ПРИМЕЧАНИЯ
ИСТОРИЯ О РАЗРУШЕНИИ ТРОИ 1. <Аргонавты>: «История» разбита на главы издателями латинского оригинала; заголовки глав принадлежат переводчику. 2. В Пелопоннесе: иногда исключается издателями. Пелий правил в Фессалии. 3. «Аргонавтов»: возможно, имеется в виду поэма Валерия Флакка. 4. Гавани Симоиса: Симоис — река в Троаде. Видно слабое знакомство автора с географией Троады; имеется в виду устье Скамандра, притоком которого является Симоис. Высадка под Троей обычно связывается с освобождением Гесионы (Hyg. Fab. 89; Diod. Sic. IV. 42, 49; Val. Flacc. II. 451). У Диодора взятие Трои происходит на обратном пути, у Гигина так же, как у Дарета, в результате нового похода. Обычно взятие Трои Гераклом вообще не связывается с плаванием аргонавтов (Il., V. 640—643; Pind. Isthm. VI. 26; Soph. Ai. 1299—1303; Tzetz. Chil. II. 443; Tzetz. sch. Lyc. 34; Apld. II. 5. 9; Sen. Troad. 718). 5. Всех… кто отправился в Колхиду с Ясоном: из участников похода Геркулеса на Трою обычно упоминается только Теламон. Остальных ввел Дарет вместо малоизвестного ему Оикла (Apld. II. 6. 4; Diod. Sic. IV. 32. 3; Paus. VIII. 36. 6). У Софокла была трагедия «Оикл» (F 469—469 Radt). 6. Гесиону: опущена борьба Геракла с морским чудовищем, которому Гесиона была отдана на съедение (Diod. Sic. IV. 42; sch. Il. III. 146; Tzetz. sch. Lyc. 34; Ovid. Met. XI. 211; Hyg. Fab. 89; Serv. Aen. VIII. 157; Myth. Vat. 138). 7. Приам был во Фригии: изобретение Дарета; Приам выкуплен Гесионой у Геракла (Apld. II. 6. 4; Hyg. Fab. 89; Tzetz. sch. Lyc. 34), по другой версии он был еще ребенком и Геракл сжалился над ним (Sen. Troad. 718). Диодор Сицилийский сообщает, что Геракл передал царскую власть Приаму в награду за его справедливость: он рассказал Гераклу о намерении его отца коварно убить Теламона. 8. Отпрыском царского рода: ср. Apld. III. 12. 5. 9. И Троянские: из названных Даретом ворот Илиона у Гомера упоминаются только Скейские (Il. III. 145). Сама традиция перечисления ворот, перенесенная Даретом на Трою, обычно применялась к семи воротам Фив. 10. Если Гесиона будет возвращена: посольство за Гесионой, ставшее причиной Троянской войны, впервые упоминается у Сервия (Serv. Aen. X. 51). Вергилий (Aen. VIII. 157) говорит о путешествии Приама к сестре Гесионе на Саламин. 11. Антенор… всходит на корабль… прибывает: неудачное посольство Антенора упоминается только в «Истории». 12. В Магнезию: Магнезия — часть Фессалии, соседняя с Фтией, в которой, согласно традиции, правил Пелей. 13. В Ахайю: Ахайя — имеется в виду Пелопоннес, то есть римская провинция Ахайя. 14. Лампона: список друзей Приама восходит к перечню троянских старцев (Il. III. 146—148), где упомянуты Панфой, Фимет, Клитий, Ламп, Гикетаон, Укалегон и Антенор. Анхиз — троюродный брат Приама. 15. Венера будет помощницей Александру: суд Париса (Il. XXIV. 25; Киприи, p. 31 Davies; Eur. Hec. 23, Troad. 924, Andr. 274; Tzetz. sch. Lyc. 93; Hyg. Fab. 92; Serv. Aen. I. 27), ставший у Дарета сном, у Малалы (Chron. V, p. 90) превращается в эпиникий, написанный Александром в честь Афродиты, предпочтенной им Гере и Афине. После этого, следуя предсказанию, Париса держали в заточении, пока не исчезла опасность разорения из-за него Трои. 16. Жену из Греции: о пророчествах Гелена говорилось в «Киприях» (p. 31 Davies). У поздних авторов чаще упоминаются пророчества Гелена грекам об условиях взятия Трои (Apld. Epit. 5. 9—10; Quint. Sm. IX. 325—479; Tzetz. Posthom. 571—595. 17. От своего отца Эвфорба: Панф у Гомера (Il. III. 146; XIV. 453; XVI. 808) не сын, а отец Эвфорба (а также Полидаманта и Гиперенора), у Вергилия (Verg. Aen. II. 318—336; 429) его отцом назван Офрий. 18. Кассандра… стала говорить: пророчества Кассандры о бедах, которые принесет Трое похищение Елены, впервые упоминались в «Киприях» (p. 31 Davies). Ср. также Eur. Troad. 353—405. Этому пророчеству посвящена «Александра» Ликофрона. Его так же знают поздние эпики (Colluth. Raptus Helenae 391; Tryphiod. 359, 439). 19. Деифоба, Энея и Полидаманта: из спутников Париса в «Киприях» (p. 31 Davies) упоминается один Эней (Dict. Cret. I. 3), Полидамант у Квинта Смирнского (II. 41); Деифоб, Полидамант и Эней сопровождают Париса в поэме Драконтия «Похищение Елены». 20. Направляясь в Пилос к Нестору: в «Киприях» (p. 31 Davies; также Apld. Epit. 3. 3; Tzetz. Antehom. 96—134) Менелай уезжает на Крит на похороны Катрея, которого Диктис (I. 2) путает с Атреем. 21. Кастор и Поллукс еще до этого: В «Киприях» (p. 31 Davies) Парис успевал встретиться с Диоскурами. 22. Как они увидели друг друга: У Ликофрона (98), как и у Дарета, Парис похищает Елену с морского берега, но не около Гелоса, а около Гифия. Драконтий переносит похищение Елены на Кипр, который также, как и Кифера, являлся центром культа Афродиты. Обычно встреча Париса и Елены происходит в Спарте (Apld. Epit. 3. 3; Киприи, p. 31 Davies, Hyg. Fab. 92; Malalas, Chron. V). 23. Вернут сестру Гесиону: возможный обмен Гесионы на Елену — версия Дарета. Потенциально содержалась у Сервия (Serv. Aen. X. 91). 24. В афинскую гавань: афинская гавань — вместо Авлиды (B 303; Hyg. Fab. 97; Apld. Epit. III. 11; Dict. Cret. I. 17). 25. Больше их нигде не видели: Диоскуры обычно погибают в распре с сыновьями Афарея (Theocr. XXII. 137; sch. Il. III. 243; sch. Pind. Nem. X. 60 (112); Tzetz. sch. Lyc. 546; Tzetz. Chil. II. 686; Hyg. Fab. 80; Ovid. Fast. V. 699; Apld. III. 11. 2). Хотя из «Илиады» (Il. III. 243) следует, что это произошло уже после похищения Елены (и такая последовательность была принята в «Киприях» (p. 31 Davies)), но мифографы об этом забывают (Apld. III. 11. 2). Для оригинальной версии Дарета предпосылкой является широко известная функция богов Диоскуров: помогать попавшим в беду и терпящим кораблекрушение (Ovid. Fast. V. 720; Diod. Sic. IV. 43; Stat. Theb. VII. 792; Silvae III. 2. 8; Plin. Hist. Nat. II. 37). 26. И видел тех, кто описан ниже: отдельные портретные характеристики встречаются у Филострата. Дарет — первый сохранившийся автор, дающий последовательный каталог портретов. Впоследствии это стало традицией у византийских хронографов (Иоанн Малала, Кедрен и дp.). Оригиналы портретных характеристик Филострата и Малалы см. в Приложениях, стp. 207 слл. 27. Елена: внешность Елены Прекрасной описывает только Дарет. 28. Приам: у Малалы (Chron. V, pp. 103—106): «располневший с возрастом, большого роста, красивый, с красноватой кожей, смуглый (?), с большим носом, со сросшимися бровями, с красивыми глазами, седой, спокойный». 29. Гектор: у Филострата (37. 2—4): «ростом меньше Аяка Теламонида, но не слабее его в бою, сражался почти так же яростно, как Ахилл. Порицал Париса за его трусость и за слабость к украшениям. Носить длинные волосы и украшать их, хоть это и было принято среди царей и их сыновей, считал из-за этого недостойным себя. Уши у него были в шрамах, но не от борьбы… а от схваток с быками…». У Малалы: «смуглый, высокого роста, очень крупный (?), сильный, в расцвете лет, с красивым носом, кудрявый, бородатый, косоглазый, шепелявый, благородный, в бою ужасен, с низким голосом». 30. Деифоб: у Филострата (41): «Гелен, Деифоб и Полидамант сражались вместе с битвах и были одинаково сильны, и в советах пользовались уважением; Гелен же владел искусством предсказания не хуже Калханта». У Малалы: «меньше ростом (?), с прекрасным панцирем, с красивыми глазами, курносый, смуглый, с широким лицом, храбрый, с красивой бородой». 31. Гелен: у Малалы: «высокий, хорошо сложенный, светлокожий, сильный, светловолосый, с блестящими глазами, большим носом, с начинающей расти бородой, сутулый, в бою благоразумен». 32. Троил: у Малалы: «большого роста, с красивым носом, с гладкими волосами, с кожей медового цвета, с красивыми глазами, черными волосами, с косматой бородой, силен в бою, хороший бегун». 33. Александр: у Филострата (40. 1—6): «Александра же ненавидели все троянцы, он не был хорош в бою, но видом был весьма красив, с приятным голосом и манерами, так как он жил в Пелопоннесе; он сражался всякими способами, а в искусстве стрелять из лука не уступал Пандару. Он плавал в Элладу в возрасте эфеба,… а умер, когда ему еще не было тридцати… Он носил шкуру барса, не выносил грязи на волосах даже во время сражения, чистил до блеска ногти на пальцах; имел крючковатый нос, белую кожу, одна бровь немного выступала вперед». У Малалы: «изрядного роста, сильный, светлокожий, с красивым носом, красивыми глазами, черными волосами, с большой бородой, с крупным лицом, с тяжелыми (?) бровями, большим ртом, приятный на вид, речистый, проворный, меткий стрелок из лука, трусливый, стремящийся к удовольствиям». 34. Эней: у Филострата (38. 2—3): «сражался хуже Гектора, но умом превосходил всех троянцев… хорошо знал решения богов и то, что ему суждено после взятия Трои… ничто не могло его испугать… был одного роста с Гектором и его ровесником, но его облик казался менее блестящим… не ухаживал за волосами и не украшал их, полагая доблесть единственным украшением». У Малалы: «небольшого роста (?), полный, с широкой грудью, сильный, острый (?), с широким лицом, красивым носом, светлокожий, лысый, с красивой бородой». 35. Антенор: у Малалы: «высокий, худой, светлокожий, светловолосый, с маленькими глазами, крючковатым носом, хитрый, робкий, избегающий опасностей (?), многознающий, речистый». 36. Гекуба: у Малалы: «с медового цвета кожей, красивыми глазами, зрелая, с красивым носом, красивая, гордая, приветливая, спокойная». 37. Андромаха: у Малалы: «меньше ростом (?), худая, хорошо одетая, с красивым носом, с красивой грудью, красивыми глазами и бровями, кудрявая, с светлокаштановыми волосами, спадающими на спину, великодушная, с красивой шеей, ямочками на щеках, приятная на вид, быстрая». 38. Кассандра: у Малалы: «небольшого роста (?), с круглыми глазами, светлокожая, с мужским сложением, с красивым носом, красивыми глазами, черноглазая, со светлокаштановыми волосами, кудрявая, с красивой шеей, большой грудью, маленькими ногами, спокойная, благородная, жрица, пророчица правдивая и все предсказывающая, целомудренная дева». 39. Поликсена: у Малалы: «высокая, изящная, совсем белокожая, с большими глазами, черными волосами, спадающими на спину, красивым носом, красивыми щеками, слегка курносая (?), с цветущими губами, с маленькими ногами, дева, приятная на вид, очень красивая, убита в восемнадцать лет». 40. Ахилл: у Филострата (48. 2): «имел красивые длинные волосы золотого цвета, нос не крючковатый, а только немного оттянутый вниз, брови идеальной формы, прекрасные сияющие глаза, в которых отражалось волнение и движение души, когда сам Ахилл был спокоен, но покой и решимость, когда он принимался действовать… он был самым справедливым из героев как по природе, так и вследствие обучения у Хирона». 41. Патрокл: у Филострата (49. 1—3): «…немногим старше Ахилла… муж мудрый и благоразумный… ростом и храбростью уступал Аяксу Теламониду, но превосходил локрийца; имел черные глаза, довольно красивые брови, волосы средней длины, ноздри раздувающиеся, как у горячих коней». 42. Аякс Оилеев: у Филострата (31. 1—2): «в бою силен, как Диомед и Сфенел, но казался менее рассудительным, и ни во что не ставил Агамемнона… у него была ручная змея длиной в пять локтей, которая ела и пила вместе с ним, и везде сопровождала его, словно собака». У Малалы: «высокий, с широкой грудью, кожей медового цвета, косоглазый, с красивым носом, кудрявыми черными волосами, густой бородой, широким лицом, в бою дерзок, великодушный, женолюбивый». 43. Аякс Теламонид: у Филострата (35. 1—2): «его облик радовал глаз и когда он не был вооружен — ведь он был громадней всех во всем войске, но и мыслями сдержан и благоразумен — но совсем восхищал в бою, когда он, возвышаясь над рядами, шел на троянцев, легко неся столь громадный щит и глядя сверкающими глазами исподлобья, как лев перед прыжком». 44. Улисс: у Филострата (34. 1—3): «ужаснейший ритор, притворщик, завистник, дающий дурные советы, всегда с потупленным взглядом, словно что-то рассматривающий, в военном деле скорее кажущийся, чем являющийся искусным…». 45. Диомед: у Филострата (27. 12—13): «стройный, со сверкающими, но не черными глазами, прямым носом, курчавыми и неопрятными волосами». 46. Протесилай: у Филострата (10. 2—4): «был около двадцати лет, когда отправился под Трою… с первым пушком на лице… светлые брови… и светлорусые волосы средней длины… нос правильной формы, словно у статуи… хорошо сложен и худощав, словно бегун на состязаниях; ростом в десять локтей, и вырос бы еще больше, если бы не умер таким юным». 47. Неоптолем: у Филострата (52. 1—2): «благородный, но слабее отца, однако нисколько не слабее Теламонида… красивый и похожий на отца, но уступающий его красоте настолько, насколько красивые люди уступают статуям». У Малалы: «изрядного роста, с красивым панцирем, худой, светлый, с красивым носом, рыжеволосый, кудрявый, со смуглой кожей, большими глазами, светлыми бровями и начинающей расти бородой, круглым лицом, безрассудный, отважный, подвижный, в бою беспощаден». 48. Паламед: у Филострата (33. 36—39): «ростом меньше Теламонида, красотой соперничал с Ахиллом, Антилохом, самим Протесилаем и Эвфорбом, нежная слегка вьющаяся борода, волосы того же цвета, брови свободные, прямые, сходящиеся на переносице; нос правильной формы; выражение глаз во время битвы непоколебимое и устрашающее, в спокойное время дружеское и ласковое». 49. Мерион: у Малалы: «небольшого роста, широкий, светлый, с красивой бородой, большими глазами, черными вьющимися волосами, широким лицом, кривым носом, очень быстрый, в бою великодушен». 50. Брисеида: у Малалы: «высокого роста, светлая, с красивой грудью, хорошо одетая, со сходящимися бровями, красивым носом, печальными (?) глазами, вьющимися волосами, спадающими на спину, любящая смеяться, двадцати одного года». 51. Таковы были вожди греков: список имен вождей, обратившийся у средневековых переписчиков в полубессмысленный набор букв, выправлен издателями Дарета — Меркерием, Дедерихом и Майстером по гомеровскому каталогу. Однако число вождей в восстановленном списке (44) все же не совпадает с числом, названным Даретом (49). Четыре элейских вождя вместе с элейским городом Бупрасионом по ошибке попали в число спутников Аякса Теламонида; поэтому в качестве элейских вождей пришлось снова называть Амфимаха (уже названного в числе спутников Аякса) и Антифа, повторив имя вождя калиднийцев. Из пяти беотийских вождей Гомера трое опущены. [Численность эскадр тоже не совпадает. — Halgar Fenrirsson.] 52. На десятый год возьмут Трою: традиционно это предсказание принадлежит Калханту (Il. II. 306; Aesch. Agam. 104; Apld. Epit. 3. 13). У Аполлодора (III. 13. 8) не Ахилл привлекает к участию в войне Калханта, а, наоборот, Калхант делает предсказание о необходимости участия в войне девятилетнего Ахилла. 53. Посланный своим народом: происхождение Калханта из Трои и его предательство — оригинальная версия Дарета, так же, как и посольства Ахилла и Патрокла в Дельфы. У Гомера генеалогия и родной город Калханта, сына Фестора (Il. I. 69), остаются неизвестными. Павсаний (I. 43. 1) сообщает, что Калхант жил в Мегарах, куда Агамемнон сам ездил просить его принять участие в войне. Фестора называют сыном аргосского или фессалийского прорицателя Идмона (sch. Ар. Rhod. I. 139). О родине Калханта умалчивает и традиционная версия «Возвращений»: после войны он отправился на юг по малоазийскому побережью и умер в Колофоне (Apld. Epit. 6. 2; Str. XIV. 642). 54. Умилостивив Диану: к этому сведено жертвоприношение Ифигении (Киприи p. 32 Davies; Eur. Iph. Aul.; Apld. Epit. 3. 22; Hyg. Fab. 98; Tzetz. sch. Lyc. 183; Dict. Cret. I. 19—22; Ovid. Met. XII. 24—38). Дарет неожиданно оказывается согласен с Гомером (Il. IX. 145 — живую Ифианассу предлагают в жены Ахиллу). 55. Ведет корабли Филоктет, который был в Трое с аргонавтами: в числе участников похода аргонавтов Филоктета упоминает только Валерий Флакк. У Гомера путь к Трое указывает Калхант (Il. I. 72), что может расцениваться как свидетельство либо его гадательного искусства, либо троянского происхождения. В «Киприях» (p. 32 Davies), у Гигина (Hyg. Fab. 101) и у Диктиса (Dict. Cret. II. 10) — Телеф. 56. На Тенедос: разорение Тенедоса Ахиллом упоминается у Гомера (Il. XI. 625), Аполлодора (Apld. Epit. 3. 23), Диктиса (Dict. Cret. II. 13). 57. Диомед и Улисс: у Гомера и у других авторов Менелай и Улисс (Il. III. 207; Apld. Epit. 3. 28). У Диктиса (Dict. Cret. II. 11) те же вместе с Диомедом. 58. И передал все царство Тевтранту: более распространенное предание, восходящее к «Киприям» (также Pind. Isthm. VIII. 48; Apld. Epit. 3. 17; Hyg. Fab. 101; Philostr. Her. 23. 14—19; Ovid. Met. XII. 10; Prop. II. 1. 63; Dict. Cret. II. 1—10), описывает встречу греков, из-за незнания дороги в Трою попавших в Мизию, и столкновение с уже правившим там Телефом, ранение Телефа Ахиллом, прибытие его в Грецию, излечение, полученное им, согласно оракулу, от того же копья, которым он был ранен; затем Телеф дает согласие указать дорогу на Трою. Каким образом аркадец Телеф прибыл в Мизию? В трагедии Еврипида «Телеф» (Nauck TGF p. 436; Str. XIII. 1. 69; Alcidam. Odyss. 14—16) он попадал к Тевтранту вместе со своей матерью Авгой, брошенной в море ее отцом Алеем в деревянном сундуке. Чаще говорится о том, что младенец Телеф остался в Аркадии (Гекатей у Paus. VIII. 4. 9; VIII. 48. 7; VIII. 54. 6; и др. Apld. II. 7. 4; Diod. Sic. IV. 33. 7—12; Hyg. Fab. 99; Tzetz. sch. Lyc. 206), где был вскормлен ланью на горе Парфений и подобран пастухами царя Корифа. В «Мизийцах» Софокла (F409—418 Radt) Телеф бежал из Аркадии в Мизию, убив своих дядей, сыновей Алея. Там он помог Тевтранту в борьбе с Идасом, сыном Афарея (Hyg. Fab. 100). Версия Дарета, согласно которой Телеф прибывает в Мизию вместе с греческим войском, еще прежде побывав там со своим отцом Гераклом, не имеет аналогий. Возможно, одной из причин ее возникновения была знаменитая скульптура Пергамского алтаря (часть Малого фриза), изображавшая встречу Геракла с мальчиком Телефом (на горе Парфений). Для объяснения пребывания Геракла в Мизии Дарет вспоминает о кобылицах фракийского царя Диомеда, в очередной раз обнаруживая слабое знакомство с географией. 59. Послы прибывают к Приаму: также с Тенедоса отправлялось греческое посольство в схолиях к «Илиаде» (Il. III. 206); в «Киприях» оно было послано перед первой битвой, в которой пал Протесилай; согласно Цецу (Antehom. 154), еще перед сбором в Авлиде. Дарет выпускает намерение троянцев убить послов и спасение их Антенором, известное Гомеру (Il. XI. 140), Вакхилиду (XIV. 15), Овидию (Ovid. Met. XIII. 200) и Диктису (II. 11). 60. Чьи имена и области мы сочли нужным перечислить: список, плохо сохранившийся, выправлен по гомеровскому тексту (Il. II. 816). Дарет добавляет в каталог Мемнона с его братом Персом (если это не определение национальности Мемнона, как считает Р.П. Кларк — Clark R.P. Notes on Dares and Dictys // Classical Quaterly, 1914. p. 17—19) [Прав ли Кларк, судить не берусь. С одной стороны, в других источниках Перс — брат Мемнона, видимо, не упоминается, с другой — согласно Гелиодору («Эфиопика»), правящий род Мероэ происходил от Персея через его сына Перса. — Halgar Fenrirsson.], Реса, Астеропея из Пеонии и Мопса. Один из вождей лариссейских пелазгов — Пилей — заменен на Купеза. Рес и Мемнон, согласно традиционным представлениям, прибыли не к началу войны, а немного позднее. Астеропей, противник Ахиллеса (Il. XXI. 140—15), упоминается Гомером и Диктисом (IV. 7). Об участии колофонского пророка другие авторы не упоминают. Четверо гомеровских вождей пропущено Даретом: Архилох и Акамант из Дарлании, Хромий и Энном из Мизии. 61. Не смог приехать в Афины: об опоздании Паламеда на общий сбор упоминает и Филострат (Her. 33. 1). 62. Паламед убеждает и доказывает, что нужно…: впоследствии при изложении битвы Дарет забывает о тактическом плане Паламеда (отвлечь основные войска троянцев и, обойдя их, напасть на город), аналогичном маневру Геракла, но снова вспоминает о нем при перечислении заслуг Паламеда в главе XX. 63. Сыновей Тесея Демофонта, Акаманта и Ания: перевод по конъектуре Меркерия. Демофонт и Акамант, не упомянутые Гомером, участвовали в войне под началом Менесфея (’Ιλίου Πέρσις F 4 Davies; sch. Eur. Hec. 123) или в отряде Элефенора (sch. Eur. Troad. 31) или же прибыли позднее (Apld. Epit. V. 22). Источники упоминают их обычно в связи с возвращением их бабушки Эфры, захваченной Диоскурами в Афинах и вместе с Еленой попавшей в Трою (Paus. X. 25. 8; Quint. Sm. XIII. 496—543; Dict. Cret. V. 13). Их забота о провианте — нововведение Дарета. В «Киприях» (F 19 Davies) и у Ферекида (FGrHist IA 3 F 140 = Tzetz. sch. Lyc. 570—581; также sch. Od. VI. 164; Ovid. Met. XIII. 562; Serv. Aen. III. 80) войско обеспечивали провиантом Ойнотрофы (Элаида, Спермо и Ойно), доставленные под Трою Менелаем и Одиссеем или Паламедом дочери делосского царя Ания, обладавшие волшебной способностью доставлять в изобилии оливковое масло, зерно и вино. Диктис отказывается от чудесных способностей дочерей Ания (I. 23), а Дарет вообще забывает о них и поручает их отцу подвоз продовольствия из Мизии. 64. Протесилай спускается на землю…: смерть Протесилая в первом бою — пример согласия Дарета с традицией, однако он опускает пророчество и хитрость Одиссея, ставшие причиной его гибели (Il. II. 703; Paus. IV. 2. 7; Apld. Epit. III. 30; Eust. ad Il. II. 703; Tzetz. Chil. II. 769; Prop. I. 19. 7—10; Hyg. Fab. 103; Ovid. Her. XIII; Serv. Aen. VI. 447; Dict. Cret. II. 11). 65. Убивает Патрокла: дальнейший ход первой битвы — плод воображения Дарета. При переносе смерти Патрокла от руки Гектора в самое начало войны Даретом опускается вся цепь причин, приводящая к этому у Гомера. Убийство Гектором Мериона, также как и рана, нанесенная ему Менесфеем, другим авторам неизвестны. Мерион в «Илиаде» (Il. XXIII. 896) участвует в погребальных играх в честь Патрокла, его могила находилась на родном Крите (Dict. Cret. V. 83). 66. И разошлись друзьями: поединок Аякса с Гектором и обмен дарами описывается в VII песне «Илиады». Сыном Гесионы обычно называют Тевкра (Il. VIII. 283; sch. Il. V. 284), а матерью Аякса является Перибея, законная жена Теламона (Apld. III. 12. 6; sch. Il. XXIII. 821; Tzetz. sch. Lyc. 455; sch. Soph. Ai. 833). Матерью Аякса Гесиона названа в «Латинской Илиаде» (624) и в «Похищении Елены» (243, 504, 891) Драконтия, находившегося под влиянием Дарета. Мотив обнаружения сошедшимися в бою героями родства между собой Дарет заимствует у гомеровского описания поединка Главка и Диомеда (Il. VI. 102—236). 67. Погребальные игры в честь Патрокла: Il. XXIII. 270—895. 68. Паламед… старается внести смуту в войска: Гомер не упоминает Паламеда вообще. Появляясь впервые в «Киприях», этот герой постепенно приобретает все большее значение, Софокл в «Безумном Одиссее» (F 462—467 Radt) разрабатывал сюжет из «Киприй» о разоблачении Паламедом Одиссея, не хотевшего отправляться на войну (Hyg. Fab. 95; Serv. Aen. II, 81; Cic. De off. III. 26, 97; Tzetz. sch. Lyc. 818). В самом конце «Киприй», то есть как бы непосредственно перед началом событий «Илиады», описывалась смерть Паламеда, коварно убитого на рыбалке Одиссеем и Диомедом (F 20 Davies = Paus. X. 31. 1). Этот сюжет был изменен Еврипидом в трагедии «Паламед» (известной по пересказу Гигина — Hyg. Fab. 105; см. также Apld. Epit. III. 8; sch. Eur. Or. 432; Verg. Aen. II. 81 cum sch.; Quint. Sm. V. 198; Tzetz. sch. Lyc. 386; Ovid. Met. XIII. 34, 308), рассказывавшей о подброшенном в палатку Паламеда золоте и поддельном письме от Приама, из-за которых Паламед был обвинен в измене и казнен. У Диктиса (Dict. Cret. II. 15) Одиссей и Диомед заманивают Паламеда в пустынное место и забрасывают камнями яму, в которую они предложили ему спуститься, чтобы увидеть якобы обнаруженное ими сокровище. Большое внимание уделяет Паламеду и Филострат. Паламед изобрел буквы (33. 1—2; ср. Hyg. Fab. 277), а также счет, календарь, меры веса и даже игру в кости, чтобы развлечь греков в Авлиде; он объясняет затмение солнца, успокаивая греков (33. 5), предсказывает чуму, видя появление волков (33. 14), помогает грекам смягчить ее последствия, дав совет во время чумы жить на кораблях, стоящих на якоре далеко от берега (33. 16—9). Паламед является другом Ахилла, участвует в его походах против соседних с Троей городов (33. 20—22). Именно этой дружбой, представив ее как заговор, Одиссей возбудил против Паламеда Агамемнона (33. 29—33), что стало причиной его гибели, которой (а не утратой Брисеиды) и был вызван гнев Ахилла (25. 16—17; 33. 35—37). Молчание Гомера о Паламеде Филострат объясняет запретом явившегося поэту Одиссея (43. 13—14). В еще более позднее время это молчание объяснялось поэтической ревностью, так как Паламед якобы первым написал поэму о Троянской войне (Suda s. v. Παλαμήδης). Вручение Паламеду верховного командования и убийство им Сарпедона, у Гомера убитого Патроклом (Il. XVI. 465—508), и Деифоба (у других авторов пережившего Париса, взявшего в жены Елену и убитого Менелаем при падении города), и смерть самого Паламеда от руки Александра — нововведение Дарета. У Диктиса (Dict. Cret. I. 19—23) Агамемнон лишается верховного командования на несколько дней еще в Авлиде из-за отказа принести в жертву Ифигению; тогда власть была поделена между Паламедом, Диомедом, Аяксом Теламонидом и Идоменеем. 69. Гектор убивает беотийца Аркесилая и Профоенора: Аркесилай у Гомера также убит Гектором (Il. XV. 330), Профоенор погибает от руки Полидаманта (Il. XV. 450—460). [В книге слово «беотийца» есть в примечании, но в тексте отсутствует. —Halgar Fenrirsson.] 70. Менелай начинает преследовать Александра: бой Менелая с Александром описывается в третьей песне «Илиады». У Гомера Париса спасает Афродита, а у Дарета — ее сын. 71. Диомед Антифа и Месфла…: из четырнадцати перечисленных Даретом погибших воинов Гомер ничего не сообщает о смерти восьми из них: Иалмена, Эпистрофа, Поликсена, Нирея, Эвфема, Гиппофоя, Пилея, Месфла. Имена этих вождей взяты из каталога кораблей и союзников троянцев. Схедий (Il. XVII. 306) у Гомера также убит Гектором, Астеропей (Il. XXI. 140) Ахиллом, остальные вожди — другими троянскими и греческими героями, чем у Дарета: Элефенор (Il. IV. 463—470) Агенором, а не Гектором, Диор (Il. IV. 517) фракийцем Пиросом, Амфимах (Il. XIII. 185) Гектором, а не Энеем, Антиф (Il. XI. 100) Агамемноном, а не Диомедом. 72. Троянцы радостные возвращаются в лагерь: «в лагерь», очевидно, ошибка переписчика. Р.П. Кларк (CQ 1914) считает, что эти слова относятся к предыдущему предложению (ср. однако, Il. V. 310—315, где Гектор вопреки советам Полидаманта разбивает на ночь лагерь вместо того, чтобы вернуться в город). 73. Подойдут войска из Фригии: о союзных Агамемнону войсках, находящихся во Фригии, ранее не упоминалось. О них скорее мог говорить Приам, который набирал войска во Фригии (гл. XV). Либо следует предположить, что отряд греков был послан во Фригию. 74. Улисса и Диомеда: традиция объединять этих двух героев, начало которой положил Гомер в «Долонии», была развита киклическими и трагическими поэтами (вдвоем они привозят Ифигению в Авлиду, губят Паламеда, привозят Филоктета с Лесбоса, похищают Палладий и др.). У Дарета Улисс помимо каталога кораблей и перечня портретных характеристик упомянут только трижды, всегда в паре с Диомедом. 75. Долон, идущий из Трои: у Дарета, выпустившего все детали гомеровского изложения, роль Долона остается непонятной. Шеттер (Schätter W. Beobachtungen zum Dares Latinus // Hermes 116, 1988. P. 94—115) считает, что в этом месте сокращен первоначальный текст «Истории», говоривший о том, что Долон провожает греков в Трою и передает их просьбу Приаму. 76. Убивая Фидиппа и Антифа: Фидипп и Антиф — вожди калиднийцев, у Гомера их смерть не упоминается, Аполлодор (Apld. Epit. VI. 15) и Цец (Tzetz. sch. Lyc. 911) описывают их странствия после окончания войны. 77. Ликаона и Форкия: Ликаон упоминается в «Илиаде» (Il. XXI. 34). Он был сначала захвачен в плен и продан в рабство, но затем все же убит Ахиллом. Форкий упоминается в «Илиаде» только в списке троянских вождей (Il. II. 862); упоминается также троянец Форк, сын Фенопса, убитый Аяксом (Il. XVII. 218; 312—317). 78. Посылает послов к Агамемнону: традиция не знает ни одного посольства троянцев к грекам. 79. Опечаленная Андромаха: прощание Гектора с Андромахой из шестой песни «Илиады» (Il. VI. 140) Дарет сюжетно усложняет и приурочивает ко дню гибели Гектора. 80. Пронзил дротиком бедро Сфенела: Идоменей, Леонтей, Сфенел и Полипет (Il. XXIII. 492; 511; 836—841) принимают участие в погребальных играх в честь Патрокла. В «Одиссее» (III. 185) Нестор рассказывает о благополучном возвращении Идоменея домой. Аполлодор (Apld. Epit. VI. 2. 9—10) и Цец (Tzetz. sch. Lyc. 427—430; 910) повествуют о судьбе Леонтея, Полипета и Идоменея после окончания Троянской войны. Ификл остается жив, участвует в тех же играх (Il. XXIII. 636). Меркерий заменяет его имя именем Ифиноя, убитого в «Илиаде» Главком (Il. VII. 14). 81. Полипета: см. предыдущее примечание. 82. И не отступал, пока не убил его: поединок Гектора с Ахиллом у Дарета не имеет ничего общего с его описанием в «Илиаде» (XXII. 213—330). 83. Мемнон: Мемнон, по версии Дарета, с самого начала принимал участие в войне. В других источниках (Od. IV. 189; XI. 523; Эфиопида p. 47 Davies; Quint. Sm. II. 10; 235; 452; Dict. Cret. IV. 6; Tzetz. Posthom. 234) Мемнон с войском приходит на помощь троянцам уже после смерти Пенфесилеи и убивает Антилоха, после чего погибает в бою с Ахиллом. Их битва описывалась в трагедиях Эсхила «Взвешиванье душ» (F 279—280a Radt) и Софокла «Эфиопы» (F 28—33 Radt). 84. Хоронит Гектора перед воротами: место погребения Гектора в «Илиаде» не указано (Il. XXIV. 782—788). 85. Погибает от тяжелых ран: Тлеполем убит Сарпедоном в «Илиаде» (V. 660). 86. Фереец, сын Адмета: личное имя Эвмела опущено. Эвмел участвует в погребальных играх в честь Патрокла уже после смерти Сарпедона (Il. XXIII. 288). 87. Окружают их валом и рвом: в «Илиаде» эту работу делают греки со своим лагерем (VII. 417—442). 88. И страстно полюбил ее: Поликсена у Гомера не упоминается. Эпизод «Киприй», реконструируемый по изображениям на вазах, связывал знакомство Ахилла с Поликсеной с убийством им Троила, приведшего своего коня на водопой, где была и пришедшая за водой Поликсена. Позднейшие авторы знакомят Ахилла с Поликсеной во время перемирия (Philostr. Her. 51. 4; Dict. Cret. III. 2—3; Tzetz. Posthom. 385—423). У Диктиса это перемирие заключено еще при жизни Гектора, у Филострата и следующего ему Цеца приурочено к его похоронам, а у Дарета — к годовщине. У второго Ватиканского мифографа (206) Ахилл первый раз видит Поликсену, объезжая стены Илиона с привязанным к колеснице трупом Гектора; Поликсена бросает вниз свои серьги и браслеты, надеясь выкупить тело брата. 89. Раба-фригийца: у Диктиса это Автомедон (Dict. Cret. III. 2). 90. Союз будет освящен по закону: у Диктиса (Dict. Cret. III. 2—3) Гектор требует от Ахилла сдачи всего греческого войска и смерти Атридов и Аякса Теламонида. После смерти Гектора Приам предлагает обменять Поликсену на тело сына (Dict. Cret. III. 27). 91. Ахилл не выходит на битву: только Дарет объясняет гнев Ахилла желанием жениться на Поликсене, Филострат (Philostr. Her. 48. 6) называет его причиной смерть Паламеда, а Диктис (Dict. Cret. II. 33—34), как и Гомер, утратой Брисеиды. 92. Парис пронзает его шею стрелой: о смерти Деифоба, Сарпедона и Паламеда см. прим. к главе XX. 93. Поджигают корабли: поджог кораблей троянцами и мужественное сопротивление Аякса Теламонида ср. Il. XV. 592—746. 94. С наименьшим раздором: ср. эпизод в «Илиаде» (IX. 79—113), где Нестор на ночном совете убеждает войско и Агамемнона помириться с Ахиллом и убедить его снова участвовать в войне. 95. Троил: Троил один раз упоминается у Гомера (XXIV. 257): Приам говорит о нем, оплакивая гибель Гектора; после смерти их двоих и Местора, также убитого Ахиллом (Apld. Epit. III. 32), у него не осталось храбрых сыновей. В «Киприях» (p. 32 Davies; детали эпизода восстанавливаются по вазовой живописи, а также Apld. Epit. III. 32) описывается смерть Троила у алтаря в святилище Аполлона Фимбрейского, где он скрылся после того, как Ахилл напал на него из засады, когда Троил поил у источника коня или, согласно Софоклу (в трагедии «Троил», F 618—635 Radt), тренировал его. Очевидно, ранние сказания связывали смерть Троила (по некоторым источникам сына Аполлона: Lyc. cum sch. Tzetz. 308—315; Apld. III. 12. 5; Dion Chr. Or. XVI) со смертью самого Ахилла от руки Аполлона. Троил упоминался также у Фриниха (F 13 Snell). У позднейших авторов Троил, еще ребенок (sch. Pind. Pyth. II. 121; Verg. Aen. I. 475; Hor. Carm. II. 9, 15; Quint. Sm. IV. 431), погибает в неравной схватке с Ахиллом (Quint. Sm. IV. 449; Sen. Ag. 474; Auson. Epit. 18). Ликофрон (307 слл.) и Сервий (Serv. Aen. I. 474) сообщают о любви Ахилла к Троилу: ребенок убегает от Ахилла в святилище Аполлона и умирает в его объятиях (или заколот им у алтаря, так как не согласился ответить ему взаимностью). У Диктиса (Dict. Cret. IV. 9) Троил, также очень юный, захвачен в плен вместе с Ликаоном (о нем см. прим. к главе XXIII) и обезглавлен по приказу Ахилла перед стенами Трои. Смерть Троила, чье имя образовано от имен двух основателей торода — Троса и Ила — становится символическим событием, одним из условий разрушения города, наряду с похищением Палладия, присутствием в лагере костей Пелопса и приездом Филоктета, хранившего стрелы Геракла (ср. Plaut. Biccb. 533). Первый Ватиканский мифограф (210) сообщает, что «Троя не могла бы быть разрушена, если бы Троил дожил до двадцати лет». Версия Дарета, у которого Троил взрослый, мужественный воин, заменивший Гектора после его смерти, имеет аналогию только у Цеца (Tzetz. Posthom. 382), у которого Троил, уже носящий бороду, погибает после смерти Мемнона в схватке с Ахиллом на берегу Скамандра. Средневековые истории о Троиле см. предисловие, стр. 65. 96. Отправляет к Ахиллу Улисса, Нестора и Диомеда: ср. «Илиада» (IX. 162—655), где послами к Ахиллу являются Феникс, Одиссей и Аякс. 97. Созывает всех вождей на совет: ср. «Илиада» (X. 1—218). 98. Калхант, совершив гадание, ответил: у Гомера (XIII. 124—443) образ Калханта принимает Посейдон. 99. Ранит также и его: у Гомера Диомед ранен Парисом (XI. 343—400), Агамемнон Кооном (XI. 216—283), Одиссей — Соком (XI. 401—486), Махаон Парисом (XI. 505—520); Менелай ранен ранее Пандаром (IV. 100). 100. Агамемнон отправляется к Ахиллу: у Гомера Ахилл сам посылает Патрокла узнать, как идет сражение, и Нестор убеждает Патрокла уговорить Ахилла помочь ахейцам (XI. 597—800), но войска Ахилла во главе с Патроклом выходят на бой только на следующий день после битвы у кораблей (XVI. 101—124), и сразу же греки начинают побеждать троянцев. 101. Аякс Теламонов препятствует ему: ср. «Илиада» (XIII. 808—819; XIV. 410—420; XV. 675—746). 102. Ахилл, заметив яростный натиск Троила: у Гомера выход Ахилла мотивируется смертью Патрокла. 103. И сбрасывает запутавшегося Троила: при всем отличии трактовки образа Троила у Дарета от традиционной причиной его гибели опять-таки является конь. 104. Уходит с поля боя: Павсаний описывает изображение поединка Ахилла с Мемноном на троне Аполлона в Амиклах (Paus. III. 8. 12) и ларце Кипсела в Олимпии (Paus. V. 22. 2). Ни одно ранение Ахилла другим источникам неизвестно (кроме Диктиса, который сообщает о ранении Ахилла в руку Геленом — Dict. Cret. V. 6): ведь он был неуязвим. 105. Остальные бежали в город: ср. «Илиада» (XVII) — бой над телом Патрокла. 106. Так Ахилл погибает в засаде: смерть Ахилла предрекают в «Илиаде» (XXII. 359; XIX. 404) умирающий Гектор и конь Ахилла, Ксанф: Ахилл будет убит Аполлоном и Парисом у Скейских ворот; Фетида предвещает сыну (XXI. 277) смерть от стрел одного Аполлона. В «Одиссее» (XXIV. 40) говорится о смерти Ахилла в бою, которую знает большинство авторов. Ее виновником называют одного Париса (Eur. Нес. 387; Andr. 655), или Париса вместе с Аполлоном (Эфиопида, p. 47 Davies; Apld. Epit. V, 3), направившим стрелу (Verg. Aen. VI. 56—58; Ovid. Met. XII. 597—609) или принявшим его облик (Hyg. Fab. 107), или одного Аполлона (Aesch. in Plat. Rep. 383A = F 350 Radt; Soph. Phil. 344; Hor. Carm. IV. 6. 1; Quint. Sm. III. 60). Стрела попала в лодыжку, единственное уязвимое место героя. Поздние авторы обычно изображают Ахилла предательски убитым Парисом в храме, куда он приходит для обсуждения условий брака с Поликсеной (Serv. Aen. VI. 57; Lact. Plac. sch. Stat. Achill. I. 134; Philostr. Her. 51. 1—2; I Myth. Vat. 36, II Myth. Vat. 205), в то время как Деифоб обнимает его как бы в порыве дружбы (Tzetz. Posthom. 385—423; Dict. Cret. IV. 10—11; Hyg. Fab. 110). У Диктиса, версия которого ближе всего даретовской, вестника Ахиллу посылает Приам; Антилох сопровождает Ахилла только у Дарета. У других авторов Ахилл мстит за его смерть Мемнону. 107. Они несут их в лагерь: у Аполлодора (Apld. Epit. V. 4) тело Ахилла выносят из боя Аякс и Одиссей, у Диктиса (Dict. Cret. IV. 10—11) они вместе с Диомедом, ворвавшись в храм Аполлона, застают Ахилла еще живым. 108. Передать его родственнику Аяксу: Дарет опускает спор о доспехах Ахилла между Аяксом и Одиссеем, так называемый «Суд об оружии» (Od. XI. 542; Эфиопида p. 47 Davies; Малая Илиада p. 52 Davies; ibid. F 2; Aesch. F 174—178 Radt; Soph. Ai.; Quint. Sm. V. 121 и др.). У Диктиса (Dict. Cret. IV. 15) и Малалы (Malalas, Chron. V, p. 112) они спорят о Палладии. 109. Ликомед охотно соглашается: за Неоптолемом обычно едет Одиссей (Od. XI. 506; Малая Илиада p. 52 Davies; Tzetz. Posthom. 523) с Фениксом (Soph. Phil. 343; Apld. Epit. V, 11) или с Диомедом (Quint. Sm. V. 97; VII. 69) и передает ему доспехи отца (Малая Илиада loc. cit.; Apld. loc. cit.). У Филострата Младшего (Imag. 2) Неоптолема привозит один Феникс, у Малалы (Malalas, Chron. V, p. 142) Тевкр. У Диктиса (Dict. Cret. IV. 15) он прибывает сам. 110. Без доспехов бьется Аякс: доспехи он отдал Неоптолему. 111. Пока не убивает его: у других авторов Александр погибает от стрел Филоктета, смазанных ядом Лернейской гидры (Малая Илиада, p. 52 Davies; Apld. Epit. V. 8—10; Quint. Sm. X. 206; Dict. Cret. IV. 19; Malalas, Chron. V, p. 110). 112. Он умирает: у других авторов Аякс кончает жизнь самоубийством, оскорбленный тем, что доспехи (или Палладий — Dict. Cret. IV. 15; Malalas, Chron. V, p. 112) достались Одиссею (Od. XI. 542; Soph. Ai. и др.). 113. Преследует их до самого города: подвиги Диомеда описывались в V песне «Илиады». 114. Оружие его отца Ахилла: см. прим. к главе XXXV. 115. Горько рыдает на кургане отца: ср. Dict. Cret. IV. 21; Quint. Sm. IX. 50—60. 116. Пентесилею: Пентесилею, царицу амазонок, согласно традиционной версии, побеждает Ахилл (Эфиопика, p. 47 Davies; Diod. Sic. II. 46. 5; Quint. Sm. I. 18; 277; 538; Tzetz. Posthom. 6; 110; 136; Tzetz. sch. Lyc. 999; Dict. Cret. IV. 2), Неоптолем же Эврипила, сына Телефа (Od. XI. 516—521; Apld. Epit. V. 12 и др.). 117. И заключить мир: у Гомера на совете троянцев он также предлагает выдать Елену и сокровища грекам (VII. 347—353). Ср. у Диктиса (Dict. Cret. V. 2) — Антенор осуждает осквернение храма Аполлона, похищение Елены Парисом, призывает троянцев заключить мир. 118. Сын Приама Амфимах: у Гомера Антимах, не названный сыном Приама, немолодой троянец, имеющий троих сыновей; подкупленный Парисом, он на советах всегда возражал тем, кто предлагал выдать Елену ахейцам (Il. XI. 124), и предлагал умертвить греческих послов Одиссея и Менелая (Il. XI. 138—141), их спас Антенор (Apld. Epit. III. 29; Dict. Cret. I. 11). Ср. также рассказ об Антимахе у Диктиса (Dict. Cret. II. 23—24; V. 4). 119. Эней… возражает Амфимаху… Полидамант советует то же: Эней у Диктиса советует возвратить Елену (Dict. Cret. II. 26 — что кажется троянцам доказательством его ненависти к Приаму), а после коварного убийства Ахилла и осквернения храма отказывается сражаться (Dict. Cret. IV. 17). Полидамант в «Илиаде» (XII. 60; XVIII. 255) отличается от Гектора и Приамидов умеренностью и осторожностью. 120. В верхней крепости: верхняя крепость — троянский Пергам. 121. Амфимах… нападет… и перебьет: заговор Приама с Амфимахом и его намерение убить Антенора, Энея и Полидаманта — нововведение Дарета. У Диктиса (Dict. Cret. V. 3) Приам соглашался на требование троянцев заключить мир. 122. Тайно встречаются Антенор, Полидамант, Укалегон и Долон: Укалегон (Il. III. 148 — в списке троянских старцев) и Долон (Il. X. 455 — убит Диомедом) являются участниками заговора только у Дарета. У Гомера спасение Антенором греческих послов (Il. XI. 140) говорило о его великодушии, но не об измене. Согласно «Малой Илиаде» (Paus. X. 26. 8), Одиссей узнал в ночь взятия Трои раненого Геликаона, сына Антенора (или Главка — Apld. Epit. V. 21), и спас его от смерти. Существовала трагедия Софокла «Антенориды» (F 137—139 Radt), в которой рассказывалось, как в ночь взятия Трои греки повесили на дом Антенора шкуру леопарда, чтобы уберечь его от разрушения (ср. Str. XIII.I. 55). На картине Полигнота (Paus. X. 27. 3) был изображен дом Антенора со шкурой леопарда и сам Антенор с сыновьями, включая Главка, собирающиеся бежать из разоренной Трои. Рассказ о предательстве Антенора появляется у позднейших авторов: он или его жена Феано выдают грекам Палладий (Tzetz. Posthom. 515; Dict. Cret. V. 8; Suda s. v. Παλλάδιον; Malalas, Chron. V, p. 105); у Диктиса Антенор с сыновьями и Эней договариваются с Агамемноном, Одиссеем, Идоменеем, Диомедом. Их условия — передача половины богатств Приама, вручение царской власти одному из сыновей Антенора (Dict. Cret. IV. 22) и неприкосновенность дома Энея (ср. Дарет гл. XX). Антенор убеждает Приама принять условия мира, троянцы передают грекам большой выкуп (Dict. Cret. V. 10—11), греки отплывают, оставив деревянного коня, мысль о котором подсказывает им Гелен, а по версии Малалы — сам Антенор (Malalas, Chron. V, p. 110). После разорения города Антенор устраивает пир (Dict. Cret. V. 16), Энея ахейцы уговаривают ехать в Грецию и обещают там царство. По другим источникам Антенор сам открывает ворота (как у Дарета) и коня (Tzetz. sch. Lyc. 340—347; Serv. Aen. I. 245; II. 15; Dion. Hal. I. 46; Malalas, Chron. V, p. 107). Энея греки отпустили (Apld. Epit. V. 21) из-за уважения к его благочестию (ср. Xenoph. Cyneg. I. 15; Verg. Aen. II. 699; Quint. Sm. XIII. 315—327). 123. Неоптолем возражает им: — ср. Il., XI. 510—512, где Одиссей в Аиде рассказывает Ахиллу, что Неоптолем всегда достойно выступал на военных советах и его превосходили в мудрости только он сам и Нестор. 124. Синон: Синон согласно традиции зажег сигнальный огонь для ахейцев (Разрушение Илиона, p. 62 Davies; Apld. Epit. V. 19; Lyc. cum sch. Tzetz. 344; Tzetz. Posthom. 700—707; Quint. Sm. XIII. 23—25; Dict. Cret. V. 12; Tryphiod. 487—521). У Аполлодора и Трифиодора он разжигает огонь на могиле Ахилла, у Вергилия (Verg. Aen. II. 254) и Гигина (Hyg. Fab. 108) открывает деревянного коня, увидев огонь, зажженный на корабле Агамемнона. 125. Снаружи была изваяна голова коня: неизвестное другим источникам рационалистическое толкование, к которому сведена история «Троянского коня». См. о нем Od., VIII. 500—520 и др. 126. Зажгли огонь: рассказ о том, что огонь зажгли отряды Антенора и Анхиза — оригинальная версия Дарета. 127. Неоптолем… преследует Приама и обезглавливает: о смерти Приама от руки Неоптолема ср. Разрушение Илиона p. 62 Davies; Eur. Troad. 16, Hec. 22—24; Verg. Aen. II. 533—558; Apld. Epit. V. 21; Paus. IV. 17. 4; Quint. Sm. XIII. 220—250; Tryphiod. 634—639; Tzetz. Posthom. 732; Dict. Cret. V. 12. 128. Эней прячет ее у своего отца Анхиза: передача Поликсены Энею — оригинальная версия Дарета. 129. Андромаха и Кассандра прячутся в храме Минервы: опущено изнасилование Кассандры Аяксом Локрийским в храме Минервы, что явилось причиной его гибели (Разрушение Илиона 62 Davies; Возвращения p. 67 Davies; sch. N 66; Verg. Aen. II. 403—406; Paus. I. 15. 2; V. 2. 6; V. 19. 5; X. 26. 3; X. 31. 2; Quint. Sm. XIII. 420—429; Tryphiod. 647—650; Dict. Cret. V. 12; I Myth. Vat. 180). У Филострата (Philostr. Her. 31. 4) Агамемнон хочет отобрать у Аякса Кассандру, из-за чего между ними возник спор. 130. Добычу приказывает сложить в середину: ср. Dict. Cret. V. 13. 131. Гелену: у других авторов Гелен попал к грекам еще раньше, или будучи взят в плен (Apld. Epit. V. 9—10), или перейдя по собственной воле, оскорбленный нечестивым убийством Ахилла (Dict. Cret. IV. 18). 132. Кассандре: по традиционной версии Кассандру увез Агамемнон (Aesch. Agam. 1380; Eur. Troad. 353—405; Apld. Epit. V. 23; VI. 23; Quint. Sm. XIV. 20—23; Paus. X. 27. 1). 133. И Андромаху: Андромаху увез с собой Неоптолем (ср. Малая Илиада F 20 Davies; Разрушение Илиона p. 62 Davies; Eur. Troad. 660; Andr. 15), после его смерти она была передана Гелену (Verg. Aen. III. 294; Eur. Andr. 1245; Paus. I. 11. 1). 134. Они всегда любили его: непонятное место. 135. Недостаточно сделано для подземных богов: жертвоприношения Поликсены требует дух Ахилла, явившись над своей могилой (Eur. Hec. 107, 218; Sen. Troad. 168, 936, 1118; у последнего Ахилл собирается жениться на ней на Елисейских полях) или же во сне Агамемнону (Ovid. Met. XIII. 439) или Неоптолему (Quint. Sm. XIV. 210), угрожая штормами задержать греческий флот в Трое. 136. Закалывает ее на кургане своего отца: ср. выше, а также Serv. Aen. III. 322; Hyg. Fab. 110; Apld. Epit. V. 23; Tryphiod. 686; Tzetz. sch. Lyc. 323; Dict. Cret. V. 13. У Филострата (Philostr. Her. 51. 6; Vita Apollonii XIV. 16. 4) Поликсена, влюбленная в Ахилла, еще до взятия Трои бежит из нее и закалывается на его могиле; согласно схолиям к Еврипиду (Eur. Нес. 41) она была смертельно ранена Одиссеем и Диомедом при взятии Трои и похоронена Неоптолемом. Миф о жертвоприношении Поликсены возник раньше мотива любви Ахилла к ней и излагался уже в «Разрушении Илиона» (p. 62 Davies) и в «Поликсене» Софокла (F 522—528 Radt). 137. Эней с ними отправляется: у Гомера Энею предрекается власть над троянцами после смерти Приама (Il., III. 300—309). Этой версии следует Диктис (Dict. Cret. V. 17): Эней воцарился в Трое и изгнал оттуда Антенора. Версия о прибытии Энея в Италию известна с эллинистического времени (Lyc. 1234; Verg. Aen. passim; Ovid. Met. XIII. 623—726, XIV. 72—157; XIV. 441—662; Paus. II. 23. 5; III. 22. 11; VIII. 12. 8; X. 17. 6). 138. Через несколько дней: ссора Агамемнона и его брата относительно отплытия описывалась в поэме «Возвращения» (p. 67 Davies). 139. Гелен: после войны Гелен отправился с Неоптолемом (Apld. Epit. VI. 12; Serv. Aen. II. 166; Myth. Vat. 14. 28), взял в жены Андромаху до смерти Неоптолема (Serv. Aen. III. 297; I Myth. Vat. 45) или после (Eur. Andr. 1245) и правил в Эпире, в Хаонии (Verg. Aen. III. 294) или в Молоссии (Paus. I. 11. 1), которую, согласно Диону Хризостому (II. 1. 208), захватил еще до конца Троянской войны. Диктис (Dict. Cret. V. 16) сообщает, что Неоптолем отдал ему сыновей Гектора и Андромахи Астианакса и Лаомедонта (Dict. Cret. III. 20). 140. И матерью Гекубой: ср. Apld. Epit. 5. 23. Доставшись Одиссею (Apld. loc. cit., Serv. Aen. III. 6), Гекуба превратилась в собаку, когда ее побивали камнями греки (Qu. Sm. XIV. 347, Dict. Cret. V. 16 — у последнего превращение отсутствует) или фракийцы (Ovid. Met. XIII. 565), мстя за Полиместора; или же когда она бросилась с корабля в море (Hyg. Fab. 111) и стала спутницей Гекаты (Lyc. 1176 cum sch.). 141. Херсонес: имеется в виду Херсонес Фракийский (ср. Apld. Epit. V. 23; Eur. Hec. arg; 34), где находилась ее могила, называвшаяся Киноссема (Ovid. Met. XIII. 565). По Диктису (V. 16), она находилось около Абидоса; Ликофрон (loc. cit.) сообщает, что Одиссей воздвиг кенотаф Гекубы на Пахине в Сицилии. 142. Он остался вместе со сторонниками Антенора: у Пиндара (Pyth. V. 83) Антенор и его сыновья уплыли в Кирену в Ливии. Более распространенная версия завершает его странствия в Адриатическом море, где он основал Патавиум (Verg. Aen. I. 243—246; Str. V. 212; XII. 543, 552; Tryphiod. 656; T. Liv. I. 1; Eustaph. ad Hom. p. 405 в стране энетов) или город на Черной Коркире (Dict. Cret. V. 17). Согласно Страбону, он добрался до Иберии, где основал Океллу (Dict. Cret. III. 157). В Трое Антенор остается только у Дарета. 143. 403 тысячи: употребленное здесь латинское числительное может быть понято двояко: и как 403 000 и как 3 400. Последняя цифра, хотя и соразмерна числу спутников Антенора и Гелена, несоразмерна числу погибших — 676 000. Если принять перевод 3 400, получается, что в Трое оставалось всего 7 100 человек, тогда как 676 000 погибли. 144. Кто из троянцев убил кого из греков: каталоги убитых, составленные по самой «Истории» одним из средневековых переписчиков или редакторов, имеются во многих рукописях и переработках Дарета. Имена собственные выправлены издателями. Аналогичные списки см. Hyg. Fab. 113, где есть еще каталог поединков (112), на который здесь намекает описание смерти Александра и Аякса. 145. Из вождей, не считая плебеев: у Гигина есть и цифры убитых героями «плебеев» (Hyg. Fab. 114—115).
ДАРЕТ ФРИГИЙСКИЙ |