ПЕРИОД VII
Ок. 27—18 гг. до н. э.; 727—736 гг. от основания Города
Октавиан как Август
Выпуски этого периода можно разделить на две группы, различающиеся, однако, существенным интервалом. Первая группа, которую датируют 27 г. до н. э., видимо, появилась около того времени, когда Октавий получил титул Августа — событие, которое праздновалось на Востоке с большими почестями, о чем свидетельствуют монеты. Вторая группа датируется более поздним временем и на монетах этой группы изображены два значительных события, связанных с правлением Августа: возвращение знамен от парфян и подчинение Армении. Первое событие произошло в мае 20 г. до н. э., второе — несколькими месяцами позднее, вероятно, в начале зимы. Доктор Габричи (Gabrici, Studi e Mater. di Arch. e Num., том II, стр. 163—171) датирует монеты первой группы более поздней датой — 19 г. до н. э. — и полагает, что этот выпуск был современен визиту Августа в Афины, во время его возвращения в Италию с Востока в том году. Он также относит их чеканку к этому городу и в результате предлагает такое объяснения этих изображений, которое согласуется с таким мнением. При классификации этих провинциальных монет необходимо, как это часто отмечалось, очень внимательно следить за любыми данными, предоставляемыми стилем и техникой. В данном случае это свидетельство появляется в портрете Августа. На монетах, датируемых 29—28 гг. до н. э., имеются, как уже было указано (см. выше, с. 535), два портрета Августа. Оба они повторены на выпусках 27 г. до н. э. На монетах, на реверсе которых изображен храм Юпитера Олимпийского, встречаются оба эти портрета, а на монетах, на реверсе которых изображен ростральный венок — только второй портрет. Преемственность в портретных изображениях показывает, что монеты первой группы, датируемые здесь 27 г. до н. э., не могли быть выпущены, как предполагает доктор Габричи, восемью годами позднее и, следовательно, их стоит отнести к более ранней дате, — вероятнее всего к той, которую предложил граф де Салис.
Монеты, датируемые 27 г. до н. э., по стилю и технике, а также по изображениям, делятся на две группы, каждая из которых состоит из денариев, бронзовых выпусков и кистофоров. Во второй серии есть дополнительный аурей. Если денарии, датируемые 29—28 гг. до н. э., следует отнести к Эфесу, то денарии первой серии, на которых имеются те же портреты Августа, должны были быть отчеканены на том же монетном дворе. То же самое можно сказать и о бронзовых монетах, на реверсе которых изображены буквы C. A (Commune Asiae) внутри венка. На золотых и серебряных монетах второй серии стиль работы совершенно другой, особенно на реверсе которых изображена телка. Эти образцы выполнены с таким исключительным мастерством, что штемпели и аверса и реверса должны были быть выполнены необыкновенно талантливой группой граверов. Также здесь нет преемственности портретов Августа, которые связывают эти экземпляры с монетами предыдущего года. На бронзовых монетах, которые относятся к с.540 этой серии, также есть реверс с другим изображением, AVGVSTVS с венком, а на аверсе — имя императора, которое указано как IMP CAESAR или CAESAR.
Это разделение также подтверждается свидетельствами кистофоров, которые из-за различия стиля нельзя отнести к одному монетному двору, хотя два изображения из трех одинаковы. Таково было мнение Пиндера (Pinder, Cistophoren, с. 607), особенно в отношении тех экземпляров, на реверсе которых был изображен козерог и связка колосьев. Кистофоры, на которых имя Августа указано ниже его портрета, должно быть, были сделали на том же монетном дворе и место их выпуска определяется появлением эфесского алтаря. Те монеты, на которых голова Августа изображена в другом стиле и его имя всегда располагается позади портрета, следует приписать Пергаму, городу, который вместе с Эфесом выпускал кистофоры при Марке Антонии (см. выше, стр. 502, 503). Из-за схожести стилей золотых, серебряных и бронзовых монет, монеты первой группы также можно практически наверняка отнести к Пергаму. Небольшие отличия, связывающие монеты с каждой отдельной серией, будут рассмотрены с описаниями.
Одним из первых действий Октавия по возвращении в Рим в 29 г. до н. э. было предложение жертв Юпитеру Капитолийскому и посвящение храма Минервы (Dio Cassius, LI. 22). Храм, представленный на этих монетах, однако, является не храмом Юпитера на Капитолии, а местным храмом; и так как монеты относятся к Эфесу, это может быть храм Олимпийского бога, который был построен в этом городе (Guhl, Ephesiaca, с. 124). Неизвестно, когда в Эфесе был установлен культ Юпитера Олимпийского; но на монетах этого города, отчеканенных при Домициане, бог изображен сидящим и держащим культовую статую Артемиды Эфесской с легендой ΕΦΕCΙΩΝ ΖΕΥC ΟΛΥΜΠΙΟC (Brit. Mus. Cat., Gr. Coins, Ionia, с. 75, № 215). Таким образом, вполне возможно, что культ этого божества датируется предыдущим веком. Доктор Габричи (Studi e Mater. di Arch. e Num., том II, с. 169), относя выпуск этих монет к Афинам в 19 г. до н. э., идентифицировал храм как городской храм Олимпийского Юпитера, о котором Светоний (Augustus, 60) сообщает, что он был посвящен Августу. Этот храм, построенный на месте храма, когда-то построенного Писистратом, изначально был спланирован Антиохом Епифаном около 170 г. до н. э., но не был завершен до времен Адриана. Доктор Габричи считает датой его посвящения Августу 19 г. до н. э., когда Август посетил Афины на пути из Азии в Италию. Этот храм, завершенный Адрианом, был октастильным, тогда как храм, изображенный на монетах — гексастильный. По причинам, о которых уже говорилось, для этих монет не представляется возможным принять столь позднюю датировку, как 19 г. до н. э.