BMC RE (Mattingly), т. I, с. cix—cxii (к №№ 344—442) (1923 г.):
с. cixНеизвестный монетный двор 2 (Колония Патриция?)
Атрибуция и стиль
Золото — аурей, квинарий.
Серебро — денарий.
Портрет Августа крупный и весьма пропорциональный. Голова немного приподнята, профиль длинный. Усечение бюста обычно имеет форму . На более поздних монетах серии наблюдается голова меньшего размера с более резким профилем. Штемпели крупные, но пропорции изображений хорошо им соответствуют. Буквы чёткие, размер — от большого до маленького. Следует отметить букву A, а не Λ, как выше.
Хронология
Большинство монет этого монетного двора не датировано. Самые ранние выпуски — это, несомненно, монеты, на аверсе которых с. cx изображена непокрытая голова Августа без легенды, а на реверсе — козерог или Аврора и козерог с легендой AVGVSTVS. Несколько выпусков датировано 18—17 гг. до н. э. (TR. P. VI), и имеются указания на парфянские знамёна, Столетние игры, ремонт дорог в Италии, отъезд Августа в Галлию в 16 г. до н. э. и т. д. Клад из Метца, в состав которого входят только что отчеканенные и ещё не ходившие монеты этого монетного двора, должен датироваться 15 г. до н. э.; таким образом, у нас есть веские основания датировать эти выпуски 16—15 гг. до н. э. Итак, хронологические рамки чеканки будут выглядеть как 19 г. до н. э. — 16—15 гг. до н. э. На аверсе обычно изображена непокрытая голова Августа, реже — голова Августа в венке. Иногда этот венок имеет ровные длинные ленты и явно задуман как лавровый. В случаях, когда форма листьев венка неправильная и они перемежаются точками, в виду имелся, вероятно, дубовый венок, а точки изображают жёлуди. В этой серии лавровый венок появляется, видимо, довольно рано. Датировки различных типов предложены ниже.
Типы
с. cxi Этот монетный двор имеет много общих типов с двумя монетными дворами, рассмотренными выше, а если не повторяет их точные типы, то просто обыгрывает те же самые темы. Важное место занимает возвращение знамён, которое прославляется на различных типах1. Возможно, некоторые из этих знамён были временно помещены в храм Юпитера Громовержца2. Храм Марса, изображённый в нескольких разных видах, — это маленький храм на Капитолии, построенный в 20 г. до н. э., а не большой храм на Форуме, строительство которого завершилось только во 2 г. до н. э.3 На монетах отмечается также сооружение триумфальной арки в честь возвращения знамён4. Квадрига с орлом и миниатюрной квадригой внутри — несомненно триумфальный тип в честь возвращения знамён. Поскольку формальный триумф не праздновался, колесница изображена пустой5. Тип с расшитой тогой (toga picta), украшенной пальмами туникой (tunica palmata) и т. д. изображает триумфальные отличия (ornamenta triumphalia), которые принял Август6; легенду несомненно следует читать как «Своему отцу и спасителю» (parenti conservatori suo), а не «консулу» (consuli); обычное сокращение для «consul», разумеется, — «cos». Все типы с Викторией относятся преимущественно к восточным успехам. Алтарь Фортуны Возвращающей (Fortuna Redux) был посвящён сенатом в честь возвращения Августа в 19 г. до н. э. Тип с козерогом сопровождается здесь другим типом, на котором рядом с козерогом в воздухе парит Аврора — указание на час рождения Августа.
с. cxii Золотой квинарий имеет формальный тип: Виктория заимствована с республиканского викториата.
Последние увековеченные события — это обеты за безопасность и возвращение Августа, принятые накануне его отъезда в Галлию (16 г. до н. э.), завершение ремонта дорог7 и Вековые игры. Этот последний тип представляет нам жертвоприношение на алтаре; Август слева приносит жертву, а перед ним стоит глашатай, который вероятно, повторяет формулу жертвоприношения во всеуслышание8.
2Ср. Prop. III. 4. 6: «С римским Юпитером тут свыкнется парфский трофей» (assuescent Latio Partha tropaea Jovi, перевод Л. Остроумова); Suet. Aug. 29; 90; 91; Cass. Dio LIV. 4. Этот храм был посвящён в честь спасения Августа от молнии во время Кантабрийской войны, когда его смерть была так близка, что после этого он всегда боялся грозы.
4Cass. Dio LIV. 8; ср. Huelsen Ch. Das Forum Romanum: seine Geschichte und seine Denkmäler. Rom, 1905. S. 127, об арке Августа на форуме.
5Ср. Cassiod. Chron., к 19 г. до н. э.: «Цезарю, вернувшемуся из провинций, предоставлена колесница с золотым венком, на которую он не пожелал взойти» (Caesari ex provinciis redeunti currus cum corona aurea decretus est, quo ascendere noluit).
