Сохранность: EF * Дата чеканки: около 45 г. до н. э. (MRR), 47 г. до н. э. (BMCRR, CRR, RRC, RSC, CRI, RCTV). Classical Numismatic Group, Inc. Web shop.
MRR (Babelon), т. II, с. 318, к Plautia (1885 г.):
CXXVII. ПЛАВЦИИ ИЛИ ПЛОЦИИ
Имя этого рода пишется как Plautia или Plotia, так же, как Claudia или Clodia. Первым из его представителей консульства достиг Гай Плавций Прокул в 396 г. от основания Города (358 г. до н. э.). С этого времени Плавции часто занимали в республике самые высокие должности. Монеты дают нам следующие имена: 1. Луций Плавций Гипсей; 2. Публий Плавций Гипсей; 3. Авл Плавций; 4. Луций Плавций Планк; 5. Гай Плоций Руф.
Представляется неудачным предложение Боргези1 читать Lucius Plautius Decianus, aedilis plebis («Луций Плавций Дециан, плебейский эдил») на бронзовых монетах с легендой L. P. D. A. P. Это анонимные монеты; они отчеканены в соответствии с законом Плавция—Папирия в 665 г. от основания Города (89 г. до н. э.), и читать легенду следует так: Lege Papiria de aere publico («Согласно закону Папирия о государственной меди»); мы описываем их только в хронологической классификации2.
MRR (Babelon), т. II, с. 326—327, к Plautia 14—16 (1885 г.):
4. Луций Плавций Планк.
Монетарий около 709 г. от основания Рима (45 г. до н. э.)
Луций Плавций Планк принадлежал к роду Мунациев и был братом Гнея Мунация Планка, Луция Мунация Планка и Тита Мунация Планка Бурсы; он был усыновлён Луцием Плавцием и принял его имя. В 711 г. от основания Рима (43 г. до н. э.) он был проскрибирован триумвирами и скрывался в окрестностях Салерна, но в конце концов его нашли и убили1. Занимая должность монетного магистрата, он чеканил интереснейшие денарии, типы которых Эккель2 весьма остроумно связал с пассажем Овидия. В шестой книге своих «Фаст» (стк. 651 и сл.) латинский поэт рассказывает, что в 442 г. от основания Рима (312 г. до н. э.) цензор Аппий Клавдий Цек по совету сената решил уменьшить число флейтистов, традиционно сопровождавших похоронные процессии. В знак протеста против этой меры все они удалились в добровольное изгнание в Тибур. Но народ, в противоположность сенату, сожалел об отсутствии своих любимых музыкантов, и коллега Аппия Клавдия Цека, которого звали Гай Плавций Венокс, для их возвращения прибег к уловке. Он отправился в Тибур, устроил для них пир и напоил их; затем, посреди ночи, погрузил их на колесницы, на рассвете вернувшиеся в Рим. Плавций принял предосторожности и скрыл лица музыкантов сценическими масками, чтобы сенат или Аппий Клавдий не узнали об их прибытии через Эсквилинские ворота.
iamque per Esquilias Romanam intraverat urbem,
et mane in medio plaustra fuere foro.
Plautius, ut posset specie numeroque senatum
fallere, personis imperat ora tegi.[1]
с.326 Реверс денария Луция Плавция Планка напоминает об этом забавном случае из жизни одного из его предков. Колесница Авроры напоминает о приезде музыкантов в Рим, а маска относится к числу тех, в которые были выряжены музыканты. К этому можно добавить, что 13 июня каждого года в Риме отмечались праздники под названием Малые Квинкватры в память о вышеописанном случае: это были музыкальные празднества, участники которых скрывали лица за масками, как на современных карнавалах1. Золотой медальон — не римская монета; это варварская имитация денария, которая не может быть включена в число государственных республиканских монет.
Через Эсквилии в Рим на рассвете въезжают телеги;
Утро настало — они, въехав на Форум, стоят.
Плавтий же, чтоб обмануть сенат и числом и одеждой,
Тем, кто приехал, велит масками лица закрыть.
(пер. Ф.А. Петровского)
MRR (Babelon), т. II, с. 327, к Plautia 15 (1885 г.): (1885 г.):
Разновидности. В волосах маски иногда видны змеи, как на голове Медузы, или рога на лбу; иногда её рот закрыт, иногда кажется, что она скрежещет зубами.
BMC RR (Grueber), т. I, c. 516, прим. 1 (к №№ 4001—4017) (1910 г.):
Датировка монет Луция Плавция Планка и Лоллия Паликана 47 г. до н. э. основана преимущественно на их стиле и технике, а также на свидетельствах кладов. Экземпляры этих выпусков отсутствуют в кладе Карбонара II, но монеты Планка найдены в кладах, обнаруженных в Виллоле и Коллеккьо, а монеты Паликана — только в последнем. Их отсутствие в кладе из Лирии довольно необъяснимо. В кладе из Санта-Анны имеется девятнадцать монет Планка. Эти монетарии, видимо, были ординарными чиновниками монетного двора, а типы их монет напоминают о событиях, связанных с историей их семей, а не о современных им событиях, как в случае с чрезвычайными монетариями. Выше высказывалось предположение, что третьим членом триумвирата мог быть Авл Лициний Нерва, но граф де Сали, видимо, не разделяет это мнение.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 516—517, прим. 2 (к №№ 4001—4010) (1910 г.):
Луций Плавций Планк принадлежал к роду Мунациев и был братом Луция Мунация Планка (см. ниже, с.537), Тита Мунация Планка и Гнея Мунация Планка. Он был усыновлён Луцием Плавцием и взял его преномен и номен, но сохранил свой прежний когномен. До усыновления он носил преномен Гай. Истории о нём, видимо, ничего не известно, кроме того, что в 43 г. до н. э. он был включён в проскрипционные списки триумвиров, скрывался в окрестностях Салерна, был обнаружен и убит. К его проскрипции был причастен его брат Луций Мунаций, который был префектом города в 45 г. до н. э. (см. его монеты, выпущенные в этом году).
Эккель (Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 276 f.) истолковал типы с маской Медузы и Авророй с конями Солнца как указание на событие, связанное с семьёй монетария и описанное у Овидия (Fast. VI. 651 f.), который сообщает, что в год цензуры Гая Плавция Венокса и Аппия Клавдия Цека (312 г. до н. э.) последний поссорился с флейтистами (tibicines), и они удалились в Тибур. Поскольку народ сожалел об этой утрате, второй цензор, Плавций, распорядился ночью погрузить опьяневших флейтистов на повозки и переправил их обратно в Рим, куда они прибыли рано утром, а чтобы их не узнали, их лица были закрыты сценическими масками. Колесница Авроры — это намёк на раннее прибытие флейтистов, а маска — на сокрытие их лиц. В память об этом событии в Риме каждый год 13 июня отмечались Малые Квинкватры, участники которых носили маски.
Хотя объяснение Эккеля может показаться фантастическим, мы не можем принять толкование Панофки (Panofka Th. Zur Erklärung des Plinius. Berlin, 1853. S. 14 f.): он видит на реверсе изображение картины Никомаха, которую, по словам Плиния (NH. XXXV.10.36) Планк с.517 поместил на Капитолии: на ней была представлена «Победа, мчащая квадригу ввысь» (Victoria quadrigam in sublime rapiens). Император Луций Мунаций Планк, поместивший туда картину, отправился в Грецию, где, вероятно, и приобрёл картину, лишь спустя несколько лет после выпуска вышеописанных монет (см. ниже, с.537). Кроме того, в то время никто из монетариев не прославлял современные им события, связанные с их семьями.
Ауреи того же типа, что и денарии, изображённые у Бабелона (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. Paris, 1886. P. 326, № 16) — это подделки. Моммзен (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 3. Paris, 1873. P. 291) утверждает, что четыре экземпляра, три из которых хранятся в Венском кабинете, были найдены в 1713 г. в Сибенбюргене, в Трансильвании, вместе с другими монетами, тоже золотыми, в основном с императорскими типами. Одна из них имеет мужской портрет и легенду IMP. SPONSIANI на аверсе, а на реверсе изображены два человека рядом с колонной и легенда C. AVG, то есть копия денария Гая Минуция Авгурина, отчеканенного около 150—125 гг. до н. э. (см. выше, с. 135, и Eckhel J. Op. cit. Vol. 7. P. 340). Кроме того, там были найдены копии монет Гордиана III и Филиппа I, все — варварского изготовления. Те факты, что вес золотых монет Планка колеблется от 106 до 234 г, что на одном из экземпляров наблюдается смешение республиканского и императорского типа, и что эти и более поздние экземпляры в кладе разделены интервалом, превышающим три века, достаточно ясно доказывают их поддельность. Этого мнения придерживался Коэн (Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l’Empire romain. Vol. 5. Paris, 1885. P. 184), и его разделяют доктор Кеннер из Вены и Барфельдт (Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 41, 42).
Ауреи подобных типов, но с буквами S. C. на реверсе (ср. MRR. 16) признаны фальшивыми.
RRC (Crawford), с. 468, комм. к № 453 (1974 г.):
Монетарий был претором в 43 г. до н. э.
Об идентификации типа реверса см.: Walser G. Die Victoria des L. Munatius Plancus // ΘΕΩΡΙΑ. Festschrift für W.-H. Schuchhardt. Baden-Baden, 1960. P. 217, с предшествующей библиографией (к которой следует добавить: Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 200, наиболее полное обоснование традиционной идентификации типа с Авророй); изображение, видимо, заимствовано с картины Никомаха, которой в это время, возможно владел монетарий и которую позднее посвятил брат монетария, Луций Мунаций Планк, консул 42 г. до н. э., по случаю своего триумфа в 43 г. до н. э. (Plin. NH. XXXV. 108, при наиболее естественной интерпретации его слов). Вряд ли монетарий пытался с помощью этого типа напомнить о победах прежних Плавциев (о которых см. комм. к № 420 и 422); этот мотив часто встречается на геммах Поздней республики (Vollenweider M.-L.Die Steinschneidekunst und ihre Künstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden-Baden, 1966. S. 28—29, c поверхностным комментарием), и вполне можно допустить, что его популярность отражает стремление ассоциироваться с победой великого человека, возможно, Цезаря. Примечательно, что голова Медузы тоже была распространённым мотивом на геммах Поздней республики (Vollenweider M.-L.Op. cit. Taf. 16, 4—5; 17, 1 и 7; 18, 1, 3 и 5; 45, 1—2); отметим также (сулланский?) триумфальный рельеф с Виа дель Маре (Bertoldi M. E. Un monumento commemorativo sul Campidoglio // Quaderni dell’Istituto di topografia antica. Vol. 5. 1968. P. 39—53, fig. 10); о горгонейоне как мотиве, связанном с Александром (возможно), см.: Bieber M. Alexander the Great in Greek and Roman art. Chicago, 1954. Figs. 3—4.
Луций Плавций Планк был братом Луция Мунация Планка, который в 45 г. до н. э., при Цезаре, занимал должность префекта города (praefectus Urbi), а спустя два года в должности проконсула Косматой Галлии основал колонию Лугдун (современный Лион). Плавций Планк при рождении был назван Гаем Мунацием Планком, но его усыновил Луций Плавций, чей преномен и номен он принял, сохранив лишь изначальный когномен. Необычное изящество типа реверса его серебряных денариев предполагает, что вдохновением для этого изображения послужило какое-то конкретное произведение искусства, и его, вероятно, можно идентифицировать с картиной знаменитого художника середины IV в. до н. э. Никомаха из Фив, помещённой на Капитолий Луцием Мунацием Планком по случаю празднования его галльского триумфа в 43 г. до н. э. Монетарий мог владеть этой необыкновенной картиной в то время, когда занимал должность, и воспроизвести её как монетный тип в честь побед Цезаря в 48 и 47 гг. до н. э. Возможно, картина перешла в собственность его брата Мунация Планка после того, как в 43 г. до н. э. правительство триумвиров проскрибировало Плавция, казнило его и конфисковало его имущество: Мунаций нёс определённую ответственность за трагическую гибель Плавция, и это не просто намёк или догадка. Голова Медузы на аверсе ещё ожидает убедительного объяснения, хотя, вероятно, она как-то связана с историей семьи, в которую был усыновлён монетарий.