12.07.2019 г.
The Sofia Globe
В болгарском Пловдиве найдена надпись III в. с именами поклонников Диониса

Уча­сток Про­ход­но­го дома на Пала­тин­ском хол­ме.

Архео­ло­ги, работаю­щие на участ­ке Епи­ско­паль­ной бази­ли­ки в Плов­ди­ве, вто­ром по вели­чине горо­де Бол­га­рии, нашли боль­шую камен­ную пли­ту, дати­ру­е­мую III в., с над­пи­сью на древ­не­гре­че­ском язы­ке, в кото­рой пере­чис­ле­ны име­на 44 чле­нов рели­ги­оз­ной груп­пы, покло­няв­шей­ся Дио­ни­су.

Мра­мор­ная пли­та была исполь­зо­ва­на как часть наполь­но­го покры­тия в атрии Епи­ско­паль­ной бази­ли­ки, постро­ен­ной в V в. Ранее пли­та нахо­ди­лась в дру­гом зда­нии, сто­яв­шем на том же самом месте.

Над­пись посвя­ще­на Дио­ни­су, назван­но­му в ней пред­во­ди­те­лем фра­кий­цев, но чле­ны мисти­че­ской груп­пы так­же посвя­ти­ли её импе­ра­то­рам Вале­ри­а­ну и Гал­ли­е­ну.

Наход­ку обна­ру­жи­ла архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция под руко­вод­ст­вом Жени Тан­ко­вой и изу­чил спе­ци­а­лист по эпи­гра­фи­ке про­фес­сор Нико­лай Шаран­ков.


Архео­лог Женя Тан­ко­ва и эпи­гра­фист Нико­лай Шаран­ков у недав­но обна­ру­жен­ной над­пи­си в Боль­шой бази­ли­ке в Плов­ди­ве.

Шаран­ков сооб­щил, что над­пись содер­жит весь­ма обиль­ные сведе­ния и ста­ла одной из самых инте­рес­ных нахо­док, когда-либо обна­ру­жен­ных в Плов­ди­ве.

Более точ­ная дати­ров­ка пока лишь ожи­да­ет­ся, но упо­ми­на­ние о бла­го­дар­но­сти людей за то, что им уда­лось пере­жить наше­ст­вие готов в середине III в., слу­жит решаю­щим аргу­мен­том для того, чтобы впи­сать эту над­пись в исто­рию Плов­ди­ва, извест­но­го в те годы как Филип­по­поль.

Над­пись гла­сит: «За победу, здра­вие и веч­ную жизнь импе­ра­то­ров Пуб­лия Лици­ния Вале­ри­а­на и Гал­ли­е­на Авгу­стов и за весь их дом, за свя­щен­ный сенат и рим­ский народ и за совет и народ­ное собра­ние Филип­по­по­ля пред­во­ди­тель фра­кий­цев Дио­нис посвя­тил сохра­нив­ши­е­ся мисте­рии, когда руко­во­ди­те­лем мисте­рий и пожиз­нен­ным жре­цом был Авре­лий Муки­а­нид, сын Муки­а­на». Далее сле­ду­ет спи­сок из соро­ка четы­рёх чле­нов рели­ги­оз­но­го обще­ства, при­чём для неко­то­рых ука­за­ны зани­мае­мые посты.

«Инте­рес­но, что пере­чис­ле­ны так­же долж­но­сти чле­нов орга­ни­за­ции и они весь­ма раз­но­об­раз­ны. Име­ет­ся несколь­ко руко­во­ди­те­лей мисте­рий, раз­лич­ные жре­цы, лица, обя­зан­ные носить опре­де­лён­ные свя­щен­ные пред­ме­ты. Мы видим слож­ную струк­ту­ру этой ассо­ци­а­ции, кото­рая не отра­же­на в дру­гих над­пи­сях. Её ещё пред­сто­ит изу­чить», — гово­рит Шаран­ков.

Напри­мер, в спис­ке имён назва­ны два чело­ве­ка, титул кото­рых пред­по­ла­га­ет, что они носи­ли изо­бра­же­ние импе­ра­то­ра. Веро­ят­но, имён два пото­му, что было два импе­ра­то­ра.

«От это­го вре­ме­ни — после гот­ско­го наше­ст­вия — почти не сохра­ни­лось над­пи­сей. До сих пор у нас было толь­ко две над­пи­си из Филип­по­по­ля, дати­ру­е­мые вто­рой поло­ви­ной III в. Эта — третья, самая длин­ная и зна­чи­тель­ная, содер­жа­щая боль­ше все­го инфор­ма­ции», — ска­зал Шаран­ков.

Чле­ны этой ассо­ци­а­ции мог­ли быть имми­гран­та­ми из Малой Азии, где в то вре­мя были рас­про­стра­не­ны подоб­ные куль­то­вые прак­ти­ки.

Их име­на свиде­тель­ст­ву­ют о том, что они пере­жи­ли втор­же­ние готов, в ходе кото­ро­го почти всё насе­ле­ние горо­да было уби­то или захва­че­но в плен. Чтобы отбла­го­да­рить Дио­ни­са за своё спа­се­ние, они воз­двиг­ли памят­ник и попро­си­ли бога поза­бо­тить­ся о новых импе­ра­то­рах, пом­ня о гот­ской угро­зе и сохра­ня­ю­щей­ся неста­биль­но­сти в импе­рии того вре­ме­ни.


© 2019 г. The Sofia Globe.
© 2019 г. Доп. фото (4—6): https://www.monitor.bg.
© 2019 г. Доп. фото (7—8): https://plovdiv-online.com.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА