ARCAblog |
В понедельник 23 июля 2018 г. Мэттью Богданос, старший военный следователь Управления по округу Нью-Йорк, через поверенного Сайруса Р. Вэнса-младшего подал прошение о выдаче в поддержку ордера, выданного в соответствии с § 450.10 Уголовного закона Нью-Йорка (с изменениями и дополнениями от 2017 г.) и § 690.55 Уголовно-процессуального закона Нью-Йорка (с изменениями и дополнениями от 2017 г.) и предписывающего передачу мраморной головы Александра Великого в образе Гелиоса, бога Солнца, датируемой приблизительно I в. н. э. и изъятой в соответствии с ранее выданным ордером на обыск, с попечения суда на попечение Италии.
Согласно решению Верховного суда штата Нью-Йорк, округ Нью-Йорк, предмет старины был изъят в галерее Сафани 2 февраля 2018 г. и зарегистрирован как улика в ходе государственного расследования незаконного владения краденым имуществом второй степени. Это изъятие базировалось на подозрении, что предмет был украден и в какой-то момент нелегально вывезен из страны происхождения в нарушение итальянского Закона о культурном наследии (№ 364/1909).
С 22 февраля нью-йоркские власти удерживали скульптуру в качестве улики в ожидании подтверждения формального запроса Италии с требованием о вмешательстве, пока судебный процесс продвигался в соответствии с законодательством Нью-Йорка.
Относительно истории этой головы в судебных документах установлено, что она была обнаружена в ходе раскопок Эмилиевой базилики, расположенной на Священной дороге. Это древняя дорога между Капитолийским холмом и Колизеем, расположенная на Римском Форуме в Риме. Хотя сегодня от Эмилиевой базилики мало что осталось, римский историк Плиний Старший считал её одним из трёх прекраснейших строений на Римском Форуме, наряду с Форумом Августа и храмом Мира.
Голова была найдена в какой-то момент в ходе итальянских исследовательских раскопок, проводившихся докторами профессорами Джакомо Бони и, позднее, Альфонсо Бартоли на Палатинском холме между 1899 и 1939 гг. Документация раскопок предполагает, что голова относится к одной из «статуй парфянских варваров», некогда украшавших базилику.
После 20 г. до н. э. в римском искусстве часто изображались народы Империи, и в ходе реставрации базилики в 14 г. до н. э. Август решил обрамить её рядом статуй парфян, возможно, с целью унижения старого иноземного врага Рима. Эти статуи, изображавшие жителей Парфянской империи (известной также как империя Арсакидов), представляли покорённых парфян как обитателей «другого мира» (Orbis Alter), подданных Рима, не считавшихся частью «цивилизованного» мира. Стилистически они отличаются от изображений народов «римского мира» (Orbis Romanus), сохранившихся до наших дней.
Согласно судебным документам, итальянское Управление древностей Палатина и Римского Форума начало хранить архивные фотографии предметов, найденных в ходе долгих раскопок, с 1908 г. На основании этой документации считается, что голова Александра Великого, изъятая в нью-йоркской галерее, была найдена на втором этапе раскопок. Он начался после 1909 г. Эта датировка основана на том, что итальянские власти не имеют ни текстовых описаний, ни архивных фотографий мраморных голов от статуй варваров, найденных на Римском Форуме до 1909 г. Только в сентябре 1909 г. группа профессора Бартоли начала раскопки в районе Эмилиевой базилики. На основании этого и других свидетельств, описанных в судебном ходатайстве о выдаче, представляется наиболее вероятным, что мраморная голова была найдена где-то около 1910 г.
Следует иметь в виду, что 1909 год стал переломным, так как в этом году вступил в силу итальянский Кодекс о культурном и ландшафтном наследии (№ 364/1909). Согласно этому закону, существует презумпция государственной собственности на все археологические объекты, найденные после 1909 г., если Министерство культуры не признает, что объект не представляет культурного интереса, — чего никогда не случалось с объектами, найденными на Римском Форуме.
В итальянских архивах, относящихся к раскопкам на Форуме, содержится фотография головы Александра, сделанная после её обнаружения, где она отдельно лежит на столе в галерее Музея Форума; имеются и другие фотографии, на которых объект изображён вместе с другими находками. Хотя неизвестно, когда именно была украдена эта голова и другой пропавший предмет, считается, что это произошло до 1959 г.
На основании датировки архивной фотографии, археологической документации с указанием даты начала раскопок в базилике, и свидетельств о датах, когда Музей Форума был доступен для проведения фотосъёмки находок, можно точно установить, что объект несомненно происходит из Италии. Учитывая вышеизложенные факты, можно доказать, что мраморная голова Александра была вывезена с территории Италии после принятия закона 1909 г.
