RIC I Claudius 115 (Common) BMCRE I Claudius 192—195 CBN II 216 Cohen cf. I 85 p. 257 (4 Fr.) Sear RCTV (2000) I 1854 (F $240, VF $640, EF $2400) von Kaenel Type 70 Banti 691
Сохранность: about EF * Дата чеканки: ок. 50(?+)—54 гг. (RIC); 42—54 гг. (BMC); 41 г. (Cohen); 42 г. (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 41 Lot 50 (20 Nov 2007). Estimate: 4500 CHF ($4053). Price realized: 10000 CHF ($9006 — 20 Nov 2007).
RIC (Sutherland), т. I, с. 130, прим. к № 115 (1984 г.):
Объект для подражания. Есть находки с контрмарками NCAPR. Одна копия известна с двумя контрмарками TI AV.
RCTV (Sear), т. I, с. 367, прим. к № 1854 (2000 г.):
Реставрацию этого типа см. у Тита (№ 2601). Аналогичная реставрация у Домициана (но с головой императора влево), см. № 2898.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=369990) (2009 г.):
Тот факт, что именно Спеса, богиня надежды, занимала в чеканке Клавдия такое заметное место, ясно показывает, что она присутствовала в его мыслях. Карсон (Carson) предполагает, что изображение было представлено им в год получения власти, 41 г. н. э., потому что его собственный день рождения, 1 августа, выпадал на день жертвоприношений Спесе и в этот год получения власти Клавдий просил ее помощи от имени своего новорожденного сына Британника. Спеса также была богиней будущего, что обеспечивало ей важную роль в определенных событиях, особенно свадьбах и рождении детей, и последнее сделало ее важной богиней для детей. Имея все это в виду, выбор Спесы Клавдием был особенно подходящим во время полного событиями 41 г. н. э. Карсон отмечает, что изображение Спесы после этого стало стандартным династическим изображением императорских наследников. В этом случае надпись на реверсе, SPES AVGVSTA, приобретает более глубокое значение, предлагая надежду для империи через императорскую семью. Кент (Kent) отмечает, что со временем сестерции со Спесой, чеканившиеся Клавдием, «надежда» императорского наследия перешли от Британника к приемному сыну Клавдия, Нерону. Существование множества храмов и алтарей Спесы в столице и прекрасные изображения богини на сестерциях Клавдия дают основания предполагать, что прототипом для них служила статуя — возможно, статуя глубокой древности, учитывая ее архаизированные черты.