18.02.2020 г.
Napoli Magazine
Помпеи: лимоны и фараоны, новые невиданные чудеса

Министр Фран­че­ски­ни на рас­коп­ках в Пом­пе­ях откры­ва­ет для пуб­ли­ки три важ­ных особ­ня­ка: Дом Влюб­лён­ных, Дом Фрук­то­во­го сада и Дом Кораб­ля «Евро­па».

Дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка Пом­пей Мас­си­мо Озан­на.

«Влюб­лён­ные, подоб­но пчё­лам, жизнь слад­кую ведут, как мёд». В этих сти­хах-граф­фи­ти, сохра­нив­ших­ся на стене вин­но­го цве­та, где слов­но купа­ют­ся две белые утки, — вся магия Дома влюб­лён­ных, сокро­ви­ща, не име­ю­ще­го рав­ных в Пом­пе­ях, един­ст­вен­но­го дома, где почти нетро­ну­тым сохра­нил­ся вто­рой этаж, пря­мо с гли­но­бит­ным полом. Этот дом в I рай­оне, чей вла­де­лец, к сожа­ле­нию, оста­ёт­ся оку­тан тай­ной, был закрыт вско­ре после зем­ле­тря­се­ния в Ирпи­нии, из-за кото­ро­го он стал настоль­ко непри­год­ным, что пред­став­лял опас­ность даже для рабо­чих, но теперь он впер­вые за сорок лет сно­ва откры­ва­ет­ся для посе­ти­те­лей. «Дом неве­ро­ят­но ценен имен­но пото­му, что это уни­каль­ное стро­е­ние, кото­рым мы обя­за­ны гению вели­ко­го архео­ло­га Амедео Маю­ри; он рас­ко­пал его в 1931 г. и инту­и­тив­но сумел укре­пить верх­ний этаж зда­ния уже в ходе рас­ко­пок», — гово­рит Мас­си­мо Озан­на, дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка, кото­рый при­ни­ма­ет мини­ст­ра куль­ту­ры Дарио Фран­че­ски­ни.

Сего­дня утром, 18 фев­ра­ля 2020 г., в Пом­пе­ях, в при­сут­ст­вии Мини­ст­ра куль­тур­но­го досто­я­ния, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма Дарио Фран­че­ски­ни, состо­я­лась пресс-кон­фе­рен­ция, посвя­щён­ная откры­тию для пуб­ли­ки трёх важ­ных особ­ня­ков. Речь идёт о Доме Влюб­лён­ных, Доме Фрук­то­во­го сада и Доме Кораб­ля «Евро­па».

В ходе пресс-кон­фе­рен­ции было так­же объ­яв­ле­но о завер­ше­нии работ по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти I, II и III рай­о­нов.

«Пом­пеи — это исто­рия воз­рож­де­ния и искуп­ле­ния; такое рас­по­ря­же­ние обще­ев­ро­пей­ски­ми фон­да­ми может слу­жить при­ме­ром для всей Евро­пы. Это место, куда мы вер­ну­лись, чтобы про­во­дить иссле­до­ва­ния и новые архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки бла­го­да­ря дол­го­му и без­молв­но­му тру­ду про­фес­сио­наль­ных спе­ци­а­ли­стов по куль­тур­но­му наследию, внес­ших свой вклад в необык­но­вен­ные дости­же­ния, кото­рые сего­дня у всех на гла­зах и слу­жат пред­ме­том гор­до­сти для всей Ита­лии», — заявил Дарио Фран­че­ски­ни, министр куль­тур­но­го досто­я­ния, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма.

«Чрез­вы­чай­ное поло­же­ние в Пом­пе­ях закон­чи­лось. Перед нами новые и важ­ные зада­чи в сфе­ре охра­ны, иссле­до­ва­ния и осво­е­ния рас­ко­пок и всей терри­то­рии», — заявил Мас­си­мо Озан­на, дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка «Пом­пеи».

Обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти I, II и III рай­о­нов завер­ша­ет­ся чрез­вы­чай­ный план по сохра­не­нию архео­ло­ги­че­ских струк­тур антич­но­го горо­да Пом­пеи, стар­то­вав­ший в 2014 г. с Боль­шим про­ек­том «Пом­пеи». На про­тя­же­нии пяти лет было осу­щест­вле­но семь­де­сят шесть опе­ра­ций в рам­ках пяти опе­ра­ци­он­ных пла­нов, пред­у­смот­рен­ных Боль­шим про­ек­том «Пом­пеи», из них пять­де­сят одна — в рам­ках пла­на работ (опе­ра­ции с архео­ло­ги­че­ски­ми струк­ту­ра­ми), восемь — в рам­ках пла­на иссле­до­ва­ний, две — в рам­ках пла­на обес­пе­че­ния без­опас­но­сти, семь — в рам­ках пла­на раз­ви­тия потен­ци­а­ла, восемь — в целях раз­ви­тия посе­щае­мо­сти и ком­му­ни­ка­ций. Семь­де­сят пять опе­ра­ций завер­ше­но, из них пять объ­ек­тов нахо­дят­ся на эта­пе при­ём­ки. Оста­ёт­ся завер­шить объ­ект «Опе­ра­ция по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти фрон­тов рас­ко­пок», под кото­ры­ми пони­ма­ет­ся трёх­ки­ло­мет­ро­вый пери­метр нерас­ко­пан­ной терри­то­рии Пом­пей. В соста­ве это­го огром­но­го объ­ек­та уже закон­че­на опе­ра­ция на фрон­те ули­цы Везу­вия, кото­рая недав­но ста­ла доступ­на для посе­ще­ния после откры­тия дома Леды и Лебедя, и в так назы­вае­мом «Клине», где было обна­ру­же­но два цен­ных особ­ня­ка с чару­ю­щи­ми фрес­ка­ми, моза­и­ка­ми и наход­ка­ми и пере­улок с бал­ко­на­ми, соеди­нив­ший пере­улок Сереб­ря­ной свадь­бы с глав­ной арте­ри­ей — ули­цей Нолы. По состо­я­нию на 30 янва­ря 2020 г. общие рас­хо­ды соста­ви­ли 92 мил­ли­о­на евро.

Завер­шив­ши­е­ся работы коман­ды архи­тек­то­ров, архео­ло­гов, инже­не­ров и рестав­ра­то­ров про­дол­жа­лись пят­на­дцать меся­цев и затро­ну­ли обшир­ную терри­то­рию: I и II рай­о­ны в юго-восточ­ной чет­вер­ти горо­да и III рай­он, лишь частич­но рас­ко­пан­ный, кото­рый рас­по­ло­жен меж­ду ули­цей Изоби­лия на юге и ули­цей Нолы на севе­ре и вклю­ча­ет лав­ки и мно­же­ство тер­мо­по­лий вдоль Ста­би­ан­ской ули­цы, дома меж­ду ули­цей Изоби­лия и ули­цей Каст­ри­чо, огром­ные город­ские рези­ден­ции Окта­вия Квар­ти­о­на и Юлии Феликс, дом Откры­то­го три­кли­ния и Бычий рынок с при­ле­гаю­щи­ми к нему вино­град­ни­ка­ми до амфи­те­ат­ра. Работы вклю­ча­ли спе­ци­аль­ные опе­ра­ции по струк­тур­ной рестав­ра­ции камен­ной клад­ки, обес­пе­че­ние без­опас­но­сти деко­ра­тив­ных эле­мен­тов и ремонт крыш, а так­же кон­тро­ли­ру­е­мое при­ме­не­ние защит­ных мер для укреп­ле­ния осо­бен­но неста­биль­ных участ­ков стен­ной клад­ки. В част­но­сти, исполь­зо­ва­ние ста­ти­че­ских средств защи­ты, все­гда более тон­ких и услож­нён­ных, поз­во­ли­ло осво­бо­дить ули­цы и антич­ные зда­ния от гро­мозд­ких под­по­рок. Ремонт мосто­вых сде­лал посе­ще­ние этих мест более удоб­ным. Оста­ёт­ся завер­шить круп­ную опе­ра­цию по укреп­ле­нию фрон­тов рас­ко­пок — трёх­ки­ло­мет­ро­во­го пери­мет­ра, окру­жаю­ще­го нерас­ко­пан­ную терри­то­рию Пом­пей и так назы­вае­мый «Клин» в V рай­оне. Уже в кон­це 2018 г. была откры­та для посе­ще­ния ули­ца Везу­вия, что поз­во­ли­ло пуб­ли­ке впер­вые увидеть дом Леды и Лебедя, одно из самых новых и вол­ну­ю­щих откры­тий, сде­лан­ных в ходе послед­них рас­ко­пок в V рай­оне.

Дом влюб­лён­ных (Casa degli Amanti, I. 10. 11)

Этот дом, рас­ко­пан­ный в 1933 г., полу­чил назва­ние в честь сти­ха, выре­зан­но­го в квад­ра­те с утка­ми в глу­бине пери­сти­ля, кото­рый зву­чит так: «Amantes, ut apes, vitam melitam exigent» («Влюб­лён­ные, подоб­но пчё­лам, жизнь слад­кую ведут, как мёд»). Дом, рас­по­ло­жен­ный в серд­це I рай­о­на, был закрыт для посе­ще­ний с 1980-х гг., когда после зем­ле­тря­се­ния потре­бо­ва­лось воз­ве­сти систе­му опор для под­держ­ки потол­ка атрия и пери­сти­ля, кото­рая скры­ла и иска­зи­ла про­стран­ства и укра­ше­ния дома. В после­дую­щие годы состо­я­ние дома так ухуд­ши­лось, что туда не мог­ли вхо­дить даже тех­ни­че­ские работ­ни­ки. Наи­бо­лее важ­ная осо­бен­ность этой рези­ден­ции состо­ит в том, что здесь почти пол­но­стью сохра­нил­ся вто­рой этаж пери­сти­ля (сада с колон­на­ми), куда неко­гда под­ни­ма­лись по лест­ни­це в север­ном пор­ти­ке (след от неё виден на внут­рен­них сте­нах). Этот вто­рой этаж, види­мо, был при­стро­ен в I в. н. э. Струк­ту­ры вто­ро­го эта­жа были обна­ру­же­ны в хоро­шей сохран­но­сти, что поз­во­ли­ло уже сра­зу после рас­ко­пок уста­но­вить изна­чаль­ную пла­ни­ров­ку это­го про­стран­ства, полу­чить пред­став­ле­ние об архи­тек­тур­ном реше­нии (двух­уров­не­вый пери­стиль), кото­рое и поныне оста­ёт­ся уни­каль­ным для Пом­пей. За исклю­че­ни­ем кар­тин в коридо­ре (fauces) и неко­то­рых наполь­ных покры­тий II сти­ля, фрес­ки в этом доме выпол­не­ны в IV сти­ле в I в. н. э. Обес­пе­че­ние сохран­но­сти это­го дома вклю­ча­ло так­же укреп­ле­ние потол­ка и меж­этаж­ных пере­кры­тий. Работы по вос­ста­нов­ле­нию потол­ка атрия ста­ли про­дол­же­ни­ем ком­плекс­ной реструк­ту­ри­за­ции дома в ходе рестав­ра­ции 1930-х гг., про­хо­див­шей одно­вре­мен­но с рас­коп­ка­ми. Неко­то­рые пред­ме­ты, обна­ру­жен­ные в доме (жаров­ня, таз, брон­зо­вый све­тиль­ник и костя­ные шар­ни­ры) выстав­ле­ны на вит­рине в атрии. Эта выстав­ка про­хо­дит в рам­ках про­ек­та по созда­нию рас­пре­де­лён­но­го музея, кото­рый уже неко­то­рое вре­мя реа­ли­зу­ет­ся в раз­ных рас­ко­пан­ных зда­ни­ях и пред­у­смат­ри­ва­ет воз­вра­ще­ние нахо­док в кон­текст тех поме­ще­ний, где они были обна­ру­же­ны.


Дом влюб­лён­ных (I. 10. 11). Граф­фи­то: Amantes ut apes vitam melitam exigent (CIL IV 8408 a—c). — «Влюб­лён­ные, подоб­но пчё­лам, жизнь слад­кую ведут, как мёд», — стих, выре­зан­ный на стене «Дома Влюб­лён­ных». Фото (1968): Stanley A. Jashemski / https://www.pompeiiinpictures.com.
Пери­стиль Дома влюб­лён­ных. Фото: ANSA.
Рестав­ра­то­ры за работой в Доме влюб­лён­ных. Фото: Reuters / Ciro De Luca.

Дом Кораб­ля «Евро­па» (Casa della Nave Europa, I. 15. 3)

Этот дом обя­зан сво­им назва­ни­ем боль­шо­му граф­фи­то на север­ной стене пери­сти­ля, где изо­бра­же­но круп­ное гру­зо­вое суд­но «Евро­па», а радом с ним — кораб­ли мень­ших раз­ме­ров. Стро­и­тель­ная исто­рия это­го дома, ядро кото­ро­го вос­хо­дит к III в. до н. э., слож­на и состо­ит из мно­же­ства моди­фи­ка­ций и рас­ши­ре­ний; в сво­ём нынеш­нем состо­я­нии дом име­ет обшир­ный пери­стиль и мно­же­ство ком­нат, рас­по­ло­жен­ных ряда­ми с север­ной и запад­ной сто­ро­ны. Мону­мен­таль­ные туфо­вые колон­ны в пери­сти­ле и укра­ше­ния I сти­ля, сохра­нив­ши­е­ся в неко­то­рых ком­на­тах, дают пред­став­ле­ние о более древ­них стро­и­тель­ных фазах и о момен­тах наи­боль­ше­го вели­ко­ле­пия это­го дома. Осо­бую цен­ность пред­став­ля­ет укра­ше­ние куби­ку­ла, при­мы­каю­ще­го ко вхо­ду, где ими­та­ция обли­цов­ки под бло­ки цвет­но­го мра­мо­ра, типич­ная для это­го деко­ра­тив­но­го сти­ля, обо­га­ще­на иони­че­ски­ми полу­ко­лон­на­ми в верх­ней части стен — тоже гип­со­вы­ми. В послед­ние годы жиз­ни горо­да в этом доме, види­мо, зани­ма­лись сель­ским хозяй­ст­вом; дей­ст­ви­тель­но, в зад­ней части дома на двух уров­нях рас­по­ла­га­лось обшир­ное зелё­ное про­стран­ство с вино­град­ни­ком и ого­ро­ди­ком, где выра­щи­ва­ли зелень и ово­щи.


Дом Кораб­ля «Евро­па». Граф­фи­то, дав­шее назва­ние дому. Фото (1972): Stanley A. Jashemski / https://www.pompeiiinpictures.com.

Дом Фрук­то­во­го сада (Casa del Frutteto, I. 9. 5)

В этом доме велись работы не толь­ко по его укреп­ле­нию, но и по рестав­ра­ции деко­ра­тив­ных эле­мен­тов, при­чём послед­ние — за счёт обыч­ных средств Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка Пом­пеи. Лимо­ны и зем­ля­нич­ник, фрук­то­вые и деко­ра­тив­ные дере­вья, пор­хаю­щие пти­цы и смо­ков­ни­ца, обви­тая зме­ёй. Так укра­ше­ны цве­ти­стые куби­ку­лы в доме Фрук­то­во­го сада в Пом­пе­ях. На сте­нах изо­бра­же­на рос­кош­ная рас­ти­тель­ность, на лоне кото­рой отды­ха­ли антич­ные оби­та­те­ли этой рези­ден­ции на ули­це Изоби­лия, где сохра­нил­ся один из пре­крас­ней­ших при­ме­ров садо­вой живо­пи­си, най­ден­ных в горо­де. В одной из ком­нат на фрес­ках изо­бра­жён зали­тый све­том сад в сезон наи­бо­лее пыш­ной зеле­ни, при­чём дета­ли настоль­ко точ­ны, что мож­но узнать отдель­ные виды рас­те­ний; в дру­гой ком­на­те — сад, погру­жён­ный в ноч­ную тьму, с тре­мя дере­вья­ми раз­ной высоты, сре­ди кото­рых — боль­шая смо­ков­ни­ца со зме­ёй, сим­во­лом про­цве­та­ния. В отли­чие от дру­гих домов, где сады изо­бра­жа­лись в при­ём­ных залах, здесь мы видим его в куби­ку­лах. В дру­гих ком­на­тах на фрес­ках при­сут­ст­ву­ют еги­пет­ские моти­вы, напо­ми­наю­щие об Иси­де, — веро­ят­но, свиде­тель­ство о том, что вла­де­лец покло­нял­ся этой богине. Этот дом, частич­но рас­ко­пан­ный в 1913 г., а затем в 1951 г., име­ет клас­си­че­скую пла­ни­ров­ку с атри­ем, вокруг кото­ро­го рас­по­ло­же­ны раз­лич­ные ком­на­ты, а в зад­ней части дома — зелё­ное про­стран­ство с лет­ним три­кли­ни­ем, кото­рый исполь­зо­вал­ся в жар­кое вре­мя года вме­сто внут­рен­не­го три­кли­ния. Деко­ра­тив­ные сады, как изо­бра­жён­ные на сте­нах для зри­тель­но­го рас­ши­ре­ния поме­ще­ний, так и зелё­ные внут­рен­ние дво­ры, где дома это поз­во­ля­ли, харак­тер­ны для мно­гих рези­ден­ций антич­но­го горо­да.


Министр куль­ту­ры Дарио Фран­че­ски­ни.
Фото: Reuters / Ciro De Luca.
Фото: Reuters / Ciro De Luca.
Фото: Reuters / Ciro De Luca.
Фото: Reuters / Ciro De Luca.

Пом­пеи в циф­рах

Боль­шой про­ект «Пом­пеи»


Общая сум­ма: 105 мил­ли­о­нов евро.

Финан­си­ро­ва­ние ЕС: 75 %, нацио­наль­ная доля: 25 %.

Финан­си­ру­е­мых опе­ра­ций: 76.


Обес­пе­че­ние без­опас­но­сти архео­ло­ги­че­ско­го участ­ка


50 км верх­них кра­ёв стен.

30 тыс. м3 стен­ной клад­ки, 10 тыс. м2 шту­ка­тур­ки.


Опе­ра­ция по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти фрон­тов рас­ко­пок


2,7 км.


Рас­коп­ки «Кли­на»


В рам­ках опе­ра­ции по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти фрон­тов рас­ко­пок иссле­до­ва­но ещё 2000 м2 поверх­но­сти «Кли­на».


Пред­при­я­тия-участ­ни­ки


В Боль­шом про­ек­те «Пом­пеи» при­нял уча­стие 781 эко­но­ми­че­ский субъ­ект (пред­при­я­тие).


Откры­тия в V рай­оне


Была рас­ко­па­на послед­няя часть антич­но­го горо­да с пере­ул­ка­ми и дома­ми, обна­ру­же­ны весь­ма цен­ные деко­ра­тив­ные эле­мен­ты (фрес­ки, моза­и­ки), а так­же мно­же­ство арте­фак­тов (в том чис­ле раз­лич­ные быто­вые пред­ме­ты) и остан­ки жертв извер­же­ния.

На терри­то­рии так назы­вае­мо­го «кли­на», рас­по­ло­жен­но­го меж­ду Домом Сереб­ря­ной свадь­бы и пере­ул­ком Мар­ка Лукре­ция Фрон­то­на, обна­ру­же­но два дома и «пере­улок с бал­ко­на­ми», соеди­ня­ю­щий ули­цу Нолы — боль­шую арте­рию, уже рас­ко­пан­ную и посе­щае­мую тури­ста­ми, — с пере­ул­ком Сереб­ря­ной свадь­бы, ещё не пол­но­стью рас­ко­пан­ным.


Тон­ны мате­ри­а­ла


30 тыс. м3 мате­ри­а­лов (лапил­ли, пепел и грунт), извле­чён­ных в ходе опе­ра­ции.


Наход­ки, обна­ру­жен­ные в V рай­оне


1167 коро­бок и 168 кон­тей­не­ров архео­ло­ги­че­ских нахо­док (фраг­мен­ты шту­ка­тур­ки, мра­мо­ра, окон­ные отли­вы, стек­лян­ные сосуды, брон­зо­вые пред­ме­ты и т.д.), 73 амфо­ры, в том чис­ле 52 целые, 7 под­да­ют­ся вос­ста­нов­ле­нию и 14 раз­би­ты и исполь­зо­ва­ны для дру­гих целей.


Спе­ци­а­ли­сты, при­няв­шие уча­стие в работах


Архео­ло­ги, архи­тек­то­ры, рестав­ра­то­ры, инже­не­ры, гео­лог, вул­ка­но­лог, антро­по­лог, палео­бота­ник, зооар­хео­лог.


Тех­но­ло­гии, исполь­зо­ван­ные на участ­ках рас­ко­пок


Ланд­шафт­ные мето­ды (дро­ны, кел­ли-штан­га, лазер­ный ска­нер, гео­ра­дар); иссле­до­ва­ния струк­ту­ры и тех­ни­ки стен­ной клад­ки (эндо­ско­пия, аку­сти­че­ские про­бы, взя­тие образ­цов стро­и­тель­но­го рас­т­во­ра сра­зу после рас­ко­пок), иссле­до­ва­ния нахо­док во вре­мя рас­ко­пок (палео­бота­ни­че­ские иссле­до­ва­ния нахо­док, обна­ру­жен­ных в садах, мор­фо­ло­ги­че­ский и хими­ко-физи­че­ский ана­лиз для опре­де­ле­ния исполь­зо­ван­ных мате­ри­а­лов, пали­но­ло­ги­че­ский ана­лиз), антро­по­ло­ги­че­ский ана­лиз.


Марш­рут «Пом­пеи для всех»


Четы­рёх­ки­ло­мет­ро­вый уча­сток марш­ру­та стал досту­пен для лиц с заболе­ва­ни­я­ми опор­но-дви­га­тель­но­го аппа­ра­та.


45 зда­ний, укреп­лён­ных и реста­ври­ро­ван­ных с нача­ла Боль­шо­го про­ек­та «Пом­пеи»


1. Храм Иси­ды.

2. Дом Вене­ры в рако­вине.

3. Поме­стье Юлии Феликс.

4. Дом Пиг­ме­ев.

5. Дом Крип­то­пор­ти­ка.

6. Дом Эфе­ба.

7. Дом Каба­на.

8. Бота­ни­че­ский сад.

9. Муни­ци­паль­ные зда­ния.

10. Дом Гео­мет­ри­че­ских моза­ик.

11. Сук­но­валь­ня Сте­фа­на.

12. Дом Короле­вы Каро­ли­ны.

13. Дом Фабия Аман­дия.

14. Дом жре­ца Аман­да.

15. Дом Лорея Тибур­ти­на.

16. Дом Пак­вия Про­ку­ла.

17. Дом Мар­ка Лукре­ция на Ста­би­ан­ской доро­ге.

18. Дом Изве­сти.

19. Дом Хирур­га.

20. Малень­кий театр (Оде­он).

21. Малень­кий пуб­лич­ный дом.

22. Дом Обел­лия Фир­ма.

23. Дом Мар­ка Лукре­ция Фрон­то­на.

24. Дом Вет­ти­ев (Атрий).

25. Вил­ла Мисте­рий.

26. Дом Малень­ко­го фон­та­на.

27. Дом Лаби­рин­та.

28. Дом Ране­но­го Адо­ни­са.

29. Дом Яко­ря.

30. Дом Боль­шо­го фон­та­на.

31. Дом Сеев.

32. Дом Рому­ла и Рема.

33. Дом Тре­бия Вален­та.

34. Дом Цве­точ­но­го лара­рия.

35. Дом с лав­ка­ми.

36. Дом Откры­то­го три­кли­ния.

37. Дом Моря­ка.

38. Бани на фору­ме.

39. Цен­траль­ные бани.

40. Дом Трип­то­ле­ма.

41. Дом Золо­чё­ных аму­ров.

42. Дом Леды и Лебедя.

43. Дом Влюб­лён­ных.

44. Дом Кораб­ля «Евро­па».

45. Дом Фрук­то­во­го сада.

(Неко­то­рые из этих зда­ний откры­ва­ют­ся пооче­рёд­но, чтобы избе­жать чрез­мер­ной нагруз­ки от посе­ще­ний).


Посе­ти­те­лей с 2014 по 2019 г.


2014: 2668178.

2015: 2978884.

2016: 3209089.

2017: 3418733.

2018: 3649374.

2019: 3937468.

+ 47,5 %


Выстав­ки с 2014 г.


1. Пом­пеи и Евро­па.

2. Миф и при­ро­да.

3. Еги­пет в Пом­пе­ях.

4. Пом­пеи и гре­ки.

5. Пом­пеи и этрус­ки.

6. Дом Золо­то­го брас­ле­та.

7. В поис­ках Ста­бий.

8. За ока­зан­ную услу­гу.

9. Орудие пре­ступ­ле­ния.

10. Утварь из дома Юлия Поли­бия в Анти­ква­рии Пом­пей.

11. Мито­рай в Пом­пе­ях.

12. Pompei@Madre. Архео­ло­ги­че­ский мате­ри­ал.

13. Пикассо и Неа­поль: «Парад».

14. Кашьел­ло в Пом­пе­ях.

15. Рас­ши­рен­ные инте­рье­ры.

16. Воз­рож­де­ние Пом­пей — тре­тий рай Микел­ан­дже­ло Писто­лет­то.

17. Лара Фава­рет­то: Рас­коп­ки. Атлас про­бе­лов в памя­ти.

18. Цай Гоцян: пер­фор­манс худо­же­ст­вен­но­го взры­ва в Амфи­те­ат­ре.

19. «Даю, чтобы дать»: мораль оди­но­чек.

20. Тще­сла­вие: исто­рии укра­ше­ний с Киклад в Пом­пе­ях.

21. Пом­пеи и Сан­то­ри­ни, веч­ность в один день.


Кон­цер­ты


Рас­коп­ки к тому же пре­вра­ти­лись в необыч­ную сце­ну, где состо­я­лись кон­цер­ты Дэвида Гил­мо­ра, Элто­на Джо­на и Людо­ви­ко Эйна­уди, Мар­ку­са Мил­ле­ра, Джейм­са Тэй­ло­ра, груп­пы «King Crimson», а так­же фести­валь антич­ной дра­ма­тур­гии «Пом­пеи — театр мира» (в этом году — чет­вёр­тый) — про­ект, кото­рый про­во­дит­ся раз в четы­ре года сов­мест­но с Город­ским теат­ром Неа­по­ля.


Рас­коп­ки в V рай­оне: «Клин»


Спу­стя деся­ти­ле­тия мы вер­ну­лись, чтобы вести рас­коп­ки в той части горо­да, где до сих пор они нико­гда не велись. Новые рас­коп­ки при­нес­ли важ­ные сведе­ния для изу­че­ния антич­но­го горо­да, а так­же исклю­чи­тель­ные откры­тия. Такие архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния созда­ют необ­хо­ди­мую базу для охра­ны и осво­е­ния, посколь­ку толь­ко глу­бо­кое зна­ние архео­ло­ги­че­ско­го кон­тек­ста может в пер­спек­ти­ве гаран­ти­ро­вать пра­виль­ную охра­ну. Новые рас­коп­ки явля­ют­ся частью более мас­штаб­ной опе­ра­ции по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти, кото­рая затра­ги­ва­ет ещё 2,7 км фрон­тов по пери­мет­ру 22 гек­та­ров нерас­ко­пан­ной терри­то­рии и пред­у­смат­ри­ва­ет пере­про­фи­ли­ро­ва­ние фрон­тов, изме­не­ние их накло­на и их укреп­ле­ние во избе­жа­ние угро­зы дав­ле­ния грун­та на уже рас­ко­пан­ные стро­е­ния. В част­но­сти, на терри­то­рии так назы­вае­мо­го «Кли­на» для защи­ты зда­ний, появив­ших­ся на поверх­но­сти уже в XIX в., потре­бо­ва­лись самые насто­я­щие рас­коп­ки на про­стран­стве ещё 2000 м2, чтобы ото­дви­нуть фронт и гаран­ти­ро­вать без­опас­ность рас­ко­пан­ных соору­же­ний. Была рас­ко­па­на послед­няя часть антич­но­го горо­да с пере­ул­ка­ми и дома­ми, обна­ру­же­ны весь­ма цен­ные деко­ра­тив­ные эле­мен­ты (фрес­ки, моза­и­ки), а так­же мно­же­ство арте­фак­тов (в том чис­ле раз­лич­ные быто­вые пред­ме­ты) и остан­ки жертв извер­же­ния. На терри­то­рии так назы­вае­мо­го «Кли­на», рас­по­ло­жен­но­го меж­ду Домом Сереб­ря­ной свадь­бы и пере­ул­ком Мар­ка Лукре­ция Фрон­то­на, обна­ру­же­но два дома (Дом Сада и Дом Ори­о­на) и «пере­улок с бал­ко­на­ми», соеди­ня­ю­щий ули­цу Нолы — боль­шую арте­рию, уже рас­ко­пан­ную и посе­щае­мую тури­ста­ми, — с пере­ул­ком Сереб­ря­ной свадь­бы, ещё не пол­но­стью рас­ко­пан­ным. А вдоль фрон­та ули­цы Везу­вия рас­ко­пан Дом Леды и Лебедя, полу­чив­ший своё назва­ние в честь изыс­кан­ной фрес­ки с Ледой в аль­ко­ве; а поза­ди рас­по­ло­жен пре­крас­ный атрий с Нар­цис­сом.

© 2020 г. Napoli Magazine.
© 2020 г. Доп. фото: https://www.ansa.it.
© 2020 г. Доп. фото: https://napoli.repubblica.it.
© 2020 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА