17.07.2020 г.
The History Blog
Колоссальный Атлант снова восстанет

Ста­туя Атлан­та перед руи­на­ми хра­ма Зев­са, кото­рая ско­ро будет уста­нов­ле­на вер­ти­каль­но. Фото: Юрий Бры­кай­ло / Alamy Stock Photo.

Колос­саль­ная ста­туя Атлан­та, опро­ки­ну­тая и погре­бён­ная на мно­го веков, будет сно­ва уста­нов­ле­на перед хра­мом Зев­са в италь­ян­ском Агри­джен­то. Изна­чаль­но высота тита­на состав­ля­ла восемь мет­ров; он вхо­дил в груп­пу из при­мер­но 40 атлан­тов, под­дер­жи­вав­ших мас­сив­ный антаб­ле­мент Олим­пей­о­на. До наших дней дожи­ли лишь два из них. Один из атлан­тов был вновь собран и уста­нов­лен в Регио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Агри­джен­то, где зани­ма­ет два эта­жа, а люди на его фоне кажут­ся мура­вья­ми. Вто­рой атлант лежит на пыль­ной зем­ле рядом с руи­на­ми хра­ма.


Ста­туя Атлан­та в Регио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее. Фото: poudou99.

«Вос­ста­нов­ле­ние ста­туи Атлан­та — это куль­ми­на­ция более мас­штаб­ной рестав­ра­ции [хра­ма]», — гово­рит Робер­то Шаррат­та, дирек­тор архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка.

«В послед­ние десять лет мы извлек­ли и опи­са­ли мно­же­ство арте­фак­тов, неко­гда вхо­див­ших в состав стро­е­ния… Наша цель — по кусоч­кам вос­со­здать [антаб­ле­мент] хра­ма Зев­са, чтобы вер­нуть ему части­цу преж­не­го вели­ко­ле­пия».

Храм Зев­са Олим­пий­ско­го был постро­ен око­ло 480 г. до н. э. в честь победы гре­че­ских коло­ний на Сици­лии над Кар­фа­ге­ном. Дио­дор Сици­лий­ский, писав­ший спу­стя более 400 лет после этих собы­тий, сооб­щал, что после бит­вы при Гиме­ре Агри­гент «был пере­пол­нен плен­ны­ми» кар­фа­ге­ня­на­ми, так что на каж­до­го жите­ля Агри­ген­та при­хо­ди­лось по 500 плен­ных. Огром­ное мно­же­ство новых рабов отпра­ви­ли в каме­но­лом­ни и на мас­штаб­ные стро­и­тель­ные работы — соору­же­ние хра­мов, боль­ших под­зем­ных водо­про­во­дов, рыб­но­го сад­ка окруж­но­стью 1300 м и глу­би­ной 9 м.

Самым гран­ди­оз­ным из этих про­ек­тов был храм Зев­са. Хотя его кры­шу так и не достро­и­ли, зда­ние ста­ло круп­ней­шим дорий­ским хра­мом в исто­рии. Вся эта гро­ма­да была сло­же­на из малень­ких бло­ков пес­ча­ни­ка, поэто­му архео­ло­гам слож­но уста­но­вить его про­пор­ции и точ­ные раз­ме­ры, тем более, что храм был раз­ру­шен Кар­фа­ге­ном, постра­дал от при­род­ных ката­клиз­мов, а его руи­ны исполь­зо­ва­лись как источ­ник стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов.

Вот подроб­ное опи­са­ние хра­ма, при­ведён­ное Дио­до­ром и пол­ное впе­чат­ля­ю­щих цифр:

«В дли­ну храм име­ет три­ста сорок футов, в шири­ну шесть­де­сят, в высоту сто два­дцать, не счи­тая осно­ва­ния. Это круп­ней­ший храм на Сици­лии, и не будет неумест­ным срав­нить его по раз­ме­рам над­зем­ной части с хра­ма­ми вне Сици­лии; ибо хотя достро­ить его соглас­но пла­ну ока­за­лось невоз­мож­но, мас­штаб заду­ман­но­го во вся­ком слу­чае поня­тен… И хотя все про­чие стро­ят хра­мы либо со сте­на­ми, обра­зу­ю­щи­ми их сто­ро­ны, либо с ряда­ми колонн, окру­жаю­щи­ми их свя­ти­ли­ща, этот храм объ­еди­ня­ет в себе оба пла­на; ибо колон­ны встро­е­ны в сте­ны, и те их части, что нахо­дят­ся сна­ру­жи, скруг­ле­ны, а те, что внут­ри — квад­рат­ные; и окруж­ность внеш­ней части колон­ны, высту­паю­щей из сте­ны, состав­ля­ет два­дцать футов, а в кан­не­лю­ре может поме­стить­ся чело­ве­че­ское тело; пери­метр внут­рен­ней части состав­ля­ет две­на­дцать футов. Пор­ти­ки име­ли огром­ные раз­ме­ры и высоту, а на восточ­ном фрон­тоне изо­бра­же­на бит­ва богов и гиган­тов, выдаю­ща­я­ся по раз­ме­рам и кра­со­те, а на запад­ном — взя­тие Трои, где каж­дый из геро­ев пред­став­лен в соот­вет­ст­вии со сво­ей ролью».

Атлан­ты сто­я­ли меж­ду колонн, на плат­фор­мах, рас­по­ло­жен­ных при­мер­но посе­редине стен хра­ма. Вот рису­нок, изо­бра­жаю­щий сте­ну хра­ма, из кни­ги Koldewey R., Puchstein O. Die griechischen Tempel in Unteritalien und Sicilien (1899).

Вот модель хра­ма Зев­са в эпо­ху рас­цве­та, выстав­лен­ная в Регио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее:


Рису­нок сте­ны хра­ма Зев­са. Источ­ник: Robert Koldewey, Otto Puchstein. Die griechischen Tempel in Unteritalien und Sicilien (1899).

Сего­дня от хра­ма сохра­ни­лось очень немно­гое — несколь­ко корот­ких стен, раз­бро­сан­ные камен­ные бло­ки, пара гро­мад­ных капи­те­лей колонн. Любо­пыт­но будет узнать, как имен­но уста­но­вят наше­го при­я­те­ля Атлан­та без под­дер­жи­ваю­щей его сте­ны — такой, какая име­ет­ся в музее.


Модель хра­ма Зев­са в Регио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Агри­джен­то. Фото: Хосе Луис Бер­нар­дес Рибей­ро.

© 2020 г. The History Blog.
© 2020 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА