24.07.2018 г.
ARCAblog
Требование о возврате: мраморная голова Александра Великого в образе Гелиоса, бога Солнца

Гале­рея Сафа­ни, анонс Выстав­ки изящ­ных искусств (TEFAF) в Маастрих­те.

В понедель­ник 23 июля 2018 г. Мэттью Бог­да­нос, стар­ший воен­ный сле­до­ва­тель Управ­ле­ния по окру­гу Нью-Йорк, через пове­рен­но­го Сай­ру­са Р. Вэн­са-млад­ше­го подал про­ше­ние о выда­че в под­держ­ку орде­ра, выдан­но­го в соот­вет­ст­вии с § 450.10 Уго­лов­но­го зако­на Нью-Йор­ка (с изме­не­ни­я­ми и допол­не­ни­я­ми от 2017 г.) и § 690.55 Уго­лов­но-про­цес­су­аль­но­го зако­на Нью-Йор­ка (с изме­не­ни­я­ми и допол­не­ни­я­ми от 2017 г.) и пред­пи­сы­ваю­ще­го пере­да­чу мра­мор­ной голо­вы Алек­сандра Вели­ко­го в обра­зе Гелиоса, бога Солн­ца, дати­ру­е­мой при­бли­зи­тель­но I в. н. э. и изъ­ятой в соот­вет­ст­вии с ранее выдан­ным орде­ром на обыск, с попе­че­ния суда на попе­че­ние Ита­лии.

Соглас­но реше­нию Вер­хов­но­го суда шта­та Нью-Йорк, округ Нью-Йорк, пред­мет ста­ри­ны был изъ­ят в гале­рее Сафа­ни 2 фев­ра­ля 2018 г. и заре­ги­ст­ри­ро­ван как ули­ка в ходе государ­ст­вен­но­го рас­сле­до­ва­ния неза­кон­но­го вла­де­ния кра­де­ным иму­ще­ст­вом вто­рой сте­пе­ни. Это изъ­я­тие бази­ро­ва­лось на подо­зре­нии, что пред­мет был укра­ден и в какой-то момент неле­галь­но выве­зен из стра­ны про­ис­хож­де­ния в нару­ше­ние италь­ян­ско­го Зако­на о куль­тур­ном наследии (№ 364/1909).

С 22 фев­ра­ля нью-йорк­ские вла­сти удер­жи­ва­ли скульп­ту­ру в каче­стве ули­ки в ожи­да­нии под­твер­жде­ния фор­маль­но­го запро­са Ита­лии с тре­бо­ва­ни­ем о вме­ша­тель­стве, пока судеб­ный про­цесс про­дви­гал­ся в соот­вет­ст­вии с зако­но­да­тель­ст­вом Нью-Йор­ка.

Отно­си­тель­но исто­рии этой голо­вы в судеб­ных доку­мен­тах уста­нов­ле­но, что она была обна­ру­же­на в ходе рас­ко­пок Эми­ли­е­вой бази­ли­ки, рас­по­ло­жен­ной на Свя­щен­ной доро­ге. Это древ­няя доро­га меж­ду Капи­то­лий­ским хол­мом и Коли­зе­ем, рас­по­ло­жен­ная на Рим­ском Фору­ме в Риме. Хотя сего­дня от Эми­ли­е­вой бази­ли­ки мало что оста­лось, рим­ский исто­рик Пли­ний Стар­ший счи­тал её одним из трёх пре­крас­ней­ших стро­е­ний на Рим­ском Фору­ме, наряду с Фору­мом Авгу­ста и хра­мом Мира.


Вид на руи­ны Эми­ли­е­вой бази­ли­ки в сто­ро­ну арки Севе­ра, Табу­ля­рия и совре­мен­но­го зда­ния сена­та. Фото: Б. Долан.

Голо­ва была най­де­на в какой-то момент в ходе италь­ян­ских иссле­до­ва­тель­ских рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся док­то­ра­ми про­фес­со­ра­ми Джа­ко­мо Бони и, позд­нее, Аль­фон­со Бар­то­ли на Пала­тин­ском хол­ме меж­ду 1899 и 1939 гг. Доку­мен­та­ция рас­ко­пок пред­по­ла­га­ет, что голо­ва отно­сит­ся к одной из «ста­туй пар­фян­ских вар­ва­ров», неко­гда укра­шав­ших бази­ли­ку.