На этом основании объект был определён штатом Нью-Йорк как украденная собственность, а его выведение из владения итальянских властей нарушало итальянский закон 1909 г. Кроме того, согласно нью-йоркскому праву, вор никогда не может приобрести неоспоримое имущественное право. Следует отметить, что вывоз головы Александра с территории Республики Италия без лицензии на экспорт, выданной итальянским правительством, является ещё одним нарушением итальянских законов.
Однако любопытно, что древности, как и многие краденые предметы искусства, по-прежнему довольно легко «отмыть», перепродавая их снова и снова некоторым из богатейших коллекционеров в мире, в отсутствие адекватной проверки со стороны некоторых из самых престижных и легальных торговых площадок. В данном случае голова Александра много раз продавалась в Соединённых Штатах и в Великобритании.
Но где именно она покупалась и продавалась?
Хотя сведения о коллекционной истории этого объекта крайне скудны, мы знаем, что 22 ноября 1974 г. голова Александра, проданная всего за 650 долларов, была передана Фондом Акопа Кеворкяна Галереям Сотби Парке-Бернет. Аукционный дом Сотби приобрёл Галереи Парке-Бернет в 1964 г. и в
Позднее объект предположительно приобрёл профессор Ойкономидес, который сообщил знакомым, что купил эту скульптуру во время отпуска в Каире (Египет) где-то между 1984 и 1986 гг. В 1988 г. Ойкономидес умер, и объект по завещанию перешёл к доктору Миллеру.
8 декабря 2010 г. объект был вторично продан торговым домом Сотби на аукционе египетских, классических и западно-азиатских древностей.
На этом аукционе предположительное происхождение объекта было описано так:
Акоп Кеворкян (1872—
Фонд Акопа Кеворкяна (Сотби Парке-Бернет, Нью-Йорк, 22 ноября 1974 г., № 317, илл.);
А. Н. Ойкономидес, Чикаго.
Но документы очень слабо подтверждали этот рассказ.
В конце концов объект был продан неизвестному покупателю за 92500 долларов.
В мае 2017 г. голова Александра всплыла на другом берегу Атлантического океана. На этот раз античная мраморная голова была выставлена на продажу в Великобритании в качестве собственности шейха Сауда бин Мохаммеда Али Аль-Тани — бывшего министра культуры Катара и двоюродного брата нынешнего правителя этой богатой нефтью арабской страны. До своей смерти в 2014 г. шейх Сауд Аль-Тани считался самым богатым коллекционером предметов искусства в мире.
20 июня 2017 г. при посредничестве британской компании «Classical Galleries Limited» Фонд шейха продал голову Александра Алану Сафани из галереи Сафани за 152625 долларов.
Объект идентифицирован
Благодаря удивительной счастливой случайности 19 февраля 2018 г. доктор Патриция Фортини, директор и координатор Археологической зоны «Римский Форум и Палатин», увидела объявление, в котором приводилась фотография украденной головы, в публикации, посвящённой предстоявшей Выставке изящных искусств-2018, известной как TEFAF. Фотография этой головы была включена в документацию дилера, где освещались предложения галереи Сафани на предстоявшем Маастрихтском аукционе, который должен был состояться в Нидерландах 10—
На фотографии из объявления и на старой архивной фотографии головы в галерее Музея Форума был изображён один и тот же объект, и в результате Италия выдвинула требование о его изъятии.
Исковая давность и необременённый правовой титул
Согласно закону Нью-Йорка, исключающему истечение срока давности или применение принципа о неосновательном промедлении, у вора нельзя приобрести право на имущество, если только право текущего владельца нельзя проследить до кого-то, кому первоначальный собственник добровольно доверил предмет искусства. Поскольку необременённый правовой титул на итальянскую мраморную голову Александра невозможен, Сафани и его адвокату предстоит решить, положат ли они в основу своей защиты ссылку на неосновательное промедление или добровольно уступят объект. Во всяком случае ясно, что истец, в данном случае Италия, медлила с подачей иска не без причин.
Принцип неосновательного промедления предназначен для того, чтобы защитить интересы добросовестных покупателей, в данном случае — приобретателей потерянных или краденых предметов искусства, учитывая в балансе соперничающих интересов усердие собственника при выдвижении его притязаний.
Задержка с выдвижением притязаний на скульптуру могла бы рассматриваться как неосновательное промедление согласно закону Нью-Йорка, учитывая, что кража произошла в неизвестное время много лет назад, но закон этого штата уже давно гласит, что собственник, обнаружив местонахождение своего утраченного имущества, не имеет права на неосновательное промедление с предъявлением претензий к лицу, владеющему этим имуществом. Поскольку, как только идентификация скульптуры была подтверждена, Италия действовала быстро, едва ли подобный подход к защите позволит галерее Сафани сохранить за собой этот объект.