The Sofia Globe |
Археологи, работающие на участке Епископальной базилики в Пловдиве, втором по величине городе Болгарии, нашли большую каменную плиту, датируемую III в., с надписью на древнегреческом языке, в которой перечислены имена 44 членов религиозной группы, поклонявшейся Дионису.
Мраморная плита была использована как часть напольного покрытия в атрии Епископальной базилики, построенной в V в. Ранее плита находилась в другом здании, стоявшем на том же самом месте.
Надпись посвящена Дионису, названному в ней предводителем фракийцев, но члены мистической группы также посвятили её императорам Валериану и Галлиену.
Находку обнаружила археологическая экспедиция под руководством Жени Танковой и изучил специалист по эпиграфике профессор Николай Шаранков.
Шаранков сообщил, что надпись содержит весьма обильные сведения и стала одной из самых интересных находок, когда-либо обнаруженных в Пловдиве.
Более точная датировка пока лишь ожидается, но упоминание о благодарности людей за то, что им удалось пережить нашествие готов в середине III в., служит решающим аргументом для того, чтобы вписать эту надпись в историю Пловдива, известного в те годы как Филиппополь.
Надпись гласит: «За победу, здравие и вечную жизнь императоров Публия Лициния Валериана и Галлиена Августов и за весь их дом, за священный сенат и римский народ и за совет и народное собрание Филиппополя предводитель фракийцев Дионис посвятил сохранившиеся мистерии, когда руководителем мистерий и пожизненным жрецом был Аврелий Мукианид, сын Мукиана». Далее следует список из сорока четырёх членов религиозного общества, причём для некоторых указаны занимаемые посты.
«Интересно, что перечислены также должности членов организации и они весьма разнообразны. Имеется несколько руководителей мистерий, различные жрецы, лица, обязанные носить определённые священные предметы. Мы видим сложную структуру этой ассоциации, которая не отражена в других надписях. Её ещё предстоит изучить», — говорит Шаранков.
Например, в списке имён названы два человека, титул которых предполагает, что они носили изображение императора. Вероятно, имён два потому, что было два императора.
«От этого времени — после готского нашествия — почти не сохранилось надписей. До сих пор у нас было только две надписи из Филиппополя, датируемые второй половиной III в. Эта — третья, самая длинная и значительная, содержащая больше всего информации», — сказал Шаранков.
Члены этой ассоциации могли быть иммигрантами из Малой Азии, где в то время были распространены подобные культовые практики.
Их имена свидетельствуют о том, что они пережили вторжение готов, в ходе которого почти всё население города было убито или захвачено в плен. Чтобы отблагодарить Диониса за своё спасение, они воздвигли памятник и попросили бога позаботиться о новых императорах, помня о готской угрозе и сохраняющейся нестабильности в империи того времени.