09.05.2019 г.
Archaeology News Network
Музей Гетти приобретает коллекцию античных резных гемм

Рим­ская инта­лья с порт­ре­том Анти­ноя. Чёр­ный хал­цедон. Око­ло 130—138 гг. н. э. Фото: © 2019 Christie’s Image Ltd. [Про­да­но за 2115000 USD]

На про­шлой неде­ле музей Дж. Пола Гет­ти при­об­рёл на аук­ци­оне сем­на­дцать антич­ных рез­ных гемм из кол­лек­ции рим­ско­го тор­гов­ца пред­ме­та­ми искус­ства Джор­джо Сан­джор­джи (1886—1965). Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство гемм Сан­джор­джи было при­об­ре­те­но до Вто­рой миро­вой вой­ны, и мно­гие из них про­ис­хо­дят из зна­ме­ни­тых кол­лек­ций более ран­не­го вре­ме­ни, собран­ных Лелио Пас­ква­ли­ни, семьёй Бон­ком­па­ньи-Лудо­ви­зи, гер­цо­гом Маль­бо­ро и Пау­лем Арнд­том в Мюн­хене. Гем­мы Сан­джор­джи, в чис­ле кото­рых ока­за­лись одни из пре­крас­ней­ших клас­си­че­ских гемм, остаю­щих­ся в част­ных руках, были при­ве­зе­ны в Швей­ца­рию в 1950-х годах и оста­ва­лись там в руках наслед­ни­ков до сих пор.

Груп­па, при­об­ре­тён­ная музе­ем Гет­ти, вклю­ча­ет гре­че­ские гем­мы миной­ско­го, арха­и­че­ско­го и клас­си­че­ско­го пери­о­дов, этрус­ские и рим­ские гем­мы, неко­то­рые из кото­рых по-преж­не­му встав­ле­ны в ори­ги­наль­ные золотые коль­ца. Они нико­гда не выстав­ля­лись пуб­лич­но и лишь недав­но были впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны в изда­нии: Wagner C., Boardman J. Masterpieces in Miniature. Engraved Gems from Prehistory to the Present. London; New York, 2018.

«Бла­го­да­ря это­му при­об­ре­те­нию в кол­лек­цию Гет­ти попа­ли неко­то­рые из вели­чай­ших и зна­ме­ни­тей­ших клас­си­че­ских гемм, преж­де все­го порт­ре­ты Анти­ноя и Демо­сфе­на», — объ­яс­ня­ет Тимо­ти Поттс, дирек­тор музея Дж. Пола Гет­ти.


Миной­ская печать-таб­лич­ка с тре­мя лебедя­ми. Голу­бой хал­цедон. Позд­ний двор­цо­вый пери­од, око­ло XVI в. до н. э. [Про­да­но за 118750 USD]

Гре­че­ский ска­ра­бей с обна­жён­ным луч­ни­ком. Сер­до­лик. Арха­и­че­ский пери­од, нача­ло V в. до н. э. [Про­да­но за 47500 USD]

Гре­че­ский ска­ра­бо­ид с вои­ном. Поло­са­тый агат. Позд­ний арха­и­че­ский пери­од, ок. 475 г. до н. э. [Про­да­но за 23750 USD]

Гре­че­ский золо­той пер­стень с Герак­лом. Клас­си­че­ский пери­од, конец V — нача­ло IV в. до н. э. [Про­да­но за 399000 USD]

«Но груп­па вклю­ча­ет и мно­го менее извест­ных про­из­веде­ний, отли­чаю­щих­ся исклю­чи­тель­ным мастер­ст­вом и кра­сотой: взя­тые вме­сте, они выво­дят ста­тус нашей кол­лек­ции на новый уро­вень. Две из таких гемм — это изо­бра­же­ние трёх лебедей на печа­ти брон­зо­во­го века с Кри­та, необы­чай­но изящ­ное и пле­ни­тель­ное для столь ран­не­го вре­ме­ни (око­ло 1600 г. до н. э.), и изо­бра­же­ние полу­бо­га Пер­сея, чудо мини­а­тюр­но­го нату­ра­лиз­ма, кото­рое не может не оча­ро­вать зри­те­ля. Это при­об­ре­те­ние пред­став­ля­ет собой самое важ­ное попол­не­ние кол­лек­ции вил­лы Гет­ти за послед­нее деся­ти­ле­тие».

Наи­бо­лее важ­ны­ми поступ­ле­ни­я­ми явля­ют­ся две вели­чай­шие из извест­ных антич­ных гемм: рим­ская инта­лья с вели­ко­леп­ным порт­ре­том Анти­ноя, выре­зан­ным в чёр­ном хал­цедоне око­ло 130—138 гг. н. э., и рим­ский аме­тист с порт­ре­том Демо­сфе­на, встав­ляв­ший­ся в пер­стень и под­пи­сан­ный худож­ни­ком Дио­с­ку­ри­а­дом в кон­це I в. до н. э.


Гре­че­ский ска­ра­бо­ид с Пер­се­ем. Пят­ни­стая крас­ная яшма. Клас­си­че­ский пери­од, ок. IV в. до н. э. [Про­да­но за 855000 USD]

Гре­че­ское вра­щаю­ще­е­ся коль­цо-ска­ра­бей с Афро­ди­той на кор­точ­ках. Золо­то, сер­до­лик. Клас­си­че­ский пери­од, ок. IV в. до н. э. [Про­да­но за 118750 USD]

Гре­че­ский ска­ра­бо­ид с Про­те­си­ла­ем. Сер­до­лик. Клас­си­че­ский пери­од, ок. IV в. до н. э. [Про­да­но за 325000 USD]

Гре­ко-пер­сид­ский ска­ра­бо­ид со сце­ной сра­же­ния гре­ка и пер­са. Поло­са­тый агат. Середи­на V в. до н. э. [Про­да­но за 37500 USD]

Гем­ма с порт­ре­том Анти­ноя, юно­го любов­ни­ка импе­ра­то­ра Адри­а­на (пра­вил в 117—138 гг. н. э.), выре­за­на на необы­чай­но круп­ном чёр­ном хал­цедоне. Анти­ной пред­став­лен в обра­зе охот­ни­ка: на его пле­чи наки­нут плащ, застёг­ну­тый круг­лой фибу­лой, а в руках у него копьё. Его иде­а­ли­зи­ро­ван­ный про­филь отли­ча­ют закруг­лён­ный под­бо­ро­док, пол­ные губы и густые воло­сы, уло­жен­ные пыш­ны­ми локо­на­ми, кото­рые закры­ва­ют уши и пада­ют на шею. Необы­чай­но высо­кое каче­ство работы поз­во­ля­ет гово­рить о том, что это пре­крас­ней­ший из извест­ных нам порт­ре­тов Анти­ноя (из любых мате­ри­а­лов) и одна из кра­си­вей­ших клас­си­че­ских гемм, сохра­нив­ших­ся со вре­мён антич­но­сти.

Эта гем­ма, извест­ная как «Анти­ной Маль­бо­ро», побы­ва­ла во мно­гих выдаю­щих­ся кол­лек­ци­ях с тех пор, как её зано­во откры­ли — веро­ят­но в нача­ле XVIII в. Она воз­буж­да­ла такие стра­сти, что её пер­вый вла­де­лец в Новое вре­мя, вене­ци­ан­ский кол­лек­ци­о­нер Антон Мария Дза­нет­ти (1679—1767 гг.), буд­то бы ска­зал, что про­дал бы свой дом, чтобы её купить. У него эту гем­му при­об­рёл Джордж Спен­сер (1739—1817 гг.), чет­вёр­тый гер­цог Маль­бо­ро, кото­рый писал, что она «неве­ро­ят­но кра­си­ва», и сде­лал её цен­тром, пожа­луй, самой выдаю­щей­ся кол­лек­ции антич­ных гемм в исто­рии. В 1875 г. она была про­да­на с аук­ци­о­на вме­сте со всей кол­лек­ци­ей Маль­бо­ро Давиду Бро­ми­ло­ву, а затем, в 1899 г. — отдель­но, Чарль­зу Нью­то­ну Робин­со­ну, чья кол­лек­ция в свою оче­редь разо­шлась по раз­ным вла­дель­цам на аук­ци­оне спу­стя десять лет. В 1952 г. гем­му при­об­рёл на аук­ци­оне в Лон­доне Сан­джор­джи, счи­тав­ший её «пре­вос­ход­ным про­из­веде­ни­ем при­двор­но­го искус­ства, сопо­ста­ви­мым с самы­ми зна­ме­ни­ты­ми порт­ре­та­ми Анти­ноя».


Этрус­ский пер­стень-ска­ра­бей с Аплу (Апол­ло­ном). Золо­то, сер­до­лик. Ок. IV в. до н. э. [Про­да­но за 175000 USD]

Этрус­ский ска­ра­бей с пле­не­ни­ем Кас­сан­дры. Сер­до­лик. Середи­на V в. до н. э. [Про­да­но за 237500 USD]

Рим­ский камень из перст­ня с порт­ре­том Окта­ви­а­на. Сер­до­лик. Середи­на I в. до н. э. [Про­да­но за 187500 USD]

Рим­ский камень из перст­ня с порт­ре­том Демо­сфе­на, под­пи­сан­ный Дио­с­ку­ри­а­дом. Аме­тист. Конец I в. до н. э. [Про­да­но за 1575000 USD]

Необыч­ный фрон­таль­ный порт­рет Демо­сфе­на, гре­че­ско­го ора­то­ра IV в. до н. э., — ещё один шедевр из кол­лек­ции Сан­джор­джи. Он под­пи­сан рез­чи­ком гемм Дио­с­ку­ри­а­дом, кото­рый упо­ми­на­ет­ся антич­ны­ми авто­ра­ми как при­двор­ный рез­чик импе­ра­то­ра Авгу­ста (пра­вил в 27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) и сего­дня счи­та­ет­ся одним из вели­чай­ших масте­ров рим­ской эпо­хи. Инта­лья выре­за­на так глу­бо­ко, что оттиск полу­ча­ет­ся в необы­чай­но высо­ком релье­фе и выглядит почти как круг­лая скульп­ту­ра. С пле­ча Демо­сфе­на спа­да­ет плащ, его голо­ва чуть повёр­ну­та в сто­ро­ну. Ора­тор носит боро­ду и густые усы, обрам­ля­ю­щие его губы. Его бро­ви нахму­ре­ны, а лоб смор­щен, что при­да­ёт ему серь­ёз­ное выра­же­ние, соот­вет­ст­ву­ю­щее пред­ме­ту его зна­ме­ни­тых «Филип­пик».

Когда эта гем­ма нахо­ди­лась в собра­нии рим­ско­го кол­лек­ци­о­не­ра Лелио Пас­ква­ли­ни (1549—1611), она воз­буж­да­ла инте­рес у всех анти­ква­ров, путе­ше­ст­вен­ни­ков и спе­ци­а­ли­стов по глип­ти­ке того вре­ме­ни, и со вре­ме­нем её сла­ва лишь воз­рос­ла.

Все сем­на­дцать гемм будут пред­став­ле­ны на спе­ци­аль­ной выстав­ке, кото­рая откро­ет­ся в Цен­тре Гет­ти в декаб­ре и будет посвя­ще­на новым при­об­ре­те­ни­ям. Затем они будут отправ­ле­ны на Вил­лу Гет­ти для экс­по­зи­ции.


Рим­ский камень из перст­ня с Эне­ем и Анхи­зом, покидаю­щи­ми Трою. Сер­до­лик. Конец I в. до н. э. [Про­да­но за 495000 USD]

Этрус­ский пер­стень со ска­ра­бе­ем с изо­бра­же­ни­ем Герк­ле/Герак­ла. Золо­то, поло­са­тый агат. Нача­ло IV в. до н. э. [Про­да­но за 275000 USD]

Гре­че­ский ска­ра­бо­ид с куз­не­чи­ком, при­пи­сы­вае­мый Декса­ме­ну или близ­ко­му после­до­ва­те­лю. Пят­ни­стая жел­тая яшма. Клас­си­че­ский пери­од, при­бли­зи­тель­но конец V в. до н. э. [Про­да­но за 519000 USD]

Рим­ская камея с Изи­дой. Сар­до­никс. I в. до н. э. — I в. н. э. [Про­да­но за 435000 USD]

© 2019 г. Archaeology News Network.
© 2019 г. Фото: Christie’s Image Ltd.
© 2019 г. Доп. информация: The History Blog.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА