11.12.2020 г.
The History Blog
В марте открывается восстановленный мавзолей Августа

Реста­ври­ро­ван­ный мав­зо­лей Авгу­ста. Фото: Domenico Stinellis / AP.

1 мар­та 2021 г. сно­ва откро­ет две­ри для пуб­ли­ки мав­зо­лей Авгу­ста, кото­рый на про­тя­же­нии 14 лет был закрыт, на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий — забро­шен и на про­тя­же­нии сто­ле­тий раз­ру­шал­ся. Посе­ти­те­лям при­дёт­ся зара­нее бро­ни­ро­вать в интер­не­те вре­мя визи­та (пред­ва­ри­тель­ное бро­ни­ро­ва­ние откро­ет­ся в понедель­ник), и до 21 апре­ля, дня рож­де­ния Рима, вход будет бес­плат­ным. Для жите­лей Рима вход оста­нет­ся бес­плат­ным до кон­ца 2021 г. С 21 апре­ля в допол­не­ние к туру посе­ти­те­ли смо­гут увидеть новую рекон­струк­цию вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Если она ока­жет­ся так же хоро­ша, как вир­ту­аль­ная реаль­ность в Золо­том доме, то её опре­де­лён­но сто­ит подо­ждать, тем более, что весь­ма зна­чи­тель­ная часть древ­не­го соору­же­ния и его инте­рье­ра утра­че­на.

Мав­зо­лей Авгу­ста, диа­мет­ром 90 м, в антич­но­сти был самой боль­шой круг­лой гроб­ни­цей в мире и оста­ёт­ся тако­вой и поныне. Его выс­шая точ­ка под­ни­ма­лась над Мар­со­вым полем более чем на 40 мет­ров, так что Мав­зо­лей даже затме­вал сосед­ний холм Пин­ций. Это была пер­вая дина­сти­че­ская гроб­ни­ца в Риме, и она оста­ва­лась един­ст­вен­ной, пока Адри­ан, в под­ра­жа­ние сво­е­му пред­ше­ст­вен­ни­ку, не постро­ил зда­ние, кото­рое ныне явля­ет­ся зна­ме­ни­тым зам­ком Свя­то­го Анге­ла.

В этой новой гроб­ни­це Август похо­ро­нил мно­гих чле­нов сво­ей семьи, преж­де чем в 14 г. н. э. к ним при­со­еди­ни­лись и его остан­ки. В 54 г. н. э. Клав­дий стал послед­ним погре­бён­ным здесь импе­ра­то­ром из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев. Послед­ним импе­ра­то­ром, чьи остан­ки удо­сто­и­лись погре­бе­ния в мав­зо­лее Авгу­ста, был Нер­ва в 98 г. н. э. (Вес­па­си­ан был поме­щён сюда, но лишь нена­дол­го). Гроб­ни­ца оста­ва­лась одной из важ­ней­ших досто­при­ме­ча­тель­но­стей Рима, пока в 410 г. н. э. её не раз­гра­би­ли захва­тив­шие Рим вест­готы.

На про­тя­же­нии сле­дую­щих сто­ле­тий мав­зо­лей был разо­рён, укреп­лён, сожжён, рас­ко­пан, заса­жен дере­вья­ми, пре­вра­щён в аре­ну для зве­ри­ной трав­ли, а затем в театр рим­ско­го оркест­ра под управ­ле­ни­ем Арту­ро Тос­ка­ни­ни. Мус­со­ли­ни всё это снёс, тщет­но пыта­ясь вер­нуть мав­зо­лей в исход­ное состо­я­ние; одна­ко он, конеч­но, не пони­мал, что дела­ет, и в кон­це кон­цов повредил мав­зо­лею боль­ше, чем вест­готы и бои быков. К 70-м годам соору­же­ние ста­ло настоль­ко неста­биль­ным, что его при­шлось отго­ро­дить, а пло­щадь ста­ла исполь­зо­вать­ся как авто­стан­ция.


Бой быков в мав­зо­лее Авгу­ста. Аква­рель Б. Пинел­ли (1781—1835).

Как обыч­но в Риме, пла­ны рестав­ра­ции обсуж­да­лись мно­го лет, и лишь в 2017 г. ста­ли вопло­щать­ся в жизнь. Тогда пред­по­ла­га­лось закон­чить работы в 2019 г. Этот год настал и закон­чил­ся. Затем в сле­дую­щем году слу­чи­лось то, что слу­чи­лось, так что это про­сто какое-то чудо, что в нача­ле 2021 г. мав­зо­лей Авгу­ста всё-таки откро­ет­ся. Для завер­ше­ния работ на пло­ща­ди город­ским вла­стям оста­ёт­ся сде­лать толь­ко одно — пере­не­сти куда-то авто­стан­цию. После это­го пло­щадь Аугу­сто Импе­ра­то­ре станет пеше­ход­ной зоной, а гроб­ни­ца Авгу­ста и сосед­ний Алтарь Авгу­ста — удоб­ным местом для про­гу­лок.

На сай­те мав­зо­лея мож­но полу­чить о нём «вир­ту­аль­ное впе­чат­ле­ние» (неудач­ное назва­ние), и пока всем нам при­дёт­ся им доволь­ст­во­вать­ся. Это исто­рия гроб­ни­цы, разде­лён­ная на гла­вы, на фоне несколь­ких сла­бо ани­ми­ро­ван­ных моде­лей мав­зо­лея на раз­лич­ных эта­пах его исто­рии. Чтобы полу­чить доступ к кон­тен­ту, при­дёт­ся мно­го пора­ботать мыш­кой — либо вос­поль­зо­вать­ся меню в верх­ней левой части экра­на, а затем немно­го пора­ботать мыш­кой. Для нави­га­ции внут­ри глав мож­но исполь­зо­вать кноп­ки «Назад» и «Далее».

Гла­ва 1 — это уре­зан­ная мини-био­гра­фия Авгу­ста с крат­ки­ми аннота­ци­я­ми о его дет­стве, его усы­нов­ле­нии Юли­ем Цеза­рем и появ­ле­нии коме­ты, зна­ме­но­вав­шей, как счи­та­лось, обо­жест­вле­ние Цеза­ря. Гла­ва 2 посвя­ще­на стро­и­тель­ству мав­зо­лея. Она ску­па на дета­ли, но всё же в ней хоро­шо объ­яс­ня­ет­ся, поче­му Август начал эту работу, когда ему было все­го 30 лет, после победы над Мар­ком Анто­ни­ем в бит­ве при Акции. Это было заяв­ле­ние Авгу­ста о веч­ной вер­но­сти Риму, про­ти­во­по­став­ляв­шее его Анто­нию, кото­рый в сво­ём заве­ща­нии рас­по­рядил­ся похо­ро­нить себя в Алек­сан­дрии, рядом с Клео­патрой.

Наи­бо­лее яркие момен­ты осталь­ных «впе­чат­ле­ний» — это гла­ва 3, посвя­щён­ная тому, как гроб­ни­ца и Алтарь Мира опре­де­ля­ли облик этой части Мар­со­ва поля в импе­ра­тор­скую эпо­ху, гла­ва 7, где опи­сан ущерб, нане­сён­ный мав­зо­лею в Сред­ние века (так, мона­хи исполь­зо­ва­ли урну Тибе­рия как вед­ро для воды), гла­ва 9 — о пре­вра­ще­нии мав­зо­лея в аре­ну, и гла­ва 11 — о его пре­вра­ще­нии в нача­ле XX в. в театр Арт Нуво. На сай­те име­ет­ся пара пре­крас­ных фото­гра­фий инте­рье­ра мав­зо­лея, кото­рые я рань­ше нико­гда не видел.


Внут­ри реста­ври­ро­ван­но­го мав­зо­лея. Фото: Filippo Monteforte / AFP.

© 2020 г. The History Blog.
© 2021 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА