20.10.2020 г.
The History Blog
В древнем ликийском городе найден алтарь со змеёй

2000-лет­ний алтарь, обви­тый зме­ёй. Фото: Mustafa Ciftci / Andalous Agency.

На архео­ло­ги­че­ском участ­ке Пата­ра в окру­ге Анта­лья на юго-запа­де Тур­ции най­ден цилин­дри­че­ский алтарь, на кото­ром выре­за­на обвив­ша­я­ся вокруг него фигу­ра змеи. Архео­ло­ги извлек­ли этот алтарь в ходе рас­ко­пок обще­ст­вен­ных бань рим­ско­го вре­ме­ни рядом со сте­на­ми антич­но­го горо­да. Изна­чаль­но мра­мор­ный алтарь был свя­зан с гроб­ни­цей и исполь­зо­вал­ся для под­но­ше­ний пищи или напит­ков богам в память о покой­ном. На осно­ва­нии места обна­ру­же­ния — бани, постро­ен­ные в прав­ле­ние Неро­на в 60-е гг. I в. н. э., — и сти­ля резь­бы он дати­ру­ет­ся рим­ской эпо­хой и насчи­ты­ва­ет око­ло 2000 лет.

(Любо­пыт­ный факт: в посвя­ти­тель­ной над­пи­си, най­ден­ной над одним из двер­ных про­ёмов меж­ду фри­гида­ри­ем и тепида­ри­ем вся честь стро­и­тель­ства бань при­пи­са­на Вес­па­си­а­ну. Сохра­нив­ши­е­ся части гла­сят: «Бани были постро­е­ны на пустом месте вер­хов­ным пра­ви­те­лем боже­ст­вен­ным Фла­ви­ем Вес­па­си­а­ном при воен­ном намест­ни­ке Секс­те Мар­ции При­с­ке за счёт собран­но­го у наро­да стра­хо­во­го фон­да и взно­сов воен­но­го под­разде­ле­ния, со все­ми укра­ше­ни­я­ми, убран­ст­вом и пла­ва­тель­ным бас­сей­ном».

Эпи­гра­фи­сты обна­ру­жи­ли, что пер­вые стро­ки над­пи­си были стёр­ты, а на их месте выре­за­но имя Вес­па­си­а­на. Воз­мож­но, это длин­ная тень про­кля­тия памя­ти (damnatio memoriae) Неро­на, реше­ние о кото­ром при­нял сенат? Или про­сто льсти­вая ого­вор­ка, чтобы создать впе­чат­ле­ние, буд­то бани и снаб­жав­ший их водой акве­дук постро­ил тот же самый импе­ра­тор, кото­рый их отре­мон­ти­ро­вал. Выра­же­ние «на пустом месте» дей­ст­ви­тель­но выглядит доволь­но неук­лю­жим).


Сте­ны бань в Пата­ре. Фото: Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки Пата­ры.

Элли­ни­сти­че­ский город, рас­по­ло­жен­ный на сре­ди­зем­но­мор­ском побе­ре­жье юго-запад­ной Ликии, был осно­ван в VIII в. до н. э. и стал про­цве­таю­щим пор­том, кото­рый свя­зы­вал сре­ди­зем­но­мор­скую тор­гов­лю с кон­ти­нен­таль­ной бла­го­да­ря реке Ксанф, в антич­но­сти про­те­кав­шей через город. Пата­ра, осно­ван­ная, соглас­но леген­де, Пата­ром, сыном Апол­ло­на, про­сла­ви­лась сво­им хра­мом Апол­ло­на и ора­ку­лом. Пер­вый усту­пал по зна­чи­мо­сти толь­ко хра­му на Дело­се, а вто­рой — лишь Дель­фий­ско­му ора­ку­лу. Гово­ри­ли, что здесь оби­тал сам Апол­лон, про­во­див­ший лето на Дело­се, а мяг­кую зиму — в Пата­ре. Поэто­му, как сооб­ща­ют антич­ные хро­ни­сты, жри­ца ора­ку­ла в Пата­ре про­ри­ца­ла толь­ко зимой.

Змеи игра­ют важ­ней­шую роль в мифо­ло­гии Апол­ло­на, осо­бен­но для его ора­ку­лов. Апол­лон убил Пифо­на — под­зем­ное боже­ство, кото­рое в Дель­фий­ском ора­ку­ле пере­да­ва­ло вопро­шав­шим сооб­ще­ния сво­ей мате­ри Геи, — и занял его место как офи­ци­аль­ный бог Дельф. При новой адми­ни­ст­ра­ции жри­цы Пифо­на сохра­ни­ли свою работу, и с тех пор вер­хов­ная жри­ца Дель­фий­ско­го ора­ку­ла зва­лась Пифи­ей.


Деталь алта­ря. Фото: Mustafa Ciftci / Andalous Agency.

Остат­ки зна­ме­ни­то­го хра­ма Апол­ло­на ещё пред­сто­ит обна­ру­жить, но счи­та­ет­ся, что его укра­шал огром­ный бюст это­го бога, рас­ко­пан­ный пря­мо у город­ских ворот. Связь горо­да с Апол­ло­ном оче­вид­на и в его чекан­ке. Апол­ло­на изо­бра­жа­ли на драх­мах, начи­ная со II в. до н. э. и вплоть до импе­ра­тор­ской чекан­ки Гор­ди­а­на III в III в. н. э. На неко­то­рых моне­тах Гор­ди­а­на изо­бра­же­на змея, обвив­ша­я­ся вокруг кот­ла на тре­нож­ни­ке. На одной моне­те мы видим Апол­ло­на, сто­я­ще­го в сво­ём хра­ме, а спра­ва от него — колон­ну с обвив­шей­ся вокруг неё зме­ёй.

Алтарь очи­стят, кон­сер­ви­ру­ют и иссле­ду­ют, а после окон­ча­ния этих работ он будет выстав­лен в музее Дем­ре.

© 2020 г. The History Blog.
© 2020 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА