RIC I Augustus 42a (S) BMCRE I Augustus 333—334 (Pl. 6. 13) Grueber BMCRR II Gaul 128—129 (Pl. CVI. 5) CBN 1312 Pl. LII (этот штемпель) Cohen I 294 p. 103 (5 Fr.) RSC I 294 (VF £140)
Сохранность: about EF * Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э., Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMC); 19—18 гг. до н. э., Цезарьавгуста (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC RE. Ex Gemini, LLC — Auction III, Lot 327 (9 Jan 2007). Sold for $1300. Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung — Auction 164, Lot 356 (17 Mar 2008). Estimate: $1200 EUR (1892). Price realized (do not include buyer’s fees): 2200 EUR ($3468 — 17 Mar 2008).
BMC RR (Grueber), т. II, с. 420, прим. 1 (к №№ 128—146) (1910 г.):
ВЫПУСК II
около 25—16 гг. до н. э., от основания Города 730—738 гг.
Монеты различных выпусков, относимых к этим годам, примечательны схожестью стиля, портретов и легенд. Все изображения на реверсах — это адаптации изображений, встречающихся на экземплярах того же периода, чеканившихся в Риме. Порядок, установленный для этих выпусков, в основном основан на портрете Августа, который значительно отличается от портрета, имеющегося на монетах того же периода, выпущенных в Риме; на последних очень рельефно изображена большая голова реалистичного вида. Голова Августа на этих провинциальных монетах показана совершенно в ином виде. Она менее рельефная и более плоская; черты лица, хоть в общем и обычные, но угловаты, что придает его лицу строгое и шаблонное выражение, а его нос на этих монетах более горбатый. Достаточное внимание было уделено элегантной и изящной прическе. Эти замечания в особенности касаются монет типа I и его разновидностей. Портрет на других типах этих выпусков имеет ту же форму, но голова увенчана венком из дубовых листьев, что требовало изобразить этот портрет более рельефно. Эти незначительные изменения предвосхищают портрет на монетах выпуска III. Кроме этого единообразия в портретах, есть схожее единообразие в имени Августа, которое всегда указано как Caesar Augustus. Когда эта надпись находится на аверсе, она всегда располагается одинаково, Caesar с левой стороны заготовки, Augustus справа, независимо от того, повернута голова вправо или влево. На монетах типов V—VII имя Августа перенесено на реверс, где расположение слов меняется, чтобы соответствовать изображению. Эти отличия от монет, выпущенных на римском монетном дворе, и техника в целом ясно показывают, что данные выпуски были провинциальной чеканки.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 420, прим. 2 (к №№ 128—134) (1910 г.):
На этом реверсе изображен «золотой щит доблести» (clypeus virtutis), пожалованный Августу в 27 г. до н. э. и помещенный им в курию Юлия (см. выше, с. 20). Он изображен на монетах того периода, чеканившихся в Риме (см. выше, с. 24), но вместе с гражданским венком, или, как будет видно далее (см. тип V), расположенный между двумя лавровыми деревьями.
RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):
Две серии золотых и серебряных монет, первая из которых уступает второй в объёме и довольно заметно отличается от неё портретами, вызвали немало трудностей и путаницы; Мэттингли2, следуя за Лаффранки3, отнёс их к монетным дворам испанских провинций на том основании, что на медных монетах многих испанских городов в эпоху Августа наблюдается та же манера исполнения портретов4, и предположил, что эти монетные дворы находились в Цезарьавгусте (Сарагосса) в Тарраконской Испании и Колонии Патриции (современная Кордова) в Бетике5. Без новых свидетельств трудно опровергнуть аргументацию Мэттингли; но предпринимались попытки ослабить его аргументацию ввиду обнаружения в Немаузе (Ним) штемпеля аверса, которым были отчеканены ауреи (по-видимому, подлинные), отнесённые Мэттингли к «Колонии Патриция»6, с.26 и приписать часть «испанских» денариев Немаузу, в основном исходя из стилистических соображений7. Обстоятельства обнаружения штемпеля без повреждений и потёртостей в нимском фонтане позволяют нам не согласиться с тем, что он представляет немаузский монетный двор по чеканке золота и серебра и предложить иное объяснение8; и, хотя следует признать, что полное исследование «испанского» золота и серебра ещё не проводилось, да и оно вряд ли позволит установить территорию обращения этих золотых и серебряных монет (ибо они ходили повсюду), всё же можно отметить, что (а) Испания в целом уже давно была урбанизирована и включена в сеть торговых связей; (б) особенно это относится к Бетике; (в) Испания служила важным источником золотых и серебряных слитков; (г) в Испании (в отличие от Галлии) в то время стояло четыре легиона, которым требовалось платить жалованье монетами из драгоценных металлов. Если учесть также большое сходство портретов, наблюдаемое между этим золотом и серебром, с одной стороны, и, с другой стороны, обильными выпусками городской меди, которые начали чеканиться в тот период, когда это золото и серебро стало циркулировать в больших количествах9, то трудно отрицать, по меньшей мере, правдоподобие теории Лаффранки — Мэттингли, вне зависимости от того, где именно в Испании располагались сами монетные дворы.
Продолжительность чеканки монетных дворов «Испания 1» и «Испания 2» невозможно точно определить. «Испания 1» — менее продуктивный из двух10 — чеканил типы, которые можно отнести в основном к 19—18 гг. до н. э.: указания на уступки Армении и Парфии рассматриваются в общем контексте, где Август представлен как спаситель Рима, удостоенный Щита доблестей (clupeus virtutis) и гражданского венка (corona civica). Монетный двор «Испания 2» чеканил гораздо более активно, пожалуй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чеканке тоже изобилуют указания на Армению и Парфию, а Август тоже представлен как спаситель государства, однако датированные выпуски и прямое упоминание о Вековых играх (Ludi Saeculares), состоявшихся в 17 г. до н. э., свидетельствуют о том, что чеканка монетного двора «Испания 2» несомненно продолжалась до 17 г. до н. э.
Ауреи и денарии, выпущенные монетным двором «Испания 1», имеют разные типы, за единственным исключением. На монетном дворе «Испания 2» дело обстоит иначе. В других отношениях оба монетных двора имеют много важных сходств: весовой диапазон золотых монет составляет 7,90—7,75 г, серебряных монет — 3,85—3,65 г; наблюдается тенденция (с некоторыми отклонениями) к расположению штемпелей в позиции ↑↓. Хотя временной диапазон их чеканки может различаться, как и их продукция и выбор типов аверса и реверса, два монетных двора явно имеют много общего — чего и следует ожидать, когда два начальника монетных двора действуют приблизительно одновременно в соседних провинциях.
2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.
3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.
4Конечно, неверно было бы полагать, что портреты на медных монетах повлияли на портреты на серебре и золоте (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэттингли специально подчёркивает, что речь идёт о влиянии более распространённого серебра и золота на медь, ограниченную местным обращением.
5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.
6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.
7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипотезу трудно поддержать в отсутствие сколько-нибудь надёжных свидетельств, и она не учитывается в списках, приведённых ниже (с. 45 сл.), где все эти монеты отнесены к монетным дворам «Испания 1» и «Испания 2».
9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.
10Об оценке объёмов производства монетного двора «Испания 1» и отсутствии сколько-нибудь надёжных свидетельств, а также о монетном дворе «Испания 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.
В Res Gestae Август указывает, что сенат, жалуя ему титул Августа, также постановил, чтобы дверные косяки его дома официально украшались лавром, чтобы над дверью был вывешен гражданский венок, а в курию Юлия помещен щит. Этот щит, или clipeus, был посвящен ему сенатом и римским народом за его добродетели: доблесть, милосердие, справедливость и благочестие; добродетели, которые были написаны на самом щите. Его копии затем были установлены во всем римском мире. Возвращение римских военных значков, захваченных парфянами в прежних конфликтах, в 19 г. до н. э. дало прекрасную возможность еще раз напомнить о благочестии Августа, одной из добродетелей, записанных на щите.