The History Blog |
В прошлый понедельник Альфонсина Руссо, директор Археологического парка Колизея, объявила об обнаружении под Римским форумом туфового саркофага и цилиндрического камня, которые сочли частью святилища Ромула, легендарного основателя Рима. Судя по его положению в стратиграфии Форума, оно датируется VI в. до н. э., то есть является одним из древнейших памятников города.
В пресс-релизе не слишком много сведений о находке, и сочетание слов «саркофаг» и «Ромул» вполне предсказуемо породило поток заголовков, возвещающих об открытии его могилы. Лучший, на мой взгляд, — из «Daily Beast»: «Римские археологи нашли доказательство существования Ромула?». Чтобы добраться до ответа — разумеется, отрицательного — на вопрос-приманку, придётся прочесть полстатьи, хотя в ней рассказывается о пресс-конференции, на которой Руссо прямо заявила: «Это не может быть его могилой».
Но для таких зануд, как я (и вы — потому-то вы это читаете), на этих древних туфовых костях имеется немало питательного мяса, и нет нужды поливать их сладким шашлычным соусом «что если»: это, конечно, связанные с ними традиции и легенды, а также их значение и преемственность с эпохи Ранней республики до времён Империи, как они были открыты в древнейшем сердце Рима в Новое время благодаря развитию новых археологических методов, как их снова зарыли в
Это удивительно запутанная история, поэтому моя жалкая попытка разобраться с некоторыми сложностями потребует хронологического подхода: сперва легенда против истории, а затем археология — её методы и обнаруженная с их помощью материальная культура.
Итак, давайте вместе вернёмся к легендарному основанию Рима. Уверен, что вы знаете историю о том, как близнецы Ромул и Рем, сыновья девственной жрицы Реи Сильвии и бога Марса, были приговорены к утоплению в Тибре её разгневанным дядей. Как часто случается в подобных историях, люди, получившие столь неприятное задание, как детоубийство, спасовали и оставили младенцев на берегу разлившейся реки. Их нашла волчица, выкормившая их своим молоком в тени дикой смоковницы, а затем на них набрёл свинопас по имени Фаустул, забрал их домой и вырастил как своих сыновей. Они возмужали и пожелали основать новый город. В 753 г. до н. э. (традиционная дата, спустя века полученная историками, которые проследили списки консулов до мифических времён и использовали даты Олимпийских игр как путеводную звезду) Ромул избрал для своего города Палатин, а Рем — Авентин. Когда Рем высмеял новую пограничную стену своего брата и перепрыгнул через неё, Ромул его убил. В пределах этой обагрённой кровью границы вырос город Рим, населённый сперва изгнанниками и всевозможными нежелательными элементами из соседних общин, а затем предательски похищенными сабинянками; его территория разрослась в ходе войн с окружающими племенами.
И одна из таких войн, разразившаяся, когда разношёрстный римский сброд похитил сабинских девушек и принудил их к браку, способствовала созданию подлинного сердца города Рима — политического, религиозного и исторического. Сабиняне готовились к этому сражению целый год. К тому времени их дочери уже вышли замуж за своих похитителей, родили от них детей и не желали гибели никому из сражавшихся. Сабинянки ринулись на поле боя, моля свои семьи и супругов заключить мир, чтобы они не сделались ни вдовами, ни сиротами, и тогда римляне, занимавшие Палатин, и сабиняне, укрепившиеся в цитадели Капитолия, встретились в долине между этими холмами и сложили оружие. Они подписали мирный договор и сошлись вместе, а царями объединённого народа стали Ромул и сабинский царь Тит Таций.
Прошли столетия, и эта долина между холмами превратилась в Римский форум, в географии которого воплотились размытые границы между мифом и историей. Куриатное собрание, учреждённое Ромулом, который в целях политического представительства разделил свой новый город на курии, сходилось и голосовало здесь в комиции — открытом пространстве, расположенном в северо-западном углу нынешнего Форума. Ораторы обращались к собравшимся с платформы, обращённой к комицию, которая в IV в. до н. э. стала называться рострами. К северу от комиция, напротив ростр, царь Тулл Гостилий (правил в 673—
Всё, что осталось от этого древнего здания в смутах Поздней республики, снёс диктатор Луций Корнелий Сулла. На месте Гостилиевой курии и значительной части комиция Сулла построил гораздо более обширную курию, вмещавшую удвоенный им сенат. Это здание сгорело в 52 г. до н. э., когда его использовали как импровизированный погребальный костёр для Публия Клодия Пульхра, убитого гладиаторской шайкой его политического врага Тита Анния Милона. Фавст, сын Суллы, отстроил курию, но в 44 г. до н. э. Юлий Цезарь превратил её в храм и построил новое здание сената, Юлиеву курию, между ней и рострами. Юлиева курия сохранилась до сих пор, хотя Домициан существенно её перестроил, а затем она 1500 лет служила церковью.
Именно перед Юлиевой курией, на глубине 3,6 м под каменной кладкой, служившей ядром давно разрушенной древней лестницы, археологи обнаружили туфовый саркофаг.
Легенды об основании Рима дошли до нас в античных хрониках, но самый ранний рассказ датируется II в. до н. э., спустя более 600 лет после предполагаемых событий. Эти авторы ссылаются на более ранние исторические сочинения, ныне утраченные, но эти ссылки совсем не помогают обнаружить потенциальные зёрна истины, а лишь вносят новый вклад в какофонию неизвестных.
Например, вот что в I в. до н. э. писал греческий историк Дионисий Галикарнасский («Римские древности», I. 72):
«Поскольку существует много разногласий относительно как времени, так и основателей Рима, мне и самому кажется, что не следует без предварительных замечаний подступить к рассказу, как если бы все были согласны. Так, Кефалон Гергитий, писатель очень древний, сообщает, что город был основан при втором поколении после Илионской войны людьми, спасшимися из Илиона вместе с Энеем; а основателем он объявляет предводителя колонии Рома, который был одним из детей Энея. По словам Кефалона, у Энея было четверо детей — Асканий, Эврилеон, Ромул и Ром. Демагор же, Агатилл и многие другие согласны с ним в отношении как времени, так и личности основателя колонии. Но создатель истории жриц Аргоса и событий, происходивших при каждой, утверждает, что Эней прибыл в Италию вместе с Одиссеем от молоссов и стал основателем города, а назвал его по одной из троянок Ромой. Именно она, продолжает он, устав от блужданий, подговорила остальных троянок сообща сжечь корабли. С ним соглашается Дамаст Сигейский и некоторые другие. Но философ Аристотель дает свое толкование, что некоторые из ахейцев, возвращавшиеся из-под Трои, после того, как обогнули мыс Малею, были застигнуты суровой бурей и, сбитые с пути, гонялись ветрами по волнам туда и сюда, наконец, достигли того самого места Опики, которое простирается вдоль берега Тирренского моря и называется Латинием. Исполнившись радости при виде земли, они выволакивают на берег корабли и зимуют, готовясь к дальнейшему плаванию с наступлением весны. Но после ночного поджога кораблей они лишились возможности сняться с места, а потому против воли и по нужде они обосновываются в том краю, где оказались. Приключилось с ними это из-за пленных женщин, которых они увезли из Илиона. Они-то и спалили суда из страха, что по возвращении ахейцев домой им предстоит рабство. Каллиас же, описавший Агафокловы деяния, упоминает, что какая-то троянка Рома из прибывших вместе с другими троянцами в Италию вышла замуж за Латина, царя аборигинов, и родила ему трех детей — Рома, Ромула и Телегона… которые заложили град и нарекли его именем матери. Писатель Ксенагор сообщает, что у Одиссея и Кирки родилось трое сыновей — Ром, Антей и Ардей, которые основали каждый по городу и дали им свои имена. А Дионисий Халкидийский объявляет основателем города Рома и заявляет, что он, по одним версиям, был сыном Аскания, по другим — Эматиона. Но есть и такие, кто уверяет, будто Рим был основан Ромом, сыном Итала, а матерью его была Левкария, дочь Латина» (пер. И. Л. Маяк).
Если эта цитата показалась вам слишком длинной, имейте в виду, что этот параграф посвящён только греческим историкам, и Дионисий даже не всех упоминает. Далее он пересказывает некоторые из противоречивых рассказов и датировок самих римлян. (Минута молчания, ибо все эти книги мы никогда не прочтём).
