римский император с 13 окт. 54 г. по 9 июня 68 г.
Сестерций, медь
Дата чеканки: 66 г.
Монетный двор: Лугдун
вес: 26.45 г
диаметр: 35 мм
АВЕРС:IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голо­ва Неро­на в лав­ро­вом вен­ке вле­во, с зем­ным шаром в точ­ке опо­ры бюста.
РЕВЕРС: PORTV. AVG. — ввер­ху — маяк, увен­чан­ный ста­ту­ей Неп­ту­на со ски­пет­ром; вни­зу — воз­ле­жа­щая вле­во фигу­ра Тиб­ра с кора­бель­ным рулем и дель­фи­ном; сле­ва — полу­ме­ся­цем изо­бра­жен пирс с пор­ти­ком; спра­ва — полу­ме­ся­цем изо­бра­же­на линия вол­но­ре­зов. В цен­тре — восемь кораб­лей: четы­ре сле­ва, один в цен­тре и три спра­ва.
Ввер­ху, сле­ва и спра­ва: S. C.
Ссылки: RIC I Nero 514
BMCRE I Nero p. 264, note *
Cohen I 252 var.
Сохранность: good VF / about EF
Чрезвычайно редкий вариант редкого типа.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 29 Lot 488 (11 May 2005 — Hotel Baur au Lac, Zurich).
Price CHF 7000 ($5355 — Dec 2005).
Источник: http://www.sixbid.com
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2005 г.):

Как уда­лен­ный от моря город, с насе­ле­ни­ем, во вре­мя прав­ле­ния Неро­на, более мил­ли­о­на чело­век, Рим силь­но зави­сел от Остии, сво­его пор­та на Тиррен­ском море. Антио­хия, круп­ный город в Сирии, нахо­дил­ся на таком же рас­сто­я­нии (ок. 15 миль) от сво­его сре­ди­зем­но­мор­ско­го пор­та, Селев­кии. Хотя жиз­нен­но необ­хо­ди­мые для боль­ших горо­дов, уда­лен­ных от моря, пор­ты и гава­ни были, воз­мож­но, наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми из всех тех­ни­че­ских про­ек­тов, но они были и очень доро­го­сто­я­щи­ми для стро­и­тель­ства и под­дер­жа­ния. И не вызы­ва­ет ника­ко­го удив­ле­ния, что окон­ча­ние стро­и­тель­ства круп­ных пор­тов было при­чи­ной для празд­но­ва­ния. Для рим­лян такие собы­тия слу­жи­ли не толь­ко под­твер­жде­ни­ем их миро­вой сла­вы, как инже­не­ров, но так­же пре­до­став­ля­ли новые воз­мож­но­сти для полу­че­ния при­бы­ли в гру­зо­пе­ре­воз­ках, тор­гов­ле, постав­ках зер­на и в воен­ных целях. Стро­и­тель­ство пор­та в Остии рас­смат­ри­ва­лось и Юли­ем Цеза­рем и Авгу­стом, но пред­по­ла­гае­мые рас­хо­ды так устра­ша­ли, что стро­и­тель­ство нача­лось толь­ко с при­хо­дом к вла­сти Клав­дия и закон­чи­лось при его при­ем­ном сыне Нероне. Есть несколь­ко вари­ан­тов это­го извест­но­го типа ревер­са, все из кото­рых изо­бра­жа­ют гавань с высоты пти­чье­го поле­та, но отли­ча­ют­ся по типу и рас­по­ло­же­нию судов, чис­ло кото­рых изме­ня­ет­ся от семи до две­на­дца­ти. Неко­то­рые неиз­мен­ные осо­бен­но­сти — вол­но­ре­зы и скла­ды, фор­ми­ру­ю­щие пери­метр, импер­ская ста­туя навер­ху, мор­ской бог Неп­тун, дер­жа­щий кора­бель­ный руль и полу­ле­жа­щий на дель­фине вни­зу, и над­пись PORT AVG. Как пока­за­ло вре­мя, Остия была нена­деж­ным пор­том. Тацит сооб­ща­ет, что в 62 г. во вре­мя штор­ма зато­ну­ло 200 судов, сто­яв­ших на яко­ре в пор­ту, — и в прав­ле­ние Тра­я­на порт был силь­но рас­ши­рен. На этой ред­кой моне­те изо­бра­же­но восемь кораб­лей, от боль­ших ком­мер­че­ских до малень­ких транс­порт­ных.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА