ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Генетлиалогия основывается на изучении неба, для того чтобы раскрыть прошлое или предсказать будущее; для греков и римлян она была родом деятельности, на которой специализировались вавилоняне или халдеи. Древние делили небо на 12 знаков зодиака и знали только 5 планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Число генетлиалогических записей, называемых астрономическими календарями, в которые заносились основные ежедневные наблюдения за небесными явлениями, так сказать "сырой материал" для генетлиалогии, использовавшийся как в Месопотамии, так и среди греков и римлян, довольно невелико. Такие записи в Вавилонии велись между VII и II вв. до н.э. Самые ранние греческие гороскопы датируются 100 г. до н.э., а древнейший гороскоп Месопотамии относится к персидскому периоду и датируется временем после V в. до н.э.; см. O. Neugebauer и H.B. van Hoesen, Greek Horoscopes (Philadelphia, 1959), 161. Стоит упомянуть, что Цицерон в трактате "О дивинации" (de Divinatione) уделяет особое внимание разоблачению подобной практики (2.87-99), демонстрируя, насколько в действительности популярной она была.

2. Правильность чтения имени в этом манускрипте сомнительна. Ни, Антипатр, ни Атенодор, если, конечно, "Атенодор" — это правильное восстановление чтения, не могут быть с уверенностью идентифицированы.

3. К несчастью, Плиний Старший в 7-й книге своего труда не даёт конкретных ссылок на Беросса, хотя и упоминает его в качестве одного из источников, а позже (см. T3b) говорит о нём, как об особенно известном астрологе. Из названий глав этой книги лишь одну можно связать с Бероссом — "gentium mirabiles figurae, prodigiosi partus de homine generando" ("странные и удивительные формы тела различных народов"). Ср. описание "необычного тела" из F1.

4. Аполлодор жил во II в. до н.э. Он был афинянином, который проживал в течение некоторого времени также ещё и в Пергаме и Александрии. Он написал множество трудов, и ни один из них до нас не дошёл.

5. См. F4a. Иосиф отождествляет Бероссова Ксисутра с библейским Ноем (Бытие 6.5-9.17).

6. Согласно поздним иудейским верованиям, Моисей был автором Торы (Пятикнижия), первых пяти книг (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) еврейского священного писания.

7. Сивиллы, насчёт точного количества которых среди древних авторов существует разногласие (называются от 2 до 7), согласно греческим и римским верованиям, могли предсказывать будущее, когда находились "в духе" (пророческом экстазе). Так как Бероссу приписывали составление гороскопов (см. T1a), по общему мнению, было бы естественно связать его с Сивиллами. См. также T8.

8. Тертуллиан всего лишь приводит список писателей, имевших не греческие и не римские корни. Сомнительно, что он основывался на их трудах, ведь, как он сам говорит, он узнал их имена через Иосифа. Большинство из них имели доступ к великим античным библиотекам, таким, как Александрийская или Пергамская, и, вероятнее всего, их труды находились в зависимости от того, что писали о вавилонянах и египтянах Беросс и Манефон и, по-видимому, составляли хронологию событий и списки царей, используя вышеуказанных авторов.
     Гиером был, скорее всего, не царём Тира, а египтянином, написавшим историю Тира и его царей. Иосиф идентифицирует его правильно (см. F15c).
     Птолемей Мендесский был египетским священником, написавшим в трёх книгах о деяниях египетских царей. Его труд был наполнен сообщениями о природных чудесах. Когда он жил и работал — неизвестно, но из того, что его упоминает Иосиф, можно сделать вывод, что где-то до 90 г. н.э.
     Менандр Эфесский писал о финикийской истории. Когда он жил и работал — неизвестно, но, вероятнее всего, это относится ко времени до 133 г. до н.э.
     Деметрий Фалерийский был больше философом и государственным деятелем, чем историком. Он поселился в Египте ок. 307 г. до н.э.
     О Юбе, царе Мавретании и современнике Августа, написавшим несколько исторических трудов, см. главу 1, называющуюся "Беросс и его книга".
     Апион (Аппион), живший ок. 30 г. н.э., написал "Египтику" ("Египетскую историю") в пяти книгах. Иосиф в ответ на неё написал критическую работу "Против Апиона", так как Апион выставил евреев в неправдоподобном свете.
     Фалл, живший во времена Римской империи, написал всеобщую историю.

9. Иеремия в своей книге (25.11 и 29.10) предсказал, что иудеи будут подвергнуты изгнанию на семьдесят лет. Согласно автору 2 Книги Царей (24.12-17), изгнание началось в 597 г. до н.э., когда вавилонский царь выселил в Вавилон иудейского царя и огромное множество разных влиятельных людей, а на трон посадил нового царя. Но семьдесят лет Иеремии, вероятнее всего, берут своё отсчёт с даты, которую приводит автор 2 Книги Паралипоменон (36.20-21), т.е. с даты разрушения храма в 587/86 г. до н.э., а автор Книги Ездры (6.15) говорит, что изгнание закончилось возвращением храмовой посуды и завершением строительства второго храма в 516 г. до н.э. при царе Дарии. Кир, первый персидский царь, позволил иудеям вернуться домой в 538 г. до н.э. (Ездра 1-6).

10. Одной из самых известных точек местоположения Сивиллы была Кампания. Согласно легенде, сначала Сивилла жила в Эритрее, до, так сказать, "переезда" в Кумы, и её именем было "Герофила". Здесь Псевдо-Юстин смешивает Вавилонскую Сивиллу (см. T5) и наиболее известную Сивиллу Кампанскую. Вергилий в "Энеиде" (6.9-13) даёт наиболее известное описание Кампанской Сивиллы.

11. Египетский писатель Аполлоний ближе неизвестен.

12. Хотя Птолемей II прямо отождествляется с основателем александрийской библиотеки, эта чрезвычайно поздняя заметка Моисея Хоренского не внушает доверия. Скорее всего, написание "Истории" Беросса у него ассоциировалось с интересом Птолемея II к приобретению подобных работ.

13. Чтения числа в этом манускрипте сомнительно. Плиний Старший (см. F20) говорит, что Бероссово повествование охватывает 490 000 лет; Харимен Александрийский (FGrHist #618 F7), учитель императора Нерона, вероятнее всего следовавший Бероссу, говорит, что вавилонские хроники описывают 400 000 лет; а Цицерон (О дивинации, 1.36) отмечает, что это период продолжался около 470 000 лет.

14. Согласно Синкеллу, это был год, в который произошёл описанный Бероссом потоп (F4a). Синкелл отождествляет его с потопом "Бытия" (см. T4).

15. Неврод = Нимрод, согласно сказаниям древних евреев (Бытие 10.8-12), основатель Ассирийской империи.

16. О подсчётах, относящих создание трудов Манефона и Беросса к одному году, см. примечание 15 к свидетельству о Манефоне T10b.

17. См. T5 и T8.

 

Беросс. ВАВИЛОНСКАЯ ИСТОРИЯ.