ПРИМЕЧАНИЯ
ЭДИП.
Ст. 16—17. …как лавры мне дельфийские вещали… — В Дельфах Эдип получил предсказание, что убьет отца и женится на матери. Лавр — священное дерево Аполлона, особо почитаемое в Дельфах, где пророчица (пифия) венчалась лавровым венком и жевала лист лавра, очищаясь для прорицания. Ст. 30. …племя… кадмейское… — по Кадму, основателю Фив. Ст. 39—40. …Пса пыланъе умножает… Титан… — В июле Солнце входит в зодиакальное созвездие Льва и на горизонте появляется созвездие Пса. (Это самое жаркое время года называлось «каникулы» от латин. canis — «пес».) Ст. 42—43. Дирка и Исмен — источники близ Фив. Ст. 113. Смерть твоих бойцов истребляет, Либер… — то есть мор истребляет фиванцев, земляков Вакха (Либера), сына Семелы и внука Кадма, бывших якобы его спутниками в походе на Индию. Ст. 130. …семь ворот… — Беотийские Фивы иногда называют Семивратными в отличие от Стовратных Фив (египетских). Ст. 160. Толпа сестер… — То есть фурий, богинь мщения. Традиционно считалось, что их было три, но порой фигурирует одна, а порой множество. Ст. 163. …воды Стикса слились с сидонской струёй — то есть с финикийской (поэтически — сидонской) рекой Исменой, на которой некогда финикиец Кадм основал Фивы. Ст. 179. …вой Амфионовых псов — то есть фиванских собак. Амфион — фиванский царь, преемник Кадма. [Сильное упрощение. Амфион правил изрядно позже, чем Кадм. — HF.] Ст. 229. …Кастальская… струя. — Кастальский источник находился на склоне горы Парнас неподалеку от Дельф. Ст. 267. …наш берег… — то есть Истм, где расположен Коринф, который Эдип считает своей родиной. Ст. 269. Уста пророчицы киррейской… — то есть Дельфийской пифии (по Кирре — гавани Дельф). Ст. 279. Фокида — область в средней Греции. Ст. 282. …к двум морям в Сизифов край… — то есть в Коринф. Сизиф основал на Истме город, называемый сначала Коркирой, затем Ефирой и, наконец, Коринфом. Ст. 283. …к оленским нивам… — Олен — древний город в Этолии, в северной Греции. Ст. 307—328. Что ж пламя… — Описывается два вида гаданий — по огню и по дыму. Взвившийся огонь с тьмой наверху означает возвышение и гибель Эдипа; два спорящих языка пламени — вражду его сыновей Этеокла и Полиника; тьма около лица Эдипа предвещает его слепоту. Ст. 315. Ирида — Радуга, вестница Юноны. Ст. 340. От одного ль удара наземь падают? — Смерть жертвенных животных предвещает самоубийство Иокасты и самоослепление Эдипа. Ст. 360. …две головы лежат буграми равными… — снова предсказание вражды Этеокла и Полиника. Ст. 363. Враждебный бок… — Внутренность жертвы делилась на две части: «свою» и «вражескую». Чрезмерное развитие «вражеской» было дурным знаком. Ст. 364. …семь жил напрягши… — пророчество о семерых царях, пытавшихся вместе с Полиником завоевать Фивы. Ст. 371. Извращена природа… — намек на кровосмесительный союз Эдипа и Иокасты. Ст. 390. Ни тем, что высь на легких бороздят крылах… — Имеется в виду еще один, не использованный способ гадания — по полету птиц; в Риме он был едва ли не главным. Ст. 404. …тирсом… нисейским… — то есть вакхическим (см. коммент. к «Медее», ст. 384). Ст. 413. Митра — головная повязка, часто богато украшенная. Ст. 418. Мачехи… опасаясь… — то есть спасаясь от Юноны, преследовавшей не только земных возлюбленных Юпитера, но и его детей. Поэтому нисейские нимфы, получив Вакха на воспитание от Юпитера, скрывали его, переодев девочкой. Ст. 428. Аракс — река, впадающая в Каспийское море. Ст. 429. Силен — козлоногий сын Пана, воспитатель и спутник Вакха. Ст. 431. …беспутные мисты. — Таинства (мистерии) Вакха носили оргиастический характер и потому в Риме были запрещены. Ст. 432. …отряд бассарид… (буквально «лисьих») — то есть вакханок, одетых в лисьи шкуры. Ст. 433. Эдонская — то есть фракийская. Эдоны — фракийское племя. Ст. 437. Огигия — Беотия (по царю Огигу, правившему до Кадма) [Задолго до Кадма — HF.]. Иакх — культовое имя Вакха в Элевсинских мистериях. Небрида — шкура молодого оленя, которую носили вакханки. Ст. 442. Фиады (буквально «туевые») — вакханки, носившие венок из туи. Ст. 444—447. Матери Вакха сестра… — Ино, сестра Семелы, вскормившая (по некоторым мифам) новорожденного Вакха, стала потом, как и ее сын Палемон, морским божеством (под именем Левкотеи). Ст. 449. …шайкой похищен тирренской… — Похищенный тирренскими (этрусскими) пиратами Вакх превратил их в дельфинов. Ст. 457. …идейский лев… — Ида — горная цепь в Малой Азии, где был особенно распространен культ Кибелы, часто изображавшейся верхом на льве. Ст. 467. Пактол — лидийская река. Ст. 469. Геты — фракийские племена, жившие по нижнему Дунаю. Ст. 470. Массагеты — скифское племя, кочевавшее по северному берегу Каспийского моря. Ст. 471. Ликург — фракийский царь, враждебно встретивший Вакха и за это наказанный. Ст. 472—478. …где живут залаки — Залаки и гелоны обитали в лесистой северной Европе и занимались подсечным земледелием. Ст. 477. Эриманфские звезды — Большая и Малая Медведицы. Эриманф — гора в Аркадии, где обитала нимфа Каллисто, вознесенная на небеса в виде созвездия Большой Медведицы. Ст. 479. Суровые девы — амазонки, обитавшие, по преданию, на берегу северного Фермодонта. Ст. 484. Киферон — гора на границе Аттики и Беотии. Ст. 485. …Офионовым убийством. — Имеется в виду фиванский царь Пенфей, на которого перенесено имя спутника и помощника Кадма Офиона (в обобщенном смысле — фиванец). Ст. 486. Претиады в лес устремились… — Дочери Прета, царя Аргоса, считали себя прекраснее Юноны и не поклонялись Вакху. За это Вакх наслал на них безумие: вообразив себя коровами, они скитались по лесам (после чего Юнона примирилась с Вакхом). Ст. 488. Наксос — остров в Эгейском море. Ст. 489. Брошенная царевна — Ариадна. Ст. 492. Никтелий — одно из имен Вакха («ночной»). Ст. 501. Два Купидона — очевидно, Эрос и Антэрос (см. коммент. к «Федре», ст. 275). Ст. 539. Мирт пафосский — то есть Венерин. Мирт был посвящен Венере, одно из главных святилищ которой находилось на Кипре в Пафосе. Ст. 550—568. Разрыли землю… — Жертва подземным богам была во всем противоположна жертве богам небесным. Вместо алтаря копалась яма, вместо белых животных умерщвлялись черные, жрец действовал левой рукой, был не в праздничной, а в траурной одежде, и т. д. Ст. 553. Палла — греческий плащ. Ст. 569. Гекаты псы — см. коммент. к «Медее», ст. 841. Ст. 587. …племя все драконово… — см. коммент. к «Медее», ст. 169. Ст. 588. Диркейских — здесь: фиванских. (От названия источника Дирка, находящегося возле Фив.) Ст. 589. Народ огигийский — то есть фиванцы (см. коммент. к ст. 437). Ст. 601. Гибла — медоносная гора на Сицилии. Ст. 606. Стримон — река во Фракии. Ст. 610. …Зет, за рога быку пригнувший голову — Так Зет, строитель Фив, вместе со своим братом Амфионом казнил, привязав к разъяренному быку, свою злую тетку Дирку; на этом месте забил источник Дирка. [Зет и Амфион построили внешнюю крепостную стену Фив; строительство самого города начал Кадм. — HF.] Ст. 611. Амфион — брат Зета, обладал божественным даром игры на кифаре. Когда братья решили обнести Фивы стенами, камни сами укладывались под звуки волшебной кифары. Ст. 613. …Тантала дочь… кичливая… — жена Амфиона Ниоба (см. коммент. к «Медее», ст. 955). Ст. 616. Агава — дочь Кадма, отказавшаяся верить в божественное происхождение Вакха, за что была им наказана: во время вакхических неистовств убила и растерзала собственного сына Пенфея. Ст. 710. …Лабдакидов судьба разит… — то есть фиванских царей (от имени Лабдака, внука Кадма и отца Лая). Ст. 712—713. Роща Кастальская дала приют пришельцу сидонскому — то есть Кадму, который был послан своим отцом, финикийским царем Агенором, на поиски похищенной Юпитером сестры, Европы. Придя в Кастальскую рощу на склоне Парнаса (в Дельфах), он получил оракул от Аполлона — не искать более сестру, а основать новый город там, где остановится священная телка. Ст. 724—725. …земля, что ни час, рождала новых чудовищ… — см. коммент. к «Медее», ст. 169. Ст. 728. Хаонийская роща — священная дубрава, где находился додонский оракул Юпитера в Эпире (в Хаонии). Ст. 751. Кадма внук — Актеон; охотясь, он увидал купающуюся Диану. Разгневанная богиня превратила наглеца в оленя, и он был растерзан собственными псами. Ст. 813. …изъян ступней распухших имя дал тебе. — «Эдип» буквально означает «опухлоногий». Ст. 892. Кносский царь — Минос. Далее речь идет об Икаре. Ст. 985. Лахеза — одна из трех парок (у греков — мойры), богинь судьбы. Ст. 1005. Мать кадмейская — Агава, убийца Пенфея. Луций Анней Сенека |