После 20 г. до н. э. в рим­ском искус­стве часто изо­бра­жа­лись наро­ды Импе­рии, и в ходе рестав­ра­ции бази­ли­ки в 14 г. до н. э. Август решил обра­мить её рядом ста­туй пар­фян, воз­мож­но, с целью уни­же­ния ста­ро­го ино­зем­но­го вра­га Рима. Эти ста­туи, изо­бра­жав­шие жите­лей Пар­фян­ской импе­рии (извест­ной так­же как импе­рия Арса­кидов), пред­став­ля­ли поко­рён­ных пар­фян как оби­та­те­лей «дру­го­го мира» (Orbis Alter), под­дан­ных Рима, не счи­тав­ших­ся частью «циви­ли­зо­ван­но­го» мира. Сти­ли­сти­че­ски они отли­ча­ют­ся от изо­бра­же­ний наро­дов «рим­ско­го мира» (Orbis Romanus), сохра­нив­ших­ся до наших дней.

Соглас­но судеб­ным доку­мен­там, италь­ян­ское Управ­ле­ние древ­но­стей Пала­ти­на и Рим­ско­го Фору­ма нача­ло хра­нить архив­ные фото­гра­фии пред­ме­тов, най­ден­ных в ходе дол­гих рас­ко­пок, с 1908 г. На осно­ва­нии этой доку­мен­та­ции счи­та­ет­ся, что голо­ва Алек­сандра Вели­ко­го, изъ­ятая в нью-йорк­ской гале­рее, была най­де­на на вто­ром эта­пе рас­ко­пок. Он начал­ся после 1909 г. Эта дати­ров­ка осно­ва­на на том, что италь­ян­ские вла­сти не име­ют ни тек­сто­вых опи­са­ний, ни архив­ных фото­гра­фий мра­мор­ных голов от ста­туй вар­ва­ров, най­ден­ных на Рим­ском Фору­ме до 1909 г. Толь­ко в сен­тяб­ре 1909 г. груп­па про­фес­со­ра Бар­то­ли нача­ла рас­коп­ки в рай­оне Эми­ли­е­вой бази­ли­ки. На осно­ва­нии это­го и дру­гих свиде­тельств, опи­сан­ных в судеб­ном хода­тай­стве о выда­че, пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее веро­ят­ным, что мра­мор­ная голо­ва была най­де­на где-то око­ло 1910 г.

Сле­ду­ет иметь в виду, что 1909 год стал пере­лом­ным, так как в этом году всту­пил в силу италь­ян­ский Кодекс о куль­тур­ном и ланд­шафт­ном наследии (№ 364/1909). Соглас­но это­му зако­ну, суще­ст­ву­ет пре­зумп­ция государ­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти на все архео­ло­ги­че­ские объ­ек­ты, най­ден­ные после 1909 г., если Мини­стер­ство куль­ту­ры не при­зна­ет, что объ­ект не пред­став­ля­ет куль­тур­но­го инте­ре­са, — чего нико­гда не слу­ча­лось с объ­ек­та­ми, най­ден­ны­ми на Рим­ском Фору­ме.

В италь­ян­ских архи­вах, отно­ся­щих­ся к рас­коп­кам на Фору­ме, содер­жит­ся фото­гра­фия голо­вы Алек­сандра, сде­лан­ная после её обна­ру­же­ния, где она отдель­но лежит на сто­ле в гале­рее Музея Фору­ма; име­ют­ся и дру­гие фото­гра­фии, на кото­рых объ­ект изо­бра­жён вме­сте с дру­ги­ми наход­ка­ми. Хотя неиз­вест­но, когда имен­но была укра­де­на эта голо­ва и дру­гой про­пав­ший пред­мет, счи­та­ет­ся, что это про­изо­шло до 1959 г.

На осно­ва­нии дати­ров­ки архив­ной фото­гра­фии, архео­ло­ги­че­ской доку­мен­та­ции с ука­за­ни­ем даты нача­ла рас­ко­пок в бази­ли­ке, и свиде­тельств о датах, когда Музей Фору­ма был досту­пен для про­веде­ния фото­съём­ки нахо­док, мож­но точ­но уста­но­вить, что объ­ект несо­мнен­но про­ис­хо­дит из Ита­лии. Учи­ты­вая выше­из­ло­жен­ные фак­ты, мож­но дока­зать, что мра­мор­ная голо­ва Алек­сандра была выве­зе­на с терри­то­рии Ита­лии после при­ня­тия зако­на 1909 г.

На этом осно­ва­нии объ­ект был опре­де­лён шта­том Нью-Йорк как укра­ден­ная соб­ст­вен­ность, а его выведе­ние из вла­де­ния италь­ян­ских вла­стей нару­ша­ло италь­ян­ский закон 1909 г. Кро­ме того, соглас­но нью-йорк­ско­му пра­ву, вор нико­гда не может при­об­ре­сти неоспо­ри­мое иму­ще­ст­вен­ное пра­во. Сле­ду­ет отме­тить, что вывоз голо­вы Алек­сандра с терри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ита­лия без лицен­зии на экс­порт, выдан­ной италь­ян­ским пра­ви­тель­ст­вом, явля­ет­ся ещё одним нару­ше­ни­ем италь­ян­ских зако­нов.

Одна­ко любо­пыт­но, что древ­но­сти, как и мно­гие кра­де­ные пред­ме­ты искус­ства, по-преж­не­му доволь­но лег­ко «отмыть», пере­про­да­вая их сно­ва и сно­ва неко­то­рым из бога­тей­ших кол­лек­ци­о­не­ров в мире, в отсут­ст­вие адек­ват­ной про­вер­ки со сто­ро­ны неко­то­рых из самых пре­стиж­ных и легаль­ных тор­го­вых пло­ща­док. В дан­ном слу­чае голо­ва Алек­сандра мно­го раз про­да­ва­лась в Соеди­нён­ных Шта­тах и в Вели­ко­бри­та­нии.


Но где имен­но она поку­па­лась и про­да­ва­лась?


Хотя сведе­ния о кол­лек­ци­он­ной исто­рии это­го объ­ек­та крайне скуд­ны, мы зна­ем, что 22 нояб­ря 1974 г. голо­ва Алек­сандра, про­дан­ная все­го за 650 дол­ла­ров, была пере­да­на Фон­дом Ако­па Кевор­кя­на Гале­ре­ям Сот­би Пар­ке-Бернет. Аук­ци­он­ный дом Сот­би при­об­рёл Гале­реи Пар­ке-Бернет в 1964 г. и в 1970-х гг. они назы­ва­лись Сот­би Пар­ке-Бернет. Сего­дня этот аук­ци­он­ный дом изве­стен про­сто как Сот­би. Поку­па­тель тогда был вне­сён в спи­сок как «Altertum Ltd.»

Позд­нее объ­ект пред­по­ло­жи­тель­но при­об­рёл про­фес­сор Ойко­но­мидес, кото­рый сооб­щил зна­ко­мым, что купил эту скульп­ту­ру во вре­мя отпус­ка в Каи­ре (Еги­пет) где-то меж­ду 1984 и 1986 гг. В 1988 г. Ойко­но­мидес умер, и объ­ект по заве­ща­нию пере­шёл к док­то­ру Мил­ле­ру.


Сни­мок экра­на интернет-сай­та Сот­би, сде­лан­ный 24 июля 2018 г.

8 декаб­ря 2010 г. объ­ект был вто­рич­но про­дан тор­го­вым домом Сот­би на аук­ци­оне еги­пет­ских, клас­си­че­ских и запад­но-ази­ат­ских древ­но­стей.

На этом аук­ци­оне пред­по­ло­жи­тель­ное про­ис­хож­де­ние объ­ек­та было опи­са­но так:

Акоп Кевор­кян (1872—1962), Нью-Йорк; веро­ят­но, при­об­ре­тён до II Миро­вой вой­ны;

Фонд Ако­па Кевор­кя­на (Сот­би Пар­ке-Бернет, Нью-Йорк, 22 нояб­ря 1974 г., № 317, илл.);

А. Н. Ойко­но­мидес, Чика­го.

Но доку­мен­ты очень сла­бо под­твер­жда­ли этот рас­сказ.

В кон­це кон­цов объ­ект был про­дан неиз­вест­но­му поку­па­те­лю за 92500 дол­ла­ров.

В мае 2017 г. голо­ва Алек­сандра всплы­ла на дру­гом бере­гу Атлан­ти­че­ско­го оке­а­на. На этот раз антич­ная мра­мор­ная голо­ва была выстав­ле­на на про­да­жу в Вели­ко­бри­та­нии в каче­стве соб­ст­вен­но­сти шей­ха Сауда бин Мохам­меда Али Аль-Тани — быв­ше­го мини­ст­ра куль­ту­ры Ката­ра и двою­род­но­го бра­та нынеш­не­го пра­ви­те­ля этой бога­той нефтью араб­ской стра­ны. До сво­ей смер­ти в 2014 г. шейх Сауд Аль-Тани счи­тал­ся самым бога­тым кол­лек­ци­о­не­ром пред­ме­тов искус­ства в мире.

20 июня 2017 г. при посред­ни­че­стве бри­тан­ской ком­па­нии «Classical Galleries Limited» Фонд шей­ха про­дал голо­ву Алек­сандра Ала­ну Сафа­ни из гале­реи Сафа­ни за 152625 дол­ла­ров.


Объ­ект иден­ти­фи­ци­ро­ван


Стенд гале­реи Сафа­ни — Выстав­ка изящ­ных искусств 2018.
Фото: Л. Аль­берт­сон.

Бла­го­да­ря уди­ви­тель­ной счаст­ли­вой слу­чай­но­сти 19 фев­ра­ля 2018 г. док­тор Пат­ри­ция Фор­ти­ни, дирек­тор и коор­ди­на­тор Архео­ло­ги­че­ской зоны «Рим­ский Форум и Пала­тин», увиде­ла объ­яв­ле­ние, в кото­ром при­во­ди­лась фото­гра­фия укра­ден­ной голо­вы, в пуб­ли­ка­ции, посвя­щён­ной пред­сто­яв­шей Выстав­ке изящ­ных искусств-2018, извест­ной как TEFAF. Фото­гра­фия этой голо­вы была вклю­че­на в доку­мен­та­цию диле­ра, где осве­ща­лись пред­ло­же­ния гале­реи Сафа­ни на пред­сто­яв­шем Маастрихт­ском аук­ци­оне, кото­рый дол­жен был состо­ять­ся в Нидер­лан­дах 10—18 мар­та 2018 г.

На фото­гра­фии из объ­яв­ле­ния и на ста­рой архив­ной фото­гра­фии голо­вы в гале­рее Музея Фору­ма был изо­бра­жён один и тот же объ­ект, и в резуль­та­те Ита­лия выдви­ну­ла тре­бо­ва­ние о его изъ­я­тии.


Иско­вая дав­ность и необре­ме­нён­ный пра­во­вой титул


Соглас­но зако­ну Нью-Йор­ка, исклю­чаю­ще­му исте­че­ние сро­ка дав­но­сти или при­ме­не­ние прин­ци­па о неосно­ва­тель­ном про­мед­ле­нии, у вора нель­зя при­об­ре­сти пра­во на иму­ще­ство, если толь­ко пра­во теку­ще­го вла­дель­ца нель­зя про­следить до кого-то, кому пер­во­на­чаль­ный соб­ст­вен­ник доб­ро­воль­но дове­рил пред­мет искус­ства. Посколь­ку необре­ме­нён­ный пра­во­вой титул на италь­ян­скую мра­мор­ную голо­ву Алек­сандра невоз­мо­жен, Сафа­ни и его адво­ка­ту пред­сто­ит решить, поло­жат ли они в осно­ву сво­ей защи­ты ссыл­ку на неосно­ва­тель­ное про­мед­ле­ние или доб­ро­воль­но усту­пят объ­ект. Во вся­ком слу­чае ясно, что истец, в дан­ном слу­чае Ита­лия, мед­ли­ла с пода­чей иска не без при­чин.

Прин­цип неосно­ва­тель­но­го про­мед­ле­ния пред­на­зна­чен для того, чтобы защи­тить инте­ре­сы доб­ро­со­вест­ных поку­па­те­лей, в дан­ном слу­чае — при­об­ре­та­те­лей поте­рян­ных или кра­де­ных пред­ме­тов искус­ства, учи­ты­вая в балан­се сопер­ни­чаю­щих инте­ре­сов усер­дие соб­ст­вен­ни­ка при выдви­же­нии его при­тя­за­ний.

Задерж­ка с выдви­же­ни­ем при­тя­за­ний на скульп­ту­ру мог­ла бы рас­смат­ри­вать­ся как неосно­ва­тель­ное про­мед­ле­ние соглас­но зако­ну Нью-Йор­ка, учи­ты­вая, что кра­жа про­изо­шла в неиз­вест­ное вре­мя мно­го лет назад, но закон это­го шта­та уже дав­но гла­сит, что соб­ст­вен­ник, обна­ру­жив место­на­хож­де­ние сво­его утра­чен­но­го иму­ще­ства, не име­ет пра­ва на неосно­ва­тель­ное про­мед­ле­ние с предъ­яв­ле­ни­ем пре­тен­зий к лицу, вла­де­ю­ще­му этим иму­ще­ст­вом. Посколь­ку, как толь­ко иден­ти­фи­ка­ция скульп­ту­ры была под­твер­жде­на, Ита­лия дей­ст­во­ва­ла быст­ро, едва ли подоб­ный под­ход к защи­те поз­во­лит гале­рее Сафа­ни сохра­нить за собой этот объ­ект.

Лин­да Аль­берт­сон

© 2018 г. ARCAblog.
© 2021 г. Перевод с англ.: О. В. Любимова.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА