The History Blog |
На археологическом участке Патара в округе Анталья на юго-западе Турции найден цилиндрический алтарь, на котором вырезана обвившаяся вокруг него фигура змеи. Археологи извлекли этот алтарь в ходе раскопок общественных бань римского времени рядом со стенами античного города. Изначально мраморный алтарь был связан с гробницей и использовался для подношений пищи или напитков богам в память о покойном. На основании места обнаружения — бани, построенные в правление Нерона в
(Любопытный факт: в посвятительной надписи, найденной над одним из дверных проёмов между фригидарием и тепидарием вся честь строительства бань приписана Веспасиану. Сохранившиеся части гласят: «Бани были построены на пустом месте верховным правителем божественным Флавием Веспасианом при военном наместнике Сексте Марции Приске за счёт собранного у народа страхового фонда и взносов военного подразделения, со всеми украшениями, убранством и плавательным бассейном».
Эпиграфисты обнаружили, что первые строки надписи были стёрты, а на их месте вырезано имя Веспасиана. Возможно, это длинная тень проклятия памяти (damnatio memoriae) Нерона, решение о котором принял сенат? Или просто льстивая оговорка, чтобы создать впечатление, будто бани и снабжавший их водой акведук построил тот же самый император, который их отремонтировал. Выражение «на пустом месте» действительно выглядит довольно неуклюжим).
Эллинистический город, расположенный на средиземноморском побережье юго-западной Ликии, был основан в VIII в. до н. э. и стал процветающим портом, который связывал средиземноморскую торговлю с континентальной благодаря реке Ксанф, в античности протекавшей через город. Патара, основанная, согласно легенде, Патаром, сыном Аполлона, прославилась своим храмом Аполлона и оракулом. Первый уступал по значимости только храму на Делосе, а второй — лишь Дельфийскому оракулу. Говорили, что здесь обитал сам Аполлон, проводивший лето на Делосе, а мягкую зиму — в Патаре. Поэтому, как сообщают античные хронисты, жрица оракула в Патаре прорицала только зимой.
Змеи играют важнейшую роль в мифологии Аполлона, особенно для его оракулов. Аполлон убил Пифона — подземное божество, которое в Дельфийском оракуле передавало вопрошавшим сообщения своей матери Геи, — и занял его место как официальный бог Дельф. При новой администрации жрицы Пифона сохранили свою работу, и с тех пор верховная жрица Дельфийского оракула звалась Пифией.
Остатки знаменитого храма Аполлона ещё предстоит обнаружить, но считается, что его украшал огромный бюст этого бога, раскопанный прямо у городских ворот. Связь города с Аполлоном очевидна и в его чеканке. Аполлона изображали на драхмах, начиная со II в. до н. э. и вплоть до императорской чеканки Гордиана III в III в. н. э. На некоторых монетах Гордиана изображена змея, обвившаяся вокруг котла на треножнике. На одной монете мы видим Аполлона, стоящего в своём храме, а справа от него — колонну с обвившейся вокруг неё змеёй.
Алтарь очистят, консервируют и исследуют, а после окончания этих работ он будет выставлен в музее Демре.