20.12.2020 г.
ClassiCult
Мавзолей Августа вернулся

Фасад Мав­зо­лея Авгу­ста после окон­ча­ния работ по рестав­ра­ции. Спу­стя более вось­ми­де­ся­ти лет изо­ля­ции это­го памят­ни­ка вновь ста­ли вид­ны цве­та стен и антич­ные стро­и­тель­ные тех­ни­ки, а так­же допол­не­ния, соору­жён­ные в 30-х годах про­шло­го века.

Четыр­на­дцать лет спу­стя вновь откры­ва­ет­ся мав­зо­лей Авгу­ста, самая боль­шая круг­лая гроб­ни­ца антич­но­го мира. С 21 декаб­ря мож­но будет забро­ни­ро­вать онлайн визи­ты, кото­рые нач­нут­ся с мар­та, когда станет досту­пен один из самых зна­чи­мых памят­ни­ков в Риме.

Мав­зо­лей Авгу­ста был закрыт для пуб­ли­ки ещё в 2007 г. для про­веде­ния пред­ва­ри­тель­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок перед нача­лом мас­штаб­ных работ по вос­ста­нов­ле­нию и рестав­ра­ции, про­во­див­ших­ся сто­лич­ны­ми вла­стя­ми Рима.

«За несколь­ко дней до Рож­де­ства мы дела­ем пода­рок рим­ля­нам и граж­да­нам все­го мира. С пер­во­го мар­та сле­дую­ще­го года будет открыт для посе­ще­ний мав­зо­лей Авгу­ста, шедевр антич­но­го Рима, бес­цен­ное сокро­ви­ще, воз­рож­дён­ное во всём сво­ём вели­ко­ле­пии. Мы раз­ра­бота­ли спе­ци­аль­ную акцию: мав­зо­лей мож­но будет посе­тить бес­плат­но до 21 апре­ля, дня, когда отме­ча­ет­ся «день рож­де­ния» Рима, — для это­го с понедель­ни­ка мож­но будет забро­ни­ро­вать визит онлайн. Для жите­лей Рима вход оста­нет­ся бес­плат­ным до кон­ца 2021 г. Мы сно­ва откры­ва­ем один из объ­ек­тов исто­ри­че­ско­го наследия все­го чело­ве­че­ства. Эта цель была достиг­ну­та бла­го­да­ря успеш­ной рабо­те всей коман­ды и, преж­де все­го, бла­го­да­ря под­держ­ке и финан­си­ро­ва­нию со сто­ро­ны фон­да «TIM». Это убеди­тель­ное под­твер­жде­ние эффек­тив­но­сти и даль­но­вид­но­сти сотруд­ни­че­ства государ­ст­вен­ных и част­ных струк­тур. В дан­ном слу­чае круп­ная италь­ян­ская ком­па­ния вло­жи­ла день­ги в вос­ста­нов­ле­ние важ­ней­ше­го архи­тек­тур­но­го, архео­ло­ги­че­ско­го и исто­ри­че­ско­го наследия наше­го горо­да. В буду­щем мы долж­ны демон­стри­ро­вать, сохра­нять и обе­ре­гать это богат­ство», — заяви­ла мэр Рима Вир­джи­ния Раджи.


Мав­зо­лей Авгу­ста, 1963 г. Рим, Музей Рима, фото­ар­хив. На фото­гра­фии, сде­лан­ной через несколь­ко лет после окон­ча­ния работ по обу­строй­ству пло­ща­ди Аугу­сто Импе­ра­то­ре (1952), мож­но видеть глав­ную лест­ни­цу, веду­щую ко вхо­ду (dromos) в мав­зо­лей. Напро­тив вхо­да вид­на часть антич­ной мосто­вой, выло­жен­ной из мра­мор­ных плит и вос­хо­дя­щей при­мер­но к I в. н. э. Сле­ва вид­не­ет­ся мону­мен­таль­ная кап­су­ла, спро­ек­ти­ро­ван­ная Вит­то­рио Мор­пур­го и содер­жа­щая Алтарь Мира. На фото­гра­фии мож­но заме­тить, что мав­зо­лей нахо­дит­ся ниже уров­ня город­ских улиц (при­мер­но на семь мет­ров).

Стро­и­тель­ство мав­зо­лея нача­лось по воле Окта­ви­а­на в 28 г. до н. э., когда он вер­нул­ся из Алек­сан­дрии после победы в судь­бо­нос­ной бит­ве при Акции с Мар­ком Анто­ни­ем и Клео­патрой и после­дую­ще­го заво­е­ва­ния Егип­та и его пре­вра­ще­ния в про­вин­цию.

На Мар­со­вом поле в Риме, кото­рый тогда умно­жал свою сла­ву победа­ми и памят­ни­ка­ми, буду­щий прин­цепс Август начал стро­и­тель­ство мону­мен­таль­ной гроб­ни­цы для себя и сво­ей семьи, в сущ­но­сти, сле­дуя восточ­но­му образ­цу — подоб­ную гроб­ни­цу постро­ил себе в Гали­кар­нассе Мав­зол, пра­ви­тель Карии, меж­ду 353 и 350 гг. до н. э.

Гро­ма­да, почти срав­няв­ша­я­ся с вер­ши­ной сосед­не­го Пин­ция, была стра­те­ги­че­ски рас­по­ло­же­на рядом с Тиб­ром, чтобы её мож­но было видеть из боль­шин­ства город­ских рай­о­нов.

Пер­вым в ней был погре­бён Мар­целл, пер­вый избран­ный наслед­ник Авгу­ста, умер­ший в 23 г. до н. э. За ним после­до­вал Агрип­па, вер­ный пол­ко­во­дец и вто­рой зять Авгу­ста, женив­ший­ся на Юлии, его доче­ри от пер­во­го бра­ка, и его сыно­вья Луций и Гай Цеза­ри, и, нако­нец, сам импе­ра­тор, умер­ший в 14 г. н. э., а затем — Друз Млад­ший, Ливия, Тибе­рий и Клав­дий. Нерон, как ранее Юлия Стар­шая, дочь Авгу­ста, отправ­лен­ная отцом в изгна­ние на ост­ров Вен­то­тене, не был допу­щен в дина­сти­че­скую гроб­ни­цу.


Над­гроб­ная над­пись Мар­цел­ла и Окта­вии (Panciera 1994). На про­тя­же­нии века с лиш­ним мав­зо­лей слу­жил гроб­ни­цей импе­ра­тор­ской семьи, о чём свиде­тель­ст­ву­ют лите­ра­тур­ные источ­ни­ки и преж­де все­го серия над­пи­сей, обна­ру­жен­ных в раз­ные эпо­хи внут­ри или в непо­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от памят­ни­ка. Одна­ко от самой важ­ной над­пи­си — «Дея­ний Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста», выре­зан­ных на брон­зо­вой таб­ли­це и поме­щён­ных рядом со вхо­дом, — ниче­го не сохра­ни­лось.

На про­тя­же­нии века с лиш­ним мав­зо­лей Авгу­ста оста­вал­ся мону­мен­таль­ной гроб­ни­цей импе­ра­тор­ской семьи, но в эпо­ху Позд­ней антич­но­сти нет сооб­ще­ний об этом памят­ни­ке; он сно­ва упо­ми­на­ет­ся толь­ко с X в.

В XIII в. на мас­сив­ных руи­нах мав­зо­лея семья Колон­на постро­и­ла форт, кото­рый был раз­ру­шен в 1241 г. На про­тя­же­нии сле­дую­щих веков памят­ник систе­ма­ти­че­ски раз­граб­лял­ся: мра­мор сжи­га­ли, чтобы полу­чить известь и исполь­зо­ва­ли как стро­и­тель­ный мате­ри­ал или ины­ми, весь­ма раз­но­об­раз­ны­ми спо­со­ба­ми.

В 1802 г. гроб­ни­ца, извест­ная теперь как амфи­те­атр Корреа, пере­шла в соб­ст­вен­ность пап­ско­го каз­на­чей­ства, кото­рое неод­но­крат­но сда­ва­ло её вна­ём для устрой­ства зре­лищ.

В 1826 г. по про­ек­ту Джу­зеп­пе Вала­дье­ра над аре­ной была устро­е­на кры­ша — тент на дере­вян­ных опо­рах; позд­нее её заме­ни­ли на более проч­ное соору­же­ние из метал­ли­че­ских кон­струк­ций. В 1873 г. амфи­те­атр Корреа пере­шёл из соб­ст­вен­но­сти пап­ско­го каз­на­чей­ства в состав иму­ще­ства Королев­ства Ита­лии; в 1880 г. его арен­до­вал граф Тельф­нер, постро­ив­ший над соору­же­ни­ем стек­лян­ный купол; вско­ре зда­ние было объ­яв­ле­но непри­год­ным для экс­плуа­та­ции из-за недо­ста­точ­но­го коли­че­ства выхо­дов.

В 1907 г. амфи­те­атр Корреа пере­шёл из соста­ва государ­ст­вен­но­го иму­ще­ства в соб­ст­вен­ность муни­ци­па­ли­те­та Рима и был пре­вра­щён в кон­церт­ный зал, назван­ный Ауди­то­ри­ум Аугу­стео; вско­ре в нём были устро­е­ны новые вхо­ды, соот­вет­ст­ву­ю­щие тогдаш­ним пра­ви­лам без­опас­но­сти.


Auditorium Augusteo. Фото­гра­фия 1930 г.

Кон­цер­ты закон­чи­лись 13 мая 1936 г., когда нача­лась реа­ли­за­ция про­грам­мы фашист­ско­го государ­ства по сно­су купо­ла и над­стро­ек, чтобы вос­ста­но­вить изна­чаль­ную импе­ра­тор­скую гроб­ни­цу. Рас­коп­ки про­во­ди­лись в раз­ные пери­о­ды, но преж­де все­го меж­ду 1936 и 1938 гг., когда памят­ник, на про­тя­же­нии веков нахо­див­ший­ся в ужас­ных усло­ви­ях и раз­граб­ляв­ший­ся, был осво­бож­дён. По это­му слу­чаю был так­же сне­сён окру­жаю­щий его квар­тал и созда­на пло­щадь Аугу­сто Импе­ра­то­ре.


Мав­зо­лей Авгу­ста; купол демон­ти­ро­ван; ещё виден уро­вень пар­те­ра. Окру­жаю­щие дома сно­сят­ся; вид­ны остат­ки полу­круг­лых поме­ще­ний. Рим, Нацио­наль­ная аэро­фото­те­ка I. C. C. D., Воен­ный фонд аэро­нав­ти­ки, 1937 г.

На фото­гра­фии запе­чат­ле­ны дале­ко про­дви­нув­ши­е­ся работы по сно­су соору­же­ний для обособ­ле­ния мав­зо­лея, пред­у­смот­рен­ные руко­во­дя­щим пла­ном 1931 г. и начав­ши­е­ся в 1934 г., и транс­фор­ма­ция город­ской застрой­ки вокруг него. Мы видим памят­ник, частич­но осво­бож­дён­ный от совре­мен­ных над­стро­ек, где ещё мож­но видеть уро­вень пар­те­ра кон­церт­но­го зала «Аугу­стео» и неко­то­рые полу­круг­лые соору­же­ния внеш­не­го коль­ца. Вид свер­ху поз­во­ля­ет увидеть пло­щадь Аугу­сто Импе­ра­то­ре, где пол­ным ходом идёт рекон­струк­ция, и уже вид­ны фун­да­мен­ты новых двор­цов и подъ­ём­ные кра­ны. На фото­гра­фии мож­но узнать цер­ковь Сан­ти-Кар­ло-э-Амбро­д­жо-аль-Кор­со (сле­ва вни­зу), цер­ковь Сан-Рок­ко и цер­ковь Сан-Джи­ро­ла­мо-деи-Кро­ати (сле­ва ввер­ху). Про­стран­ство на ули­це Рипет­та, где раз­ме­стит­ся кап­су­ла работы Вит­то­рио Мор­пур­го с Алта­рём Мира, ещё не осво­бож­де­но.


«Мав­зо­лей Авгу­ста, важ­ней­ший памят­ник эпо­хи пере­хо­да от рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима к импе­ра­тор­ско­му, — это, пожа­луй, самый крас­но­ре­чи­вый при­мер повтор­но­го исполь­зо­ва­ния, новой интер­пре­та­ции и ново­го откры­тия сле­дов антич­но­сти в исто­рии горо­да. В Сред­ние века он был фор­том, в эпо­ху Воз­рож­де­ния — садом в италь­ян­ском сти­ле, в эпо­ху гран-туров — аре­ной для боя быков, в нача­ле XX в. — кон­церт­ным залом, а при фашист­ском режи­ме сно­ва обрёл поли­ти­че­ское зна­че­ние. Нынеш­няя рестав­ра­ция и сопро­вож­дав­шие её иссле­до­ва­ния дали новые и важ­ные сведе­ния обо всех этих эта­пах», — заяв­ля­ет Мария Вит­то­рия Мари­ни Кла­рел­ли, руко­во­ди­тель Капи­то­лий­ско­го управ­ле­ния куль­тур­ных цен­но­стей.

Бла­го­да­ря выпол­нен­ной к насто­я­ще­му вре­ме­ни рестав­ра­ции мав­зо­лея Авгу­ста, вклю­чав­шей бла­го­устрой­ство мно­же­ства внут­рен­них поме­ще­ний и пер­во­на­чаль­ную под­готов­ку музей­но­го марш­ру­та, в мар­те 2021 г. мож­но ожи­дать откры­тия это­го памят­ни­ка в соот­вет­ст­вии со сро­ка­ми, пред­у­смот­рен­ны­ми для завер­ше­ния его пре­вра­ще­ния в музей. Пока работы будут про­дол­жать­ся, пуб­ли­ка уже полу­чит воз­мож­ность без­опас­но посе­тить цен­траль­ную зону и вой­ти внутрь поме­ще­ний.

Работы, про­во­ди­мые Капи­то­лий­ским управ­ле­ни­ем куль­тур­ных цен­но­стей, поз­во­лят создать пол­ный музей­ный марш­рут, кото­рый рас­ска­жет о раз­ных исто­ри­че­ских фазах мав­зо­лея Авгу­ста, наряду с доро­гой, сво­бод­ной от архи­тек­тур­ных пре­пят­ст­вий и доступ­ной для всех, одно­вре­мен­но с работа­ми по бла­го­устрой­ству пло­ща­ди Аугу­сто Импе­ра­то­ре, начав­ши­ми­ся в мае 2020 г.

Мав­зо­лей будет открыт для посе­ще­ний дли­тель­но­стью око­ло 50 минут со втор­ни­ка по вос­кре­се­нье с 9 до 16 часов (нача­ло послед­не­го визи­та в 15 часов). Вход будет совер­шен­но бес­плат­ным для всех с 1 мар­та по 21 апре­ля 2021 г., с обя­за­тель­ным бро­ни­ро­ва­ни­ем на сай­те mausoleodiaugusto.it.

С 22 апре­ля и до кон­ца 2021 г. вход оста­нет­ся бес­плат­ным для жите­лей Рима.

С 21 апре­ля 2021 г. визит в мав­зо­лей будет допол­нен циф­ро­вым кон­тен­том вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти, создан­ным сов­мест­но с фон­дом TIM. Управ­ле­ние музей­ны­ми услу­га­ми будет осу­ществлять Куль­тур­ный про­ект «Zètema».

© 2020 г. ClassiCult.
© 2021 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА