римский император с 13 окт. 54 г. по 9 июня 68 г.
Аурей, золото
Дата чеканки: 54 г.
Монетный двор: Лугдун
вес: 7.56 г
диаметр: 20 мм
АВЕРС:AGRIPP. AVG. DIVI CLAVD. NERONIS CAES. MATER — бюсты Неро­на и Агрип­пи­ны Млад­шей лицом к лицу.
РЕВЕРС: NERONI CLAVD DIVI F. CAES. AVG. GERM. IMP. TR. P. — по кру­гу вокруг над­пи­си EX. S. C. в цен­тре, внут­ри дубо­во­го вен­ка.
Ссылки: RIC I Nero 1
BMCRE I Nero 1
CBN 5 (Agrippina and Nero)
Cohen I 6 (Nero et Agrippina), p. 275
Sear RCTV (2000) I 2041 (VF $5200, EF $12000)
Vagi 656
Calicó 399
Kent-Hirmer pl. 54, 188 (этот штамп)
Сохранность: Good EF
Выпущен в октябре—декабре 54 г.
Очень редкий аурей и один из самых прекрасных из известных экземпляров. Два изумительных, хорошо прочеканенных, портрета с высоким рельефом.
Numismatica Ars Classica — Auction 31 Lot 27 (26.10.2005).
Price 20000 CHF (15300 USD — Dec 2005).
Источник: http://www.sixbid.com
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2005 г.):

Сна­ча­ла Нерон отно­сил­ся с вни­ма­ни­ем к заслу­гам мате­ри, пре­фек­та пре­то­рия Бура и сво­его зна­ме­ни­то­го настав­ни­ка Сене­ки Млад­ше­го, пре­вра­тив свое прав­ле­ние в гло­ток све­же­го возду­ха. Поис­ти­не, пер­вые три меся­ца его прав­ле­ния долж­ны были пока­зать­ся зна­чи­тель­ным облег­че­ни­ем после репрес­сий, от кото­рых сена­тор­ское сосло­вие стра­да­ло при Клав­дии. Пер­вые отче­ка­нен­ные Неро­ном моне­ты свиде­тель­ст­во­ва­ли о его вни­ма­нии к сво­им бли­жай­шим род­ст­вен­ни­кам: на них ока­за­на честь обо­жест­влен­но­му Клав­дию и мате­ри Неро­на Агрип­пине Млад­шей, пер­во­на­чаль­но осу­ществляв­шей регент­ство. Дей­ст­ви­тель­но, на пер­вой моне­те, изо­бра­жаю­щей мать и сына, над­пись Неро­на не толь­ко раз­ме­ще­на на ревер­се, но и постав­ле­на в посвя­ти­тель­ный датель­ный падеж, посколь­ку исполь­зу­ет­ся на фоне вен­ка, вхо­дя­ще­го в оформ­ле­ние. Эта пози­ция мог­ла пока­зать­ся невы­год­ной по срав­не­нию с над­пи­сью его мате­ри, кото­рая поме­ще­на не толь­ко на авер­се, но и в обыч­ном име­ни­тель­ном паде­же, ука­зы­вая, что фак­ти­че­ски моне­та выпу­ще­на ею. Одна­ко уже на сле­дую­щей моне­те с двой­ным порт­ре­том, выпу­щен­ной в 55 г., Нерон ясно обо­зна­ча­ет свою неза­ви­си­мость, поме­няв места­ми над­пи­си (над­пись Неро­на на авер­се, на этот раз в обыч­ном име­ни­тель­ном паде­же, а над­пись его мате­ри на ревер­се). Это может пока­зать­ся незна­чи­тель­ным изме­не­ни­ем, одна­ко для рим­ской зна­ти оно не мог­ло остать­ся неза­ме­чен­ным. Кро­ме того, может так и остать­ся невы­яс­нен­ной при­чи­на, по кото­рой было рез­ко изме­не­но рас­по­ло­же­ние изо­бра­же­ний — от про­ти­во­сто­я­ния до пар­но­го порт­ре­та. Нерон в обо­их слу­ча­ях зани­ма­ет почет­ную пози­цию — так что с этой точ­ки зре­ния пере­ме­на не име­ет зна­че­ния. Одна­ко мож­но пред­по­ло­жить, что, посколь­ку на моне­те с обра­щен­ны­ми друг к дру­гу изо­бра­же­ни­я­ми мать и сын кажут­ся гото­вы­ми поце­ло­вать­ся (широ­ко извест­ны были сплет­ни о вла­сти оча­ро­ва­ния Агрип­пи­ны над ее сыном-под­рост­ком), рас­по­ло­же­ние мог­ло быть изме­не­но, чтобы пред­от­вра­тить шут­ки на этот счет.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА