The History Blog |
Одна из величайших архитектурных и художественных жемчужин Геркуланума, закрытая 36 лет назад в удручающем состоянии, вновь открыта для публики во всём своём великолепии.
Дом Двухсотлетия принадлежал Гаю Петронию Стефану и его жене Калантонии Фемиде. Это был один из прекраснейших частных домов в городе, с хорошо сохранившимися мозаичными полами и фресками с изображением мифологических сцен, архитектурных и животных мотивов.
Дом выходил на главную улицу Геркуланума, и при входе имелась выдвижная деревянная решётка, пережившая вулканический ад. «Ей две тысячи лет. Эта решётка с изящными украшениями — единственная в своём роде», — говорит Доменико Камардо, главный археолог Проекта консервации Геркуланума.
Трёхэтажный Дом Двухсотлетия площадью 600 квадратных метров считается самой роскошной аристократической виллой в Геркулануме (бо́льшая часть античного города по-прежнему погребена под 20-метровым слоем вулканической породы и построенным на нем современным городом). Его таблин (приёмная) особенно прекрасен благодаря настенным фрескам высочайшего качества с изображением мифологических сцен и необыкновенному мозаичному полу, который объединяет в себе opus sectile (отшлифованный и инкрустированный ценный камень, например, цветной мрамор) и opus tessellatum (кубическая плитка длиной и шириной не менее 4 мм).
Особняк получил своё современное название потому, что был обнаружен в 1938 г. — через двести лет после начала раскопок в Геркулануме в 1738 г. В то время раскопки на открытом воздухе под руководством археолога Амедео Маюри проводились одновременно со стабилизацией, реставрацией и демонстрацией участков. Артефакты, найденные в особняке, были выставлены в зале слева от атрия, который укрепили бригады местных каменщиков и плотников, тогда как в остальной части виллы продолжались раскопки. В зале справа от атрия был законсервирован и позднее выставлялся для посетителей выдвижной деревянный экран с резной перемычкой, сохранившийся благодаря извержению. Фрески и напольное покрытие таблина были реставрированы, и эта комната тоже открылась для публики.
В 1983 г. Дом Двухсотлетия находился в очень плохом состоянии из-за воздействия погодных явлений и своей популярности среди туристов. Его структура была непрочной, а настенные росписи разрушались с угрожающей быстротой. Туфовая стена разваливалась на части, от стен отслаивалась штукатурка, раскрашенные слои осыпались и превращались в пыль. Биологические организмы, загрязняющие частицы, грязь и покрытие, нанесённое в ходе предыдущей реставрации, которое должно было обеспечить сохранность росписей, но лишь ускорило их осыпание, вредили целостности и цветам фресок. Напольная мозаика вспучивалась, и многие тессеры были утрачены.
В 2011 г. Институт консервации Гетти (GCI) приступил к новому и всеобъемлющему консервационному проекту в Доме Двухсотлетия совместно с Археологическим парком Геркуланума и Проектом консервации Геркуланума. Команда сосредоточила свои усилия на таблине: она начала со всестороннего исследования и документирования состояния участка, а затем на основе полученных данных составила план консервации, обеспечивающий стабилизацию и реставрацию настенных росписей, напольной мозаики и архитектурных поверхностей.
Например, исследователи сумели идентифицировать материалы и методы, использованные античными художниками для создания фресок, а также применявшиеся при каждой из последующих реставраций. Это была сложная многоуровневая проблема, потребовавшая тщательного архивного исследования фотографий и записей Маюри, внимательного визуального осмотра, применения технологии обработки изображений, научных тестов на месте и в лаборатории. Контроль состояния среды в различных частях комнаты и анализ солей и биообрастания показали, каким образом температура воздуха и почвы и содержащиеся в них влага и соль способствовали росту биологических организмов и разрушению штукатурки и фресок.
Реализация этого проекта позволила настолько надёжно стабилизировать огромный особняк, что появилась возможность не только вновь открыть его для публики, но и применять пассивные экологические подходы, материалы и технологии, использованные консервационной командой, в других зданиях античного города.
«Этот проект побудил нас разработать новые, инновационные материалы и методы консервации, которые можно использовать как на данном участке, так и в других местах», — сказал Рейнер, объясняя, что и другие фрески в этом доме ранее тоже были покрыты таким же вредным веществом, которое вызвало осыпание настенных росписей в триклинии.
И в самом деле, обильные сведения, полученные в рамках консервационного проекта и текущего мониторинга состояния Дома Двухсотлетия, представляют огромную ценность для других археологических участков, испытавших на себе извержение Везувия в 79 г. н. э., где наблюдаются сходные повреждения.
Консерваторы сосредоточили свои усилия на двух больших мифологических сценах — одна с Марсом и Венерой, вторая с Дедалом и Пасифаей, — и фресках с разнообразными дионисийскими сценами, часто встречающимися в домах богатых жителей Геркуланума.
«Мы выбрали именно эту комнату для исследования и консервации, потому что здешние настенные росписи — одни из самых прекрасных в Геркулануме, но также и одни из самых повреждённых», — сказала Лесли Рейнер, консерватор настенных росписей из Института консервации Гетти.
На чёрно-белых фотографиях 1938 г. видны прекрасно сохранившиеся фрески, но к моменту начала последней реставрации они почти исчезли.
«Эти фрески настолько ценны, что было просто ужасно видеть, как они разрушаются, и не знать, как законсервировать их надлежащим образом», — сказала Рейнер в интервью AFP.
Дом Десятилетия стал лабораторией для разработки «новых инновационных методов обработки и материалов, которые можно использовать как здесь, так и в других местах на этом участке и в этом регионе, где наблюдаются сходные проблемы с консервацией фресок», — сказала Рейнер.
Мало того, что после окончания раскопок комната осталась под воздействием погодных явлений, — фрески ещё и покрыли воском; это была добросовестная, но, как оказалось, неудачная попытка их сохранить.
«Сочетание резких перемен погоды с восковым покрытием привело к тому, что краски стали вытягиваться, осыпаться и превращаться в пыль, поэтому нам пришлось искать решение этой проблемы».
После ряда экспериментов с различными методами в попытках удалить воск, сохранив краски, было найдено решение — неорганический неэластичный гель, и «мы всё-таки сумели удалить слой воска и стабилизировать лежащий под ним слой краски», — сказала Рейнер.
Восковой метод широко использовался во всей этой области и угрожает сохранности многих произведений искусства, которые должен был защитить, но специалисты, работающие в Доме Двухсотлетия, надеются, что данную технику можно будет использовать для их спасения, когда её подробности будут опубликованы.
«Мы надеемся, что профессионалы смогут использовать этот метод в работе с настенными росписями, страдающими от тех же проблем, во всём этом регионе», — сказала Рейнер, в то время как рядом реставраторы наносили яркие краски на вновь открывшиеся поверхности.