6Ср. Liv. XXX. 15, о подарках Сципиона Масиниссе.
7Это событие прославляется на различных типах — колесница, запряжённая двумя слонами, на арке; колесница, запряжённая четырьмя конями, на арке; две арки, увенчанные конными статуями и т. д.; они, несомненно, изображают несколько разных памятников, воздвигнутых в разных частях Италии в честь Августа.
Две серии золотых и серебряных монет, первая из которых уступает второй в объёме и довольно заметно отличается от неё портретами, вызвали немало трудностей и путаницы; Мэттингли2, следуя за Лаффранки3, отнёс их к монетным дворам испанских провинций на том основании, что на медных монетах многих испанских городов в эпоху Августа наблюдается та же манера исполнения портретов4, и предположил, что эти монетные дворы находились в Цезарьавгусте (Сарагосса) в Тарраконской Испании и Колонии Патриции (современная Кордова) в Бетике5. Без новых свидетельств трудно опровергнуть аргументацию Мэттингли; но предпринимались попытки ослабить его аргументацию ввиду обнаружения в Немаузе (Ним) штемпеля аверса, которым были отчеканены ауреи (по-видимому, подлинные), отнесённые Мэттингли к «Колонии Патриция»6, с.26 и приписать часть «испанских» денариев Немаузу, в основном исходя из стилистических соображений7. Обстоятельства обнаружения штемпеля без повреждений и потёртостей в нимском фонтане позволяют нам не согласиться с тем, что он представляет немаузский монетный двор по чеканке золота и серебра и предложить иное объяснение8; и, хотя следует признать, что полное исследование «испанского» золота и серебра ещё не проводилось, да и оно вряд ли позволит установить территорию обращения этих золотых и серебряных монет (ибо они ходили повсюду), всё же можно отметить, что (а) Испания в целом уже давно была урбанизирована и включена в сеть торговых связей; (б) особенно это относится к Бетике; (в) Испания служила важным источником золотых и серебряных слитков; (г) в Испании (в отличие от Галлии) в то время стояло четыре легиона, которым требовалось платить жалованье монетами из драгоценных металлов. Если учесть также большое сходство портретов, наблюдаемое между этим золотом и серебром, с одной стороны, и, с другой стороны, обильными выпусками городской меди, которые начали чеканиться в тот период, когда это золото и серебро стало циркулировать в больших количествах9, то трудно отрицать, по меньшей мере, правдоподобие теории Лаффранки — Мэттингли, вне зависимости от того, где именно в Испании располагались сами монетные дворы.
Продолжительность чеканки монетных дворов «Испания 1» и «Испания 2» невозможно точно определить. «Испания 1» — менее продуктивный из двух10 — чеканил типы, которые можно отнести в основном к 19—18 гг. до н. э.: указания на уступки Армении и Парфии рассматриваются в общем контексте, где Август представлен как спаситель Рима, удостоенный Щита доблестей (clupeus virtutis) и гражданского венка (corona civica). Монетный двор «Испания 2» чеканил гораздо более активно, пожалуй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чеканке тоже изобилуют указания на Армению и Парфию, а Август тоже представлен как спаситель государства, однако датированные выпуски и прямое упоминание о Вековых играх (Ludi Saeculares), состоявшихся в 17 г. до н. э., свидетельствуют о том, что чеканка монетного двора «Испания 2» несомненно продолжалась до 17 г. до н. э.
Ауреи и денарии, выпущенные монетным двором «Испания 1», имеют разные типы, за единственным исключением. На монетном дворе «Испания 2» дело обстоит иначе. В других отношениях оба монетных двора имеют много важных сходств: весовой диапазон золотых монет составляет 7,90—7,75 г, серебряных монет — 3,85—3,65 г; наблюдается тенденция (с некоторыми отклонениями) к расположению штемпелей в позиции ↑↓. Хотя временной диапазон их чеканки может различаться, как и их продукция и выбор типов аверса и реверса, два монетных двора явно имеют много общего — чего и следует ожидать, когда два начальника монетных двора действуют приблизительно одновременно в соседних провинциях.
2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.
3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.
4Конечно, неверно было бы полагать, что портреты на медных монетах повлияли на портреты на серебре и золоте (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэттингли специально подчёркивает, что речь идёт о влиянии более распространённого серебра и золота на медь, ограниченную местным обращением.
5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.
6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.
7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипотезу трудно поддержать в отсутствие сколько-нибудь надёжных свидетельств, и она не учитывается в списках, приведённых ниже (с. 45 сл.), где все эти монеты отнесены к монетным дворам «Испания 1» и «Испания 2».
9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.
10Об оценке объёмов производства монетного двора «Испания 1» и отсутствии сколько-нибудь надёжных свидетельств, а также о монетном дворе «Испания 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.