ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В примечаниях к этому и следующему трактатам не повторяются традиционные версии мифа, изложенные в комментариях к Палефату, на которые даются соответствующие ссылки.

2. Взгляд Горгон смертелен для людей: Эсхил. Пром. 798—800; Аполлодор. II. 4. 2—3. Появление Пегаса из головы Медузы: Гесиод. Теог. 280 сл.; Овидий. Метаморфозы. IV. 779—786.

3. Ср. Палефат, прим. 39.

4. Превращение Кенея из женщины в мужчину — поздняя, вероятно, эллинистическая версия. Ср.: Овидий. Метаморфозы, XII. 470—476; Аполлодор. Эпитома. I. 22. См. также: Палефат, гл. X и прим. 20.

5. Традиционная версия: Гесиод. Теог. 517—519. По другим вариантам, Атлант держит на себе столб (Эсхил. Пром. 347—350) или столбы (Гом. Од. I. 52—54), подпирающие небо. Евстафий в комментариях к «Одиссее» (1390, 16 слл.) передает, что Атлант, живя в Ливии, умел предвидеть и предсказывать будущее по движению звезд; далее воспроизводится прямо противоположное мнение Дионисия Периегета, согласно которому на горе Атланте в Ливии стоит высокая бронзовая колонна, вздымающаяся к небу.

6. См. Палефат, гл. I и прим.

7. По версии, изложенной в поздних источниках, Тиресий был превращен в женщину за то, что ударил палкой спаривающихся змей. Мужскую природу он вернул себе только семь лет спустя, когда снова застал змей в таком же положении и ударил их, — см. Аполлодор. III. 6. 7, со ссылкой на Гесиода.

8. См. Палефат, гл. II и прим.

9. Роль Дедала в изложении Гераклита непонятна, и посредничество его совершенно не нужно, коль скоро речь идет о связи с нормальным мужчиной, а не с быком.

10. Ср. Палефат, гл. XXII и прим.

11. О крылатых сандалиях, подаренных Персею Гермесом, см. Аполлодор. II. 4. 2.

12. Ср. Палефат, гл. XXVII и прим.

13. Вероятно, надо добавить: « …если не последуют его советам».

14. Встреча Одиссея с Киклопом впервые описана в «Одиссее» (IX. 105—542),

15. См. Палефат, гл. XIII и прим.

16. Ср. Палефат, гл. XXXI и прим. 65. Последнюю фразу Феста заключил в квадратные скобки, так как перечисление персонажей по именам не в стиле Гераклита (см. то же самое в гл. XXXVI). К тому же сторожами золотых яблок никто Форкид не считал, и в дополнении, попавшем в текст из примечания на полях, их, по-видимому, приравняли к сторожившему сад Гесперид Дракону, который был сыном Форкиса. См. Гесиод. Теог. 333—335.

17. О Сиренах см. Гомер. Од. XII. 39—46, 181—191.

18. Ср. Палефат, гл. XXVIII и прим.

19. О Кирке см. Гомер. Од. X. 233—243, 316—347.

20. Имеются в виду огнедышащие быки, которых должен был в качестве испытания запрячь в ярмо Ясон, — см. Аполл. Родос. III. 407—412, 1284—1320; Овид. Метаморфозы. VII. 104—119.

21. Ср. Палефат, гл. XXXVIII и прим. 76.

22. Ср. Палефат, гл. III и прим. 9.

23. Ср. Палефат, гл. XVIII и прим. 34.

24. См. Палефат, прим. 80.

25. О нисхождении Орфея в Аид за Евридикой см.: Вергилий. Георг. IV 467—487; Гораций. Оды. III. 11. 13—20; Овидий. Метаморфозы. X. 13—57.

26. Ср. Палефат, гл. LII и прим. 104.

27. Ср. Палефат, гл. XXXIII и прим. 73.

28. См. Палефат, гл. XXX и прим. 59—62.

29. Разъяснение, в котором смешаны Пан и сатиры, попало в текст рукописи, скорее всего, из приписки, сделанной на полях ее прототипа.

30. Ср.: Пиндар. Пиф. III. 54—58; Аполлодор. III. 10. 4.

31. Шапкой Аида пользуется в «Илиаде» (V. 844 сл.) Афина. Применительно к Персею см. Палефат, прим. 65.

32. В этой главе достаточно искусственно соединено несколько мифов. О похищении Бореем афинской царевны Орифии см.: Платон. Федр. 229 de; Аполл. Родос. I. 212—218; Овид. Метаморфозы. VI. 683—710. Ганимеда как любимца Зевса упоминают уже Ил. XX. 232—235 и Еврип. Троянки. 819—824, 845 сл.; однако похищение его Зевсом в облике орла является, скорее всего, эллинистической версией, см.: Палат. Антол. XII. 64, 65; Овид. Метаморфозы. X. 155—161; о любви Тифона и Эос см.: Еврип. Троянки. 847—857. Что же касается любви Афродиты к Анхису, то здесь не было никакого похищения, а богиня сама явилась к Анхису, пасшему свои стада в окрестностях г. Иды, — см. гомеровский гимн к Афродите.

33. Миф о Протее — морском старце, способном принимать обличья льва, пантеры, воды, огня, — «Одиссея». IV. 413—418, 456—458. Образ Протея подвергался уже в классические времена аллегорическим толкованиям, но морализующее объяснение мифа, приводимое у Гераклита, принадлежит, по-видимому, ему самому.

34. Подробнее об обстоятельствах, при которых пес Кефала гнался за Тевмесской лисой, см. Аполлодор. II. 4. 7. См. также Палефат, прим. 14; Антонин Либерал. XLI; согласно Эратосфену (Созвездия, 33), Зевс превратил в камень только лису, а пса — в созвездие.

35. Ср. Палефат, гл. VII и прим.

36. Пребывание Одиссея у Калипсо описано в «Одиссее» (V. 55—269). Ее обещание даровать ему бессмертие: V. 208 сл.; VII. 256 сл.

37. В схолиях к Аристофану («Осы», 1035; «Мир», 758) и у Диодора Сицилийского (ХХ. 41. 3—6) излагается история о том, как Ламия, дочь Бела и Ливии, возбудила к себе любовь Зевса, вследствие чего Гера из ревности лишила ее разума, и Ламия умертвила собственных детей. От отчаяния она потеряла свою красоту и стала похищать и губить чужих детей. Источник этого рассказа, скорее всего, Дурид, на «Ливийскую историю» которого есть ссылка в схолиях к «Осам». О способности Ламии вынимать глаза из глазниц пишет Плутарх («О любознательности», гл. 2).

38. По наиболее распространенной версии мифа, фракийский царь Терей получил в жены афинскую царевну Прокну. Отправившись по ее просьбе в Афины, чтобы привезти на свидание с Прокной ее сестру Филомелу, он на обратном пути изнасиловал девушку и вырезал у нее язык, чтобы скрыть свое преступление. Однако Филомела сумела сообщить сестре о происшедшем с помощью рисунка, вытканного на полотне. Сестры убили Итиса, единственного сына Терея и Прокны, и подали его на обед отцу. Обнаружив преступление, Терей в ярости бросился на сестер, но боги превратили всех трех в птиц: Терея — в удода, Прокну — в соловья, Филомелу — в ласточку, См.: Овид. Метаморфозы. VI. 426—674; Павс. I. 41. 8; X. 4. 8 сл.; Аполлодор. III. 14. 8. В других источниках (в том числе у многих римских поэтов) в соловья превращается Филомела, в ласточку — Прокна. Попытка рационального толкования мифа — у Павсания (I. 5. 4).

39. Гелиады — сестры Фаэтона, низвергнутого Зевсом в р. Эридан (По). Оплакивая брата, они превратились в тополя, их слезы — в янтарь. См.: Овид. Метаморфозы. II. 340—366.

40. Панопт — прозвище стоглазого Аргоса, приставленного Герой следить за Ио, чтобы к ней не приблизился Зевс (Овид. Метаморфозы. I. 624—629).

41. Богиня Луны Селена, влюбившись в прекрасного юношу Эндимиона (пастуха или охотника), однажды оставила свою колесницу, чтобы посетить его в отдаленной пещере, — см.: Аполл. Родос. IV. 57 сл.; Катулл. 66. 5 сл.; Аполлодор. I. 7. 5.

42. Когда кто-то спросил… — переведено по предложению Фесты ἐρωτηθεὶς δὲ вместо ркп. ἐρωτηθεῖσα «спрошенная», ибо в этом случае дальше бы стояло не παρά τινος («кем-то»), а παρ᾿αὐτοῦ («им самим», т.е. Эндимионом).

43. Достаточно путаное изложение. Во-первых, о священном стаде Гелиоса речь идет не в «Илиаде», а в «Одиссее» (XII. 340—365), и притом, не о быках, а о коровах. Во-вторых, для подкрепления своего толкования автор приводит цитату из «Илиады» (VI. 308 сл.), где имеются в виду как раз телки. В-третьих, использованная в качестве вывода цитата из «Одиссеи» (I. 34) относится не к спутникам Одиссея, а к Эгисфу, хотя сходная формула есть в «Одиссее» применительно к товарищам Одиссея (I. 7).

44. Арат. Явления. 132.

 

 


Гераклит. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИЛИ ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ МИФОВ, ПЕРЕДАННЫХ ВОПРЕКИ ПРИРОДЕ