03.01.2020 г.
Sci-News.com
В Ионическом море найден затонувший римский корабль, гружённый амфорами

Зато­нув­ший корабль в Фис­кар­до: а) гид­ро­аку­сти­че­ское изо­бра­же­ние очер­та­ний гру­за и отдель­ных амфор на или­сто-пес­ча­ном дне в высо­ком раз­ре­ше­нии; b) мон­таж орто­фото­сним­ков зато­нув­ше­го кораб­ля с изо­бра­же­ни­ем оваль­ной груды амфор, окру­жён­ной коль­цом из бело­го кар­бо­нат­но­го пес­ка; зона, похо­жая на ров (TZ) и отме­чен­ная стрел­ка­ми, сво­бод­на от амфор и пере­се­ка­ет груз попе­рёк. Изо­бра­же­ние: Ferentinos et al, doi: 10.1016/j.jas.2019.105032.

Коман­да под­вод­ных архео­ло­гов и дай­ве­ров из уни­вер­си­те­та Патр и дай­винг-клу­ба «Aquatic Scuba» в ходе обсле­до­ва­ния с помо­щью гид­ро­ло­ка­то­ра боко­во­го обзо­ра с высо­ким раз­ре­ше­ни­ем обна­ру­жи­ла в 2013 г. зато­нув­ший корабль.

Этот корабль, лежа­щий у севе­ро-восточ­ной око­неч­но­сти гре­че­ско­го ост­ро­ва Кефал­ле­ния, при­мер­но в двух кило­мет­рах от вхо­да в залив Фис­кар­до, полу­чил назва­ние «Фис­кар­до».

«Мор­ские гео­фи­зи­че­ские дан­ные, собран­ные в ходе обсле­до­ва­ния с целью оцен­ки под­вод­но­го наследия, при­род­но­го и куль­тур­но­го, вдоль побе­ре­жья ост­ро­ва Кефал­ле­ния в Иони­че­ском море, сре­ди про­чих осо­бен­но­стей мор­ско­го дна пока­за­ли при­сут­ст­вие зато­нув­ше­го рим­ско­го кораб­ля и его гру­за, состо­я­ще­го из амфор», — рас­ска­за­ли док­тор Ксе­но­фон­тос Динас из уни­вер­си­те­та Патр и его кол­ле­ги.

Рим­ское тор­го­вое суд­но дли­ной 34 м и шири­ной 13 м пере­во­зи­ло око­ло шести тысяч боль­ших амфор.

Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли оваль­ную гру­ду кора­бель­но­го гру­за, кото­рый нахо­дит­ся в очень хоро­шей сохран­но­сти, и отдель­ные амфо­ры на мор­ском дне.

Дли­на этой груды око­ло 30 м, шири­на 12 м, высота око­ло 1,3 м над мор­ским дном. Высота амфор состав­ля­ет око­ло 0,8—0,9 м, шири­на — 0,4 м.


Схе­ма­ти­че­ская пре­зен­та­ция, изо­бра­жаю­щая основ­ные опе­ра­ци­он­ные прин­ци­пы гид­ро­ло­ка­то­ра боко­во­го обзо­ра и глу­бин­но­го ЛЧМ-про­фи­ло­гра­фа. Гид­ро­ло­ка­тор боко­во­го обзо­ра вее­ро­об­раз­но пере­да­ёт высо­ко­ча­стот­ные зву­ко­вые импуль­сы в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти с дви­жу­ще­го­ся суд­на, ска­ни­ру­ю­ще­го мор­ское дно (a). Импуль­сы, отра­зив­ши­е­ся от дна (отра­жён­ное рас­се­я­ние), запи­сы­ва­ют­ся и обра­ба­ты­ва­ют­ся для полу­че­ния пер­спек­тив­но­го обра­за мор­ско­го дна (b). Глу­бин­ный ЛЧМ-про­фи­ло­граф излу­ча­ет узкий аку­сти­че­ский луч, про­ни­каю­щий на уров­ни под мор­ским дном (a). Аку­сти­че­ские импуль­сы, отра­зив­ши­е­ся от мор­ско­го дна и более глу­бо­ких уров­ней, запи­сы­ва­ют­ся и обра­ба­ты­ва­ют­ся для полу­че­ния вер­ти­каль­но­го сече­ния мор­ско­го дна вдоль кур­са суд­на (c).

«Куча амфор, име­ю­щая фор­му удли­нён­но­го ова­ла и ото­б­ра­жён­ная на запи­си лока­то­ра боко­во­го обзо­ра и фото­мон­та­же, напо­ми­на­ет корабль этой эпо­хи, очер­чен­ный по его бор­там», — гово­рят учё­ные.

«Это ука­зы­ва­ет, что груз сохра­нил очер­та­ния кораб­ля и, учи­ты­вая, что в рай­оне кораб­ле­кру­ше­ния мор­ское дно почти плос­кое, с лёг­ким укло­ном, мож­но пред­по­ло­жить, что корабль тонул очень мед­лен­но, в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, и лёг на киль, а затем посте­пен­но накре­нил­ся на один бок, при­чём кор­пус сохра­нил свою общую струк­ту­ру и остал­ся нетро­ну­тым».

«Выше­из­ло­жен­ное поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что суд­но зато­ну­ло в хоро­шую пого­ду, а не во вре­мя штор­ма».


Мон­таж орто­фото­сним­ков зато­нув­ше­го кораб­ля «Фис­кар­до» в высо­ком раз­ре­ше­нии. Ferentinos et al, doi: 10.1016/j.jas.2019.105032.

На осно­ва­нии типа амфор кораб­ле­кру­ше­ние дати­ро­ва­но меж­ду I в. до н. э. и I в. н. э.; это один из круп­ней­ших кораб­лей, най­ден­ных на сего­дняш­ний день в Сре­ди­зем­ном море.

«“Фис­кар­до” вхо­дит в чет­вёр­ку самых боль­ших зато­нув­ших кораб­лей в Сре­ди­зем­ном море, а точ­нее — явля­ет­ся самым круп­ным из най­ден­ных в восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье», — сооб­щи­ли иссле­до­ва­те­ли.

«Соглас­но нашим оцен­кам, его груз состо­ял при­мер­но из шести тысяч амфор, кото­рые до сих пор в очень хоро­шем состо­я­нии».

«Место­по­ло­же­ние зато­нув­ше­го кораб­ля “Фис­кар­до” воз­ле сего­дняш­не­го рыбо­лов­но­го пор­та Фис­кар­до, где недав­но были обна­ру­же­ны арте­фак­ты рим­ско­го вре­ме­ни, дати­ру­е­мые меж­ду 146 г.до н. э. и 330 г. н. э., ука­зы­ва­ют на то, что в ту эпо­ху Фис­кар­до был круп­ным пор­том».

Пуб­ли­ка­ция науч­но­го кол­лек­ти­ва вый­дет в свет в янва­ре 2020 г. в «Journal of Archaeological Science».


© 2020 г. http://www.sci-news.com.
© 2020 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА