Аурей, золото Дата чеканки: 14—37 гг. Монетный двор: Лугдун
вес:
7.78 г
диаметр:
21 мм
АВЕРС:
TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС:
PONTIF. MAXIM. — женская фигура (Ливия в образе Пакс), в драпировке, сидит на стуле вправо, поставив ноги на подставку для ног, держит ветвь в левой руке и длинный скипетр — в правой. Ножки стула украшены орнаментом. Внизу под креслом — одинарная линия.
RIC I Tiberius 29 (R) BMCRE I Tiberius 46—47 CBN 27 Cohen I 15 p. 191 (40 Fr.) Sear RCTV (1988) (2000) I 565 Paris-26, Giard, Lyon 149 Calicó 305
Сохранность: almost FDC Описание аверса и реверса приводится по BMC. Ex Leu sale 10, 1974, 39. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 33 Lot 408 (6 Apr 2006 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Estimation: 7500 CHF ($5816). Price realized: 21000 CHF ($16285 — 6 Apr 2006).
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2006 г.):
Ауреи и денарии Тиберия с «сидящей Пакс» на реверсе — одни из наиболее известных монет античности, как минимум, потому что такие денарии часто называют «монетами, которыми платится подать», как в Библии. Это был один из трёх типов чеканки, выпускавшихся Августом в последние годы своей жизни, в 13—14 гг. н. э., и он был перенят Тиберием и применялся в его правление в качестве основного. Фигура на реверсе — сидящая женщина, держащая скипетр и ветвь — определённо богиня Пакс, имеется ли в виду сама она или её воплощение, так как её атрибуты соответствуют принадлежавшим богине. Более существенным представляется другой вопрос: представлена ли в образе «Пакс» Ливия? Для того, чтобы найти ответ, мы должны посмотреть более позднюю чеканку, которая могла бы быть связана с предшествующей. Идеальное доказательство мы находим у Гальбы, который прославляет на своих монетах Ливию, свою старую подругу и патронессу (в ту пору уже обожествлённую), что должно было помочь ему придать легитимный характер собственному принципату. Факт того, что Гальба чеканил ауреи и денарии с изображениями обожествлённой Ливии, в положении стоя, которые сопровождались надписью «DIVA AVGVSTA», достаточен для того, чтобы установить связь. Однако для того, чтобы больше узнать о сидящей «Пакс» Августа и Тиберия, мы должны взглянуть на сестерции Гальбы. Здесь мы находим тип чеканки с такой же сидящей «Пакс» и надписью «AVGVSTA» на реверсе. Краай (Kraay, Aes Coinage of Galba, NNM 133, p. 58) справедливо не выражает никаких сомнений в отождествлении сидящей фигуры с Ливией — даже не с Пакс-Ливией. Недвусмысленные подписи к ауреям и денариям Гальбы в сочетании с его замечательными сестерциями заставляют нас сделать вывод о том, что «Пакс» на монетах Августа и Тиберия — это Ливия, так как их монеты должны были быть всё ещё в ходу — даже могли быть довольно распространенными — в правление Гальбы, и он не сомневался в том, чтобы изображать Ливию в виде «сидящей Пакс», так как людям это должно было быть совершенно понятным.