19.04.2019 г.
Archaeology News Network
На строительстве метро в Фессалониках появляется богиня любви

На стро­и­тель­стве мет­ро в Фес­са­ло­ни­ках появ­ля­ет­ся боги­ня люб­ви.
Фото: Kathimerini.

В ходе рас­ко­пок с целью стро­и­тель­ства мет­ро в Фес­са­ло­ни­ках най­де­но око­ло 300 тыс. арте­фак­тов: идо­лы, гли­ня­ные лам­пы и амфо­ры, чаши, сосуды для бла­го­во­ний, укра­ше­ния и дру­гие ути­ли­тар­ные и деко­ра­тив­ные пред­ме­ты.

Но самы­ми пора­зи­тель­ны­ми из них явля­ют­ся арте­фак­ты, име­ю­щие отно­ше­ние к Афро­ди­те и свиде­тель­ст­ву­ю­щие о проч­ных свя­зях север­но­го пор­то­во­го горо­да с боги­ней люб­ви.

Наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ют мра­мор­ная скульп­ту­ра и моза­и­ка с изо­бра­же­ни­ем боги­ни, най­ден­ные в ходе рас­ко­пок при стро­и­тель­стве стан­ции Агия София. Они дати­ру­ют­ся раз­ны­ми пери­о­да­ми и свиде­тель­ст­ву­ют о том, что там, где сего­дня нахо­дит­ся дело­вой рай­он Фес­са­ло­ник, богине про­дол­жа­ли покло­нять­ся даже в ран­не­хри­сти­ан­ские вре­ме­на.

Афро­ди­та изо­бра­жа­лась на мно­же­стве самых раз­но­об­раз­ных ста­туй и идо­лов, и это осо­бен­но вер­но для рим­ской эпо­хи, — рас­ска­зы­ва­ет Полик­се­ни Адам-Веле­ни, архео­лог и гла­ва Гене­раль­ной дирек­ции Мини­стер­ства куль­ту­ры по вопро­сам древ­но­стей и куль­тур­но­го наследия.

«В город­ском цен­тре было най­де­но мно­го ста­туй, изо­бра­жаю­щих Афро­ди­ту, и ещё несколь­ко было рас­ко­па­но на участ­ке вокруг церк­ви Ахи­ро­пи­и­тос. В основ­ном они свя­за­ны с куль­том Афро­ди­ты Тер­маи, кото­рая ассо­ции­ро­ва­лась с вод­ным эле­мен­том», — ска­за­ла Адам-Веле­ни на недав­ней кон­фе­рен­ции, посвя­щён­ной наход­кам, обна­ру­жен­ным во вре­мя стро­и­тель­ства мет­ро в Афи­нах, Фес­са­ло­ни­ках и Пирее.

Ста­ту­эт­ка высотой 20 см, най­ден­ная в руи­нах зда­ния III в. на стан­ции Агия София, — это вари­ант Афро­ди­ты, выхо­дя­щей из моря; этот образ пре­об­ла­дал в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, — ска­за­ла архео­лог.



Моза­и­ка, как счи­та­ет­ся, дати­ру­ет­ся IV в. н. э. и была обна­ру­же­на в руи­нах зда­ния, где, оче­вид­но, нахо­ди­лись обшир­ные бани. На ней Афро­ди­та изо­бра­же­на рас­слаб­лен­ной, воз­ле­жа­щей на ложе, руч­ка кото­ро­го укра­ше­на голо­вой Меду­зы. Рядом с боги­ней виден Эрот, изо­бра­жён­ный как маль­чик с корот­ки­ми и куд­ря­вы­ми тём­ны­ми воло­са­ми.

Суще­ст­во­ва­ние подоб­ных изо­бра­же­ний в IV в. н. э. свиде­тель­ст­ву­ет о том, что «Фес­са­ло­ни­ки слу­жи­ли важ­ным опло­том древ­них куль­тов до вре­мён Позд­ней антич­но­сти», — ска­за­ла Адам-Веле­ни.

Она доба­ви­ла, что стро­и­тель­ство такой боль­шой хри­сти­ан­ской церк­ви, как Ахи­ро­пи­и­тос, на том участ­ке, где покло­ня­лись антич­ным богам, — при этом церк­ви, посвя­щён­ной Деве Марии, — ука­зы­ва­ет на попыт­ки «очи­стить» это место.

Под­бор­ка нахо­док из рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся при стро­и­тель­стве мет­ро, выстав­ле­на в Архео­ло­ги­че­ском музее Фес­са­ло­ник.

Гиота Мир­цио­ти

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА