римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э.*
Монетный двор: Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?)
вес: 3.63 г
АВЕРС:CAESAR AVGVSTVS — обна­жен­ная голо­ва Авгу­ста впра­во.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / CL. V. (Senatus populusque romanus: clypeus virtutis) — в две линии внут­ри щита.
Ссылки: RIC I Augustus 42a (S)
BMCRE I Augustus 333—334 (Pl. 6. 13)
Grueber BMCRR II Gaul 128—129 (Pl. CVI. 5)
CBN 1312 Pl. LII (этот штемпель)
Cohen I 294 p. 103 (5 Fr.)
RSC I 294 (VF £140)
Сохранность: about EF
* Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э., Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMC); 19—18 гг. до н. э., Цезарьавгуста (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMC RE.
Ex Gemini, LLC — Auction III, Lot 327 (9 Jan 2007). Sold for $1300.
Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung — Auction 164, Lot 356 (17 Mar 2008).
Estimate: $1200 EUR (1892). Price realized (do not include buyer’s fees): 2200 EUR ($3468 — 17 Mar 2008).
Источник: http://www.coinarchives.com
BMC RR (Grueber), т. II, с. 420, прим. 1 (к №№ 128—146) (1910 г.):

ВЫПУСК II
око­ло 25—16 гг. до н. э., от осно­ва­ния Горо­да 730—738 гг.

Моне­ты раз­лич­ных выпус­ков, отно­си­мых к этим годам, при­ме­ча­тель­ны схо­же­стью сти­ля, порт­ре­тов и легенд. Все изо­бра­же­ния на ревер­сах — это адап­та­ции изо­бра­же­ний, встре­чаю­щих­ся на экзем­пля­рах того же пери­о­да, чека­нив­ших­ся в Риме. Порядок, уста­нов­лен­ный для этих выпус­ков, в основ­ном осно­ван на порт­ре­те Авгу­ста, кото­рый зна­чи­тель­но отли­ча­ет­ся от порт­ре­та, име­ю­ще­го­ся на моне­тах того же пери­о­да, выпу­щен­ных в Риме; на послед­них очень рельеф­но изо­бра­же­на боль­шая голо­ва реа­ли­стич­но­го вида. Голо­ва Авгу­ста на этих про­вин­ци­аль­ных моне­тах пока­за­на совер­шен­но в ином виде. Она менее рельеф­ная и более плос­кая; чер­ты лица, хоть в общем и обыч­ные, но угло­ва­ты, что при­да­ет его лицу стро­гое и шаб­лон­ное выра­же­ние, а его нос на этих моне­тах более гор­ба­тый. Доста­точ­ное вни­ма­ние было уде­ле­но эле­гант­ной и изящ­ной при­чес­ке. Эти заме­ча­ния в осо­бен­но­сти каса­ют­ся монет типа I и его раз­но­вид­но­стей. Порт­рет на дру­гих типах этих выпус­ков име­ет ту же фор­му, но голо­ва увен­ча­на вен­ком из дубо­вых листьев, что тре­бо­ва­ло изо­бра­зить этот порт­рет более рельеф­но. Эти незна­чи­тель­ные изме­не­ния пред­вос­хи­ща­ют порт­рет на моне­тах выпус­ка III. Кро­ме это­го еди­но­об­ра­зия в порт­ре­тах, есть схо­жее еди­но­об­ра­зие в име­ни Авгу­ста, кото­рое все­гда ука­за­но как Caesar Augustus. Когда эта над­пись нахо­дит­ся на авер­се, она все­гда рас­по­ла­га­ет­ся оди­на­ко­во, Caesar с левой сто­ро­ны заготов­ки, Augustus спра­ва, неза­ви­си­мо от того, повер­ну­та голо­ва впра­во или вле­во. На моне­тах типов V—VII имя Авгу­ста пере­не­се­но на реверс, где рас­по­ло­же­ние слов меня­ет­ся, чтобы соот­вет­ст­во­вать изо­бра­же­нию. Эти отли­чия от монет, выпу­щен­ных на рим­ском монет­ном дво­ре, и тех­ни­ка в целом ясно пока­зы­ва­ют, что дан­ные выпус­ки были про­вин­ци­аль­ной чекан­ки.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 420, прим. 2 (к №№ 128—134) (1910 г.):

На этом ревер­се изо­бра­жен «золо­той щит доб­ле­сти» (clypeus virtutis), пожа­ло­ван­ный Авгу­сту в 27 г. до н. э. и поме­щен­ный им в курию Юлия (см. выше, с. 20). Он изо­бра­жен на моне­тах того пери­о­да, чека­нив­ших­ся в Риме (см. выше, с. 24), но вме­сте с граж­дан­ским вен­ком, или, как будет вид­но далее (см. тип V), рас­по­ло­жен­ный меж­ду дву­мя лав­ро­вы­ми дере­вья­ми.

RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):

с.25 (ii)—(iii) «Неиз­вест­ные испан­ские монет­ные дво­ры 1 и 2»1 (№№ 26—153)

Две серии золотых и сереб­ря­ных монет, пер­вая из кото­рых усту­па­ет вто­рой в объ­ё­ме и доволь­но замет­но отли­ча­ет­ся от неё порт­ре­та­ми, вызва­ли нема­ло труд­но­стей и пута­ни­цы; Мэт­тингли2, сле­дуя за Лаф­фран­ки3, отнёс их к монет­ным дво­рам испан­ских про­вин­ций на том осно­ва­нии, что на мед­ных моне­тах мно­гих испан­ских горо­дов в эпо­ху Авгу­ста наблюда­ет­ся та же мане­ра испол­не­ния порт­ре­тов4, и пред­по­ло­жил, что эти монет­ные дво­ры нахо­ди­лись в Цеза­рь­ав­гу­сте (Сара­гос­са) в Тарра­кон­ской Испа­нии и Коло­нии Пат­ри­ции (совре­мен­ная Кор­до­ва) в Бети­ке5. Без новых свиде­тельств труд­но опро­верг­нуть аргу­мен­та­цию Мэт­тингли; но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осла­бить его аргу­мен­та­цию ввиду обна­ру­же­ния в Немау­зе (Ним) штем­пе­ля авер­са, кото­рым были отче­ка­не­ны ауреи (по-види­мо­му, под­лин­ные), отне­сён­ные Мэт­тингли к «Коло­нии Пат­ри­ция»6, с.26 и при­пи­сать часть «испан­ских» дена­ри­ев Немау­зу, в основ­ном исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний7. Обсто­я­тель­ства обна­ру­же­ния штем­пе­ля без повреж­де­ний и потёр­то­стей в ним­ском фон­тане поз­во­ля­ют нам не согла­сить­ся с тем, что он пред­став­ля­ет немауз­ский монет­ный двор по чекан­ке золота и сереб­ра и пред­ло­жить иное объ­яс­не­ние8; и, хотя сле­ду­ет при­знать, что пол­ное иссле­до­ва­ние «испан­ско­го» золота и сереб­ра ещё не про­во­ди­лось, да и оно вряд ли поз­во­лит уста­но­вить терри­то­рию обра­ще­ния этих золотых и сереб­ря­ных монет (ибо они ходи­ли повсюду), всё же мож­но отме­тить, что (а) Испа­ния в целом уже дав­но была урба­ни­зи­ро­ва­на и вклю­че­на в сеть тор­го­вых свя­зей; (б) осо­бен­но это отно­сит­ся к Бети­ке; (в) Испа­ния слу­жи­ла важ­ным источ­ни­ком золотых и сереб­ря­ных слит­ков; (г) в Испа­нии (в отли­чие от Гал­лии) в то вре­мя сто­я­ло четы­ре леги­о­на, кото­рым тре­бо­ва­лось пла­тить жало­ва­нье моне­та­ми из дра­го­цен­ных метал­лов. Если учесть так­же боль­шое сход­ство порт­ре­тов, наблюдае­мое меж­ду этим золо­том и сереб­ром, с одной сто­ро­ны, и, с дру­гой сто­ро­ны, обиль­ны­ми выпус­ка­ми город­ской меди, кото­рые нача­ли чека­нить­ся в тот пери­од, когда это золо­то и сереб­ро ста­ло цир­ку­ли­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах9, то труд­но отри­цать, по мень­шей мере, прав­до­по­до­бие тео­рии Лаф­фран­ки — Мэт­тингли, вне зави­си­мо­сти от того, где имен­но в Испа­нии рас­по­ла­га­лись сами монет­ные дво­ры.

Про­дол­жи­тель­ность чекан­ки монет­ных дво­ров «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2» невоз­мож­но точ­но опре­де­лить. «Испа­ния 1» — менее про­дук­тив­ный из двух10 — чека­нил типы, кото­рые мож­но отне­сти в основ­ном к 19—18 гг. до н. э.: ука­за­ния на уступ­ки Арме­нии и Пар­фии рас­смат­ри­ва­ют­ся в общем кон­тек­сте, где Август пред­став­лен как спа­си­тель Рима, удо­сто­ен­ный Щита доб­ле­стей (clupeus virtutis) и граж­дан­ско­го вен­ка (corona civica). Монет­ный двор «Испа­ния 2» чека­нил гораздо более актив­но, пожа­луй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чекан­ке тоже изоби­лу­ют ука­за­ния на Арме­нию и Пар­фию, а Август тоже пред­став­лен как спа­си­тель государ­ства, одна­ко дати­ро­ван­ные выпус­ки и пря­мое упо­ми­на­ние о Веко­вых играх (Ludi Saeculares), состо­яв­ших­ся в 17 г. до н. э., свиде­тель­ст­ву­ют о том, что чекан­ка монет­но­го дво­ра «Испа­ния 2» несо­мнен­но про­дол­жа­лась до 17 г. до н. э.

Ауреи и дена­рии, выпу­щен­ные монет­ным дво­ром «Испа­ния 1», име­ют раз­ные типы, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем. На монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» дело обсто­ит ина­че. В дру­гих отно­ше­ни­ях оба монет­ных дво­ра име­ют мно­го важ­ных сходств: весо­вой диа­па­зон золотых монет состав­ля­ет 7,90—7,75 г, сереб­ря­ных монет — 3,85—3,65 г; наблюда­ет­ся тен­ден­ция (с неко­то­ры­ми откло­не­ни­я­ми) к рас­по­ло­же­нию штем­пе­лей в пози­ции ↑↓. Хотя вре­мен­ной диа­па­зон их чекан­ки может раз­ли­чать­ся, как и их про­дук­ция и выбор типов авер­са и ревер­са, два монет­ных дво­ра явно име­ют мно­го обще­го — чего и сле­ду­ет ожи­дать, когда два началь­ни­ка монет­ных дво­ра дей­ст­ву­ют при­бли­зи­тель­но одно­вре­мен­но в сосед­них про­вин­ци­ях.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1См. ниже, с. 43 сл.

2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.

3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.

4Конеч­но, невер­но было бы пола­гать, что порт­ре­ты на мед­ных моне­тах повли­я­ли на порт­ре­ты на сереб­ре и золо­те (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэт­тингли спе­ци­аль­но под­чёр­ки­ва­ет, что речь идёт о вли­я­нии более рас­про­стра­нён­но­го сереб­ра и золота на медь, огра­ни­чен­ную мест­ным обра­ще­ни­ем.

5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.

6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.

7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипо­те­зу труд­но под­дер­жать в отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, и она не учи­ты­ва­ет­ся в спис­ках, при­ведён­ных ниже (с. 45 сл.), где все эти моне­ты отне­се­ны к монет­ным дво­рам «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2».

8Sutherland C. H. V. Op. cit. P. 44.

9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.

10Об оцен­ке объ­ё­мов про­из­вод­ства монет­но­го дво­ра «Испа­ния 1» и отсут­ст­вии сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, а так­же о монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.

http://www.coinarchives.com/a/lotviewer.php?LotID=68715&AucID=73&Lot=840 (2003 г.):

В Res Gestae Август ука­зы­ва­ет, что сенат, жалуя ему титул Авгу­ста, так­же поста­но­вил, чтобы двер­ные кося­ки его дома офи­ци­аль­но укра­ша­лись лав­ром, чтобы над две­рью был выве­шен граж­дан­ский венок, а в курию Юлия поме­щен щит. Этот щит, или clipeus, был посвя­щен ему сена­том и рим­ским наро­дом за его доб­ро­де­те­ли: доб­лесть, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость и бла­го­че­стие; доб­ро­де­те­ли, кото­рые были напи­са­ны на самом щите. Его копии затем были уста­нов­ле­ны во всем рим­ском мире. Воз­вра­ще­ние рим­ских воен­ных знач­ков, захва­чен­ных пар­фя­на­ми в преж­них кон­флик­тах, в 19 г. до н. э. дало пре­крас­ную воз­мож­ность еще раз напом­нить о бла­го­че­стии Авгу­ста, одной из доб­ро­де­те­лей, запи­сан­ных на щите.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА