Денарий, серебро Дата чеканки: 58 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
4.13 г
АВЕРС:
Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
Сохранность: EF * Дата чеканки: около 69 г. до н. э. (MRR), около 66 г. до н. э. (BMCRR), около 68—66 гг. до н. э. (CRR), 61 г. до н. э. (RRC, RSC, RRM, RCTV), 58 г. до н. э. (Hersh, Walker; Hollstein). Numismatica Ars Classica, аукцион 73, лот 156, 18.11.2013 г.
MRR (Babelon), т. I, с. 283—284, к Calpurnia (1885 г.):
XXIX. КАЛЬПУРНИИ
Кальпурнии претендовали на происхождение от Кальпа, третьего из четырех сыновей, приписываемых Нуме, и именно вследствие этого легендарного происхождения на некоторых их монетах встречается голова Нумы1.
Nam quid memorare necesse est
Ut domus a Calpo nomen Calpurnia ducat2
Ведь необходимо помнить,
Что род ведет имя Кальпурниев от Кальпа.
с.284 Кальпурнии встречаются в истории со времени первой Пунической войны: Кальпурний Фламма был тогда военным трибуном в консульство Авла Атилия Калатина в 496 г. (258 г. до н. э.). Отдельно упомянем Кальпурния, преномен которого неизвестен, но которого часто цитирует Тит Ливий3. Он попал в плен в битве при Каннах в 538 г. (216 г. до н. э.). В 543 г. (211 г. до н. э.), будучи городским претором, он реорганизовал празднование Аполлоновых игр, столь популярных в Риме, и нумизматика, как мы увидим, сохранила память об этом. В эпоху республики Кальпурнии носили следующие когномены: Бестия, Бибул, Фламма, Пизон. Пизоны подразделялись на две ветви с помощью прозвищ Цезонин и Фруги. Монетарии из этого рода столь многочисленны, что необходимо сказать несколько слов об этой знаменитой семье. Имя Пизон, видимо, происходит от pisere или pinsere и относится к разведению пшеницы. Такую этимологию приводили сами римляне, если полагаться на следующие стихи, адресованные некоему Пизону и сохранившиеся у Плиния:
Claraque Pisonis tulerit cognomina prima
Humida callosa cum pinseret hordea dextra4
И первым стал носить славное прозвище Пизон,
Когда толок правой рукой влажный жесткий ячмень.
Имя Цезонин носила ветвь Пизонов, происходившая от Луция Кальпурния Пизона, консула 606 г. (148 г. до н. э.), который был членом рода Цезониев, усыновленным Пизонами. Что касается имени Фруги, то полагают, что оно происходит от честного характера Луция Кальпурния Пизона Фруги, консула 621 г. (133 г. до н. э.), первого обладателя этого имени. Пизоны, знаменитые со времен второй Пунической войны, оставались в числе высшей знати до III в. н. э.; одному из них Гораций посвятил свою «Науку поэзии»; другой из них, отмеченный в истории, входил в число тридцати тиранов в 260 г. н. э.5
Монетариями из рода Кальпурниев были: 1. Гней Кальпурний Пизон. 2. Публий Кальпурний Ланарий. 3. Луций Кальпурний Пизон Цезонин. 4. Луций Кальпурний Пизон Фруги. 5. Марк Кальпурний Пизон Фруги. 6. Гай Кальпурний Пизон Фруги. 7. Гней Кальпурний Пизон. 8. Луций Кальпурний Бибул. 9. Гней Кальпурний Пизон.
MRR (Babelon), т. I, с. 298, к Calpurnia 22—23 (1885 г.):
5. Марк Кальпурний Пизон Фруги
Монетарий около 685 г. от основания Рима (69 г. до н. э.)
Персонажу, который на этих денариях назван Марком Пизоном Фруги, сыном Марка1, трудно дать историческую идентификацию. Можно предположить, что это консул 693 г. от основания Рима (61 г. до н. э.), именовавшийся Марк Пупий Пизон Кальпурниан после усыновления в род Пупиев, от которого он, согласно обычаю, получил имя2. Однако Моммзен полагает, что стиль этих экземпляров не позволяет считать их достаточно древними, чтобы они могли быть отчеканены этим персонажем. Возможно, о нём идёт речь в надписи, найденной в Риме, где он назван претором3. Эта надпись, восстановленная Траяном, гласит: M. CALPVRNIVS. M. F. PISO. FRVGI. PR. EX. S. C. (Марк Кальпурний Пизон Фруги, сын Марка, согласно постановлению сената). Голова и терм Гермеса, патера и жертвенный нож (secespita), видимо, отсылают к жреческим обязанностям, которые исполняли предки монетария, или к какому-то необычайному празднованию Терминалий, которые в феврале завершали год и сопровождались жертвоприношением ягнёнка; этот праздник описан у Овидия4.
BMC RR (Grueber), т. I, c. 446, прим. 1 (к №№ 3633—3637) (1910 г.):
Единственные монеты, датированные этим годом, носят имя Марка Пизона Фруги, сына Марка. Эта датировка основана не на исторических свидетельствах, но только на сходстве техники и символов — венка с лентой и чаши с двумя речками, — имеющих точно такую же форму, как на последующих монетах Марка Лепида. Этих аналогий достаточно, чтобы показать, что эти выпуски были отчеканены почти одновременно, если не вообще одновременно. Эти монеты присутствуют в кладе из Сан-Грегорио-ди-Сассола, но не встречаются в кладах из Компито, Кадриано и Сан-Чезарио.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 446—447, прим. 2 (к №№ 3633—3637) (1910 г.):
Об этом монетарии, видимо, не известно ничего определённого, помимо его связи с монетным двором. Бабелон датирует этот выпуск около 69 г. до н. э. и предполагает, что монетарий был консулом 61 г. до н. э., которого звали Марк Пупий Пизон Кальпурниан (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 1. P., 1885. P. 298); но Моммзен не согласен с этой идентификацией, так как считает, что эти монеты не могли быть отчеканены до 49 г. до н. э. ввиду их отсутствия в кладе из Кадриано (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 523). Марк Пупий Пизон Кальпурниан изначально принадлежал к роду Кальпурниев и носил имя Марк Кальпурний Пизон Фруги, сын Марка, но сменил его после усыновления Марком Пупием. Датировка этих монет приблизительно 66 г. до н. э. позволяет идентифицировать монетария не с консулом 61 г. до н. э., а с его сыном, который был претором 44 г. до н. э. и которого Цицерон хвалил за противодействие Антонию.
Типы монет не имеют удовлетворительного объяснения, и от внимания Моммзена и Бабелона, видимо, ускользнуло, что голова на аверсе монет типа I увенчана не простой, а крылатой диадемой. Это с.447 позволяет идентифицировать бюст как Гермеса, или Меркурия, в роли покровителя улиц, тогда как на аверсе типа II изображена фигура Термина, покровителя границ и рубежей. Чаша с двумя ручками, венок, патера и нож — предметы, связанные с культом Термина, которому был посвящён праздник Терминалий, когда соседи встречались, увенчивали его статуи гирляндами, закалывали ягнёнка или молочного поросёнка и совершали возлияния. Эти празднества описаны у Овидия (Fast. II. 643 сл):
te duo diversa domini de parte coronant,
binaque serta tibi binaque liba ferunt.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
spargitur et caeso communis Terminus agno,
nec queritur lactans cum sibi porca datur[1].
На монетах это не указано, но когда Марк Пизон их чеканил, он мог занимать должность курульного эдила и в качестве такового отвечать за улицы и границы Рима. а также за празднование Терминалий. В таком случае, это специальный выпуск.
С той и другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два приносят венка,
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Общего Термина тут орошают кровью ягненка
Иль сосунка свиньи, Термин и этому рад.
(Пер. Ф.А. Петровского)
RRC (Crawford), с. 443, комм. к № 418 (1974 г.):
Монетарий — несомненно, Марк Пупий Пизон, претор 44 г. до н. э., сын консула 61 г. до н. э. (об этих двоих см.: Badian E. M. Calpurnius M.f. Piso Frugi // Acta of the fifth International Congress of Greek and Latin epigraphy, Cambridge, 1967. Oxford, 1971. P. 209—214 с предшествующей библиографией).
Я считаю невероятным, что на двух типах аверса изображены два разных божества, а крылатая диадема второго идентифицирует его как Меркурия; выбор бога, вероятно, определялся личными пристрастиями монетария1. Венок, блюдо, нож и патера (это, несомненно, именно она, вопреки мнению Альфёльди: Alföldi A. Die Geburt der kaiserlichen Bildsymbolik // Museum Helveticum. Bd. 8. 1951. S. 198—200; ср.: вкл. LXVIII, 53, см. также: Strong D. E. Roman Imperial sculpture. London, 1961. Pl. 63 = Latte K. Römische Religionsgeschichte. München, 1961. Taf. 30) указывают на должность понтифика, которую, вероятно, занимал предок монетария.
1Звезду следует считать символом божественности, см.: Weinstock S. Divus lulius. Oxford, 1971. P. 376. В любом случае, этот бог — не Термин, изображений которого не существовало, см.: Morel J.-P. Thèmes sabins et thèmes numaïques dans le monnayage de la république romaine // MEFRA. T. 74.1. 1962. P. 52—53.
RSC (Seaby), I, с. 26, комм. к Calpurnia 22—23 (1978 г.):
Венок и патера связаны с культом Термина, в честь которого проводились празднества Терминалий, когда соседи встречались, возлагали гирлянды на его статуи и закалывали ягнёнка или молочного поросёнка.
Hersch, Walker, с. 133 (1984 г.):
Выпуски Лепида (RRC. 419), видимо, являются последними в кладе из Мезанье, тогда как в более мелком кладе из Сан-Грегорио, состав последних выпусков которого почти идентичен кладу из Мезанье, встречаются выпуски и Лепида, и Пупия Пизона (RRC. 418).
Hollstein, с. 218—221 (1993 г.):
МАРК ПИЗОН ФРУГИ, СЫН МАРКА
с.218 На обоих своих денариях монетарий не указывает своего родового имени. Вопрос в том, был ли он Кальпурнием или Пупием. Поскольку Кальпурнии в республиканскую эпоху не носили преномен Марк2, полное имя монетария должно быть Марк Пупий Пизон Фруги, в пользу чего также свидетельствует предложенная ниже интерпретация изображений на денариях. Он был сыном одноимённого консула 61 г. до н. э. и сам занимал претуру в 44 г. до н. э.3 В 49 г. до н. э. он появляется в качестве легата Помпея и тем самым продолжает политику своего отца, который в 67—62 гг. до н. э. был легатом пропретором Помпея4.
Кроуфорд5 относит денарии Пупия к 61 г. до н. э., когда отец монетария занимал консульство (и по этой причине). Но поскольку денарии RRC. 419/3, на которых частично повторяются изображённые символы (повязка весталки и чаша) и которые, следовательно, должны быть отчеканены одновременно с RRC. 418/1, 2, были выпущены только около 59 г. до н. э., а денарии Пупия не обнаружены в большом кладе из Мезанье, датировка последних 58 г. до н. э. (Хёрш и Уолкер) представляется более правдоподобной6. Консулом этого года был Гай Кальпурний Пизон Цезонин[1], родственник монетария, который мог содействовать его избранию, поскольку отец монетария на самом деле происходил из рода Кальпурниев и был усыновлён Марком Пупием7.
Пропуск родового имени (nomen gentile) всё же выглядит необычно. В противовес этому на монете указаны два традиционных когномена рода Кальпурниев. Таким образом, несмотря на усыновление его отца в род Пупиев, монетарий Марк Пупий Пизон Фруги предпочитал аристократический род Кальпурниев.
Грубер8 попытался найти для обоих типов денария замкнутое на них же объяснение. На аверсах он видит пограничную статую Термина и пограничный бюст Меркурия в крылатой диадеме, то и другое – в сопровождении чаши (calix) и венка, а на реверсах — патеру и нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах, обрамлённые лавровым венком. Крылатая диадема является символом Гермеса, который представлен “in his capacity of guardian of the streets”[2], Термин же — в роли с.219 “guardian of boundaries and frontiers”[3]. Чаша (calix), венок, патера и нож для жертвоприношений связываются с праздником Терминалий, а монетарий Марк Пизон Фруги мог быть курульным эдилом, отвечавшим за улицы и городские границы. Последнее утверждение совершенно не выдерживает критики, поскольку на монете отсутствует ожидаемое указание на должность, но и в целом это толкование вызывает большие сомнения:
1. Полностью отсутствует объяснение лаврового венка на реверсах.
2. На предполагаемом маленьком венке на аверсах отсутствуют листья, так что здесь следует говорить о повязке9.
3. Кроме того, повязка и чаша (calix), изображённые на обоих аверсах, предположительно указывают на одно и то же божество, представленное, с одной стороны, как герма в полный рост, с другой — как герма-бюст10.
4. Идентификация гермы-бюста, так же, как и гермы в полный рост, с Меркурием, видимо, ошибочна. Хотя голова и увенчана крылатой повязкой, однако отсутствует безусловно необходимый, судя по другим примерам, кадуцей как символ Меркурия11.
Альфёльди12 верно истолковал реверс денария Пупия, на котором он увидел в изображённых предметах испанский короткий меч и испанский круглый щит, отказавшись от старого объяснения13. Несомненно, круглый предмет не может изображать патеру. В качестве сравнения можно привести императорские монеты, на которых рядом с патерой изображены другие жреческие символы, и на ней нет никакого рисунка, а искривление посередине обозначено единственной точкой14. Напротив, испанский круглый щит в республиканской монетной чеканке часто изображается с различными рисунками15. Таким образом можно связать монеты с отцом монетария, который в 71—69 гг. до н. э. был проконсулом, видимо, Дальней Испании и в 69 г. до н. э. с.220 отпраздновал испанский триумф16, что достаточно хорошо объясняет лавровый венок.
Альфёльди также усматривает в денариях Пупия пропаганду в интересах властителя. «Однако здесь мы имеем дело также с совершенно свежим лавром. Отец Пизона только что вернулся с Востока вместе с Помпеем, легатом которого он был в войне против Митридата. Помпей, отпраздновавший 28 и 29 сентября этого года блестящий триумф, добивался избрания Пизона консулом следующего года, используя весь свой авторитет и всё влияние. Младший Пизон прославлял не только своего отца, но и его полководца, что следует из дальнейшего рассмотрения аверсов его монет»17. Здесь уже имеет место хронологическая ошибка Альфёльди, и описание аверсов тоже показывает его неуверенность. В одной работе он видит на аверсе Юпитера Термина, которого связывает с расширением территории государства на Востоке благодаря Помпею, в другой работе — «синкретическую модификацию Аполлона» со «звездой спасителя»18, ссылаясь на слова Вергилия в IV эклоге tuus iam regnat Apollo[4], а в третьей работе— «Юпитера — Аполлона — Меркурия»19. Хотя сходство с головами Аполлона действительно можно установить20, на Юпитера не указывает ничто21.
Однако сосуд с двумя ручками (culullus) встречается ещё на двух типах денариев. На денарии RRC. 413/1 это атрибут Весты, на RRC. 419/1e он, видимо, относится к должности верховного понтифика, контролировавшего служение Весте. Следовательно, связанное с Вестой объяснение должно относиться и к сосуду с двумя ручками (culullus) на аверсах денариев Пизона. То же самое, видимо, относится и к повязке, которая на монетах RRC. 418/1, 2 и RRC. 419/1e встречается вместе с чашей, а на монетах RRC. 419/1d и 419/3b — вместе с ковшом (simpulum), принадлежностью культа Весты. Таким образом, повязку на денариях Пизона и Лепида следует толковать как повязку весталки22.
По мнению Бабелона23 и Кроуфорда24, повязка и чаша на аверсах монет RRC. 418.1, 2, по аналогии с монетами RRC. 419/1, 3, могут указывать на членство предка монетария в коллегии понтификов. Однако здесь отсутствует собственный символ понтификов, то есть ковш (simpulum), поэтому предложенная ниже новая интерпретация представляется более предпочтительной.
В 73 г. до н. э. одноимённый отец Пизона Фруги защищал весталок в суде и добился успеха, что отмечает Цицерон25: deinde ex virginum iudicio magnam laudem est adeptus[6]... Отражение суда над весталками на монетах не было новым явлением. Голова Весты на денариях двух Кассиев Лонгинов (RRC. 413/1; RRC. 428/1) выполняет ту же самую функцию и указывает на процесс весталок в 113 г. до н. э.
Помимо повязки весталки и чаши, аверсы обоих денариев Пизона не поддаются истолкованию. Сравнение с монетными типами, на которых, как и на RRC. 418/2, изображены крылатая диадема26 или герма27, ничего не объясняет, так как их интерпретация тоже ненадёжна. Поскольку оба символа на аверсах связаны с отцом монетария, можно предположить, что и герма в полный рост, и герма-бюст объясняются какими-то семейными соображениями. Звезда позади бюста на монетах RRC. 418/2b, вероятно, указывает на его божественность28. Дополняющие друг друга монетные типы RIC. I2 Aug. 269, 27029 предполагают, что герму-бюст следует рассматривать как голову гермы-статуи.
Остаётся констатировать, что денарии Марка Пупия Пизона Фруги в любом случае прославляют военный триумф его отца в 69 г. до н. э. (испанский щит, испанский короткий меч, лавровый венок на реверсах) и его успех в качестве защитника в суде над девственными весталками в 73 г. до н. э. (повязка весталки и чаша на аверсах). Можно предполагать, что объяснение для гермы и гермы-бюста тоже связано с отцом монетария или его родом.
3Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. L., 1910. P. 446; Alföldi A. Der neue Romulus // MH. Bd. 8. 1951. S. 200; Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 443.
9Ср. интерпретацию этих же символов на монетах RRC. 419/1,3.
10Morel J.-P. Thèmes sabins et thèmes numaïques dans le monnayage de la république romaine // MEFRA. T. 74.1. 1962. P. 52. Nt. 1; Crawford M. Op. cit. Vol. 1. P. 443.
11Ср. RRC. 362/1; RRC. 449/5; RRC. 455/5; RRC. 472/4; RRC. 480/27. См. об этом также: Morel J.-P.Op. cit. P. 52 nt. 1.
12Alföldi A. Op. cit. S. 198 ff.; так же: Badian E. M. Calpurnius M.f. Piso Frugi // Acta of the fifth International Congress of Greek and Latin epigraphy, Cambridge, 1967. Oxford, 1971. P. 213 n. 14.
15Battenberg Ch. Pompeius und Caesar. Persönlichkeit und Programm in ihrer Münzpropaganda. Diss. Marburg; Lahn, 1980. S. 90. Ср. RRC. 450/1; RRC. 460/3, 4; также RRC. 452/3; RRC. 469/1.
16Ascon. p.15 C: ...triumphavit proc. de Hispania Q.Hortensio Q.Metello Cretico coss. ante Ciceronis consulatum[5]. Ср. Broughton T.R.S. The Magistrates of the Roman Republic. Vol. 3: Supplement. Atlanta, 1986. P. 177; Konrad C.F. Afranius Imperator // Hispania antlqua. Vol. 8. 1978 (1982). P. 69 f., 75 f.
17Alföldi A. Op. cit. S. 200. О последующем ср. S. 202 f.
18Alföldi A. Redeunt Saturnia regna, III: Juppiter-Apollo und Veiovis // Chiron. Bd. 2. 1972. S. 225.
19Alföldi A. Redeunt Satumia regna, IV: Apollo und die Sibylle in der Epoche der Bürgerkriege // Chiron. Bd. 5. 1975. S. 181.
20Ср. Gage J. ApolIon romain. Essai sur le cuhe d’Apollon et le developpement du ritus Graecus a Rome des origines a Auguste. Paris, 1955. P. 323. Однако герма-бюст не увенчана лавром.
21Здесь следовало бы думать о связке молний, ср.: RIC. I2 Aug. 269.
25Cic. Brut. 236. На основании свидетельства Cic. Cat. III.9 процесс весталок может быть датирован 73 г. до н. э. Ср. об этом Gundel H.G. Pupius (10). Sp. 1991.
28Weinstock S. Divus lulius. Oxford, 1971. P. 376; Crawford M. Op. cit. Vol. 1. P. 443 n.1.
29См. об этом: Kraft K. Zur Münzprägung des Augustus // Sitzungsberichte der wissenschaftichen Gesellschaft an der Johann Wolfgang Goethe-Universität Frankfurt/Main. Bd. 7. Jahrgang 1968. Nr. 5. S. 207 f.; Zanker P. Augustus und die Macht der Bilder. München, 1987. S. 63 f.
Примечания редакции сайта:
[1]Так в оригинале. Консула 58 г. до н. э. звали Луций Кальпурний Пизон Цезонин.
[4]Уже Аполлон твой над миром владыка (пер. С.В. Шервинского).
[5]В должности проконсула он отпраздновал триумф за Испанию в консульство Квинта Гортензия и Квинта Метелла Критского, до консульства Цицерона.
[6]Но затем он завоевал большую славу в процессе весталок (пер. И.П. Стрельниковой).
RRM (Harlan), с. 23—27 (1995 г.):
Глава 4
Марк Пупий Пизон, 61 г. до н. э.
с.23 Вопрос о родовом имени монетария, подписавшего две свои монеты именем M PISO M F FRVGI (Марк Пизон Фруги, сын Марка) вызывал у исследователей некоторое замешательство. Имена Пизон и Фруги принадлежали роду Кальпурниев, и все остальные монеты, подписанные этими именами, отчеканены его членами, но в нашем каталоге эта монета атрибутирована Марку Пупию Пизону Фруги. Как мы это определили? Во-первых, имя Марк нечасто встречается в этой ветви рода Кальпурниев; во-вторых, нам известен Марк Пупий Пизон, консул 61 г. до н. э. Цицерон сообщает, что изначально этот человек был Кальпурнием Пизоном Фруги, но его усыновил Марк Пупий1. Он принял имя приёмного отца — Марк Пупий — и сохранил свои когномен и агномен Пизон Фруги. Можно не сомневаться, что монеты чеканил одноимённый сын консула 61 г. до н. э., Марк Пупий Пизон Фруги, но как он мог рассчитывать, что римский народ узнает о его принадлежности к менее известному роду Пупиев, а не к прославленным Кальпурниям? Ответ нам даёт датировка монет.
Монеты Пупия очень редко встречаются в кладах, поэтому их трудно датировать. Они отсутствуют даже в огромном кладе из Мезанье, но, к счастью, один экземпляр обнаружен в кладе из Сан-Грегорио, последняя монета которого — совместный выпуск Скавра и Гипсея 58 г. до н. э. Бабелон датирует монету Пупия 69 г. до н. э., Грубер — 66 г. до н. э., со следующим комментарием: «сходство формы символов — венка с лентой и чаши с двумя ручками — на монетах этого последнего и Марка Лепида так поразительно, что становится очевидным: эти монеты могут быть разделены лишь очень коротким интервалом времени»2. Он датирует монеты Лепида 65 г. до н. э. Кроуфорд сдвигает датировку на 61 г. до н. э., связывает Пупия с Марком Лепидом, считая, что они были триумвирами одной коллегии, и утверждает, что «выпуски Марка Пизона Фруги и Марка Лепида, связанные друг с другом общими жреческими символами (которые не встречаются больше нигде на республиканских монетах) и отточенным стилем, вероятно, относятся к 61 г. до н. э. — одним из консулов 61 г. до н. э. был Марк Пизон Фруги»3. Хёрш и Уолкер согласились с тем, что монеты Пупия Пизона и Марка Лепида относятся к одному году, но сочли необходимым передатировать монеты Лепида на основании свидетельства клада из Мезанье: содержащиеся в нём семь монет Лепида, только что вышедшие с монетного двора, убедили их, что эти монеты — последние в с.24 кладе и должны быть датированы 58 г. до н. э.; поэтому монеты Пупия они тоже датировали 58 г. до н. э.4 Если согласиться с тем, что Лепид и Пупий были монетариями одновременно и рассмотреть просопографические сведения о них обоих, то, я полагаю, предложенная Кроуфондом датировка — 61 г. до н. э. — остаётся предпочтительной.
Лепида я рассмотрю в следующей главе, но, прежде всего, какие у нас есть свидетельства о почти неизвестном Марке Пупии Пизоне Фруги? В 44 г. до н. э. Цицерон упоминает его как одного из сенаторов, отказавшихся принять промагистратуру в провинции в знак протеста против незаконных назначений Антония, поэтому предполагается, что Пупий был претором 44 г. до н. э.5 Если эта датировка близка к первому году, когда он имел право занять эту должность, то он должен был стать квестором около 53 г. до н. э. — гораздо позднее, чем, судя по свидетельствам кладов, он должен был начать свою карьеру в должности монетария, которую, как я показал, занимали ближе к 30-летнему возрасту. Занимал ли он монетную магистратуру в двадцать с небольшим лет, или у него были какие-то причины для того, чтобы слишком поздно достичь претуры? У Иосифа Флавия сохранились сведения о том, что в 49 г. до н. э. некий Марк Пупий набирал войска для Помпея на Делосе6. Этого Пупия ранее идентифицировали с бывшим консулом 61 г. до н.э., но сегодня считается, что это был его сын, наш монетарий7. Если в гражданской войне он поддержал проигравшую сторону, это вполне объясняет его запоздание с претурой, которую он занял только в 44 г. до н. э., после примирения с Цезарем. Это всё, что известно о жизни монетария, но теперь следует взглянуть на его отца, чтобы установить, мог ли он иметь тридцатилетнего сына в 61 г. до н. э. Его отец был ровесником (aequalis) Гортензия, родившегося в 114 г. до н. э., и Самнер считает наиболее вероятной датой его рождения 114/113 гг. до н. э., так что он занял консульство в пятьдесят с лишним лет8. В 61 г. до н. э. его сыну вполне могло быть 30 лет. Поскольку монетариев 63 и 62 гг. до н. э. я уже определил, а свидетельства кладов требуют датировать монету не позднее 58 г. до н. э., трудно пренебречь значительной вероятностью того, что этот монетарий получил назначение от своего отца, когда тот занимал консульство в 61 г. до н. э. Если он чеканил свои монеты в 61 г. до н. э., то в Риме вряд ли кто-то мог не понять, кто такой Марк Пизон Фруги, сын Марка, — он был сыном одноимённого консула.
с.25 Монетария мы идентифицировали, но изображения на его монетах оказались более загадочны. Грубер пишет: «Типы монет не имеют удовлетворительного объяснения, и от внимания Моммзена и Бабелона, видимо, ускользнуло, что голова на аверсе монет типа I увенчана не простой, а крылатой диадемой. Это позволяет идентифицировать бюст как Гермеса, или Меркурия, в роли покровителя улиц, тогда как на аверсе типа II изображена фигура Термина, покровителя границ и рубежей».9
Идентификация стоящей фигуры с Термином побудила Грубера связать священные предметы на аверсе и реверсе с праздником Терминалий. Однако Кроуфорд не принял идентификацию с Термином: «Я считаю невероятным, что на двух типах аверса изображены два разных божества, а крылатая диадема второго идентифицирует его как Меркурия; выбор бога, вероятно, определялся личными пристрастиями монетария»10. В сноске Кроуфорд отмечает, что бог Термин «не имел изображений». Термин был типичным италийским нуменом, духом, обитавшим в каком-то месте или предмете, и он не имел антропоморфного изображения. Его представляли просто как пограничный камень или знак. Овидий в «Фастах» обращается к нему так: «Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, / Обожествлен ты давно предками нашими был»11.
Хотя Кроуфорд и отверг идентификацию этого бога с Термином, он всё же поставил под сомнение предложенную им самим идентификацию его с Меркурием, назвав изображения «пограничная статуя» и «пограничный бюст». Меркурию, чей первый храм был посвящён в Риме 15 мая 495 г. до н. э., поклонялись во множестве ипостасей, и наиболее важные из них отмечены у Овидия:
Славный внук Атланта, явись! На высях Аркадских
Ты от Юпитера встарь и от Плеяды рожден.
Ты разбираешь войны и мира дела у всевышних
И в преисподней, летишь ты на крылатых ногах,
Любы и лира тебе, и блестящая маслом палестра,
Ты научаешь людей ловким и умным речам.
Храм для тебя освятили отцы, на Цирк обращенный,
В иды, и с этой поры твой это праздничный день.
Все, кто торгуют, свои предлагая к продаже товары,
Ладаном курят, чтоб ты прибыль торговцу послал12.
с.26 Матерью Меркурия была Майя, одна из Плеяд, созвездие которых лучше всего видно на небе всего за два дня до праздника Меркуралия, который отмечался 15 мая13. Её может изображать звезда на бюсте на некоторых вариантах штемпеля. Крылья на диадеме бюста символизируют его полёт на крыльях. Статуя на второй монете, изображающая его в виде гермы, связывает его с гимназием. Проще всего этот тип изображений Меркурия описан у Макробия: «Большинству изваяний Меркурия, наделённых только головой и напряжённой мужской плотью, придаётся также очертание четырёхгранного столба»14. Герма Пупия выглядит более художественно, чем эта простейшая форма, а напряжённая мужская плоть не изображена или, возможно прикрыта драпировкой на плече, но четырёхгранный блок — типичное представление нижней части тела. Такое изображение Меркурия было заимствовано у греков и, если верить Цицерону, такие статуи были очень популярны среди римского нобилитета, получившего греческое образование, в 60-х гг. до н. э. В 67 г. до н. э. Аттик, добывавший в Греции статуи для Цицерона, получил особые указания обратить внимание на гермы, без которых гимназий, строившийся на тускуланской вилле Цицерона, был бы не завершён15. Отец нашего монетария был известен своим греческим образованием, и монетарий, вероятно, унаследовал от него эти интересы, поэтому избрал греческое изображение Меркурия в форме гермы.
В Риме наиболее охотно признавали Меркурия (в любой ипостаси) своим патроном купцы и предприниматели, отмечавшие его праздник 15 мая. Священная утварь, изображённая на обеих сторонах монеты, может быть связана с этим праздником. Меркурий символизировал предпринимательство и прибыль, и эти группы никогда не были так окрылены надеждами, как после успешного завершения войн Помпея с пиратами и Митридатом. Отец нашего монетария сопровождал Помпея в этих кампаниях с самого начала: он служил легатом Помпея, отвечавшим за Пропонтиду и Боспор, во время войны с пиратами в 67 г. до н. э., а затем руководил осадой иерусалимского Храма в конце войны16. В 62 г. до н. э. Помпей писал письма сенату с просьбой отложить с.27 консульские выборы до его возвращения с войны17. В это время наш монетарий мог сопровождать отца и хорошо осознавать, какие возможности открывают завоевания Помпея римским предпринимателям, и его монеты могут отражать их интересы, защитить которые помог его отец и, возможно, он сам. О том, сколь смелые ожидания питали всадники в 61 г. до н. э., свидетельствует тот факт, что откупщики налогов переоценили объём выручки, ожидавшейся от сбора налогов в Азии и запросили слишком высокую цену контракта. В конце 61 г. до н. э. откупщики добивались в сенате немыслимого — сокращения своих платежей на треть18.
RCTV (Sear), I, с. 142, комм. к 369—370 (2000 г.):
Отец монетария, консул 61 г. до н. э., изначально принадлежал к роду Кальпурниев, но был усыновлён Марком Пупием и принял его преномен и номен.