римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Кистофор, серебро Дата чеканки: 24—20 гг. до н. э.* Монетный двор: Эфес
вес:
11.95 г
диаметр:
26 мм
АВЕРС:
IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС:
Алтарь, украшенный двумя ланями (BMCRR, RSC: оленями; BMCRE, RPC, RCTV: ланями), обращенными друг к другу, над каждым из которых гирлянда из цветов, окружающая круглое украшение; с каждой стороны свисают длинные ленты. Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
RIC I Augustus 482 (Common) BMCRE I Augustus 694 Grueber BMCRR II East 262 p. 541, Type I (Pl. CXVII. 14) RPC I 2215 CBN 926 Cohen I 33 RSC I 33 (VF £300) Sear RCTV (2000) I 1587 (VF $520, EF $1280) Sutherland 381a (на аверсе — этот штемпель)
Сохранность: About EF * Дата чеканки: ок. 27 г. до н. э., Восток (Эфес) (BMCRR); 27—23 гг. до н. э. (RSC); ок. 250—20 гг. до н. э., Эфес (RPC); 24—20 гг. до н. э., Эфес (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR. Numismatica Ars Classica NAC AG — аукцион 33, лот 395 (06.04.2006). Оценочная стоимость: 2500 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 2200 CHF (1706 USD).
BMC RR (Grueber), т. II, с. 541, прим. 1 (к №№ 262—264) (1910 г.):
«Кистофорные медальоны»
На всех типах этой серии кистофорных медальонов, отчеканенной, как мы полагаем, в Эфесе, изображён в точности одинаковый портрет, и имя Августа, помещённое ниже, тоже расположено и разделено одинаково. Связать их с Эфесом позволяет тип реверса с алтарём. Алтарь, украшенный оленями или ланями, явно имеет эфесское происхождение. Хотя в Эфесе, по-видимому, не было особого храма Августа, однако этот город, несомненно, последовал примеру других провинциальных городов и посвятил ему алтарь (Suet. Aug. 59). Надпись AVGVSTVS, венчающая алтарь, не допускает иного истолкования данного типа.
Козерог, зодиакальный знак Августа, уже отмечался в связи с монетами, отнесёнными к римскому монетному двору, а также к Галлии (см. выше, с. 19, 418), а сноп колосьев символизирует области Азии, производящие зерно, откуда Италия ввозила свои основные продовольственные запасы. Сноп служил одним из главных типов кистофоров, которые позднее чеканили Нерва, Траян и Адриан (см. Pinder M. Über die Cistophoren und über die Kaiserlichen Silbermedaillons der römischen Provinz Asia. Berlin, 1856. Ill. iii.). Козерог и сноп колосьев встречаются также на кистофорах того же времени, отнесённых к Пергаму, но портрет и расположение имени императора на аверсе отличаются. Есть также небольшие различия в исполнении типов реверса: шерсть на шее у козерога обозначена горизонтальными линиями, так что животное выглядит грубо, а стебли колосьев пшеницы не имеют листьев (spicae). Хотя эти различия в деталях и стиле невелики, но они ясно свидетельствуют о том, что существовало две сери, отчеканенных на разных монетных дворах, один из которых несомненно находился в Эфесе, а второй, вероятнее всего, в Пергаме (см. Pinder M. Op. cit. S. 607, 610).
RPC (Burnett, Amandry, Ripolles), т. I, с. 376—377, к №№ 2201—2236 (1998 г.):
«Провинциальные» выпуски
Кроме местной чеканки, которую в этот период осуществляли отдельные города, существовало также несколько «провинциальных» выпусков серебряных и бронзовых монет. К этой категории относятся только те монеты, которые, по-видимому, должны были обращаться во всей провинции; небольшие выпуски без этникона сюда не включены, так как в данном каталоге они рассматриваются просто как городские выпуски без этникона, а не как провинциальные выпуски (см. с. 14). Один выпуск, который иногда считается «официальным» или выпуском Пария, включает монеты Августа-Клавдия с двумя колонистами на реверсе (Grant M. From imperium to auctoritas: a historical study of aes coinage in the Roman Empire, 49 B. C. — A. D. 14. Cambridge; N. Y. P. 111—114); здесь он отнесён к разделу «Сомнительные монеты Македонии (Филиппы?)» (1656—1661), где содержится обсуждение данной проблемы. Редкий выпуск с козерогом, который Грант рассматривает вместе с типом с колонистами, без особой уверенности отнесён к Парию (2263—2267).
Кистофоры
Серебряные монеты — это имперские кистофоры, которые производились по образцу серебряной чеканки, учреждённой пергамскими царями, когда во II в. до н. э. они сделали своё царство замкнутой валютной зоной; в 133 г. до н. э. эту чеканку унаследовали римляне. С этого времени и до 68/67 гг. до н. э. она продолжалась на нескольких монетных дворах; затем прервалась и возобновилась в 58 г. до н. э., когда стали производиться «проконсульские» кистофоры; эти монеты были очень похожи на предыдущие, но на них было прибавлено имя проконсула на латинском языке и его титул PROCOS или иногда IMPER. Известно несколько выпусков, самые поздние (с монетных дворов во Фригии и Лидии) — для киликийских проконсулов, так как на некоторое время Фригию отделили от провинции Азия и присоединили к провинции Киликия. Сводку этих выпусков можно найти в таблице 8 в книге: Crawford M. H. Coinage and Money Under the Roman Republic: Italy and the Mediterranean Economy. Berkeley; L.A., 1985. P. 208 (ср. Cody J. New Evidence for the Republican Aedes Vestae // AJA. Vol. 77. 1. 1973. P. 43); полное исследование, включающее ряд изменений в этой таблице, готовит Ч. О. Херш.
Последний проконсул (Цицерон) правил в 51 г. до н. э., хотя существует также пергамский выпуск Квинта Метелла Сципиона, проконсула Сирии в 49 г.; другие выпуски, подписанные не проконсулами, а иными римскими должностными лицами, не датированы. Эти выпуски Гая Фанния, понтифика и претора (Pont. Pr.), императора Фимбрии (Imper.), Лепида и квестора, имя которого указано монограммой (её интерпретируют как Луций Антоний или Атратин, но, вероятно, это латинское имя, содержащее в каком-то порядке буквы A, M, P, A и, возможно, T), вероятно, относятся в целом к этому же периоду, возможно — к началу сороковых годов, ввиду их общего сходства с проконсульскими экземплярами.
После (начала?) сороковых годов кистофоры не чеканились до выпусков Антония, вероятно, в 39 г. (см. ниже); в тот период, который включён в данный каталог, за ними последовала серия выпусков Августа в 20-х гг. до н. э., а затем — выпуски Клавдия. О разрозненном характере производства кистофоров свидетельствует и тот факт, что впоследствии не было никакой чеканки вплоть до малочисленного выпуска Веспасиана, известного [с.377] сегодня по двум экземплярам (оба плакированные: BMC. 449; см. Metcalf W. E. The Severan Cistophori // RIN. Vol. 100. 1988. P. 155, n. 1). Однако при Веспасиане на некоторых из более ранних экземпляров поставили контрольные клейма (см. 2202—2203, 2209, 2214—2215, 2221, 2223—2224, и GIC. 840; Thirion M. Cistophores contremarques sous Vespasien // SM. Bd. 491963. P. 1—8; idem. Cistophores contremarques sous Vespasien (Supplement) // SM. Bd. 56. 1964. P. 148—149).
Все монеты Антония и Августа, видимо, отчеканены по тому же стандарту чистоты и веса, что и проконсульские монеты, хотя при Августе, возможно, чистота немного снизилась. Однако при Клавдии явно уменьшился вес монет, на целых 0,75 г или 6%, хотя это могло компенсироваться небольшим повышением чистоты (для обоснования этого мнения, пожалуй, достаточно четырнадцати доступных анализов).
Чистота (%)
Средний вес (г)
Вес серебра (г)
Антоний
92
11,94
11,0
Август
I
88,5
11,92
10,5
III—VI
88,5
11,90
10,5
VII
89
11,94
10,6
Клавдий
I
91
11,27
10,3
II
92
11,27
10,4
RPC (Burnett, Amandry, Ripolles), т. I, с. 377, к №№ 2203—2220 (1998 г.):
Август
Август возобновил производство кистофоров в 28 г. до н. э., и до 19—18 гг. состоялось несколько выпусков на основе 360 установленных штемпелей аверса; их подробно исследовал К. Сазерленд (Sutherland C. H. V. The Cistophori of Augustus. L., 1970), который отнёс их к монетным дворам Эфеса и Пергама. Последний выпуск сопровождался чеканкой ауреев и денариев (RIC. 511—526; Sutherland C. H. V. Augustan aurei and denarii attribuable to the mint of Pergamum // RN. 6e sér. T. 15. 1973. P. 139), она не включена в данный каталог, однако с ней связана проблема характера обращения серебра в Азии в Ранней Империи (см. с. 368—370).
Тип с богиней Мира (который вместе с лозунгом «libertatis PR vindex», «защитник свободы римского народа», имеет параллель в «Деяниях Божественного Августа»), скопирован на бронзовых выпусках Никомедии при проконсуле Тории Флакке (2062). Большинство типов главных выпусков связано с самим Августом: сфинкс (одна из его печаток), козерог и колосья (вероятно, символ изобилия при его режиме); один из типов (сфинкс) позднее исчез и был заменён типом с алтарём Дианы, который указывает на Эфес, предполагаемый монетный двор. Типы последнего выпуска напоминают о храме Ромы и Августа, построенном советом (koinon) Азии в Пергаме; его сопровождают два других типа, связанные с возвращением знамён от парфян в 19 г. до н. э. (см. Simpson C. J. The date of the dedication of the Temple of Mars Ultor // JRS. Vol. 67. 1977. P. 91—94: они прославляют не строительство, а постановление о строительстве храма и, вероятно, арки).