The History Blog |
Археологи, архитекторы и реставраторы, работающие в Золотом доме, обнаружили новую комнату, украшенную изящными фресками. Она названа залом Сфинкса в честь одного из мифологических существ, изображённых на стене.
Огромный, достойный мегаломана дворец Нерона так прочно ассоциировался с императором и его худшими чертами — использованием великого пожара в 64 г. н. э. для захвата обширных земель, расточительностью, огромным самомнением, бездеятельностью, — что после его самоубийства в 68 г. н. э. Веспасиан разрушил Золотой дом. Сорок лет спустя император Траян использовал его руины как фундамент огромного банного комплекса. Он снял со стен и пола все оставшиеся ценные материалы (мрамор, мозаики, фрески) и заполнил обширные пространства комнат бутовым камнем. Обвалившиеся стены были отстроены из кирпича.
Когда в XV в. были обнаружены остатки дворца, никто не знал, что это Золотой дом. Люди думали, что нашли просто пещеры (по-итальянски grotte), и художники эпохи Возрождения, такие, как Рафаэль и Микеланджело, изумлённые изяществом и перспективой фресок, сами спускались через сквозные отверстия в потолке, чтобы осмотреть эти фигуры. Стиль живописи, появившийся вследствие обнаружения дворца, стал известен как «гротеск».
Тур по Золотому дому, где я побывал дважды — ибо в первый раз я был потрясен, — включает захватывающую виртуальную реконструкцию внешнего вида огромных пространств дворца в те времена, когда художники спускались сюда через отверстие в куполе, чтобы с изумлением изучить античное искусство на стенах. Забутовка эпохи Траяна поднималась на высоту в несколько метров, скрывая стены и оставляя свободными только своды. Многие из этих помещений высотой до 11 м с тех пор были раскопаны, и фрески, пострадавшие от влажности, разрастания органики и минеральных отложений, в значительной мере утратили ту яркость, которая так вдохновляла старых мастеров эпохи Возрождения. Новая находка впервые позволяет нам увидеть дворец их глазами.
Зал был обнаружен при установке лесов для поддержки стен в комнате 72. Поднявшись наверх, рабочие увидели отверстие в верхней части северной стены, до сих пор остававшееся невидимым. Они посмотрели в дыру, осветив её фонарями, и увидели пространство, почти до потолка заполненное землёй и бутовым камнем.
Это четырёхугольная комната с потолком в форме полуцилиндрического свода. Потолок и видимые верхние части стен украшены фресками гротескного стиля, который вдохновлял художников, понятия не имевших о том, что находятся в античном дворце Нерона. На белом фоне свода видны панели, обведённые охрой и красным цветом. Прямоугольный периметр жёлтый, с лиственными элементами и криволинейными воронками по четырём углам.
В центре панелей насыщенными цветами изображены фигуры: человек с мечом, колчаном и щитом напротив пантеры, кентавры, вставшие на дыбы, сатиры, фантастические водные существа, гирлянды, ветви с зелёными, жёлтыми и красными листьями и сидящие на них птицы. В полукруглом тимпане на стене нарисовано воображаемое строение с колоннами, увенчанное золотой патерой (ритуальным блюдом). Рядом с ним находится крылатый сфинкс на пьедестале.
Сходные фигуры и мотивы обнаружены во многих других комнатах Золотого дома и могут быть идентифицированы как продукция Мастерской A, работавшей между 65 и 68 гг. н. э. Художники этой мастерской использовали белый фон, лёгкие архитектурные формы и маленькие фигуры для создания ощущения пространства и света даже в маленьких и плохо освещённых комнатах. Положение новой комнаты на общем плане указывает на то, что это — одно из более ранних и менее известных мест во дворце. Нерон не построил их, а лишь заново отделал. Изначально это были склады эпохи Клавдия. Нерон украсил их и включил в Золотой дом.
На первый взгляд состояние фресок кажется хорошим, но при более тщательном исследовании выявилось, что украшения затемнены из-за солевых отложений, карбонизации и плёнки биологических организмов. Немалая часть пигмента утрачена, а штукатурка подготовительного уровня стенного покрытия вспучилась. Некоторые секции почти целиком отстали от стены и вот-вот могут упасть.
Консервация представляла собой трудную задачу из-за сложных микроклиматических условий Золотого дома, малой высоты комнаты, её труднодоступности и почти полного отсутствия циркуляции воздуха. Реставраторам приходилось пользоваться страховкой, и вспомогательный персонал постоянно следил за ними из комнаты 72. Они соорудили систему воздухообмена, но даже после этого группа реставраторов решила отказаться от использования растворителей или биоцидных веществ, которые могли представлять опасность в этом замкнутом пространстве, а также изменить баланс температуры и влажности окружающей среды.
Консерваторы отсортировали фрески и сосредоточили свои усилия на участках, наиболее настоятельно требующих стабилизации. Они отремонтировали всё, что смогли, используя такие материалы, как жидкий строительный раствор, имеющий высокую силу сцепления и малую текучесть, что позволило предотвратить его инфильтрацию во внутреннюю стену.
Раскопки этой комнаты не планируются. Спустя почти 2000 лет забутовка, которой заполнил её Траян, стала структурным элементом.