Ко временам Поздней республики легенда о Ромуле глубоко укоренилась в римской культуре. Анналисты продолжали спорить о достоверности отдельных элементов и версий, но не сомневались в историчности самого Ромула. Основателю города было посвящено несколько важных культовых мест: храм Юпитера Статора, построенный Ромулом после мира с Титом Тацием; пересаженная на Форум дикая смоковница, под которой были найдены близнецы; скромная хижина из дерева и соломы, построенная Ромулом для себя самого на Палатине и остававшаяся знаменитой городской достопримечательностью по меньшей мере до IV в. н. э.; Чёрный камень, древнее святилище на Форуме с усечённым туфовым столбом, латинская надпись на котором была столь древней, что в Поздней республике никто не мог прочитать её, — по разным версиям, он отмечал место смерти или могилу либо Ромула, либо его приёмного отца Фаустула, либо Госта Гостилия (отца третьего царя, Тулла Гостилия), героически погибшего в сражении с сабинянами.
Вопрос о смерти Ромула вызывал столько же споров, сколько и все прочие подробности основания Рима. Ливий и Плутарх излагают рассказы о том, как раздались мощные удары грома и Ромул во плоти вознёсся в небеса и стал богом Квирином, покровителем Рима. Допускают они и другую возможность: это просто выдумка, рассказанная народу после неожиданного исчезновения Ромула, тогда как на самом деле Ромула убили сенаторы, а затем растерзали его тело на части и тайком вынесли их в складках тоги, чтобы уничтожить свидетельства цареубийства.
Впрочем, отсутствие тела не мешало строительству гробницы. Кенотаф (пустая гробница, увековечивающая покойного) или героон (святилище, посвящённое герою, на месте его мнимой могилы) не требовали телесных останков, и каковы бы ни были подлинное происхождение и датировка этих реликвий, связанных с Ромулом, их чтили как святыни.
В условиях катаклизмов — природных и рукотворных, таких, как разграбление Рима галлами в 390 г. до н. э., — постоянного роста численности населения, обычного износа и изменений в моде городская архитектура никогда не стояла на месте. Чёрный камень скрылся под землёй — сначала после того, как он был повреждён (вероятно, во время разграбления Рима), затем, вероятно, при Сулле и, наконец, окончательно исчез, когда Юлий Цезарь глобально переориентировал Форум. Обширным рынкам, базиликам и форумам императорской эпохи требовались глубокие фундаменты и значительная часть древнейших римских сооружений, видимо, была уничтожена в ходе этого строительства.
После падения Западной империи город начал пожирать сам себя. Его жители позволяли древним зданиям разрушаться, строили поверх них новые дома, специально их сносили или извлекали из руин строительные материалы. На протяжении полутора тысяч лет друг на друга наслаивались остатки от строительства, наносы от речных разливов и обломки, образовавшиеся при катастрофах, так что уровень земли высоко поднялся над древнейшими руинами, а под ним образовался стратиграфический лабиринт.
Первую попытку разгадать сложную головоломку и определить, что и как датируется под Форумом, предпринял археолог Джакомо Бони, директор раскопок на Римском форуме с 1898 г. до своей смерти в 1925 г. Работа Бони стала прорывом, и не только в буквальном смысле слова: он впервые осуществил систематический анализ стратиграфии Форума, археологического ядра города. Он раскопал два древнейших участка в Риме: туфовое святилище, которое он идентифицировал как Вулканал, и Чёрный камень.
В ходе раскопок 1899 г., результаты которых были опубликованы в 1900 г., Бони отметил обнаружение туфового гроба и цилиндра под остатками древней лестницы перед Юлиевой курией:
«На глубине 3,6 м под сердцевиной лестницы был найден прямоугольный туфовый контейнер или бассейн длиной 1,4 м, шириной 0,7 м и высотой 0,77 м; перед ним стоял цилиндр из туфа диаметром 0,75 м. Ёмкость из туфа содержала гальку, черепки кухонных горшков, фрагменты кампанской керамики, раковины моллюсков pectunculus [морские слизни] и кусок красной штукатурки».
Вот и всё, что он может об этом сказать. Бони отмечает находку, но не связывает её с Ромулом или каким-либо античным памятником и тут же переходит к описанию множества других находок, обнаруженных в ходе его беспрецедентных раскопок одного из наиболее насыщенных археологических участков в мире.
В
Бартоли вполне мог бы поступить так, как действовали римские строители на протяжении 2500 лет до него, и разрушить руины в ходе своих работ. Они находились глубоко под землёй, были незаметны, совершенно не соответствовали представлениям Муссолини об имперском городе из сверкающего белого мрамора и почти никто о них не знал. Однако Бартоли сохранил святилище в целости и обеспечил его безопасность, построив кирпичные столбы для поддержки потолка, сооружённого из железных балок и перфорированных деревянных досок.
О защитном сооружении Бартоли никто не знал, но оно прочно стояло на своём месте, когда в ноябре 2019 г. команда археологов из Археологического парка Колизея пошла по следам Бони.
В 2019 г. «ящик» Бони привлёк внимание Патриции Фортини, археолога из Археологического парка Колизея, изучавшей записи о его раскопках на рубеже веков. Описание и рисунки Бони, а также сечение, иллюстрирующее стратиграфию ёмкости и цилиндра по отношению к курии и другим находкам, свидетельствовали о том, что этот скромный туфовый контейнер должен был иметь большое значение, раз находился в самом сердце политической и религиозной жизни Рима. Святилище тесно связано с Чёрным камнем, расположенным всего в нескольких метрах от него, что также свидетельствует о его символическом значении. Кроме того, на основании рисунков, Фортини сделала вывод, что контейнер находился внутри какого-то сооружения, то есть склепа или подземного храма.
В ноябре 2019 г. начались раскопки. Лестница Бартоли была разобрана и открылась сердцевина античной лестницы, найденной Бони, и структурные элементы портика, некогда украшавшего фасад Юлиевой курии. За кирпичной стеной, построенной Бартоли для защиты участка, археологи вновь обнаружили туфовый саркофаг и цилиндрический блок.
Оба изготовлены из капитолийского туфа, добывавшегося прямо на месте, — из самого что ни на есть местного материала, свидетельствующего об их глубокой древности. По мере расширения территории Рима его граждане обратились к более богатым источникам камня за пределами городского центра и перестали извлекать мягкий и рыхлый туф из Капитолийского и Палатинского холмов. Крупные блоки серого туфа с южной и западной сторон могут быть частями самого подземелья.
Что касается связи между пустым саркофагом и культом Ромула, то важнейшая подсказка содержится в утраченном античном тексте плодовитого эрудита Марка Теренция Варрона (116—
Единственный полностью сохранившийся труд Варрона — это три книги «О сельском хозяйстве»; кстати говоря, в них он предполагает существование мельчайших созданий, проникающих в тела и вызывающих болезни, — вот каким гением был этот парень! От его «Божественных древностей» и «Человеческих древностей» сохранились лишь фрагменты; в основном они цитируются у Августина из Гиппона в «Граде Божьем» (полное название «О граде Божьем против язычников») — опровержении распространённого убеждения в том, что разграбление Рима в 410 г. стало следствием отречения от традиционных римских богов. Более краткие цитаты из «Древностей» Варрона можно найти в ряде дошедших до нас античных текстов. В одной такой цитате, сохранившейся в схолиях (учёные комментарии) к XVI эподу Горация, Варрон утверждает, что Ромул был погребён за рострами. Именно там и находится подземная камера с саркофагом.
Устранить всякие сомнения в наличии взаимосвязи между этой находкой и символической гробницей Ромула, пожалуй, невозможно, ибо здесь просто слишком много переменных и неизвестных. В этой невероятно пространной публикации я лишь прошёлся по поверхности. Тем не менее, это очень древняя и важная находка.
В конце апреля раскопки продолжатся. В частности, археологи будут вести поиски в стратиграфической секции в западной части комнаты. Также они заглянут под саму Юлиеву курию. Бартоли отметил, что в курии было два люка. Оба связаны с подземным помещением и монументальными блоками туфа, которые видны сквозь них сегодня. Возможно, эти блоки — часть задней стены подземного храма.