римский император с 17 марта 180 г. по 31 дек. 192 г.
Марция, сожительница Коммода
Медальон, медь Дата чеканки: 192 г. Монетный двор: Рим
вес:
75.89 г
диаметр:
41 мм
АВЕРС:
L. AELIVS AVRELIUVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — голова Коммода, в лавровом венке и в лучистом венце, и голова Марции в шлеме (galea) и со щитом (pelta), — парно, вправо.
РЕВЕРС:
Фелицитас (Счастье) стоит во фронт, голова вправо, держит рог изобилия и скипетр; справа — Коммод, с покрытой головой, стоит влево и совершает жертвоприношение из патеры над алтарем-треножником; слева — виктимарий подводит быка. P. M. TR. P. XVII IMP. VIII В обрезе: COS. VII P. P.
Cohen III 17 Gnecchi p. 64, 116 (аверс) и 113 (реверс)
Сохранность: EF Чрезвычайно редкий. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 29 Lot 560 (11 May 2005 — Hotel Baur au Lac, Zurich). Estimation: 35000 CHF ($29041). Price realized: 40000 CHF ($33190 — 11 May 2005).
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2005 г.):
На первый взгляд может показаться, что изображенная рядом с Коммодом женская голова в шлеме принадлежит Минерве или Роме, но щит-пелта внизу под их бюстами указывает на то, что это амазонка. Но более важным представляется то, что это даже не обычное изображение амазонки, но историческая фигура — Марция, наложница Коммода, в которую он был безумно влюблен. Пелта, фракийский щит в форме полумесяца, без сомнения, является символом амазонок. В этом можно найти параллели с другими образцами римского искусства, среди них — очень известный саркофаг эпохи Антонинов, который сейчас находится в Капитолийских музеях, на котором пелта изображена по центру над грандиозной сценой битвы греков с амазонками. Всего в Риме было найдено не менее 60 саркофагов и их фрагментов с изображениями амазонок. Этот замечательный медальон был отчеканен в 192 г., в последний год жизни Коммода. Для Коммода это было нелегкое и неспокойное время, когда он полностью потерял чувство реальности. Это было тревожное время и для ближайших к нему людей, таких как преторианский префект Квинт Эмилий Лет, его постельничий египтянин Эклект и жена Эклекта Марция, которая была наложницей и спутницей императора. Марция, вероятно, была вольноотпущенницей Луция Вера и за десять лет до этого принимала участие в заговоре против Коммода, — она была любовницей одного из заговорщиков и была знакома с сестрой императора Луциллой. Хотя Коммод казнил и отправил в изгнание большинство заговорщиков, он пощадил Марцию и сделал её своей любовницей. С течением времени она полностью подчинила его себе и, как сообщают источники, даже убедила проводить терпимую политику по отношению к христианам. Участь Коммода была предрешена, когда в 192 г. раб предал огласке составленный Коммодом проскрипционный список; в самом начале перед именами сенаторов, высших гражданских и военных сановников значились Лет, Эклект и Марция. Поэтому перед новым, 193 годом, против Коммода сложился ещё один заговор. Источники передают, что Марция приготовила яд и подсыпала его в бокал вина; яд на Коммода не подействовал и тотчас же решено было послать борца Нарцисса, чтобы тот его задушил. Основные источники, описывавшие эти события, — Дион Кассий, Геродиан и авторы жизнеописаний августов. Ещё в XIX в. ученые стали отождествлять амазонку на этом медальоне с Марцией, а Коэн даже собрал такие медальоны в разделе под заглавием «Коммод и Марция». С течением времени эта классификация не потеряла своего значения, и ни Мэттингли, ни Тойнби не выражали сомнений том, что изображённая здесь амазонка — это Марция. Мэттингли даже пошёл дальше, проводя параллели с собственной ипостасью Коммода, считавшим себя воплощением Геракла, который «стяжал триумф над амазонками и получил прозвище «Амазония». Коммод присвоил это прозвище и назвал им месяц март». Чтобы окончательно прояснить ситуацию, нужно опять же принять во внимание тот факт, что Коммод начал чеканить сдвоенные или парные бюсты на римских медальонах в 192 г. Кто лучше бы подошёл на место его спутницы-амазонки, чем любовница Марция, которой он доверял более, чем кому-либо другому? Вместе с этим аверсом чеканили пять различных реверсов, аверс же оставался фактически тем же самым, только бюст женщины иногда слегка варьируется и порой отсутствует пелта (почему Тойнби и написал, что женщина — образ Минервы). Значение изображённой на реверсе сцены непонятно, в последний год правления Коммода произошло много различных нововведений, в честь которых император мог осуществлять жертвоприношения. И в самом деле, на этой серии медальонов у него встречаются две сцены с жертвоприношениями, то же на сестерциях (RIC 602—603) и денариях (RIC 262) 191—192 гг. На них всегда изображалась богиня Фелицитата, хотя даже, скорее всего, это Фелицитата Коммодиана (Felicitas Commodiana), богиня счастья города Рима, который он незадолго до того переименовал в Колонию Коммодиану (Colonia Commodiana).