02.09.2019 г.
The History Blog
Мозаика из Боксфорда полностью открыта

Сек­ция Бокс­форд­ской моза­и­ки, обна­ру­жен­ная в 2017 г. Фото: Boxford History Project.

Необык­но­вен­ный моза­ич­ный пол, обна­ру­жен­ный два года назад в руи­нах рим­ской вил­лы IV в. в Бокс­фор­де, Запад­ный Берк­шир, теперь открыт во всей сво­ей кра­се.

Край наполь­но­го покры­тия был впер­вые обна­ру­жен око­ло 1870 г., когда здесь была уста­нов­ле­на дре­наж­ная тру­ба, про­ре­зав­шая сте­ну и гра­ни­цу моза­и­ки. Это откры­тие задо­ку­мен­ти­ро­ва­но в луч­шем слу­чае обры­воч­но, с туман­ны­ми ука­за­ни­я­ми на место­по­ло­же­ние участ­ка, извест­но­го как Мад Хоул («Гряз­ная Дыра») из-за склон­но­сти к забо­ла­чи­ва­нию (отсюда и потреб­ность в дре­наж­ной тру­бе), а о моза­и­ке и вовсе не упо­ми­на­ет­ся. Рас­коп­ки, про­ведён­ные в вик­то­ри­ан­скую эпо­ху, явно не были тща­тель­ны­ми, ибо когда в 2011 г. нача­лось иссле­до­ва­ние участ­ка, экс­пе­ди­ция не нашла от них ни следа.

В ходе гео­фи­зи­че­ских обсле­до­ва­ний и рас­ко­пок трёх пред­по­ла­гае­мых рим­ских участ­ков в пре­де­лах мили от Бокс­фор­да на одном из них, а имен­но в Хор Хилл, посте­пен­но обна­ру­жи­лись остат­ки боль­шой вил­лы, отдель­но сто­я­щих бань с гипо­ка­у­стом, горя­чей ком­на­той и холод­ным бас­сей­ном для погру­же­ний, а так­же амба­ра. Кера­ми­ка и моне­ты, най­ден­ные на этом участ­ке, поз­во­ля­ют дати­ро­вать боль­шую вил­лу и поме­стье III—IV вв. н. э., при­чём на про­тя­же­нии это­го вре­ме­ни они под­вер­га­лись боль­шим изме­не­ни­ям; име­ют­ся так­же свиде­тель­ства о более ран­ней окку­па­ции. Фраг­мен­ты окра­шен­ной настен­ной шту­ка­тур­ки свиде­тель­ст­ву­ют о том, что это был мод­ный особ­няк с доро­гой отдел­кой, что доволь­но необыч­но — ведь он сто­ял в сель­ской мест­но­сти в захо­луст­ной про­вин­ции импе­рии.

С дру­гой сто­ро­ны, вил­ла в Мад Хоул име­ла скром­ные раз­ме­ры и про­стую пла­ни­ров­ку. Вме­сто отдель­но­го зда­ния бань в ней был ком­плекс бан­ных ком­нат в севе­ро-запад­ной части. Вил­ла дати­ру­ет­ся око­ло 380 г. н. э., когда рим­ская власть над Бри­та­ни­ей быст­ро осла­бе­ва­ла, и, учи­ты­вая раз­ме­ры вил­лы, архео­ло­ги не име­ли ника­ких осно­ва­ний ожи­дать здесь такой доро­гой отдел­ки, как та, следы кото­рой они виде­ли на вил­ле в Хор Хилл.

Когда в юго-восточ­ной части струк­ту­ры был вырыт рас­коп, пря­мо под пахот­ным сло­ем зем­ли обна­ру­жи­лись крас­ные тес­се­ры. Они ока­за­лись внеш­ней гра­ни­цей гораздо более слож­но­го моза­ич­но­го пола. Он сохра­нил­ся вопре­ки сто­ле­ти­ям сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работ на этом поле, пото­му что нахо­дил­ся на терра­се несколь­ки­ми сту­пе­ня­ми ниже основ­но­го земель­но­го участ­ка и пото­му что рух­нув­шее зда­ние при­кры­ло наполь­ное покры­тие защит­ным сло­ем стро­и­тель­но­го мусо­ра.


Деталь очи­щен­ной моза­и­ки.

Первую сек­цию моза­и­ки — поло­су дли­ной 6 м и шири­ной 2 м — обна­ру­жи­ла в авгу­сте 2017 г. груп­па мест­ных волон­тё­ров и про­фес­сио­наль­ных архео­ло­гов, под­кон­троль­ная служ­бе Cotswold Archaeology. Чтобы рас­ко­пать и очи­стить эту поло­су за остав­ше­е­ся вре­мя (весь сезон рас­ко­пок про­дол­жал­ся лишь две неде­ли), они работа­ли с утра до ночи.

Для иссле­до­ва­ния наход­ки были при­гла­ше­ны спе­ци­а­ли­сты по моза­и­кам. Они иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли сце­ны из гре­че­ской мифо­ло­гии, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о том, что хозя­ин вил­лы стре­мил­ся про­де­мон­стри­ро­вать своё зна­ком­ство с рим­ской куль­ту­рой. Рас­ко­пан­ная сек­ция вклю­ча­ла в себя часть цен­траль­ной пане­ли с изо­бра­же­ни­ем героя Бел­ле­ро­фон­та на кры­ла­том коне Пега­се, уби­ваю­ще­го Химе­ру. На рам­ке моза­и­ки пред­став­ле­на ещё одна мифо­ло­ги­че­ская сце­на — сра­же­ние Гер­ку­ле­са с кен­тав­ром Нес­сом, — а так­же фигу­ра с вен­ком в руке внут­ри неболь­шо­го кру­га, чаша для питья (kantharos), рас­ти­тель­ные эле­мен­ты, а в обо­их рас­ко­пан­ных углах — тела­мо­ны, муску­ли­стые герои, назван­ные в честь арго­нав­та и отца Аяк­са, часто укра­шав­шие несу­щие струк­ту­ры в гре­че­ской и рим­ской архи­тек­ту­ре (у гре­ков они так­же назы­ва­лись атлан­та­ми — в честь тита­на Атлан­та). Тела­мо­ны высту­па­ли из сво­их круж­ков и под­дер­жи­ва­ли силь­ны­ми рука­ми углы цен­траль­ной пане­ли.


Волон­тёр чистит моза­и­ку зуб­ной щёт­кой.

В 2017 г. было рас­ко­па­но менее поло­ви­ны моза­и­ки. Посколь­ку по пла­ну это был послед­ний сезон рас­ко­пок в Бокс­фор­де, моза­и­ка была сно­ва зары­та ради её защи­ты. Бокс­форд­ский Исто­ри­че­ский про­ект начал сбор средств для пол­но­цен­ных четы­рёх­недель­ных рас­ко­пок, чтобы открыть осталь­ную часть моза­и­ки, а так­же уста­но­вить пла­ни­ров­ку вил­лы. Бла­го­да­ря взно­сам обще­ст­вен­но­сти и спон­со­ров 19 авгу­ста 2019 г. груп­па волон­тё­ров и про­фес­сио­на­лов вер­ну­лась в Мад Хоул. Уже в пер­вый день они нашли про­дол­же­ние крас­ной рам­ки. К 27 авгу­ста они рас­ко­па­ли всю моза­и­ку, от сте­ны до сте­ны. Пол был отмыт и под­готов­лен для пока­за обще­ст­вен­но­сти, состо­яв­ше­го­ся 31 авгу­ста. В день откры­тых две­рей при­шло око­ло 3000 чело­век, чтобы увидеть эту уни­каль­ную работу.


Пол­ная моза­и­ка, окру­жён­ная сте­на­ми.

Энто­ни Бисон, спе­ци­а­лист по клас­си­че­ско­му искус­ству, кото­рый в 2017 г. помог иден­ти­фи­ци­ро­вать мотив с Бел­ле­ро­фон­том и опи­сал наход­ку как «несо­мнен­но, самую вос­хи­ти­тель­ную моза­и­ку из най­ден­ных в Бри­та­нии за послед­ние пять­де­сят лет», про­вёл для посе­ти­те­лей экс­кур­сию с пока­зом всей моза­и­ки. Ока­за­лось, что сце­ны с Бел­ле­ро­фон­том рас­по­ла­га­лись толь­ко по краю цен­траль­ной пане­ли. Её глав­ной темой была исто­рия Пело­па, заво­е­вав­ше­го неве­сту бла­го­да­ря победе в колес­нич­ной гон­ке. Для иден­ти­фи­ка­ции изо­бра­жён­но­го мифа Бисон вос­поль­зо­вал­ся той же дета­лью, что и сам Пелоп — для сво­ей улов­ки: осью колес­ни­цы.

Объ­яс­няя миф, изо­бра­жён­ный на моза­и­ке, мистер Бисон ска­зал: «На наполь­ном покры­тии мы видим Бел­ле­ро­фон­та и Пега­са, но в цен­тре нахо­дит­ся исто­рия Пело­па и его состя­за­ний, при­зом в кото­рых была рука царев­ны Гип­по­да­мии.

Царь Эно­май полу­чил пред­ска­за­ние, что его погу­бит его буду­щий зять, поэто­му он застав­лял всех жени­хов состя­зать­ся с ним на колес­ни­цах, но вме­сте с ними сажал в колес­ни­цы царев­ну и таким обра­зом полу­чал пре­иму­ще­ство.

Про­иг­рав­ше­му он отру­бал голо­ву и выстав­лял её на все­об­щее обо­зре­ние.

Пелоп убедил Мир­ти­ла, быв­ше­го любов­ни­ка[1] и колес­ни­че­го царя, заме­нить ось колес­ни­цы на вос­ко­вую, и когда колё­са отва­ли­лись, царь погиб.

Таким обра­зом, Пелоп победил, но убил Мир­ти­ла, кото­рый про­клял его потом­ство и, таким обра­зом, поро­дил про­кля­тье Пело­па. Счи­та­лось, что погре­баль­ные игры в честь царя дали нача­ло Олим­пий­ским играм».

Моза­и­ка была вновь зары­та, и её демон­стра­ция боль­ше не пла­ни­ру­ет­ся. Извле­кать её тоже не соби­ра­ют­ся. Окру­жаю­щие поля будут возде­лы­вать­ся по-преж­не­му, так что едва ли мож­но будет пока­зы­вать моза­и­ку in situ — во вся­ком слу­чае, на посто­ян­ной осно­ве.


Энто­ни Бисон про­во­дит экс­кур­сию по моза­и­ке в День откры­тых две­рей 31 авгу­ста 2019 г.

[1]Соглас­но мифу, Мир­тил был влюб­лён в Гип­по­да­мию и в каче­стве награ­ды ему была обе­ща­на ночь с ней.

© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: Boxford History Project.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА