египет, Понт и Африку, — и мог быть отчеканен по этому случаю. Однако: «Лавровый венок не имеет никакой непосредственной связи с содержанием монетных типов, относящихся к монетарию»20. Но, возможно, Юнона Монета, богиня-покровительница римского монетного двора, отвечала за финансирование одного или нескольких триумфов. Тогда датировку Кроуфорда (74 г. до н. э.) едва ли стоит принимать в расчёт, ибо триумф Публия Сервилия Исаврика предполагал бы монетные типы с морской тематикой. Датировка Хёрша и Уолкера в данном случае представляется более удачной. В конце 71 г. до н. э. в Риме было проведено хоть и не четыре триумфа, как в 46 г. до н. э., но во всяком случае три триумфа и овация. Триумф тогда был дарован Гнею Помпею Магну, Квинту Цецилию Метеллу Пию (обоим — за Испанию) и Марку Теренцию Варрону Лукуллу (над бессами), а овация — Марку Лицинию Крассу (над беглыми рабами и Спартаком)21. Следует обратить внимание, что именно в 71 и 46 гг. до н. э., перегруженных триумфами, на аверсах денариев изображалась Юнона Монета. Три триумфа и овация, назначенные сенатом в 71 г. до н. э., стоили очень дорого. Их финансирование обеспечивалось за счёт выпуска двух новых типов денария. Один из них чеканил Луций Плеторий, второй — Публий Корнелий Лентул Спинтер (RRC. 397/1), что будет продемонстрировано ниже. Использование квесторской чеканки для финансирования триумфа не было новшеством. В 101 г. до н. э. квестор Гай Фунданий выпустил денарий (RRC. 326/1) и с.88 квинарий (RRC. 326/2), которые, как свидетельствуют изображения на аверсе и реверсе, были отчеканены по случаю триумфа Мария над кимврами и тевтонами22. Денарий Плетория имеет ещё одну особенность. Буквы SC присутствуют не только на аверсе, но и на реверсе. Никакая иная расшифровка, кроме «согласно постановлению сената» (senatus consulto), невозможна. Это явление, возможно, содержит двойной акцент. Легенда SC на реверсе связана с именем и должностью и могла иметь личностное и должностное значение, то есть сообщать, что Луций Плеторий в должности квестора согласно постановлению сената был наделён полномочиями по чеканке монеты. Легенда SC на аверсе рядом с Юноной Монетой относится скорее к предмету. Согласно постановлению сената были отчеканены монеты для финансирования триумфальных празднеств. © 2020 г. Перевод О. В. Любимовой
2Wiseman T. P. New Men in the Roman Senate, 139 B.C. — A. D. 14. Oxford, 1971. P. 251. 3Cic. Cluent. 165. По словам Цицерона, Луций Плеторий был «человеком, наделённым высшей верностью и всеми доблестями» (homo summa fide et omni virtute praeditus). 4RRC. 508/1— 5Crawford M. H. Loc. cit. Однако в последнее время исследователи склонны датировать постановление сената о Пергамской земле 101 г. до н. э. Ср. об этом: Petzl G. Die Inschriften von Smyrna. Tl. 1. 1. Bonn, 1987. S. 51 ff., особ. 58 ff.; ср. также комментарий к денариям RRC. 437/1— 6Ср. Crawford M. H. Loc. cit.; Marek V. Roman Republican Coins in the Collection of the Charles University. Prag, 1985. P. 71. Однако уполномоченными по чеканке монет RRC. 405/1— 7Ср. Münzer F. Plaetorius (14— 8Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Graz, 1956. S. 623; Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la république romaine. Bologna, 1963. Vol. 2. P. 309; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Oxford, 1970. Vol. 1. P. 404; Sydenham E. A. The Coinage of the Roman Republic. London, 1952. P. 130; Crawford M. H. Loc. cit. Шеклтон Бэйли выражается более осторожно: Shackleton Bailey D. R. Two Studies in Roman Nomenclature. New York, 1976. P. 124. По его мнению, цест может указывать всего лишь на родство семьи квестора с Цестианами. Но против этого свидетельствуют контрольные метки на денариях Плетория, связанные исключительно с палестрой (ср. Crawford M. H. Loc. cit.). 9Imhoof-Blumer F. Beiträge zur Erklärung griechischer Münztypen // Nomisma. Untersuchungen auf dem Gebiete der antiken Münzkunde. Bd. 5. 1910, S. 40. 10Crawford M. H. Op. cit. P. 409. 11Crawford M. H. Op. cit. P. 408. В других каталогах он описывается просто как атлет (Mommsen Th. Loc. cit.; Babelon T. Loc. cit.; Grueber H. A. Loc. cit.; Sydenham E.A. Loc. cit.). Однако из-за цеста его следует считать кулачным бойцом. 13О последнем предположении ср. мнение Зенакера: «L’hypothèse est inutile»[1], Zehnacker H. Moneta. Recherehes sur l’organisation et l’art des émissions monetaires de la république romaine (289— 14Mattingly H. Roman Numismatics: Further Miscellaneous Notes // PBA. Vol. 46. 1960. P. 264. Он также рассматривает возможность учреждения монетного двора в Пренесте или Остии (для Пренесты), которому хорошо соответствует Юнона Монета на аверсе (ср. уже Mattingly H. Roman coins from the earliest times to the fall of the Western Empire. Ed. 1. London, 1928. P. 64 f.) Однако это уже не соответствует сегодняшнему уровню научных исследований. 15См. об этом Michiels A. Trois Cornelii Lentuli de le première moitié du Ier siècle av. 16О Юноне Монете ср.: Radke G. Die Götter Altitaliens. Münster, 1965. S. 221. Монеты получили название moneta, потому что с самого начала римской чеканки монетный двор был оборудован в храме Юноны Монеты в Крепости или рядом с ним. 17Battenberg Ch. Pompeius und Caesar. Persönlichkeit und Programm in ihrer Münzpropaganda. Diss. Marburg/Lahn, 1980. S. 133. 18Crawford M. Op. cit. Vol. 2. P. 603, 617. 20Battenberg Ch. Op. cit. S. 134. 21Inscr. It. XIII. 1, 565. 22Crawford M. Op. cit. Vol. 2. P. 328. Примечания переводчицы: [1]«Эта гипотеза бесполезна». [2]«На монетах Плетория бегущий атлет с пальмовой ветвью и боксёрской лентой не обязательно указывает на цирковые игры». [3]«Будучи квестором, Луций Плеторий должен был отвечать за государственную казну, содержавшую как монеты, так и слитки, и хранившуюся в храме Сатурна; возможно, поэтому он решил изобразить на аверсе своих монет голову Юноны Монеты». Этот малочисленный выпуск Луций Плеторий отчеканил в должности квестора согласно специальному постановлению сената. Удвоение формулы «согласно постановлению сената» (senatus consulto, S C) на обеих сторонах монеты необычно. Римский республиканский монетный двор находился рядом с храмом Юноны Монеты в Крепости (Arx), на северной вершине Капитолийского холма. © 2020 г. Перевод О. В. Любимовой 24. Луций Плеторий, 70 г. до н. э.с.143 Монета с легендой S C, отчеканенная квестором Луцием Плеторием, не встречается в кладах из Фраскароло, Риньяно и Кабека, в которых последний магистрат монетного двора — Гай Постумий. Она встречается в кладах из Понтекорво, Косы и Палестрины, в которых содержатся монеты Коссуция. По мнению Кроуфорда и Грубера, это указывает на чеканку в 74 г. до н. э., по мнению Хёрша и Уолкера — в 71 г. до н. э. Поскольку свидетельства кладов наиболее тесно связывают его с Коссуцием, которого я датировал 70 г. до н. э., этот же год представляется мне наилучшей датировкой и для Луция Плетория. Его избрание на должность квестора до 66 г. до н. э. подтверждается тем, что Цицерон упоминает его как сенатора, присутствовавшего в суде по делу Клуенция в 66 г. до н. э.1 Других упоминаний о Луции Плетории не сохранилось. На аверсе монеты Луция изображён задрапированный бюст Юноны Монеты в диадеме. Её чётко идентифицирует надпись MONETA за головой. Юнона получила титул «Монета» в 390 г. до н. э., когда галлы захватили и разграбили Рим. Нижний город был разорён, но Капитолий удерживал сильный гарнизон. Галлы не преуспели ни в штурмах, ни в осаде и решили предпринять ночную атаку. Они приблизились так тихо, что их не услышали даже собаки. Однако священные гуси Юноны, которых ранее решили не отправлять в поварские котлы, подняли тревогу, гогоча и хлопая крыльями, и разбудили римлян. с.144 Гарнизон отразил атаку, и Юнона получила титул «Монета», что означало «Предостерегающая»2. В 345 г. до н. э. в благодарность за победу над аврунками диктатор Луций Фурий Камилл обетовал ей храм, который был посвящён в следующем году3. В конце концов в её храме расположился римский монетный двор, и от этой новой ассоциации происходит английское слово «money» («деньги»). Буквы Q S C на реверсе свидетельствуют, что Плеторий отчеканил эти монеты в свою квестуру. Юнона Монета на аверсе указывает на то, что он занимал должность в Риме, а не в провинции, а следовательно, был городским квестором (quaestor urbanus) 70 г. до н. э. На реверсе изображён бегущий обнажённый атлет. В правой руке он несёт пальмовую ветвь, которая развевается у него за плечом. Сложнее понять, что за предмет он держит в левой руке. Обычно его описывают как цест (caestus), кожаный ремень, какие носили на кистях кулачные бойцы. Грубер предположил, что Луций шутливо намекал на когномен Цестиан, который носила одна из ветвей Плеториев4. Кроуфорд принял идентификацию цеста и гипотезу об игре слов. Он полагал, что Луций был Цестианом, возможно, кузеном Марка, курульного эдила, чеканившего монеты в 68 г. до н. э., и что оба они были внуками сенатора Луция Плетория, сына Луция, упомянутого в постановлении сената о Пергамской земле, принятом в 129 г. до н. э. Кроуфорд также предполагал, что наш монетарий был отцом Луция Плетория Цестиана, чеканившего знаменитые монеты с легендой EID MAR для Брута в 42 г. до н. э.5 На приведённой ниже схеме видны предполагаемые линии родства. Всё это выглядит правдоподобно. Но если цель монеты состояла в том, чтобы с помощью игры слов намекнуть на когномен «Цестиан», то намёк Луция был исключительно непонятным. Когномен означает «цестианец» и означает, что в какой-то момент представитель рода Цестиев был усыновлён неким Плеторием. Если Луций Плеторий не написал имя «Цестиан» на монете, как он мог рассчитывать на то, что у его сограждан возникнет такая дополнительная ассоциация? Неужели Луций и в самом деле ожидал, что его сограждане опознают предмет в руке бегуна как цест? Если так, то почему его держит атлет, который бежит, а не бьётся на кулаках и даже не стоит с.145 в бойцовской позиции? Кроуфорд описывает его как «кулачного бойца-победителя», но это не решает проблему. Нет никаких признаков того, что этот обнажённый атлет — кулачный боец. Имгоф-Блумер увидел в предмете, свисающем с руки бегуна, ленту6, и многие из римлян могли увидеть в нём то же самое. Если бы Луций действительно хотел подчеркнуть когномен Цестиан, то мог бы написать его, как поступили два других Плетория Цестиана. Если приведённая выше схема верна, то усыновление, породившее когномен Цестиан, должно восходить по меньшей мере к деду, чтобы общий когномен имели квестор Луций и курульный эдил Марк. Но существует и другая возможность: Луций Плеторий мог не быть Цестианом. Возможно, приёмным сыном был Марк, и имя Цестиан появилось у него и стало передаваться по наследству, так что Луций Плеторий Цестиан, отчеканивший знаменитые монеты EID MAR, оказывается его сыном. Так мы получаем следующую схему: Если смысловым центром дизайна служит не имя монетария, то в чём состоит идея монеты Луция? Грубер предположил, что изображение могло быть задумано как указание «на какое-то выдающееся атлетическое достижение предка монетария»7. Гордость атлетическим мастерством была характерна для греков, как и традиция состязаться обнажёнными. Вряд ли римский сенатор стал бы похваляться чем-то подобным, и едва ли это помогло бы ему завоевать уважение римских граждан. Второе предположение Грубера о том, что эта монета могла быть отчеканена по случаю каких-то государственных игр, более правдоподобно, но осталось неисследованным, так как его затмил предполагаемый каламбур с цестом. Символы, использованные Луцием в качестве контрольных меток (амфора с маслом, диск, обруч, скребок, факел и венок), тоже связаны с атлетикой и предполагают не только бег, но и другие состязания. Пальмовая ветвь над плечом обнажённого бегуна обозначает победу и явно связана с играми. Однако организацией крупных праздничных состязаний в Риме занимались с.146 эдилы и преторы, и трудно понять, почему монеты чеканил квестор Луций Плеторий. Непонятно, почему сенат стал бы поручать чеканку монет для игр городскому квестору, а не председательствовавшему на них эдилу или претору, и это маловероятно. Однако если датировка монеты 70 г. верна, то в этом году одни государственные игры были проведены вне рамок обычного религиозного календаря. Это были обетные игры, устроенные Помпеем в его консульство. Единственное упоминание о них во всей античной литературе содержится в первой речи Цицерона против Верреса. Цицерон сказал, что игры были назначены на третью неделю августа и должны были продолжаться пятнадцать дней8. Столь долгий срок был отведён для продолжительной серии игр в честь недавней победы Помпея в Испании. Сенат мог выделить дополнительные государственные средства на исполнение обетов во благо государства, и Помпей, как консул 70 г. до н. э., проследил за их расходованием через своего квестора Луция Плетория. Вместо исключительно непонятного намёка на отсутствующий когномен мы, возможно, имеем здесь дело с гораздо более осязаемым свидетельством об обетных играх Помпея, чем простое упоминание Цицерона, дошедшее до нас. © 2020 г. Перевод О. В. Любимовой
с.216 1Цицерон. В защиту Клуенция. 165. 4Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. L., 1910. P. 404. 5Crawford M. H. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. Vol. 1. P. 408. 6Imhoof-Blumer F. Beiträge zur Erklärung griechischer Münztypen // Nomisma. Untersuchungen auf dem Gebiete der antiken Munzkünde. Bd. 5. 1910, S. 40. |