The History Blog |
Необыкновенный мозаичный пол, обнаруженный два года назад в руинах римской виллы IV в. в Боксфорде, Западный Беркшир, теперь открыт во всей своей красе.
Край напольного покрытия был впервые обнаружен около 1870 г., когда здесь была установлена дренажная труба, прорезавшая стену и границу мозаики. Это открытие задокументировано в лучшем случае обрывочно, с туманными указаниями на местоположение участка, известного как Мад Хоул («Грязная Дыра») из-за склонности к заболачиванию (отсюда и потребность в дренажной трубе), а о мозаике и вовсе не упоминается. Раскопки, проведённые в викторианскую эпоху, явно не были тщательными, ибо когда в 2011 г. началось исследование участка, экспедиция не нашла от них ни следа.
В ходе геофизических обследований и раскопок трёх предполагаемых римских участков в пределах мили от Боксфорда на одном из них, а именно в Хор Хилл, постепенно обнаружились остатки большой виллы, отдельно стоящих бань с гипокаустом, горячей комнатой и холодным бассейном для погружений, а также амбара. Керамика и монеты, найденные на этом участке, позволяют датировать большую виллу и поместье III—
С другой стороны, вилла в Мад Хоул имела скромные размеры и простую планировку. Вместо отдельного здания бань в ней был комплекс банных комнат в северо-западной части. Вилла датируется около 380 г. н. э., когда римская власть над Британией быстро ослабевала, и, учитывая размеры виллы, археологи не имели никаких оснований ожидать здесь такой дорогой отделки, как та, следы которой они видели на вилле в Хор Хилл.
Когда в юго-восточной части структуры был вырыт раскоп, прямо под пахотным слоем земли обнаружились красные тессеры. Они оказались внешней границей гораздо более сложного мозаичного пола. Он сохранился вопреки столетиям сельскохозяйственных работ на этом поле, потому что находился на террасе несколькими ступенями ниже основного земельного участка и потому что рухнувшее здание прикрыло напольное покрытие защитным слоем строительного мусора.
Первую секцию мозаики — полосу длиной 6 м и шириной 2 м — обнаружила в августе 2017 г. группа местных волонтёров и профессиональных археологов, подконтрольная службе Cotswold Archaeology. Чтобы раскопать и очистить эту полосу за оставшееся время (весь сезон раскопок продолжался лишь две недели), они работали с утра до ночи.
Для исследования находки были приглашены специалисты по мозаикам. Они идентифицировали сцены из греческой мифологии, свидетельствующие о том, что хозяин виллы стремился продемонстрировать своё знакомство с римской культурой. Раскопанная секция включала в себя часть центральной панели с изображением героя Беллерофонта на крылатом коне Пегасе, убивающего Химеру. На рамке мозаики представлена ещё одна мифологическая сцена — сражение Геркулеса с кентавром Нессом, — а также фигура с венком в руке внутри небольшого круга, чаша для питья (kantharos), растительные элементы, а в обоих раскопанных углах — теламоны, мускулистые герои, названные в честь аргонавта и отца Аякса, часто украшавшие несущие структуры в греческой и римской архитектуре (у греков они также назывались атлантами — в честь титана Атланта). Теламоны выступали из своих кружков и поддерживали сильными руками углы центральной панели.
В 2017 г. было раскопано менее половины мозаики. Поскольку по плану это был последний сезон раскопок в Боксфорде, мозаика была снова зарыта ради её защиты. Боксфордский Исторический проект начал сбор средств для полноценных четырёхнедельных раскопок, чтобы открыть остальную часть мозаики, а также установить планировку виллы. Благодаря взносам общественности и спонсоров 19 августа 2019 г. группа волонтёров и профессионалов вернулась в Мад Хоул. Уже в первый день они нашли продолжение красной рамки. К 27 августа они раскопали всю мозаику, от стены до стены. Пол был отмыт и подготовлен для показа общественности, состоявшегося 31 августа. В день открытых дверей пришло около 3000 человек, чтобы увидеть эту уникальную работу.
Энтони Бисон, специалист по классическому искусству, который в 2017 г. помог идентифицировать мотив с Беллерофонтом и описал находку как «несомненно, самую восхитительную мозаику из найденных в Британии за последние пятьдесят лет», провёл для посетителей экскурсию с показом всей мозаики. Оказалось, что сцены с Беллерофонтом располагались только по краю центральной панели. Её главной темой была история Пелопа, завоевавшего невесту благодаря победе в колесничной гонке. Для идентификации изображённого мифа Бисон воспользовался той же деталью, что и сам Пелоп — для своей уловки: осью колесницы.
Объясняя миф, изображённый на мозаике, мистер Бисон сказал: «На напольном покрытии мы видим Беллерофонта и Пегаса, но в центре находится история Пелопа и его состязаний, призом в которых была рука царевны Гипподамии.
Царь Эномай получил предсказание, что его погубит его будущий зять, поэтому он заставлял всех женихов состязаться с ним на колесницах, но вместе с ними сажал в колесницы царевну и таким образом получал преимущество.
Проигравшему он отрубал голову и выставлял её на всеобщее обозрение.
Пелоп убедил Миртила, бывшего любовника[1] и колесничего царя, заменить ось колесницы на восковую, и когда колёса отвалились, царь погиб.
Таким образом, Пелоп победил, но убил Миртила, который проклял его потомство и, таким образом, породил проклятье Пелопа. Считалось, что погребальные игры в честь царя дали начало Олимпийским играм».
Мозаика была вновь зарыта, и её демонстрация больше не планируется. Извлекать её тоже не собираются. Окружающие поля будут возделываться по-прежнему, так что едва ли можно будет показывать мозаику in situ — во всяком случае, на постоянной основе.
[1]Согласно мифу, Миртил был влюблён в Гипподамию и в качестве награды ему была обещана ночь с ней.